сотрудник
Киров, Кировская область, Россия
сотрудник
сотрудник
УДК 15 Психология
В статье представлены результаты эмпирического исследования сотрудников уголовно-исполнительной системы, целью которого являлось изучение их психологической устойчивости к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности и разработка психокоррекционной программы. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы сопряжена с воздействием различного рода стресс-факторов, главным из которых является взаимодействие с осужденными, имеющими различный уровень психолого-педагогической запущенности и криминальной зараженности, что откладывает отпечаток на личность сотрудника и деструктивные изменения, в связи с чем исследование психологической устойчивости сотрудников УИС к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности представляет особую актуальность для пенитенциарного ведомства. Изучив психологические особенности сотрудников и определив деструктивные факторы профессиональной деятельности, авторы проверили наличие статистической связи между изучаемыми явлениями с помощью коэффициента корреляции Спирмена, что позволило разработать психокоррекционную программу психологического обеспечение данной категории сотрудников уголовно-исполнительной системы. Также в рамках разработанной психокоррекционной программы приводятся основные направления работы по профилактике и коррекции деструктивного поведения, что в свою очередь позволить повышению эффективности профессиональной деятельности пенитенциарных служащих, улучшению социально-психологического климата внутри коллектива, профилактике нарушения дисциплины среди сотрудников уголовно-исполнительной системы.
уголовно-исполнительная система, психологическая устойчивость, деструктивные факторы, личность сотрудника, психокоррекционная программа
Актуальность. Служебная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) как вид профессиональной деятельности имеет свою специфику. Одной из таких отличительных специфических особенностей является коммуникация сотрудников со спецконтингентом в контексте исполнения уголовного наказания. В этой связи проблема психологической устойчивости сотрудников пенитенциарных учреждений приобретает все большую актуальность и привлекает внимание исследователей и практических работников не только с теоретических, но и с научно-практических позиций.
Характерно, что в своих трудах А.М. Столяренко приравнивает стрессоустойчивость к психологической устойчивости, которая понимается, как свойство личности сотрудника не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий. Это – сложное свойство. Оно зависит от многих других свойств личности, укрепление которых способствует повышению психологической устойчивости. Психологическая устойчивость сотрудников ФСИН не одинакова, она индивидуальна; и тем выше у конкретного работника, чем больше сила внешнего психологического воздействия нужна, чтобы вызвать у него отрицательные изменения в психике и результатах служебной деятельности [2, С. 8].
Необходимо отметить, что для осуществления успешной профессиональной деятельности в УИС РФ, необходимо наличие сильной, творческой, способной нестандартно мыслить и нести ответственность личности. Поэтому необходимо оптимизировать востребованную практикой систему устойчивых личностных качеств сотрудников УИС, способствующих успешному выполнению служебных обязанностей; развивать профессиональную направленность личности, навыки целеполагания, умения выстраивать отношения в коллективе сотрудников и с осужденными; формировать самосознание личности как представителя специфической профессиональной общности; корректировать знания о себе и самооценку; развивать в процессе службы способности устанавливать личностно значимые приоритеты; формировать установки, ценностные ориентации, эмоциональную устойчивость, волевой компонент личности специалиста [1, С. 44].
Проблема. Однако на сегодняшний день система органов, исполняющих наказания, недостаточно ориентирована на проявление специалистом его способностей к активно преобразующему положительному воздействию на осужденных, самосовершенствованию, саморазвитию. Существенные отклонения в общем функционировании системы, трудности с отбором, подготовкой и воспитанием сотрудников, сочетающих в себе гуманистическую направленность, комплекс профессионально важных качеств, специальную и психологическую подготовленность, часто приводят к формальному исполнению должностных обязанностей и профессиональной деформации личного состава. Выявление обстоятельств и деструктивных факторов, обусловленных профессиональной деятельностью, разработка соответствующих превентивных и психокоррекционных программ работы с сотрудниками является одной из задач современной пенитенциарной психологии.
