СИСТЕМА ОТБОРА ВОЛОНТЕРОВ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ «КАЛУГА – НОВОГОДНЯЯ СТОЛИЦА»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается опыт создания стабильно функционирующего волонтерского центра, обосновывается необходимость планомерного и структурированного отбора волонтеров. Описывается технология отбора волонтеров, включающая в себя, в том числе, их обучение и мотивацию. Выделяются основные направления деятельности волонтёров.

Ключевые слова:
событийное волонтерство, волонтерская деятельность, мотивация, обучение волонтеров
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

По мере нарастания популярности волонтерской деятельности в различных социально-экономических сферах на пути формирования гражданского общества, принятие ее в качестве значимого института социальной активности и поддержки волонтерства со стороны государства растет исследовательский интерес к изучению феномена волонтерства, его структуры, особенностей, закономерностей развития, влияния на разные сферы жизни и деятельности общества, управления волонтерством на разных уровнях.

Современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» определяет добровольческую деятельность как добровольную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг во множестве целей, в том числе и поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности [1].

Сегодня особую актуальность в контексте рассматриваемой проблемы получает организация подготовки студентов и переподготовка педагогических работников к участию в волонтерской деятельности [6]. Высшими учебными заведениями и институтами повышения квалификации разрабатываются и реализуются профильные рабочие программы. Рассматриваемая  тематика активно представлена на курсах повышения квалификации. Практическую значимость получают технологические разработки, методические пособия и другие практико-ориентированные материалы, обеспечивающие формирование мотивации студентов к участию в волонтерской деятельности среди обучающихся и подготовки к ее реализации.

В настоящее время особую актуальность приобретает разработка и реализация студентами социальных проектов по волонтерству [7; 8], участие в масштабных мероприятиях городского и регионального уровня [2; 3].

В 2019 г. стало известно, что Калуга становится Новогодней столицей России  2021. Наряду с вопросами концепции праздника, его визуального и событийного содержания встал вопрос о сопровождении праздничных мероприятий волонтерами. Анализ опыта предыдущих городов − участников проекта «Новогодняя столица» показал, что максимальное количество волонтеров должно быть задействовано в информационном сопровождении праздника.

            Система социального управления волонтерством – сложная, это обусловлено множеством факторов: сложностью волонтерства как социального феномена; включенностью системы управления волонтерства в систему государственного регулирования взаимодействия разных социальных общностей и спецификой этого управления; множественностью субъектов управления (это и органы государственного и органы законодательной и исполнительной власти, институт самоуправления, государственные подведомственные учреждения сферы культуры, образования и здравоохранения, некоммерческие и коммерческие структуры); фрагментарностью стихийно формулирующейся системы социального управления волонтерства за счет ее механического включения в систему государственного управления [9].

На территории Калуги функционируют около 10 крупных волонтерских организаций, но ни одна из них не обладает необходимым человеческим ресурсом для обеспечения одновременной работы 300 чел. Поэтому на базе МБУ «Молодежный центре» г. Калуги для решения данной задачи был сформирован Волонтерский центр при управлении физической культуры, спорта и молодежной политики г. Калуги.

МБУ «Молодежный центр» г. Калуги работает в целях организации работы с учащейся, студенческой, работающей молодежью, а также детьми дошкольного возраста, направленной на реализацию социально-значимых проектов и программ, а также новых форм работы с молодежью, для содействия молодежи в творческой самореализации, поддержке молодежных инициатив, содействия инновационной социально-значимой и общественно-полезной деятельности через проведение культурно-досуговых мероприятий, программ различных форм на различных уровнях, в том числе по созданию актива учащейся молодежи для подготовки и проведения молодежных программ на различных уровнях.

Для начала были определены основные направления деятельности волонтеров: информационное и событийное.

