ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС К ВОЗДЕЙСТВИЮ ДЕСТРУКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты эмпирического исследования сотрудников уголовно-исполнительной системы, целью которого являлось изучение их психологической устойчивости к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности и разработка психокоррекционной программы. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы сопряжена с воздействием различного рода стресс-факторов, главным из которых является взаимодействие с осужденными, имеющими различный уровень психолого-педагогической запущенности и криминальной зараженности, что откладывает отпечаток на личность сотрудника и деструктивные изменения, в связи с чем исследование психологической устойчивости сотрудников УИС к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности представляет особую актуальность для пенитенциарного ведомства. Изучив психологические особенности сотрудников и определив деструктивные факторы профессиональной деятельности, авторы проверили наличие статистической связи между изучаемыми явлениями с помощью коэффициента корреляции Спирмена, что позволило разработать психокоррекционную программу психологического обеспечение данной категории сотрудников уголовно-исполнительной системы. Также в рамках разработанной психокоррекционной программы приводятся основные направления работы по профилактике и коррекции деструктивного поведения, что в свою очередь позволить повышению эффективности профессиональной деятельности пенитенциарных служащих, улучшению социально-психологического климата внутри коллектива, профилактике нарушения дисциплины среди сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова:
уголовно-исполнительная система, психологическая устойчивость, деструктивные факторы, личность сотрудника, психокоррекционная программа
Текст

Актуальность. Служебная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) как вид профессиональной деятельности имеет свою специфику. Одной из таких отличительных специфических особенностей является коммуникация сотрудников со спецконтингентом в контексте исполнения уголовного наказания. В этой связи проблема психологической устойчивости сотрудников пенитенциарных учреждений приобретает все большую актуальность и привлекает внимание исследователей и практических работников не только с теоретических, но и с научно-практических позиций. 

Характерно, что в своих трудах А.М. Столяренко приравнивает стрессоустойчивость к психологической устойчивости, которая понимается, как свойство личности сотрудника не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий. Это – сложное свойство. Оно зависит от многих других свойств личности, укрепление которых способствует повышению психологической устойчивости. Психологическая устойчивость сотрудников ФСИН не одинакова, она индивидуальна; и тем выше у конкретного работника, чем больше сила внешнего психологического воздействия нужна, чтобы вызвать у него отрицательные изменения в психике и результатах служебной деятельности [2, С. 8].

Необходимо отметить, что для осуществления успешной профессиональной деятельности в УИС РФ, необходимо наличие сильной, творческой, способной нестандартно мыслить и нести ответственность личности. Поэтому необходимо оптимизировать востребованную практикой систему устойчивых личностных качеств сотрудников УИС, способствующих успешному выполнению служебных обязанностей; развивать профессиональную направленность личности, навыки целеполагания, умения выстраивать отношения в коллективе сотрудников и с осужденными; формировать самосознание личности как представителя специфической профессиональной общности; корректировать знания о себе и самооценку; развивать в процессе службы способности устанавливать личностно значимые приоритеты; формировать установки, ценностные ориентации, эмоциональную устойчивость, волевой компонент личности специалиста [1, С. 44].

Проблема. Однако на сегодняшний день система органов, исполняющих наказания, недостаточно ориентирована на проявление специалистом его способностей к активно преобразующему положительному воздействию на осужденных, самосовершенствованию, саморазвитию. Существенные отклонения в общем функционировании системы, трудности с отбором, подготовкой и воспитанием сотрудников, сочетающих в себе гуманистическую направленность, комплекс профессионально важных качеств, специальную и психологическую подготовленность, часто приводят к формальному исполнению должностных обязанностей и профессиональной деформации личного состава. Выявление обстоятельств и деструктивных факторов, обусловленных профессиональной деятельностью, разработка соответствующих превентивных и психокоррекционных программ работы с сотрудниками является одной из задач современной пенитенциарной психологии.