Методика исследования. Нами было проведено эмпирическое исследование на базе ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, целью которого являлось изучение психологической устойчивости сотрудников УИС к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности, а также разработка психокоррекционной программы.
В исследовании приняли участие 69 сотрудников: 41 сотрудник мужского пола и 28 сотрудников женского пола. Средний возраст испытуемых (М±σ) равен 30,5 лет±1 год 10 месяцев. Распределение по отделам сотрудников, принимавших участие в исследовании:
Сотрудники отдела охраны, N=41 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 23 мужчин и 18 женщин.
Сотрудники отдела режима, N=21 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 16 мужчин и 5 женщин.
Сотрудники отдела кадров, N=3 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 0 мужчин и 3 женщины.
Сотрудники отдела воспитательной и социальной работы с осуждёнными, N=4 (средний возраст (М±σ) 30,5 лет±1 год 10 месяцев), из них 2 мужчины и 2 женщины.
На этапе психодиагностической работы с сотрудниками использовались следующие методики:
- «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик – направлен на изучение индивидуально-психологических свойств и некоторых межличностных особенностей личности.
- Опросник профессионального (эмоционального) выгорания в адаптации Рукавишникова А.А. – направлен на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности [3, С. 357-360].
- «Опросник на выгорание» (MBI) (К. Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой) – изучение степени профессионального «выгорания».
- Опросник мотивации потребления алкоголя В.Ю. Завьялова – позволяет выявить, какие мотивы преобладают у человека в его влечении к алкоголю (социально-психологические, личностные, патологические) и уровень выраженности склонности к потреблению спиртного.
- Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб BFB).
- Опрос, направленный на выявление деструктивных факторов профессиональной деятельности в УИС. Необходимо было перечислить указанные факторы. Временного ограничения не было.
Результаты исследования и их обсуждение. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы «IBM SPSS Statistics 21». Математико-статистические методы обработки данных: первичные описательные статистики (средние значения, стандартное отклонение), корреляционный анализ Спирмена. Интерпретация полученных данных была проведена в соответствии с рекомендациями А.Д. Наследова.
Процедура исследования была построена и проведена с соблюдением Этического кодекса психолога и включала в себя информирование участников о его целях и процедуре проведения. Участие в исследовании предполагало добровольность и конфиденциальность личных данных. Все респонденты по запросу получили обратную связь.
В ходе опроса сотрудники выделили следующие деструктивные факторы профессиональной деятельности в УИС (таблица 1).
Таблица 1
Деструктивные факторы профессиональной деятельности в УИС (N=69)
Факторы |
N (%) |
Большой объем работы |
61 (89%) |
Строгое соблюдение нормативов и требований, обусловленных несением службы |
60 (88%) |
Экстремальные условия несения службы (например, в ситуациях массовых беспорядков, захвата заложников и т.д.) |
48 (71%) |
Ситуации быстрого и самостоятельного реагирования, связанного с принятием ответственного и правильного решения |
41 (60%) |
По мнению респондентов, главным деструктивным фактором профессиональной деятельности сотрудников УИС является большой объем работы. Так ответили 61 человек из 69, что составляет 89 % от общего числа респондентов. На втором месте – строгое соблюдение нормативов и требований, обусловленных несением службы. Говоря об этом факторе, сотрудники упоминали мгновенное и неукоснительное исполнение приказов, формальное соответствие требованиям и т.д. Этот фактор отметили 60 человек, что составляет 88 % от общего числа респондентов. Следующим деструктивным фактором сотрудники назвали экстремальные условия несения службы, такие как массовые беспорядки и неповиновения, захват заложников и т.д. Так ответили 48 сотрудников из 69, что составляет 71 % опрошенных.
К четвертому, последнему, деструктивному фактору были отнесены ситуации быстрого и самостоятельного реагирования, связанного с принятием ответственного и правильного решения. Так ответили 41 человек, что составляет 60 % от общего числа респондентов.