В свою очередь, информационная работа подразделялась на работу на информационных стойках и информационных акциях. В рамках проведения информационных акций волонтеры проводили уличные акции и знакомили жителей и гостей города с программой праздника и его сайтом. Эта работа немного созвучна с работой информационных стоек. Во всех наиболее проходимых точках города − аэропорт, вокзалы, холлы гостиниц, торговые центры, были установлены информационные стойки, на которых жители и гости города получали информацию о ближайших мероприятиях и работе сайта.

Событийное направление подразделялось на работу Резиденции Деда Мороза, проведение «Пряничного квеста» и работу на мероприятиях проекта. Разделение на направления было вызвано необходимостью составления четкого графика работы волонтёров. График работы Резиденции и даты проведения квеста были согласованы задолго до начала проекта, но все остальные мероприятия утверждались за неделю, а в некоторых случаях даже за несколько дней до даты проведения. Перед нами стояла серьезная проблема: за короткий отрезок времени обеспечить проведение таких мероприятий необходимым количеством волонтеров, ведь каждый из них кроме волонтерства продолжал заниматься обычной деятельностью, будь то учеба или работа.

Основными этапами реализации волонтерской программы мероприятия являются привлечение кандидатов, отбор, подготовка волонтеров, организация работы волонтеров и управление их деятельностью, а также подведение итогов волонтерской программы [11]. Работа по подготовке волонтёров началась в октябре 2020 г. Управлением физической культуры, спорта и молодежной политики и Молодежным центром г. Калуги в социальных сетях была размещена информация о старте набора волонтеров на проект «Калуга – Новогодняя столица 2021». Кроме того, данная информация была распространена по всем волонтёрским организациям города.

Размещенная информация включала в себя возрастные ограничения и условия этапов отбора. Для того чтобы стать частью проекта, волонтер должен был быть старше 14 лет, но моложе 64 лет. Ограничение верхнего возраста было связано с эпидемиологической ситуацией в регионе и режимом самоизоляции для людей старше 65 лет. Ограничений по опыту участия в волонтерских проектах не предъявлялось. Целью организаторов было привлечение как можно большего количества волонтеров к участию в проекте.
            Первым этапом отбора в проект было анкетирование. Для участия в проекте кандидату было необходимо заполнить анкету, направленную на выявление его коммуникативных навыков, волонтерского опыта и мотивации к участию в проекте. Вопросы анкеты также включали в себя контактную информацию, сведения об образовании, опыте волонтерской деятельности, личных навыках и компетенциях, увлечениях, опыте руководящей деятельности и желаемого направления работы на мероприятии. В зависимости от развернутости ответов респондентов заполнение анкеты занимало от 10 мин. до часа. Форма анкеты была выложена в социальных сетях и представляла собой опросник в гугл-форме. Кандидаты также могли заполнить анкеты и очно пройти собеседование в Молодежном центре г. Калуги. На данном этапе стоит предусмотреть подтверждение получения заявки Волонтерским центром.

Второй этап отбора – интервью с кандидатом. Учитывая требования Роспотребнадзора, было принято решение отказаться от проведения очного интервью и перевода его в онлайн формат. Наступил этап телефонного интервьюирования. Шаблон интервью выстраивался таким образом, чтобы с помощью последовательных вопросов получить информацию о предыдущем опыте работы кандидата, о его поведении в различных ситуациях, об ожиданиях и целях на участие в проекте. Особое внимание уделялось вопросам, позволяющим выяснить опыт, релевантный направлениями работы Волонтерского центра. Также интервью являлось первым прямым контактом волонтера с организаторами события, поэтому было важно также внести туда элемент мотивации и дать подробную информацию о предстоящем событии.              
Данный этап подразумевал собой минимальную обратную связь для волонтеров.