Методика исследования. Нами было проведено эмпирическое исследование на базе ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, целью которого являлось изучение психологической устойчивости сотрудников УИС к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности, а также разработка психокоррекционной программы.

В исследовании приняли участие 69 сотрудников: 41 сотрудник мужского пола и 28 сотрудников женского пола. Средний возраст испытуемых (М±σ) равен 30,5 лет±1 год 10 месяцев. Распределение по отделам сотрудников, принимавших участие в исследовании:

Сотрудники отдела охраны, N=41 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 23 мужчин и 18 женщин.

 Сотрудники отдела режима, N=21 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 16 мужчин и 5 женщин.

Сотрудники отдела кадров, N=3 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 0 мужчин и 3 женщины.

Сотрудники отдела воспитательной и социальной работы с осуждёнными, N=4 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 2 мужчины и 2 женщины.

На этапе психодиагностической работы с сотрудниками использовались следующие методики:

  1. «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик – направлен на изучение индивидуально-психологических свойств и некоторых межличностных особенностей личности.
  2. Опросник профессионального (эмоционального) выгорания в адаптации Рукавишникова А.А. – направлен на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности [3, С. 357-360].
  3. «Опросник на выгорание» (MBI) (К. Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой) – изучение степени профессионального «выгорания».
  4. Опросник мотивации потребления алкоголя В.Ю. Завьялова – позволяет выявить, какие мотивы преобладают у человека в его влечении к алкоголю (социально-психологические, личностные, патологические) и уровень выраженности склонности к потреблению спиртного.
  5. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб BFB).
  6. Опрос, направленный на выявление деструктивных факторов профессиональной деятельности в УИС. Необходимо было перечислить указанные факторы. Временного ограничения не было. 

Результаты исследования и их обсуждение. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы «IBM SPSS Statistics 21». Математико-статистические методы обработки данных: первичные описательные статистики (средние значения, стандартное отклонение), корреляционный анализ Спирмена. Интерпретация полученных данных была проведена в соответствии с рекомендациями А.Д. Наследова.

Процедура исследования была построена и проведена с соблюдением Этического кодекса психолога и включала в себя информирование участников о его целях и процедуре проведения. Участие в исследовании предполагало добровольность и конфиденциальность личных данных. Все респонденты по запросу получили обратную связь.

В ходе опроса сотрудники выделили следующие деструктивные факторы профессиональной деятельности в УИС (таблица 1).

Таблица 1

Деструктивные факторы профессиональной деятельности в УИС (N=69)

Факторы

N (%)

Большой объем работы

61 (89%)

Строгое соблюдение нормативов и требований, обусловленных несением службы

60 (88%)

Экстремальные условия несения службы (например, в ситуациях массовых беспорядков, захвата заложников и т.д.)

48 (71%)

Ситуации быстрого и самостоятельного реагирования, связанного с принятием ответственного и правильного решения

41 (60%)

 

По мнению респондентов, главным деструктивным фактором профессиональной деятельности сотрудников УИС является большой объем работы. Так ответили 61 человек из 69, что составляет 89 % от общего числа респондентов. На втором месте – строгое соблюдение нормативов и требований, обусловленных несением службы. Говоря об этом факторе, сотрудники упоминали мгновенное и неукоснительное исполнение приказов, формальное соответствие требованиям и т.д. Этот фактор отметили 60 человек, что составляет 88 % от общего числа респондентов. Следующим деструктивным фактором сотрудники назвали экстремальные условия несения службы, такие как массовые беспорядки и неповиновения, захват заложников и т.д. Так ответили 48 сотрудников из 69, что составляет 71 % опрошенных.

К четвертому, последнему, деструктивному фактору были отнесены ситуации быстрого и самостоятельного реагирования, связанного с принятием ответственного и правильного решения. Так ответили 41 человек, что составляет 60 % от общего числа респондентов.