Таким образом, проведенный опрос позволил выявить, какие факторы, являющиеся деструктивными, т.е. нарушающими личностное и профессиональное функционирование сотрудников, обусловлены профессиональной деятельностью в УИС. Приведенные сотрудниками факторы не являются новыми или неожиданными для теории и практики психологии и в очередной раз подчеркивают необходимость психологической работы с сотрудниками по повышению их психологической устойчивости и способности преодолевать эти факторы.
Для изучения индивидуально-психологических свойств и некоторых межличностных особенностей сотрудников была использована методика Л.Н. Собчик «Индивидуально-типологический опросник» (таблица 2).
Таблица 2
Показатели выраженности индивидуально-психологических свойств и межличностных особенностей сотрудников (N=69)
Свойства |
М |
σ |
Экстраверсия |
3 |
0,3 |
Спонтанность |
6 |
0,5 |
Агрессивность |
8 |
0,6 |
Ригидность |
7 |
0,1 |
Интроверсия |
5 |
0,2 |
Сензитивность |
3 |
0,1 |
Тревожность |
8 |
0,9 |
Лабильность |
3 |
0,3 |
Следует также отметить, что показатели сотрудников по шкалам лжи и аггравации позволяют сделать вывод об искренности ответов и умеренном стремлении подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложности собственного характера (М±σ =4±0,1; М±σ =3±0,2, соответственно).
Как видно из таблицы 2, сотрудникам свойственны активная самореализация, некоторое упрямство, своеволие и повышенное стремление отстаивать свои интересы и принципы, а также непродуманность в высказываниях и поступках, ригидность установок и субъективизм, критичность в отношении мнений окружающих и повышенный уровень тревожности, который может проявляться в эмоциональных реакциях и проявлениях, восприимчивости к окружающим людям и событиям, чувстве незащищенности.
Для изучения эмоционального выгорания сотрудников мы использовали опросник профессионального (эмоционального) выгорания – методику К. Маслач и С. Джексон в адаптации Водопьяновой Н.Е. Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели эмоционального выгорания сотрудников, N=69
Полученные результаты (рис. 1) свидетельствуют о высоком уровне личностного отдаления, среднем (выше среднего) уровне психоэмоционального истощения, среднем уровне снижения профессиональной мотивации и среднем (ниже среднего) общем уровне профессионального (эмоционального) выгорания сотрудников. Полученные данные представленной методики свидетельствуют о психоэмоциональном истощении сотрудников, обусловленном профессиональной деятельностью, что проявляется в снижении эмоциональных, физических и энергетических ресурсов. При таком снижении характерно эмоциональное и физическое утомление, тревожность, возможны раздражительность и проявления агрессивности и повышенной чувствительности к оценкам других, деформация в отношениях с окружающими людьми. Средний уровень снижения профессиональной мотивации проявляется в нормальной продуктивности профессиональной деятельности, относительной активности и заинтересованности в работе, адекватной самооценки своей профессиональной компетентности. Полученные показатели свидетельствуют также и об удовлетворенности работой в целом и отношениями в коллективе, удовлетворенности собой в профессиональном смысле, чувстве профессиональной эффективности и адекватном уровне потребности в достижениях. Сотрудники достаточно вовлечены в свою профессию, ощущают ее важность и значимость для общества, имеют внутренние ресурсы для работы продолжительное время.
Таким образом, в целом сотрудникам профессиональное (эмоциональное) выгорания не характерно. Для дальнейшей плановой индивидуальной и групповой работы с сотрудниками по поддержанию психоэмоционального состояния и мотивации профессиональной деятельности, а также психологической устойчивости, необходимо анализировать индивидуальные результаты как по отдельным показателям субшкал, так и в их взаимосвязи.
