ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И МОНГОЛИИ (К 100-ЛЕТИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье проведен историко-экономический анализ взаимоотношений Монголии и СССР/РФ на протяжении последних 100 лет. В статье на основе богатого фактического материала показано развитие двустороннего сотрудничества в послевоенный период вплоть до 1990 г. Новизна статьи заключается в подробном описании современного экономического положения Монголии с приведением последних статистических данных. При написании статьи автором активно применялся историко-экономический метод научного исследования.

Ключевые слова:
ВВП, внешняя торговля, экспорт, импорт, природные ресурсы, СЭВ, СССР, Россия, Монголия, Китай, статистико-математический метод научного исследования
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

 

В ноябре текущего года исполняется ровно 100 лет со дня установления дипломатических отношений между Советской Россией и Монголией. С тех пор между нашими странами сложились дружественные, союзнические отношения. Советские и монгольские солдаты плечом к плечу встретили японскую агрессию на реке Халкин-Гол в 1939 г. В годы Великой отечественной войны Монголия активно продавала и передавала безвозмездно в СССР лошадей для нужд Красной Армии. Одновременно с установлением союзнических отношений активно развивалось экономическое сотрудничество. С 20-х годов ХХ в. в мире зародился интерес к природным богатствам Монголии. В 1922−1923 гг. первые исследователи начали свои изыскания в пустыне Гоби. Ими оказались геологи из США С. Моррис и H. Беркли. Чуть позже, в 1931 г., их соотечественник и коллега Д. Теннер сделал предположение о наличии месторождений нефти в МНР. А уже в 1934 г. стартовала планомерная геологоразведка, в результате которой были разведаны 2 нефтяных месторождения с запасом более 6 млн тонн. Одновременно при активном участии советского ученого Ю. Желубовского были осуществлены геологические съемки, на основании которых создана стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, открывающая дорогу к нефтяным месторождениям [1].

После Второй мировой войны экономические связи между Монголией и Советским Союзом значительно укрепляются. В 1946 г. были подписаны Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между СССР и МНР, а также Договор о дружбе и взаимопомощи. А через 3 года, в 1949 г., правительства двух стран учредили совместное акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога», существующее по сей день [2; 3]. В то же время были основаны предприятия «Монголнефть» и Совмонголмателл» с целью совместных разработок природных богатств МНР. При непосредственной помощи СССР в монгольской степи создавалась горнорудная промышленность: расширялись и реконструировались угольные копи, строились обогатительные фабрики. Наконец, в 1950 г. в г. Дзунбаян был построен первый в Монголии нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0,4 млн баррелей в год. За время своего существования до 1969 г. на НПЗ было переработано 7 млн баррелей нефти, что обеспечивало 20% потребления МНР [1; 2; 3].

В 1962 г. Монголия присоединилась к Совету экономической взаимопомощи. При содействии стран − членов СЭВ в МНР было открыто более 500 видов различных полезных ископаемых. В том числе, обнаружены богатейшие залежи коксующихся углей в Таван-Толгое, открыты месторождения меди, молибдена, фосфоритов, полиметаллических руд, золота, олова, вольфрама, плавикового шпата. В стране активно возникают предприятия легкой и пищевой промышленности, проводятся линии электропередач, возводятся тепловые станции [4]. В Монголию активно начинают приезжать специалисты из всех стран социалистического лагеря, но в основном из СССР. Уже в 1963 г. в стране работали 3770 советских сотрудников, а за период 1960−1980-х годов карьера десятков тысяч работников из СССР прошла через МНР. В Улан-Баторе образовались целые русские кварталы, в которых проживали советские специалисты [19]. По состоянию на 1980 г. около половины валовой продукции всей монгольской промышленности и пятая часть сельскохозяйственной продукции производилось на предприятиях, построенных при непосредственном содействии Советского Союза [1]. Именно в этот период Монголия стала обретать современный облик. Символическим апогеем двустороннего сотрудничества, безусловно, является космический полет монгольского космонавта Ж. Гуррагча в составе советского экипажа в 1981 г. [5; 20].

