АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ «ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫПОЛНЯТЬ В ЕСТЕСТВЕННОМ ПОРЯДКЕ» КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены проблемы пребывания российской экономики в длительной стагнации, продолжающейся не первое десятилетие, что связано с реализуемой моделью экономики – государственного квазимонополитического капитализма. Продемонстрировано, что одним из наиболее действенных путей преодоления многолетних проблем обеспечения эффективного социально-экономического развития Российской Федерации является использование технологий реинжиниринга бизнес-процессов. Проанализированы перспективы использования для эффективного социально-экономического развития Российской Федерации технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке». Определены наиболее рациональные пути применения указанной технологии реинжиниринга бизнес-процессов с учетом существующих отечественных реалий социально-экономического развития.

Ключевые слова:
анализ, технологии, реинжиниринг бизнес-процессов, выполнение этапов процесса, естественный порядок, эффективность, социально-экономическое развитие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Современный мировой экономический кризис еще сильнее обнажил проблемы отечественного социально-экономического развития [19], которые длятся последние десятилетия [15].

Кроме того, эксперты не без оснований полагают, что при сохранении существующей отечественной модели государственного квазимонополистического капитализма [26] процессы стагнации социально-экономического развития в Российской Федерации сохранятся на ближайшие 10−15 лет [5, 21].

Следствием длительной стагнации процессов социально-экономического развития в Российской Федерации является тот факт, что в период начала развития шестого технологического уклада [27] по наиболее значимым показателям социального развития в международном рейтинге стран и регионов [18] наша страна не входит даже в сотню лучших стран мира (рис. 1), в то время как, например, в рейтинге уровня продолжительности жизни в странах мира [2] учтена всего 191 страна.

 

В сложившихся условиях возникает крайняя необходимость в поиске путей радикальной трансформации процессов социально-экономического развития Российской Федерации, в качестве которых целесообразно рассмотреть технологии реинжиниринга бизнес-процессов [32].

Цель исследований

Целью представленных исследований является анализ перспектив применения технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» как инструмента обеспечения эффективности социально-экономического развития Российской Федерации, используемого в комплексе инструментов преодоления стагнации национальной экономики. 

Методическая база исследований

Методическую базу исследований составили научные работы, посвященные анализу технологий реинжиниринга бизнес-процессов таких авторов, как Абдикеев Н.М., Данько Т.П. [17], Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я., Захаров И.В. [4], Герасимов Б.Н. [6], Железко Б. [7], Кутелев П.В., Мишурова И.В. [9], Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. [31], Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. [10], Оголева Л.Н., Чернецова Е.В., Радиковский В.М. [12], Петухов В.И. [14], Уткин, Э.А. [30], Хаммер М., Чампи Дж. [32], Черемных О.С., Черемных С.В. [34], Шеер А.-В. [35] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские наработки по рассматриваемой проблеме [23, 24].

Основные результаты исследований

При анализе технологий реинжиниринга бизнес-процессов как инструментов для вывода Российской Федерации не только из кризиса 2020−2021 гг., но и многолетней стагнации российской экономики, воспользуемся составляющей переосмысления бизнес-процессов реинжиниринга по Хаммеру М. и Чампи Дж. «Этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» [32] (рис. 2) [23].

 

Говоря о технологии реинжиниринга бизнес-процессов, согласно которой этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке (блок 3, рис. 2), необходимой для повышения эффективности национальной экономики в современных условиях, обратим внимание на то, что для ее внедрения необходимо отказаться о целого ряда индикаторов реализации масштабных государственных проектов и программ, на которые нацелены владельцы процессов, но которые на самом деле нарушают естественный ход этих процессов [20, 25]. 

Рассматривая примеры неестественного выполнения этапов процесса, можно обратиться к истории времен СССР, когда в 1957 г. на зональном совещании работников сельского хозяйства Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» по всем экономическим показателям, а также построить к 1980-му году материально-техническую базу коммунизма [33]. Также в своем выступлении Хрущев Н.С. поставил задачу за три года утроить производство мяса в стране. Однако спустя полтора года прирост производства мяса в стране, продолжавшей испытывать нехватку основных пищевых продуктов, оказался крайне незначительным, что вызвало недовольство Хрущева Н.С. В результате в конце 1958 г. всем обкомам КПСС страны было разослано указание «о принятии решительных мер» для увеличения производства мяса уже в 1959 г. [3].  