Для изучения мотивации потребления алкоголя сотрудников мы использовали опросник В.Ю. Завьялова. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели мотивации потребления алкоголя сотрудников, N=69
Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивы потребления алкоголя сотрудниками в целом отражают традиционные, социально-обусловленные и культурно-распространенные мотивы. От потребления алкоголя сотрудники стремятся получить психологическое удовольствие и разрядку, снять напряжение. Прием алкоголя в целом не связан с подчинением другим людям, включая референтную группу («выпить за компанию»), а является личным решением. В то же время прослеживается стремление сопоставить личный опыт употребления алкоголя с «алкогольными ценностями» социальной среды.
Для выявления уровня невроза сотрудников нами использовалась методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб BFB). Полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатель уровня невроза сотрудников, N=69
Как видно из рис. 3, полученный показатель соответствует низкой степени невротизации сотрудников: достаточная эмоциональная устойчивость и положительный фон переживаний (спокойствие, оптимизм), чувство собственного достоинства (самоуважение), независимость, социальная смелость и легкость в общении. Однако данный показатель находится на верхней границе нижнего показателя (22 балла из 23 баллов), что может свидетельствовать о накопившемся эмоциональном напряжении, не находящим разрядки, о навязчивых мыслях и не разрешимых стремлениях, что может быть предиктором невротических реакций.
Изучив психологические особенности сотрудников и определив деструктивные факторы профессиональной деятельности, мы проверили наличие статистической связи между изучаемыми явлениями, т.е. исследовали, взаимосвязаны ли и насколько выявленные психологические особенности с деструктивными факторами. Для этого мы использовали коэффициент корреляции Спирмена.
В результате получены следующие взаимосвязи и сделаны выводы:
Положительная корреляция фактора «большой объем работы» с фактором «тревожность и агрессивность сотрудников» (r=0,795 при p£0,05; r=0,705 при p£0,05, соответственно). Это означает, что чем больше объем работы, тем больше нарастает ощущение тревожности и проявляется агрессивность.
Положительная корреляция такого фактора как «экстремальные условия несения службы» с «тревожностью сотрудников» (r=0,594 при p£0,01). Это означает, что ситуации массовых беспорядков, захвата заложников и другие экстремальные ситуации, обусловленные несением службы, повышают тревожность сотрудников.
Положительная корреляция такого фактора как «быстрое и самостоятельное реагирование» и «ригидность сотрудников» (r=0,601 при p£0,05). Это означает, что в ситуациях, связанных с принятием оперативного и ответственного решения, сотрудникам сложнее действовать в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Положительная корреляция такого фактора как строгое соблюдение нормативов и требований, обусловленных несением службы, и общий уровень профессионального (эмоционального) выгорания сотрудников учреждения (r=0,613 при p£0,05). Это означает, что большая нормативность и жесткие рамки служебной деятельности ведут к большему риску общего уровня профессионального (эмоционального) выгорания.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ позволил выявить мишени психологического воздействия для составления психокоррекционной программы по развитию и поддержанию психологической устойчивости в соответствии с изученными деструктивными факторами, обусловленными профессиональной деятельностью.
Выводы. В соответствии с поставленной целью и на основании проведенного эмпирического исследования нами была разработана психокоррекционная программа по развитию и поддержанию психологической устойчивости сотрудников УИС к воздействию деструктивных факторов профессиональной деятельности.
Задачи психокоррекционной программы: снятие нервно-психического напряжения; коррекция межличностных взаимоотношений; коррекция эмоционально-волевой сферы; профилактика невротических состояний; проработка детско-родительских отношений.
В рамках разработанной психокоррекционной программы приводятся основные направления работы, которые, по мнению авторов, целесообразно использовать в соответствии с заявленной целью психокоррекции. Психологическая сессия рассчитана на 15 встреч. Количество встреч и последовательность использования конкретной психотерапевтической модели или техники, предлагаемых в программе, рекомендуется формировать психологу учреждения самостоятельно в зависимости от конкретной ситуации и клиента (сотрудника). Приведенные направления психокоррекционной программы являются моделью и неким шаблоном, ориентиром, который адаптируется каждым специалистом индивидуально с учетом его профессиональных взглядов и идей, и видения психокоррекционной программы с конкретным клиентом (сотрудником). Кратко перечислим основные направления работы психокоррекционной программы, а также применяемые техники и упражнения:
- Психокоррекционная работа, направленная на снятие излишнего психологического напряжения при выполнении служебных обязанностей и взаимодействии с сотрудниками учреждения. Целесообразно использование методов арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия), поскольку они способствуют снятию напряжения и позволяют раскрыться, а также самовыразиться и познать себя.
- Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на поиск иррациональных установок, которые негативно влияют на межличностные отношения. В программе предлагается использование рационально-эмотивной терапии как наиболее быстрого способа выявить причину межличностных трудностей и откорректировать поведение сотрудника и его отношение к окружающим.
- Групповая психокоррекционная работа, направленная на коррекцию межличностных отношений путем проработки травматических событий прошлого, которые на данный момент являются ключевыми помехами в достижении гармонии в личных отношениях и негативного отношения к служебной деятельности. Данную работу целесообразно проводить с использованием методов психодраммы. Это поможет сотруднику раскрепоститься, проявить свои привычные паттерны поведения, с помощью группы и психолога увидеть себя со стороны и откорректировать то отношение, которое мешает гармонично взаимодействовать с окружающими, а также «отпустить» ситуацию прошлого.
- Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на отработку новых форм поведения, способствующих гармоничному развитию межличностных взаимоотношений. Использование методов когнитивно-поведенческой терапии, так как необходимо закрепить полученный на прошлых занятиях результат. Еще раз вспомнить иррациональные мысли, и исходящее от них поведение, проговорить дальнейшую стратегию поведения в межличностном взаимодействии и отношение к форс-мажорным ситуациям в служебной деятельности. Данная часть психокоррекционной работы включает домашнее задание на заданную тему.
- Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на коррекцию эмоционально-волевой сферы личности сотрудника. Поскольку прохождение службы может усиливать личностную и профессиональную тревожность, целесообразно выявить причину личностной тревожности и, по возможности, снизить ее до нормы, не мешающей исполнению служебных обязанностей и гармонизации психологического состояния личности. Использование методов рационально-эмотивной терапии в данном контексте представляется наиболее целесообразным.
- Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на профилактику алкогольной зависимости и превенцию желания снять психологическое напряжение и уйти от реальности при помощи алкогольной эйфории. Для этого на данном этапе программы целесообразно проработать, какое эмоциональное состояние сотрудника является гнетущим, что приводит к такому состоянию, как хотелось бы себя чувствовать и что нужно для этого сделать.
- Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на проработку детско-родительских отношений с применением проективной методики метафорических карт «Из сундучка детства». Поскольку основополагающее значение в формировании личности отводится именно семье и детско-родительским отношениям, представляется целесообразным на данном этапе проработать иррациональные установки, которые под воздействием деструктивных факторов профессиональной деятельности могут усиливаться.
- Индивидуальная психокоррекционная работа, направленная на построение уверенной жизненной позиции, четко очерченных целей и определенных жизненных ценностей, каждой из которых уделяется достаточное количество времени, и находятся возможности для воплощения в жизнь целей, несмотря на внешние трудности, и для гармонизации внутреннего мира сотрудника.
Таким образом, направления работы, представленные в психокоррекционной программе, взаимодополняют друг друга и ориентированы на те мишени психологического воздействия, которые способствуют развитию и поддержанию психологической устойчивости сотрудников пенитенциарных учреждений. Кроме того, каждое из предложенных направлений психокоррекционной работы так или иначе ориентировано и на краткосрочную (экспресс) психологическую помощь, в частности, на снятие психоэмоционального напряжения, снижение ситуативной тревожности, нормализацию эмоциональных реакций и проявлений и т.д.
1. Старикова О.В. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отдела охраны и безопасности исправительных учреждений: Дис. … к. психол. н.: 19.00.06. Рязань, 2007. 203 с.
2. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава ОВД: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1987.
3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 488 с.
Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна