Россия
Один из самых широко обсуждаемых подходов к организации коммуникативного взаимодействия — стратегический — позволяет отказаться от других, менее эффективных в условиях острейшей конкуренции. Несмотря на повышенное внимание к стратегическому моделированию коммуникаций, в научной литературе ведется полемика вокруг ее важнейших сущностных параметров: обсуждаются особенности информационного воздействия в стратегической коммуникации, предмет, структура последней, а также методы изучения целевых аудиторий и особенности воздействия на них. Еще более релятивно представление о специфике стратегической коммуникации в той или иной конкретной сфере. Цель данной статьи — проанализировать основные параметры стратегической коммуникации как особого вида деятельности. Методом анализа выступает моделирование. Для достижения цели разрабатывается деятельностная модель стратегической коммуникации, позволяющая прояснить ее важнейшие характеристики — мотивацию, целенаправленность, иерархию задач, структуру (фазы и отдельные действия). На этой основе в последующем можно определить специфику деятельности по осуществлению стратегической коммуникации в конкретной сфере: содержание коммуникативных процедур, действий, шагов.
стратегическая коммуникации, моделирование, деятельностные параметры, предметность, целенаправленность, мотивация, фазы, действия
1. Богданов С.В. Стратегические коммуникации: концептуальные подходы и модели для государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61.
2. Бурлаков В.А. Стратегическая коммуникация как метод современной геополитики // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. № 2(37). С. 7-15.
3. Быкова Е.В. Речевые тактики спиндокторинга в политическом медиадискурсе [Электронный ресурс] // Медиалингвистика. 2016. № 2(12). С. 92-100. URL: https://medialing.ru/rechevye-taktiki-spindoktoringa-v-politicheskom-mediadiskurse/ (дата обращения: 17.06.2021).
4. Быкова Е.В., Гавра Д.П. Стратегические коммуникации // Медиалингвистика в терминах и понятиях. М., 2018. C. 348-351.
5. Гавра Д.П. Категория стратегической коммуникации: современное понимание и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3. С. 229-233.
6. Дускаева Л.Р. Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике. [Электронный ресурс] // Медиалингвистика. 2019. № 6(1). С. 4-18. URL: https://medialing.ru/vektory-praksiologicheskogo-analiza-v-medialingvistike/ (дата обращения: 17.06.2021).
7. Дускаева Л. Р. Медиалингвистика в России: лингвопраксиологическая доминанта // Медиалингвистика. 2014. № 1 (4). С. 5-15. URL: https://medialing.ru/medialingvistika-v-rossii-lingvopraksiologicheskaya-dominanta/ (дата обращения: 07.08.2021).
8. Ильичев И.И. От стратегической коммуникации к синхронизации коммуникации: новые доктрины министерства обороны США в области информационной деятельности // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С.13-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-strategicheskoy-kommunikatsii-k-sinhronizatsii-kommunikatsii-novye-doktriny-ministerstva-oborony-ssha-v-oblasti-informatsionnoy/viewer (дата обращения: 01.08.2020).
9. Исенко А.И. Понятия модели и моделирования в человеческой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 4 (апрель). С. 31-35. URL: http://e-koncept.ru/2015/15095.htm (дата обращения: 07.08.2021).
10. Колесов П. Ведение Соединёнными Штатами информационных войн. Концепция «Стратегических коммуникаций» // Зарубежное военное обозрение. 2010. № 6. С. 9-14.
11. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация: современные технологии глобального влияния и управления. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2014.
12. Пономарева А.И., Суворова А.В. Моделирование как метод научного познания: содержание и типология. Journal of Economy and Business, vol. 12-2 (70), 2020. С.233-237.
13. Тихомирова Е.И. Коммуникация и стратегические коммуникации // Петербургская школа PR: от теории к практике. Сб. науч. статей. Редкол.: Д.П. Гавра, А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина. СПб.: СПбГУ, 2015.
14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2011.
15. Чеботарева Н.И., Ковалева С.С. Информационная война как деструктивная форма стратегических социальных коммуникаций: технологии медиаманипуляции в СМИ // Вестник Московского Гуманитарно-экономического Института. 2016. № 1. С. 60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27467126 (дата обращения: 20.07.2020).
16. Чернов И.В., Шелков А.Б. Информационное управление: тематическое планирование медийных информационных воздействий // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2011. С. 186-200.
17. Argenti P.A., Howell R.A., Beck K.A. The strategic communication imperative // MIT Sloan Management Review. 2005. Vol. 46. № 2.
18. Hallahan K., Holtzhausen D., van Ruler B., Verčič D., & Sriramesh K. Defining strategic communication. International Journal of Strategic Communication, 1 (1), 2007. Рp. 3-35. URL: https://doi.org/10.1080/15531180701285244 (дата обращения: 20.07.2020).
19. Goldman E. Strategic Communication: A Tool for Asymmetric Warfare // Small Wars Journal. October 6, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://smallwarsjournal.com/blog/strategic-communication-a-tool-for-asymmetricwarfare (дата обращения: 07.09.2020 г.).
20. Mitrović M. Strategic communication concept implemented through the corporate political activities - suggested strategy modeling // STRATEGIC MANAGEMENT, Vol.24 (2019), No. 4, pp. 013-020. С. 13-14.
21. National Framework for Strategic Communications. White House. Washington, DC.2010.
22. Paul C. «Strategic Communication» is Vague, Say What You Mean [Электронный ресурс] // Joint Force Quarterly. Issue 56, 1st quarter 2010. p. 12. URL: http://www.au.af.mil/au/awc/awcgate/jfq/paul_sc_is_vague.pdf (дата обращения: 20.07.2020).
23. Price M.E. Free Expression, Globalism and New Strategic Communication. New York: Cambridge University Press, 2015.
24. Steyn B. From strategy to corporate communication strategy: A conceptualization // Journal of Communication Management. 2003. Vol. 8. № 2, pp. 168-183.
25. Tatham S.A. Strategic Communication: A Primer Academy of the United Kingdom, 2008.
26. Zaharna R. S. Battles to Bridges: US Strategic Communication and Public Diplomacy after 9/11. // Springer, 2010. p. 6. URL: https://books.google.com/books?id=ExOHDAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 19.08.2020).
27. Zerfass A., Huck S. Innovation, communication, and leadership: new developments in strategic communication // International Journal of Strategic Communication. 2007. Vol. 1. № 2. С. 107-122.
28. Zerfass, A. & Viertmann, C. Creating business value through corporate communication: A theory-based framework and its practical application. Journal of Communication Management. 2017, 21(1), pp. 68-81.