«Среди экономистов есть скептики, которые не верят в возможности нашего сельского хозяйства утроить производство мяса. Но как они подошли к этому делу? Как водится, взяли карандашик и подсчитали, какой может быть прирост скота и за сколько лет. Товарищи, надо же понимать, какие сейчас силы накопились у советского народа. Это же политическое явление, результат долголетней работы нашей партии…» [3] − говорил тогда Первый секретарь ЦК КПСС. 

Разумеется, как бывает в подобных случаях, всегда находятся «герои», которые ради отчетности и почестей готовы пойти на нарушение любого естественного хода событий.

Таким «героем» в 1959 г. стал Первый секретарь Рязанского обкома КПСС Ларионов А.Н., который не просто пообещал утроить государственные заготовки мяса в области за один год (!), но и заручился поддержкой (несмотря на очевидную нереальность этого обещания) январской областной партийной конференции, решение которой по настоянию Хрущёва Н.С. было опубликовано в центральном партийном печатном издании страны – газете «Правда» [3].

Еще до выполнения своего грандиозного плана по производству мяса Ларионов А.Н. уже в феврале 1959 г. получил за рвение высшую государственную награду в СССР − орден Ленина [3].

Далее события развивались с невероятной быстротой. Чтобы выполнить принятые обязательства по производству мяса, по распоряжению Рязанского обкома КПСС был забит весь приплод скота за 1959 г., большая часть молочного стада и производителей, весь скот выращенный колхозниками в своих хозяйствах, были организованы закупки скота в соседних с рязанской областях (причем осуществлялось это за счёт средств общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и удовлетворения других нужд) [3]. Во имя достижения «Рязанского чуда» (известного также как «рязанская авантюра» или «рязанская афера») были задействованы и другие инструменты, благодаря которым мясо в области просто исчезло из продажи [3]. 

Но зато 16 декабря Рязанский обком КПСС отрапортовал в ЦК КПСС, что область выполнила взятые на себя обязательства по производству мяса, увеличив его за год в 3,8 раза, за что Ларионов А.Н. был удостоен звания Героя Социалистического Труда [3].

Непонятно, чем руководствовался Ларионов А.Н., беря авантюрные обязательства по дальнейшему увеличению заготовок мяса в области на 1960-й год, превышающие результаты 1959-го года на 20%, поскольку в результате уничтожения материальной базы производства мяса, итоги производства в 1960-м году оказались в 5(!) раз хуже, чем в 1959-м [3]. При этом следует отметить, что «рязанская афера» оказала кране негативное влияние не только на производство мяса, а на все сельское хозяйство, и не только в Рязанской области, но и в соседних областях.

Следует отметить, что пример «рязанской аферы» был в своем роде далеко не единственным. Не случайно именно в описываемый период единственный раз за всю историю выполнения советских пятилеток (во многих случаях досрочно) произошло затягивание выполнения пятилетнего плана аж на два года (1959−1965 гг.) [22].   

Говоря о целесообразности выполнения этапов процесса в естественном порядке применительно ко дню сегодняшнему, можно обратить внимание на идеологию подготовки «Стратегии-2030», призванной воплотить в жизнь решения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [29], согласно которому существует разделение сложных задач на:

− стратегические направления − с горизонтом действия до 2030 г.;

и большие межведомственные задачи (БМЗ) − с горизонтом действия до 2024 г. [16].

При этом появление БМЗ эксперты связывают с тем, чтобы правительству было что предъявить к президентским выборам [16].

То есть речь идет не столько о том, чтобы последовательно выполнять этапы процесса достижения национальных целях в естественном порядке, а о том, чтобы было чем отчитаться.

Также эксперты отмечают, что в лексиконе правительства
появилось понятие «быстрых побед» [16], т.е. то, чем можно отчитаться (и это ключевое слово) достаточно быстро.

