ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ РОССИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дается подробный анализ профессиональной коммуникации России и Китайской Народной Республики в области образования. Автор отмечает, что у России и Китая довольно длительные взаимоотношения именно в области образовательных коммуникаций, начиная с 1862 г., когда впервые был приглашён преподаватель из России для преподавания русского языка в Пекинской школе. Взаимодействие и профессиональная коммуникация объясняется и тем, что в КНР когда-то была заимствована модель советского образования, но адаптированная к китайским реалиям. Автором представлены приоритетные направления взаимодействия двух государств в новом тысячелетии, обусловленные межправительственным «Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» (2005 г). Особую роль автор отводит факту создания в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС) Университета ШОС (УШОС), действующего с 2009 г. и включающего более 80 университетов из России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии и др. Данный факт — самая масштабная инициатива в мире. В заключении автором отмечены и проблемные области профессиональной коммуникации между КНР и России, среди которых — недостаточно проработанная правовая база образовательного сотрудничества и совместной подготовки профессиональных кадров в рамках языковой подготовки.

Ключевые слова:
профессиональная коммуникация, сотрудничество, взаимодействие, профессиональное образование, образовательное сотрудничество, русский язык, приоритетные направления
Список литературы

1. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты∕ В.М. Баутин, М.А. Шаталов. - Воронеж: Изд. Воронеж. ун-та, 2014. - С. 13-17;

2. Крылова, М.А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза∕ М.А. Крылова∕∕ Вестник ТвГУ. - 2015. № 4. С. 202-213

3. Блинов В.И. Базовые ценности профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. - 2019 г. - № 1. - С. 4-15

4. Боревская Н.Е. Современное образование и реформа школы 20-40-х годов / Н.Е. Боревская // Китайская культура 20-40-х годов и современность. Сб. статей. М.: Наука, 1993. - 262 с. - С. 200-234

5. Ван Вэй Историческое исследование сотрудничества в области образования России и Китая // Глобальный Научный Потенциал 2020№ 2(107). С. 10-13

6. Голик М.Я. Русский язык в Китае: прошлое и настоящее / М.Я. Голик // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 1-2. - С. 108-110

7. Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Гребенникова. - Комсомольск-на-Амуре, 2010. - 21 с.

8. Гурулева Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР)/Т.Л. Гурулева // Вестник РУДН, серия Международные отношения, декабрь 2015, том 15, № 4 С.147-158

9. Дишкант Е.В. Актуальные проблемы социокультурной адаптации китайских студентов в СВФУ: пути решения /Дишкант Е.В. Слепцова А.И., Дорофеева С.А. // Педагогические науки. 2020, Вып. № 12 (102). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/aktualnye-problemy-sociokulturnoj-adaptacii-kitajskix-studentov-v-svfu-puti-resheniya/ DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.118 и др.].

10. Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 857-865

11. Карнаух Н.В. Россия и Китай: исторические аспекты сотрудничества в области высшего образования/ Н.В. Карнаух, Ху Мин// Вектор науки ТГУ. 2011 2(5). С. 234-237

12. Сорокин, В. Ф. Изучение проблем китайской культуры в ИДВ РАН/ Сорокин В. Ф., Торопцев С. А., Боревская Н. Е.// Проблемы Дальнего Востока.2006. №1. С. 63-73

13. Кузнецова Е.Г. Проблемы международной интеграции в высшем образовании (на примере России и Китая)// Современное образование: векторы развития. инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин: мат-лы IV межд. конф. (Москва, 25-26 апреля 2019 года); под общей ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. Москва: Изд. Московского педагогич. госуд. ун-та, 2019 С. 18-34

14. Лапин П. А. Пекинская школа иностранных языков Тунвэньгуань и преподавание в ней русского языка (1862-1902)/ П. А. Лапин// Восток (ORIENS). - 2018. - №5. -С.6-20.

15. Лейфа А.В., Сергиенко Ю.П., Лукина Е.Ю., Лю Ю. Опыт международного сотрудничества Китая и России в сфере образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 121-125.

16. Лю Лиминь. Русский язык в Китае (1949-2009 гг.) / Лю Лиминь. - Шанхай: Шанхайское изд-во иностр. языков, 2011. - 210 с.

17. Макеева И.А. Социокультурная адаптация иностранных студентов / И.А. Макеева, Ю.А. Марук // Молодой учёный. - 2020. - №8 (298). - С. 221-222.

18. Макаров И.А. Соколова А. К. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: возможности для России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. №2. С.100-109

19. Мельников Т. Н., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Взаимодействие систем образования Российской Федерации и Китайской Народной республики в современных условиях// Проблемы современного образования 2018. № 2. С.140-146

20. Медяник Е.И. Совместные образовательные проекты как инновационная форма сотрудничества России и КНР в XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2016. № 1. С. 54-64

21. Нелюбова А.А. Этнокультурная адаптация иностранных студентов к обучению в российских вузах / А.А. Нелюбова // Проблемы межэтнических и межкультурных коммуникаций в XVIII - начале XXI вв.: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 28 ноября 2019. - Биробиджан, 2020. - С. 85-88

22. Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности. - М.: ФГАОУ ДПО АПКиППРО, 2010 - 109 с.

23. Топтыгина А. В. Российско-китайское сотрудничество в области науки и образования на современном этапе // Студенческая наука и XXI век. - 2017. - № 2(15). - С. 179-181

24. Тенчурина Л. З. Изучение и преподавание русского языка в Китае и на Тайване: прошлое и настоящее / Л. З. Тенчурина, Ли Си-мэй // Образование и наука. - 2016. -№ 3 (132) .- С. 177-197.-С.177

25. Филиппов В.М., Сунь Ю. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98). С. 15-17

26. Чжу Цзяу Индивидуализация в России и Китае как фактор развития профессионального образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2. Т8 С.6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN220.pdf.

27. Agreement between the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and the Ministry of Education of China on cooperation in the field of education // International agreements on cooperation in the field of education. Мoscow, 2009. 329 р.

28. Berry J.W. Cross-cultural psychology: Research and applications / J.W. Berry, Y.H. Poortiga, M.H Segall, P.R. Dasen. - Oxford University Press, Inc., 2002. - 588 p.

29. Cao Zhi A Review of the SCO’s Education Collaboration in 2013. Annual Report on theShanghai Cooperation Organization (2014). Social Sciences Academic Press (China), 2014. С.221

30. Garusova L. Foreign students in Russian universities. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.vvsu.ru/analytic/article/10742369/larisa_garusova_professor_vgues].

31. The Treaty of Good-Neighborliness and Friendly Cooperation Between the People’s Republic of China and the Russian Federation. The official site of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.-[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/spd_md.nsf/0/3FF2F2E4479102].

Войти или Создать
* Забыли пароль?