сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматривается морально-психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел Российской Федерации как вид воспитательной работы. Проанализированы нормативные правовые основы организации и проведения морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Морально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации направлена на формирование у сотрудников органов внутренних дел государственного и одновременно патриотического мировоззрения, а также профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел. Одной из целью морально-психологической подготовки является формирование у сотрудников органов внутренних дел морально-психологической готовности к выполнению служебных задач в любых условиях обстановки. В связи с многоцельностью морально-психологической подготовки личного состава уделено внимание организационным аспектам проведения занятий. Выделены основные черты морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Расставлены акценты на формы проведения занятий по морально-психологической подготовки. В статье рассмотрены технологии обучения, которые применяются или могут применяться при организации и проведении занятий по морально-психологической подготовке личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. В статье представлены аналитический данные проведенного опроса сотрудников территориальных органов внутренних дел МВД России.
морально-психологическая подготовка, морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел, воспитательная работа в органах внутренних дел, формы обучения, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, технологии обучения
Введение. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В.А. Колокольцев в своем выступлении отметил: «В 2020 году продолжена системная работа по укреплению кадрового потенциала. Вместе с тем проблема вакансий крайне актуальна. Особенно для подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с населением. Не менее остро стоит вопрос и по линии оперативного блока. Поступательно решаем данную задачу. Совершенствуем механизмы отбора и подготовки кадров». На расширенном заседании Коллегии МВД России в 2021 году глава ведомства также подчеркнул актуальность поставленной перед министерством задачи создания правовых и организационных условий для воспитания и всестороннего развития личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики.
Система подготовки кадров должна соответствовать потребностям общества и государства в высококвалифицированных сотрудниках правоохранительных органов, способных осуществлять деятельность и выполнять поставленные задачи на более высоком профессиональном уровне.
Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая заявления, затрагивающих правоотношения в сфере деятельности органов внутренних дел, неоднократно указывал, что выполняя конституционно значимые функции, представитель органов государственной власти наделяются не только особыми полномочиями, но и обязанностью иметь высокие моральные качества, придерживаться ценностных ориентиров нравственности и преданности долгу.
Поэтому морально-психологическое обеспечение органов внутренних дел приобретает особое значение в профессиональном развитии кадрового состава [1], и осуществление морально-психологической подготовки требует нормативно отрегулированного системного подхода, включающего в себя также педагогический инструментарий.
Морально-психологическая подготовка личного состава, согласно закрепленному в ведомственном нормативном правовом акте определению, рассматривается как вид воспитательной работы. Это комплекс мероприятий направленный на формирование у сотрудников системы ценностей, таких как государственно-патриотического мировоззрения, понимания государственной политики в сфере внутренних дел, профессиональной культуры и морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки.
Понятие морально-психологическая подготовленность, включает в себя комплекс образовательных и воспитательных мер, осуществляемых неразрывно с профессиональной подготовкой, при акцентировании внимания на получении в результате сотрудника, соответствующего морально-психологическим требованиям правоохранительной деятельности [2, 3, 4].
Морально-психологическая подготовленность, как результат воспитательной деятельности министерства, проявляется в повседневном поведении сотрудника органов внутренних дел, соблюдении определенных норм и правил, включающих как категории гражданского и профессионального долга так и профессиональной этики, моральных установок и высокой морально-психологической устойчивостью.
Данный вид подготовки, как уже отмечалось нами ранее, осуществляется системно и отдельным ее элементом является ведомственный контроль за эффективностью проводимой работы.
Показатели оперативно-служебной деятельности находятся в прочной зависимости от уровня подготовленности сотрудников, в том числе и по морально – психологичскому направлению. С этим и связан основной критерий оценки эффективности обучения, который выражается в соответствующем уровне сформированных знаний, умений и практических навыков. Готовность сотрудника в любых условиях к исполнению возложенных функций является единственно важной целью обучения, поэтому формализм при его осуществлении недопустим, а в случаях наступления негативных последствий даже преступен. Полнота выполнения занятий и регулярность их проведения, соотношение теоретических и практических занятий в перечне тем и расписании занятий – это элементы характеризующие действительность выполнения руководителей возложенных ведомственными актами МВД России обязанностей по морально-психологическому обеспечению.