Дискутируя на эту тему с экспертами, уместно вспомнить, что еще весной 2017 г. тогдашний глава Минэкономразвития (МЭР) М. Орешкин заявил ни много ни мало следующее: «Стратегии в том виде, как мы это исторически понимаем – толстый документ по основным направлениям что и как делать, – с управленческой точки зрения неэффективный подход» [13] и предложил заменить их «короткими живыми документами», подразумевающими и краткий срок их реализации. «Будем смотреть, как экономика реагирует на предлагаемые изменения, иметь обратную связь» [13] − заверял министр.

Иначе говоря, понятие «быстрых побед» в лексиконе правительства далеко не ново.

Анализируя такую позицию, в работе [28], в частности, отмечается: «Вызывает удивление сама попытка противопоставления стратегических планов развития и тактики развития в виде «коротких живых документов», декларируемый МЭР. Нет никаких оснований утверждать, что урезание логической цепочки развития экономики «концепция-политика-стратегия-тактика», укороченной до последнего звена, даст какие-то значимые результаты в развитии экономики страны. Во всяком случае, в мировой практике позитивные примеры реализации такого подхода неизвестны. А негативных – сколько угодно.

Здесь уместно вспомнить пример из истории, произошедший задолго до «Рязанского чуда» в период Второй мировой войны.

«В начале войны уверенный в превосходстве своей военной машины Гитлер запретил финансировать все новые технические разработки, сроки завершения которых были больше года». Но по мере того как эта военная машина перемалывалась на полях России, фюрера и его генералов начинало охватывать беспокойство, и их мысли все чаще и чаще стали возвращаться к «чудо-оружию», способному разом изменить весь ход войны. Но, увы, к лихорадочным попыткам создать «чудо-оружие» оказались в полной мере применимыми слова, которыми начальник германского генерального штаба Ф. Гальдер в январе 1942 г. характеризовал положение на Восточном фронте: «Штопка дыр! Ожидать успеха не следует» [11].

Вообще проблема стратегического планирования, предполагающего целесообразность выполнения этапов процесса в естественном порядке, применительно к процессам развития национальной экономики остается хронической.

 Так еще в 2017 г. тогдашний министр по делам открытого правительства Михаил Абызов заявил: «Я ничего не понимаю: в чем у правительства России экономическая повестка до 2025 года?» [8].

В этот же период в работе [28] отмечалось: «В то время как ведущих странах мира (например, в США, Китае, ФРГ и др.) полным ходом идут разработки стратегий развития экономики, вплоть до футуристических, рассчитанных на период до 100 лет, и направленных на обеспечение блага для будущих поколений, посыл МЭР об отказе от стратегий экономического развития как таковых, заменяя их "живыми документами", рассчитанными на короткий срок реализации, выглядит откровенно конъюнктурно».

В 2020 г. эксперт Д. Дризе, характеризуя планы правительства по восстановлению национальной экономики, описал их как «практику затыкания дыр вместо четкой стратегии» [1].

Вообще сам факт того, что почти спустя год после выхода Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [29] правительство так и не представило «Стратегию-2030», свидетельствует о том, что выполнения этапов процесса в естественном порядке, согласно технологиям реинжиниринга [32], поскольку эти этапы просто напросто не прописаны.

Обсуждение результатов и выводы

В целом анализ технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» как инструмента обеспечения эффективности социально-экономического развития Российской Федерации показывает, что он сродни врачебной заповеди «не навреди».

В данном случае это означает, что любое проявление конъюнктурщины с целью демонстрации сиюминутного эффекта в конкретный («нужный») момент времени не просто нарушает естественный ход событий, но и выбивает значительную часть ресурсов из осуществляемых стратегически значимых процессов развития, либо отодвигая сроки достижения желаемых результатов (в лучшем случае), либо делая достижение этого желаемого результата невозможным в худшем случае.

Реализация технологии реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» не требует вложения каких-либо ресурсов. Это чисто управленческий аспект, связанный с необходимостью правильной организации и контроля бизнес-процессов.

Разумеется, технологию реинжиниринга бизнес-процессов «этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке» эффективно использовать не автономно, а в комплексе составляющих переосмысления бизнес-процессов реинжиниринга.

Список литературы

1. «Вместо четкой стратегии — практика затыкания дыр». https://www.kommersant.ru/doc/4502786

2. United Nations Development Programme: Life Expectancy Index 2020. https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index#russia

3. Агарев А.Ф. Трагическая авантюра: Сельское хозяйство Рязанской области 1950—1960 гг.: А. Н. Ларионов, Н. С. Хрущёв и др.: Документы, события, факты. — Рязань: Русское слово (Рязоблтипография), 2005. − 192 с.

4. Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я., Захаров И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов; Юнити-Дана. − Москва, 2010. − 344 c.

5. ВШЭ: Россию ждут 15 лет безнадежной стагнации. https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii

6. Герасимов, Б.Н. Реинжиниринг процессов организации [Текст]: монография / Б. Н. Герасимов. − Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. – 255 с.

7. Железко Б. Реинжиниринг бизнес - процессов / Б. Железко, Т. Ермакова, Л. Володько. – Минск: Книжный дом, 2006. − 216 c.

8. Комраков А. Правительство отказывается от стратегии экономического развития. // http://www.ng.ru/economics/2017-04-24/1_6980_strategia.html

9. Кутелев П.В. Технология реинжиниринга бизнеса / П.В. Кутелев, И.В. Мишурова. − Москва: МарТ, 2003. − 175 c.

10. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Медынский, С.В. Ильдеменов. − Москва: ЮНИТИ, 1999. − 413 с.

11. Милин С. МЕРТВОРОЖДЕННЫЕ МОНСТРЫ. // http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1974/2/mertvorojdennye.html

12. Оголева Л.Н. Реинжиниринг производства: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Оголева, Е.В. Чернецова, В.М. Радиковский; Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации. − Москва: Кнорус, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). − 303 с.

13. Орешкин пообещал "живой документ" по ускорению экономического роста в РФ. http://www.finmarket.ru/main/article/4514131

14. Петухов В.И. Проблемы реинжиниринга российских предприятий [Электронный ресурс]: монография / В. И. Петухов. − Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2014. − 59 с.

15. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii

16. Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya

17. Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: полн. курс МВА: учебник /. − Москва: Эксмо, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 591 с.

18. Рейтинги стран и регионов. https://gtmarket.ru/research/country-rankings

19. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 52-71.

20. Тебекин А.В. Оценка качества взаимосвязи составляющих триады управления социально-экономическими системами "цель-измеримость- практическая реализация". // Теоретическая экономика. − 2020. − № 7 (67). − С. 11−21.

21. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года. // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 45-50.

22. Тебекин А.В. Теория менеджмента [Текст]: учебник / А. В. Тебекин. − Москва: КНОРУС, 2016. - 695 с.

23. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Анализ технологии реинжиниринга бизнес-процессов «целесообразное объединения нескольких работ в одну» как инструмента вывода из кризиса национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. − 2021. − №3.

24. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Сценарий стратегического инновационного развития экономики России на основе реинжинирингового подхода. В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор А.В. Олифиров. Симферополь. − 2021. − С. 75-80.

25. Тебекин А.В., Петров В.С., Табурчак А.П. Реализация принципа измерения труда системы Ф. Тейлора в современной системе социально-экономического развития государства. // Экономический вектор. − 2020. − № 2 (21). − С. 5-11.

26. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Анализ перспектив создания нового индустриального общества второго поколения в России в современных условиях. // Журнал экономических исследований. − 2021. − Т. 7. − № 2. − С. 3-14.

27. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Егорова А.А. Стратегическое влияние шестого технологического уклада на научно-производственные, экономические, социальные и политические аспекты развития мирового и национального хозяйства. // Эпомен. − 2020. − № 49. − С. 85−100.

28. Тебекин. О направлениях развития национальной экономики // Маркетинг и логистика. – 2017. – №4 (12). – С. 60-90.

29. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

30. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. − Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. − 224 с.

31. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. − Москва: Альпина Паблишер, 2012. − 144 с.

32. Хаммер Майкл, Чампи Джеймс Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе; Манн, Иванов и Фербер. − Москва, 2011. − 288 c.

33. Хозиков В.И. Ракетные боги Кремля: [догнать и перегнать Америку] / Владимир Хозиков. − Москва: Яуза: Эксмо, 2004. − 318 с.

34. Черемных О.С., Черемных С.В. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. – Москва: Финансы и статистика. 2009. − 736 c.

35. Шеер, Август-Вильгельм Моделирование бизнес-процессов; М.: Серебряные нити. − Москва, 2014. − 219 c.