К сожалению, проводимая в Советском Союзе во второй половине 1980-х гг. политика «перестройки» привела к разрушению СССР и СЭВ. Геополитическая катастрофа существенно затронула Монголию, в которой с 1990 г. начали проводить экономические реформы посредством так называемой шоковой терапии. Тяжелейшие последствия такой политики проявились очень быстро. Как и в постсоветской России это вылилось в стремительное сокращение объемов производства и внешней торговли, тотальное обнищание населения, появление безработицы, введение продуктовых карточек. Только в 2008 г. Монголии удалось превзойти по объему ВВП уровень 1989 г. [6; 7]. Одновременно деградировали внешнеэкономические связи между МНР и РФ. Рыночные реформы в России остановили большинство заводов. В этой связи значительно сократился импорт сырья (в основном медной руды) из Монголии [17; 18]. В это же время начинается активная экономическая экспансия Китая в МНР. Начиная с 1997 г., он становится главным импортером, когда его доля в монгольском экспорте составила 51,9% [8]. А по итогам 2020 г. эта доля возросла почти до 90%, практически превращая Монголию в сырьевую колонию Китая [9; 16; 21].

С начала XXI в. Монголия проводит взвешенную внешнеэкономическую политику, основанную на многовекторности. Правительство МНР осуществляет долгосрочную программу «третий сосед», цель которой наладить полноценное экономическое сотрудничество с США, Европейским союзом, Японией, Республикой Корея, Индией, Турцией, странами АСЕАН. Экономическая стратегия Монголии основана на открытости страны для иностранных инвестиций: государство отказалось от запретительных таможенных тарифов, снизив пошлины на большинство товаров на уровень 4−5% [10; 11]. В 2015 г. МНР подписало первое в своей истории соглашение о свободной торговле с Японией, в соответствии с которым Страна восходящего солнца полностью упраздняет таможенные пошлины на монгольские товары. В ответ Монголия обязуется отменить в течение 10 лет пошлины на 96% японских товаров, включая 5% таможенный сбор на автомобили [12].

В результате вышеуказанной политики иностранные инвестиции начали постепенно заполнять монгольский рынок. В 2011 г. англо-австралийский концерн Rio Tinto начал строительство крупнейшего обогатительного комбината в Монголии на базе биметаллического месторождения Ою-Толгой, запасы которого оцениваются независимыми экспертами в 37 млн тонн меди и 1,3 тыс. тонн золота. Стоимость инвестиций составила 6,2 млрд долл. США. После выхода на полную мощность ежегодное производство планируется на уровне 450 тыс. тонн меди и 330 тыс. унций золота [13; 14]. Также в 2011 г. иностранный капитал пришел на крупнейшее угольное месторождение Таван-Толгой. Победителями конкурса оказались американская горнорудная компания Peabody Energy, совместное предприятие китайской Shenhua и японской Mitsui & Co., а также консорциум во главе с ОАО «РЖД», в который входят российские, южнокорейские и японские компании [14]. В настоящее время строится железная дорога от Таван-Толгоя в Китай с пропускной способностью до 50 млн тонн угля в год. Работы планируется завершить к июлю 2022 г. [15]. В 2018 г. индийская компания Engineers India Limited начала строительство в Монголии нефтеперерабатывающего завода с плановой мощностью производства 560 тыс. тонн бензина, 670 тыс. тонн дизельного топлива и 107 тыс. тонн сжиженного газа в год. Стоимость проекта оценивается в 1,236 млрд долл. США. Окончание строительства намечено на 2023 г. [16; 17].

Далее рассмотрим динамику валового внутреннего продукта и внешнеэкономических показателей Монголии в XXI в. (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Динамика ВВП и внешнеторговых показателей МНР 2000-2020 гг.

(млрд долл. США)

 

Год

ВВП

Экспорт

Импорт

Товарооборот

Торговый баланс

2000

1,33

0,54

0,62

1,15

-0,08

2001

1,49

0,52

0,64

1,16

-0,12

2002

1,63

0,52

0,69

1,21

-0,17

2003

1,86

0,62

0,80

1,42

-0,19

2004

2,32

0,87

1,02

1,89

-0,15

2005

2,52

1,07

1,18

2,25

-0,12

2006

3,41

1,54

1,49

3,03

0,06

2007

4,24

1,89

2,12

4,01

-0,23

2008

5,62

2,54

3,62

6,15

-1,08

2009

4,58

1,90

2,13

4,03

-0,23

2010

7,19

2,90

3,28

6,18

-0,38

2011

10,41

4,82

6,6

11,42

-1,78

2012

12,28

4,38

6,74

11,12

-2,36

2013

12,58

4,27

6,36

10,63

-2,09

2014

12,23

5,77

5,13

10,9

0,64

2015

11,75

4,67

3,8

8,47

0,87

2016

11,16

4,92

3,34

8,26

1,58

2017

11,43

6,2

4,34

10,54

1,86

2018

13,14

7,01

5,88

12,89

1,13

2019

13,85

7,62

6,3

13,92

1,32

2020

13,14

7,58

5,29

12,87

2,29

 

Составлено и подсчитано по: [7].