Эффективное обучение невозможно без ресурсного обеспечения воспитательного процесса, создания учебно-материальной базы и материально-технического обеспечения морально-психологической подготовки . [5]
Анализируя морально-психологическую подготовку как системный образовательный процесс воспитательного характера, хотелось бы отметить отдельные, характеризующие его элементы.
Во-первых, ценностно-ориентированный подход к образовательному процессу обуславливает централизованное управление морально-психологической подготовкой сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающий единые идеологическое направление деятельности и организационно-методическое сопровождение.
Высокая значимость результата воспитательной работы требует исключения формального подхода и недобросовестности руководителей всех уровней, что гарантируется персональной ответственностью должностных лиц за организацию морально-психологической подготовки.
Во-вторых, процесс указанного вида подготовки обеспечивается компетентностным подходом, при котором необходимо учитывать специфику выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел.
Эффективность образовательного процесса достигается посредством дифференциации подготовки в зависимости от должностных категорий и, обозначенной выше специфики.
Третий характеризующий систему обучения элемент выражается в определенных видах ресурсного обеспечения, таких как :
современная учебно-материальная база, внедрение инновационных образовательных технологий и современных технических средств обучения;
кадровые ресурсы, а именно, привлечение для проведения занятий сотрудников, имеющих опыт исполнения обязанностей в различных должностях, а также способных передать свои знания с использованием педагогических приемом; приглашение преподавателей ведомственных и гражданских учебных заведений, обладающих опытов ведения лекционных занятий.
И как мы уже указывали выше, присутствие элементов контроля и анализа обеспечивают адекватную оценку влияния морально-психологического обеспечения на результативность работы подразделения.
При реализации обучения в данном направлении существуют ряд проблем с подачей материала, так как, должностные лица, проводящие занятия не обладают необходимым опытом и знаниями в области педагогики. Поэтому существует необходимость сориентировать их в выборе методик и существующих педагогических технологий, с учетом специфической правоохранительной деятельности, категории обучающихся и особенностей режима служебного времени.
Выделим основные педагогические технологии, используемые в организации и проведении занятий по морально-психологической подготовке личного состава органов внутренних дел:
- проблемного обучения;
- программированного обучения;
- дистанционного обучения;
- модульного обучения;
- игрового обучения;
- компьютерные технологии обучения [2, 5]
Технология проблемного обучения заключается в решении заранее поставленных перед сотрудниками учебных проблем и противоречий, которые должны соотносится с целями обучения, планом занятий и спецификой познавательной деятельности. Эффективность данной технологии выражается в развитии способности к разрешению нестандартных ситуаций, проблематика которых обусловлена непосредственной деятельностью сотрудника . В результате мыслительной работы, анализа и получения новых теоретических знаний, зачастую необходимых для решения той или иной практической проблемы, приобретаются навыки и вырабатывается алгоритм и стратегия поведения в определенной ситуации.
Стратегия обучения, согласно данной технологии предусматривает обязательное взаимное вовлечение в образовательный процесс как педагогических навыков со стороны проводящего занятие, так и мотивационных факторов со стороны обучающегося.
Так руководитель в процессе формулирования учебной проблемной ситуации одновременно создает у сотрудников побудительные стимулы к ее преодолению.
Необходимость поиска ответа является следствием внутренней установки, которая выражается в фундаментальном понимании проблемы обучающимся.
Решение самой проблемы является поступательным процессом, в ходе которого сотрудник анализирует представленную ситуации, аккумулирует имеющиеся знания, а также получает новые и затем применяет их для поиска ответа на проблему. Выдвижение гипотетических решений, коллективное их обсуждение и выбор наиболее приемлемого алгоритма выхода из сложившейся ситуации, в заключении, направлены на определение окончательного результата.