Таким образом, проведенный опрос позволил выявить, какие факторы, являющиеся деструктивными, т.е. нарушающими личностное и профессиональное функционирование сотрудников, обусловлены профессиональной деятельностью в УИС. Приведенные сотрудниками факторы не являются новыми или неожиданными для теории и практики психологии и в очередной раз подчеркивают необходимость психологической работы с сотрудниками по повышению их психологической устойчивости и способности преодолевать эти факторы.

Для изучения индивидуально-психологических свойств и некоторых межличностных особенностей сотрудников была использована методика Л.Н. Собчик «Индивидуально-типологический опросник» (таблица 2).

Таблица 2

Показатели выраженности индивидуально-психологических свойств и межличностных особенностей сотрудников (N=69)

Свойства

М

σ

Экстраверсия

3

0,3

Спонтанность

6

0,5

Агрессивность

8

0,6

Ригидность

7

0,1

Интроверсия

5

0,2

Сензитивность

3

0,1

Тревожность

8

0,9

Лабильность

3

0,3

Следует также отметить, что показатели сотрудников по шкалам лжи и аггравации позволяют сделать вывод об искренности ответов и умеренном стремлении подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложности собственного характера (М±σ =4±0,1; М±σ =3±0,2, соответственно).

Как видно из таблицы 2, сотрудникам свойственны активная самореализация, некоторое упрямство, своеволие и повышенное стремление отстаивать свои интересы и принципы, а также непродуманность в высказываниях и поступках, ригидность установок и субъективизм, критичность в отношении мнений окружающих и повышенный уровень тревожности, который может проявляться в эмоциональных реакциях и проявлениях, восприимчивости к окружающим людям и событиям, чувстве незащищенности.

Для изучения эмоционального выгорания сотрудников мы использовали опросник профессионального (эмоционального) выгорания – методику К. Маслач и С. Джексон в адаптации Водопьяновой Н.Е. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели эмоционального выгорания сотрудников, N=69

 

Полученные результаты (рис. 1) свидетельствуют о высоком уровне личностного отдаления, среднем (выше среднего) уровне психоэмоционального истощения, среднем уровне снижения профессиональной мотивации и среднем (ниже среднего) общем уровне профессионального (эмоционального) выгорания сотрудников. Полученные данные представленной методики свидетельствуют о психоэмоциональном истощении сотрудников, обусловленном профессиональной деятельностью, что проявляется в снижении эмоциональных, физических и энергетических ресурсов. При таком снижении характерно эмоциональное и физическое утомление, тревожность, возможны раздражительность и проявления агрессивности и повышенной чувствительности к оценкам других, деформация в отношениях с окружающими людьми. Средний уровень снижения профессиональной мотивации проявляется в нормальной продуктивности профессиональной деятельности, относительной активности и заинтересованности в работе, адекватной самооценки своей профессиональной компетентности. Полученные показатели свидетельствуют также и об удовлетворенности работой в целом и отношениями в коллективе, удовлетворенности собой в профессиональном смысле, чувстве профессиональной эффективности и адекватном уровне потребности в достижениях. Сотрудники достаточно вовлечены в свою профессию, ощущают ее важность и значимость для общества, имеют внутренние ресурсы для работы продолжительное время.

Таким образом, в целом сотрудникам профессиональное (эмоциональное) выгорания не характерно. Для дальнейшей плановой индивидуальной и групповой работы с сотрудниками по поддержанию психоэмоционального состояния и мотивации профессиональной деятельности, а также психологической устойчивости, необходимо анализировать индивидуальные результаты как по отдельным показателям субшкал, так и в их взаимосвязи.

Для изучения мотивации потребления алкоголя сотрудников мы использовали опросник В.Ю. Завьялова. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели мотивации потребления алкоголя сотрудников, N=69

Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивы потребления алкоголя сотрудниками в целом отражают традиционные, социально-обусловленные и культурно-распространенные мотивы. От потребления алкоголя сотрудники стремятся получить психологическое удовольствие и разрядку, снять напряжение. Прием алкоголя в целом не связан с подчинением другим людям, включая референтную группу («выпить за компанию»), а является личным решением. В то же время прослеживается стремление сопоставить личный опыт употребления алкоголя с «алкогольными ценностями» социальной среды.