 

Основываясь на данных табл. 1, можно смело судить об успешности экономической политики Монголии за последние 20 лет. Так, объем валового внутреннего продукта вырос почти в 10 раз, экспорт товаров в 14 раз, товарооборот в 11,2 раза. Начиная с 2014 г., МНР удалось преодолеть товарный дефицит и выйти на стабильный профицит во внешней товарной торговле.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что Монголия после Второй мировой войны при непосредственной поддержке СССР смогла стать аграрно-индустриальной страной и установить прочные торговые отношения с нашей страной. Однако преступная политика перестройки привела к развалу великой державы и, как следствие, к деградации двустороннего сотрудничества. Впоследствии, на место «старшего брата» Монголии пришел Китай, превратив страну в свою сырьевую колонию. В настоящее время Монголии удалось сформировать свой новый курс, направленный на активное привлечение иностранного капитала со всего мира. В страну пришли инвесторы из США, Канады, Китая, Японии, Республики Корея, Индии и других стран мира. К сожалению, России не удалось завоевать былого влияния в МНР. Ее доля в структуре монгольского импорта составляет 28%, а в структуре экспорта − всего 1%. При этом участие России в инвестиционных проектах на территории МНР намного уступает конкурентам из других стран. Современный НПЗ в Монголии теперь строят не российские, а индийские специалисты. Такова цена просчетов, допущенных с 1991 г.

 

Список литературы

1. Исторический опыт экономического сотрудничества СССР/России и Монголии - автореферат и диссертация по истории. (cheloveknauka.com).

2. К 95-летию установления дипломатических отношений - Посольство Российской Федерации
в Монголии (mid.ru).

3. Нефтегазовая промышленность Монголии | Neftegaz.RU.

4. МОНГОЛИЯ. На равноправной основе | Архив | Аргументы и Факты (aif.ru).

5. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии - Новости - Научно-образовательный портал IQ - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru).

6. La Mongolie, un « petit pays » innovant face à ses défis géopolitiques. Diploweb.

7. Mongolia GDP - Gross Domestic Product 2020 | countryeconomy.com.

8. Демина Я.В. Внешнеэкономические связи Монголии: смена основного партнера. Мировая экономика и международные отношения. − 2018. − Т. 62. − №8. − С.104-109.

9. Mongolia | Imports and Exports | World | ALL COMMODITIES | Value (US$) and Value Growth, YoY (%) | 2003 - 2019 (trendeconomy.com).

10. Risque pays de la Mongolie : Commerce international - Objectif Import Export (objectif-import-export.fr).

11. Commercialisation et fiscalité - La France en Mongolie (ambafrance.org).

12. Япония подписала соглашение о свободной торговле с Монголией - Газета.Ru | Новости (gazeta.ru).

13. Oyu Tolgoi (riotinto.com).

14. Rio Tinto наткнулась на залежи ресурсного национализма - Бизнес - Коммерсантъ (kommersant.ru)

15. CentralAsia: Новая железная дорога Таван-Толгой - Гашуунсухайт будет готова к следующему году//https://centralasia.media/news

16. Гладков И.С. Динамика внешнеторговых связей России в период глобальной турбулентности//Международная экономика. − 2019. − № 2. − С. 33−45.

17. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается// Международная торговля и торговая политика. − 2019. − № 1 (17). − С. 60-71.

18. Гладков И.С. Россия в системе мировой и региональной товарной торговли: тенденции и новейшие сдвиги (2001-2015 гг.)//Международная торговля и торговая политика. − 2016. − № 2 (6). − С. 60-73.

19. Гладков И.С. Менеджмент. Москва, 2003. «Дашков и К». 312 с.

20. Гладков И.С. Экономика: Экономическая теория, История экономики, Мировая экономика, Международные экономические отношения: интегрированный учебный курс / Москва, 2005. − 438 с.

21. Гладков И.С., Елистратов А.С. Торговые связи Европейского Союза и Китая как партнеров, конкурентов и системных противников//Валютное регулирование. Валютный контроль. − 2021. − № 1. − С. 45-50.

22. Монголия завершила строительство инфраструктуры для первого в стране НПЗ (rupec.ru).

23. https://eadaily.com/ru/news/2019/10/09/druzhba-na-100-let-bank-indii-postroit-npz-v-mongolii-za-1-mlrd-236-mln.

Войти или Создать
* Забыли пароль?