Система методов проблемного обучении, каждый из которых предназначен для использования в определенной области и носит частный характер.
Схема 1
Использование различных методов при организации и проведении занятий по морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел позволит добиться более эффективного развития компетенций у сотрудников органов внутренних дел.
Анализируя используемые в педагогике вариативные методические приемы создания проблемных ситуаций, мы обобщили наиболее приемлемые для обучения в целях правоохранительной деятельности рекомендации.
И так, мышление обучающегося необходимо построить в направлении формирования противоречий и затем, смоделировав их столкновение в практической деятельности предоставить возможность изложить противоположные точки зрения на один и тот же объект анализа, при этом рассмотреть спорный вопрос с позиций должностных лиц, имеющих различный функционал, например: руководителя, следователя, дознавателя, сотрудника уголовного розыска.
При таком подходе, сотрудники учатся сопоставлять факты и сравнивая их, делать выводы из ситуации. Здесь обучающийся использует логику рассуждений, обосновывая свою позицию теоретическими и практическими знаниями.
Допускается усложнить недостоверными исходными данными,
содержащие либо недостаточную для решения проблемы информацию либо излишне конкретизированную не имеющими значения деталями, двусмысленным толкованием постановки самого вопроса или заведомо допущенными ошибками, в том числе ограничивая время на преодоление «психологической инерции» и др.
Технология программированного обучения направлена на индивидуальную работу по изучению материала. Здесь важным условием достижения результата являются личностные характеристики обучаемого, такие как самостоятельность, дисциплинированность, способность к саморазвитию. Индивидуальный темп обучения обуславливает наличие специально разработанной программы и позволяет освоить дозированный материал полностью, при этом роль руководителя состоит в контроле и методической помощи, организации постоянно действующей обратной связи.
Такая программа требует методической разработки, так как служит основным учебным материалом и предоставляется в виде специальных пособий (программированный учебник, карточки - задания) или в виде закольцованных кадров, отснятых на пленку и заложенных в обучающие машины. Эти варианты программных материалов определяют безмашинное и машинное программированное обучение, что в свою очередь позволяет классифицировать применяемые для них программы по двум признакам:
а) по характеру решаемых дидактических задач - обучающие, информационные и контролирующие;
б) по способу программирования - линейные, разветвленные, адаптивные и комбинированные (смешанные).
Технология дистанционного обучения или система дистанционных образовательных технологий может быть реализована как отдельно, так и посредством электронной информационно-образовательной среды. В настоящий момент в каждой образовательной организации МВД России эксплуатируется своя электронная информационно-образовательная среда, ее применение позволяет сотрудникам изучать учебные материалы в любое удобное для них время, а руководителям учебных групп и контролирующим сотрудникам проверять порядок изучения. Польза от такого вида обучения заключается в существенной экономии и оптимизации затрат служебного времени, а также организовать изучение учебных материалов сотрудниками вне зависимости от командировок, отпусков, болезни.
Развитие системы телекоммуникационных сетей предоставило пользователю неограниченные возможности получать любую информацию независимо от места его нахождения, не выходя из дома или рабочего кабинета. В сфере провоохранительной деятельности оперативность и мобильность сотрудника является залогом пресечения преступлений, время – самый ценный ресурс для сотрудника. Предоставляемый современными технологиями доступ к источникам информации для пополнения знаний, существенно экономит время, позволяет эффективно освоить учебный материал. При этом компьютерные системы могут выполнять множество образовательных операций, одна из которых контроль за результатами обучения, возможность удаленно проверить уровень усвоения, проконсультировать и направить к нужному источнику, будь то сайт электронной библиотеки или каталог научных статей. Систему дистанционного обучения сложно переоценить, особенно для сотрудников полиции, обязанных немедленно реагировать на сообщения граждан, оказаться своевременно там, где помощь жизненно необходима. Возможность применения такой технологии обучения в условиях деятельности органов внутренних дел способствует повышению профессионального уровня, способности разрешения возможных проблемных ситуаций, а также личностному росту личного состава.
Проведенный опрос среди сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в образовательных организациях системы МВД России, показал, что в 2020 году занятия в рамках морально-психологической подготовки проводились с применением дистанционного обучения.
На вопрос: Удовлетворены ли были ваши познавательные потребности при дистанционном обучении?
На вопрос: Укажите преимущества технологии дистанционного обучения.
Таким образом, существующая система технологии дистанционного обучения позволяет овладеть знаниями в любых условиях и при любых обстоятельствах.
Постоянное совершенствование технологий дистанционного обучения, ставших неотъемлемой частью современной системы образования, позволяет использовать уже зарекомендовавшие себя формы обучения, такие как лекция или консультация с внедрением мультимедийных технологий. При этом живое общение с руководителем занятия исключается, акцент делается на самостоятельной работе по усвоению учебной программы. Вместе с тем контролирующая роль руководителя остается ведущей, телефон и электронная почта дают возможность отследить качество обучения независимо от места нахождения обучаемых и проводящих занятия сотрудников.
Преимущество такой системы обучения при проведении практических занятий заключается в технической возможности смоделировать различные проблемные ситуации, а также имитировать их разрешение. В работу включается память, внимание, навыки использования компьютерных технологий.
Технология модульного построения образовательных программ. Модульное обучение представляет собой организационно-методические модули.
Для создания учебного материала модуля необходимо придерживаться определенных принципов, которые характеризуют его содержание.
Во-первых, из всей области изучения необходимо выделить главные элементы и затем, поступательно осваивать их содержание, опираясь на главные понятия предметной области.
Во-вторых, должен соблюдаться принцип нерушимость целостности содержания модуля, все элементы преподносятся обучаемому в логической последовательности, позволяющей осваивать материал преемственно, наслаивая полученное знание о каждом новом элементе на уже освоенное.
Модульное программирование, при соблюдении системности, обеспечивают устойчивость сформированных знаний по каждой предложенной тематике, что в свою очередь способствует достижению высокого результата практической подготовки специалистов.
Игровые технологии.
Игра рассматривается не только как модель социального опыта, но и как вид деятельности, в том числе и в образовательных целях, направленный, на воссоздание и усвоение поведенческих стратегий, применяемых в сфере тех или иных общественных отношений.
Игровая деятельность, применительно к целям осуществления, имеет различные функции.
Развлекательная функция является для игры основной, она в первую очередь призвана развлечь, носит позитивный характер, а в области образования еще и побуждает интерес к познанию у обучающегося.
Функция самореализации проявляется в игре, позволяя проверить свои возможности и навыки в воображаемой ситуации. Игротерапевтическая функция имеет психологическую нагрузку, она направлена на разрешения трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Диагностическая и коррекция, взаимно дополняющие друг друга функции, выражаются в выявлении отклонений от нормативного поведения и его регулировании путем внесения изменений в индивидуальную деятельность обучающегося.
Особое место в игровой технологии занимает функция коммуникации, она влияет на формирование единых для всех социально-культурных ценностей, усвоение норм человеческого общежития. Кроме того, достигается сплоченность, умение организовать общение в ракурсе достижения эффективного результата от общей деятельности.