Для выявления уровня невроза сотрудников нами использовалась методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб BFB). Полученные результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Показатель уровня невроза сотрудников, N=69

Как видно из рис. 3, полученный показатель соответствует низкой степени невротизации сотрудников: достаточная эмоциональная устойчивость и положительный фон переживаний (спокойствие, оптимизм), чувство собственного достоинства (самоуважение), независимость, социальная смелость и легкость в общении. Однако данный показатель находится на верхней границе нижнего показателя (22 балла из 23 баллов), что может свидетельствовать о накопившемся эмоциональном напряжении, не находящим разрядки, о навязчивых мыслях и не разрешимых стремлениях, что может быть предиктором невротических реакций.

Изучив психологические особенности сотрудников и определив деструктивные факторы профессиональной деятельности, мы проверили наличие статистической связи между изучаемыми явлениями, т.е. исследовали, взаимосвязаны ли и насколько выявленные психологические особенности с деструктивными факторами. Для этого мы использовали коэффициент корреляции Спирмена.

В результате получены следующие взаимосвязи и сделаны выводы:

Положительная корреляция фактора «большой объем работы» с фактором «тревожность и агрессивность сотрудников» (r=0,795 при p£0,05; r=0,705 при p£0,05, соответственно). Это означает, что чем больше объем работы, тем больше нарастает ощущение тревожности и проявляется агрессивность.

 Положительная корреляция такого фактора как «экстремальные условия несения службы» с «тревожностью сотрудников» (r=0,594 при p£0,01). Это означает, что ситуации массовых беспорядков, захвата заложников и другие экстремальные ситуации, обусловленные несением службы, повышают тревожность сотрудников.

Положительная корреляция такого фактора как «быстрое и самостоятельное реагирование» и «ригидность сотрудников» (r=0,601 при p£0,05). Это означает, что в ситуациях, связанных с принятием оперативного и ответственного решения, сотрудникам сложнее действовать в соответствии с новыми ситуационными требованиями.

Положительная корреляция такого фактора как строгое соблюдение нормативов и требований, обусловленных несением службы, и общий уровень профессионального (эмоционального) выгорания сотрудников учреждения (r=0,613 при p£0,05). Это означает, что большая нормативность и жесткие рамки служебной деятельности ведут к большему риску общего уровня профессионального (эмоционального) выгорания.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил выявить мишени психологического воздействия для составления психокоррекционной программы по развитию и поддержанию психологической устойчивости в соответствии с изученными деструктивными факторами, обусловленными профессиональной деятельностью.

Выводы. В соответствии с поставленной целью и на основании проведенного эмпирического исследования нами была разработана психокоррекционная программа по развитию и поддержанию психологической устойчивости сотрудников УИС к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности.

Задачи психокоррекционной программы: снятие нервно-психического напряжения; коррекция межличностных взаимоотношений; коррекция эмоционально-волевой сферы; профилактика невротических состояний; проработка детско-родительских отношений.

В рамках разработанной психокоррекционной программы приводятся основные направления работы, которые, по мнению авторов, целесообразно использовать в соответствии с заявленной целью психокоррекции. Психологическая сессия рассчитана на 15 встреч. Количество встреч и последовательность использования конкретной психотерапевтической модели или техники, предлагаемых в программе, рекомендуется формировать психологу учреждения самостоятельно в зависимости от конкретной ситуации и клиента (сотрудника). Приведенные направления психокоррекционной программы являются моделью и неким шаблоном, ориентиром, который адаптируется каждым специалистом индивидуально с учетом его профессиональных взглядов и идей, и видения психокоррекционной программы с конкретным клиентом (сотрудником). Кратко перечислим основные направления работы психокоррекционной программы, а также применяемые техники и упражнения:

