В Послании Президента России Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. говорилось о низких доходах значительной части семей с детьми как об острейшей проблеме, представляющей прямую угрозу для демографического будущего страны. Большая роль в решении этой проблемы принадлежит законодательству о социальном обеспечении детей. Импульсом для его развития является конституционная новелла о детях как важнейшем приоритете государственной политики и создании государством условий, способствующих их всестороннему развитию. Автор анализирует материальное положение российских детей в сопоставлении со взрослым населением и экономическая литература по данной проблеме, а также предложение о теоретической разработке нового общественного договора, отвечающего современным вызовам мировой экономики и рынка труда, необходимого для принятия адекватных мер социальной защиты. Цель статьи — обосновать важность максимально возможного учета в законодательстве о социальном обеспечении детей конституционных положений, в частности, о том, что социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому человеку. Нормы семейного и трудового законодательства, возлагающие на семью обязанность содержать несовершеннолетних детей, а на работодателя — выплачивать заработную плату, обеспечивающую достойное существование работника и его семьи, во многих случаях не действуют либо не позволяют решить проблему материальной обеспеченности детей. Учитывая обсуждаемую в России идею о введении минимального гарантированного дохода как неприкосновенной суммы, выплачиваемой государством каждому человеку, независимо от его социального и экономического положения, автором сделан вывод о возможности и необходимости реализации этой идеи в приоритетном порядке для несовершеннолетних граждан — в виде безусловного базового пособия.
приоритет детей, конституционные гарантии, социальное обеспечение, демографическая ситуация, бедность, содержание детей родителями, доходы родителей, безусловное базовое пособие
No data
1. No data