Игровые технологии определяют важные перестройки и формирование новых качеств личности, решает задачу поддержания интереса к занятиям. В процессе игры усваиваются нормы поведения, влияет на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Игры могут классифицироваться и по виду деятельности и по целевой направленности, но всегда обладают общими для этого вида педагогической технологии элементами структурного содержания. Игра в обязательном порядке включает распределение ролей участников, определения игровых действий, а также взаимосвязь с реальными практическими ситуациями
Педагогическая игра может рассматриваться как форма реализации педагогического процесса. Являясь элементом понятия «игровые педагогические технологии», характеризуется определенным набором признаков, которые отличают ее от обычной игры. В первую очередь стоит отметить значение ее направленности на познание в процессе проведения, которое достигается четким формированием учебной цели, получением в ходе игры определенных, соответствующих этой цели результатов. Эффективность использования такой формы обучения во многом зависит о правильности выбора вида игры, уместного сочетания развлекательных элементов игры с определенным учебным материалом. Так физические игры и умственные решают различные задачи, в первом случае они направлены на усвоение практических навыков, задействуют двигательную функцию и мышечную память, в то время как умственные игры направлены на использование интеллекта, усвоения объемной информации и эффективны в случае необходимости анализа ситуаций. Социальные, трудовые, психологические игры также являются элементами классификации, и руководителю занятия здесь необходимо опираться на предметную область изучения.
Компьютерные технологии обучения. Сущность компьютерной технологии обучения включает в себя инструментальную, обучающую, контролирующую и технологическую составляющие.
Компьютеры, применительно к системе профессиональной подготовке специалистов, выполняют различные роли. Во-первых, это инструмент, с помощью которого руководитель автоматизированно реализует процесс обучения, управляет им, позволяет экономично расходовать ресурсы, в том числе такие как время. Во-вторых, компьютер выступает в качестве самостоятельного предмета обучения, целью которого является освоение технологий, умение использовать программное обеспечение, возможности, для обработки и анализа информации.
Компьютерное обучение представляет собой систему из четырех блоков: инструментального, обучающего, контролирующего и технологического. Задействование всех этих элементов является залогом результативности образовательного процесса.
Эффективность использования анализируемой технологии обучения характеризует трехуровневая система обученности. На первом уровне у обучающегося формируется понятийная форма мышления, позволяющая освоить минимум знаний и умений, закрепить фундамент для дальнейшего развития. На втором уровне происходит увеличение диапазона применения ранее полученных знаний, расширенное изучение предметной области, использование их для формирования представления своих обязанностей в профессиональной сфере. Третий уровень обученности, достигается обучающимися склонных к абстрактному мышлению, обладающих способностями выйти за пределы повседневного использования полученных навыков и знаний, сформировать, а впоследствии применить научный потенциал для развития и продвижения во всей предметной области.
Компьютерные технологии это в первую очередь программное обеспечение, от которого и зависит качество обучения, оно направленно на повышения уровня индивидуализации, выбор метода обучения применительно не к фрагментальному, а комплексному освоению поставленных вопросов. Возможности рассматриваемого метода обучения выводят обучаемого за рамки пользователя предоставленного материала, открывают путь к исследовательской деятельности, сочетанию практических навыков и теоретических основ, перемещению в различных областях обучения.
Заключение. Рассмотрев применительно к правоохранительным органам инновационные педагогические технологии нам хотелось бы отметить целесообразность их совмещения в процессе морально-психологического обучения сотрудников. Совершенствование профессиональной деятельности взаимосвязано с развитием личности, получением не только новой информации, но и формирования стремления к постоянному самообразованию, потребности повышать свой личный уровень мировоззрения.
1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная система Страст-Юрист.
2. Мальцева Т.В. Использование интерактивных методов обучения в обучении сотрудников полиции // Полицейская деятельность. 2013. № 6. С. 429-441.
3. Моделирование процесса формирования общепедагогической икт-компетентности студентов на основе системно-деятельностного подхода / Вяликова Г.С., Ерофеева М.А., Плеханова М.В., Плужникова Ю.А., Савельева С.С. / Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 39-56.
4. Современные педагогические технологии в профессиональном образовании / Жуковский В.П., Шанин С.В., Ерофеева М.А., Шрамкова О.В., Малышева А.В., Кутузов М.М., Панченко И.М., Колозина И.М / учебно-методическое пособие - Саратов, 2018.
5. Юридическая педагогика в МВД. Учебно-методическое пособие // Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Академия управления МВД России, 1997. - С.170.