  1. Психокоррекционная работа, направленная на снятие излишнего психологического напряжения при выполнении служебных обязанностей и взаимодействии с сотрудниками учреждения. Целесообразно использование методов арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия), поскольку они способствуют снятию напряжения и позволяют раскрыться, а также самовыразиться и познать себя.
  2. Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на поиск иррациональных установок, которые негативно влияют на межличностные отношения. В программе предлагается использование рационально-эмотивной терапии как наиболее быстрого способа выявить причину межличностных трудностей и откорректировать поведение сотрудника и его отношение к окружающим.
  3. Групповая психокоррекционная работа, направленная на коррекцию межличностных отношений путем проработки травматических событий прошлого, которые на данный момент являются ключевыми помехами в достижении гармонии в личных отношениях и негативного отношения к служебной деятельности. Данную работу целесообразно проводить с использованием методов психодраммы. Это поможет сотруднику раскрепоститься, проявить свои привычные паттерны поведения, с помощью группы и психолога увидеть себя со стороны и откорректировать то отношение, которое мешает гармонично взаимодействовать с окружающими, а также «отпустить» ситуацию прошлого.
  4. Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на отработку новых форм поведения, способствующих гармоничному развитию межличностных взаимоотношений. Использование методов когнитивно-поведенческой терапии, так как необходимо закрепить полученный на прошлых занятиях результат. Еще раз вспомнить иррациональные мысли, и исходящее от них поведение, проговорить дальнейшую стратегию поведения в межличностном взаимодействии и отношение к форс-мажорным ситуациям в служебной деятельности. Данная часть психокоррекционной работы включает домашнее задание на заданную тему.
  5. Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы личности сотрудника. Поскольку прохождение службы может усиливать личностную и профессиональную тревожность, целесообразно выявить причину личностной тревожности и, по возможности, снизить ее до нормы, не мешающей исполнению служебных обязанностей и гармонизации психологического состояния личности. Использование методов рационально-эмотивной терапии в данном контексте представляется наиболее целесообразным.
  6. Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на профилактику алкогольной зависимости и превенцию желания снять психологическое напряжение и уйти от реальности при помощи алкогольной эйфории. Для этого на данном этапе программы целесообразно проработать, какое эмоциональное состояние сотрудника является гнетущим, что приводит к такому состоянию, как хотелось бы себя чувствовать и что нужно для этого сделать.
  7. Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на проработку детско-родительских отношений с применением проективной методики метафорических карт «Из сундучка детства». Поскольку основополагающее значение в формировании личности отводится именно семье и детско-родительским отношениям, представляется целесообразным на данном этапе проработать иррациональные установки, которые под воздействием деструктивных факторов профессиональной деятельности могут усиливаться.
  8. Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на построение уверенной жизненной позиции, четко очерченных целей и определенных жизненных ценностей, каждой из которых уделяется достаточное количество времени, и находятся возможности для воплощения в жизнь целей, несмотря на внешние трудности, и для гармонизации внутреннего мира сотрудника.

Таким образом, направления работы, представленные в психокоррекционной программе, взаимодополняют друг друга и ориентированы на те мишени психологического воздействия, которые способствуют развитию и поддержанию психологической устойчивости сотрудников пенитенциарных учреждений. Кроме того, каждое из предложенных направлений психокоррекционной работы так или иначе ориентировано и на краткосрочную (экспресс) психологическую помощь, в частности, на снятие психоэмоционального напряжения, снижение ситуативной тревожности, нормализацию эмоциональных реакций и проявлений и т.д.

Список литературы

1. Старикова О.В. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отдела охраны и безопасности исправительных учреждений: Дис. … к. психол. н.: 19.00.06. Рязань, 2007. 203 с.

2. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1987.

3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 488 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?