Отобранные кандидаты приступили к обучению. Обязательной для всех кандидатов была лекция об истории Калуги и Калужской области. В лекции содержались исторические факты о Калуге, информация о достопримечательностях города и значимые исторические события, связанные с Калужской областью. – всё это должно было подготовить кандидатов к встрече с гостями города и дать возможность грамотно отвечать на возникающие вопросы. После прохождения обучения было обязательное тестирование. Тест состоял из открытых вопросов и был направлен на выявление уровня усвоенных знаний, а ответы на такие вопросы как «Посоветуйте три места, которые было б интересно посетить людям, впервые приехавшим в Калугу» демонстрировали субъективное мнение волонтера о Калуге. Результаты тестирования добавляли характеристик к образу кандидата, полученного после изучения анкет и проведения собеседования, что позволило отсеять недобросовестных и незаинтересованных кандидатов.

После успешно пройденного общего обучения волонтеры приступили к обучению по направлениям. Обучение по направлениям проводилось в форме групповой работы и командно-ролевых игр, моделирующих различные ситуации, возникающие при реализации мероприятий.

Затем началась достаточно сложная и ответственная работа на праздничных площадках города. Практически каждое из мероприятий, проводимых в рамках программы Новогодней столицы, не обошлось без активного участия волонтеров. Всего волонтеры приняли участие более чем в 40 мероприятиях, не считая ежедневной работы информационных стоек и Резиденции Деда Мороза, проведения информационных акций. Несмотря на капризы погоды, ни одно из мероприятий не было сорвано по вине волонтеров. Это подтверждает насколько серьезно и правильно проводился отбор кандидатов и их обучение. Сегодня можно смело говорить о весомом вкладе волонтеров в успешное проведение проекта «Калуга – Новогодняя столица 2021».

Таким образом, предложенные этапы последовательного отбора и обучения волонтеров могут быть использованы организаторами подобных мероприятий в дальнейшем. Волонтерский центр Новогодней столицы дал нам, как его организаторам и непосредственным участникам, неоценимый опыт подготовки команды волонтеров для проведения мероприятий такого масштаба. Важно заметить, что проведение подобных масштабных мероприятий создает условия для саморазвития и самореализации их участников и организаторов [5], формируя субъектность, критичность мышления, креативность, рефлексивные способности [4]. 

Наш опыт доказал, что можно и нужно вовлекать волонтеров в реализацию крупных городских мероприятий. Это воспитывает гражданскую активность, ведь личная вовлеченность раскрывает мероприятие с другой стороны, позволяя волонтеру по-новому взглянуть на себя и город.

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"[Электронный ресурс]. -https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html (дата обращения 13.01.2020).

2. Амирова Р.И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Самара, 2017. - С. 80-81.

3. Горлова Н.И. Современные тенденции развития института волонтерства в России // Вестник Костромского государственного университета. - 2017. - Т. 23. − № 3. - С. 77-80. [Электронный ресурс]. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-institutavolonterstva-v-rossii (дата обращения 16.01.2020).

4. Иванова И.В. Педагогическое сопровождение становления саморазвивающейся личности: монография. - Москва: Инфра-М, 2019. - 296 с.

5. Иванова И.В. Саморазвитие личности подростков в процессе социально полезной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №4(109). - С. 15-22.

6. Иванова И.В., Борисова Е.А. Социальная волонтерская практика как база реализации личностного потенциала студентов и способ овладения основами будущей профессии через практико-ориентированную деятельность // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - 312 с. - С. 220-222.

7. Иванова И.В., Кузнецова М.В. Социальный проект «Знай свои корни» и его вклад в воспитание и обеспечение социальной безопасности детей младшего школьного возраста // Методист. - 2018. - №7. - С. 23-26.

8. Иванова И.В., Самсонова П.С., Корнеева И.В. Из опыта развития инклюзивного волонтерства // Методист. - 2018. - №2. - С. 15-19.

9. Певная, М.В. Управление волонтерством. Международный опыт и локальные практики: монография / М. В. Певная ; под редакцией Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 434 c.

10. Синяева М.И. Волонтерство как социальное явление современного общества / М. И. Синяева, О. И. Могиленец // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017. - № 2 (5). - С. 75-78.

11. Стандарт Событийного Волонтерства. - Москва: Издательство Ассоциация волонтерских центров, 2020. - 112 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?