ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений Вооруженных сил Российской Федерации, что актуально в контексте нового Положения о психологической службе Вооружённых Сил Российской Федерации 2021 года. Представлено содержание основных задач и функций психологической службы Вооруженных Сил. Особое внимание уделено описанию психологического сопровождения и специфики его осуществления в системе кадровой работы и боевой службы в Вооруженных Силах. На примере психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений определена деятельность, которая направлена на социальную и психологическую адаптацию военнослужащих; дидактическую адаптацию военнослужащих; возможность профессионального самоопределения; возможность развивать профессиональные навыки; проведение коррекции и совершенствование работы командного состава. Описаны условия для реализации психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений. В результате исследования установлено, что в течение последнего десятилетия проблема теоретико-методологического обоснования психологического сопровождения продолжает оставаться актуальной. На современном этапе «психологическое сопровождение» рассматривается как многогранное явление, широко применяемое в различных аспектах жизнедеятельности. Формирование понятийно-категориального аппарата направлено также на повышение правовой культуры при совершенствовании нормативной правовой базы для ведомственной психологической практики Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова:
психологическая служба, психологическое сопровождение, психопрактика, военнослужащие, специальные подразделения
Текст

Актуальность. Вооруженными Силами Российской Федерации (далее – ВС РФ) в современном мире широко применяется психология, ее методики и технологии, а так же техники для решения задач различной сложности.

В наши дни психологическая практика активно развивается и постоянно совершенствуется. Это касается всех направлений деятельности ВС РФ. К данным направления можно отнести служебно-боевую, кадровую, военно-медицинскую и иные.

Проблема. Анализ нормативных правовых актов и документов Минобороны России показывает, что термин «психологическая служба» в нормотворческой практике ВС РФ нашел широкое применение. Конкретизация области приложения и акцент на особое статусное состояние субъектов психологической службы  в ВС РФ отражено в Положении о психологической службе Вооружённых Сил Российской Федерации [8]. Однако в настоящее время необходимо разработка основных направлений психологического сопровождения военнослужащих, в том числе специальных подразделений.

Описание  противоречий. Психологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации предназначена для обеспечения психологической готовности личного состава Вооруженных Сил к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, психологического благополучия и поддержания психического здоровья военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил,  воспитанников   общеобразовательных   организаций,   граждан, призываемых на военную службу и поступающих  на военную службу по контракту, путем проведения мероприятий психологической работы в органах военного управления, воинских частях, военно-медицинских организациях, военно-учебных заведениях, общеобразовательных организациях, пунктах отбора на военную службу по контракту в общей системе военно-политической работы в Вооруженных Силах [8].

Основными задачами психологической службы Вооруженных Сил являются:

1) обеспечение недопущения к несению службы и обучению в военно-учебных заведениях и общеобразовательных организациях лиц с признаками отклоняющегося поведения и (или) непригодных к выполнению задач по предназначению;

2) обеспечение психологической готовности личного состава Вооруженных Сил к выполнению задач по предназначению;

3) обеспечение поддержания психологического благополучия
и психического здоровья военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанников общеобразовательных организаций;

4) проведение мероприятий социологического и психологического мониторинга в Вооруженных Силах.

Психологическая служба Вооруженных Сил осуществляет следую­щие функции [8].

1) в части обеспечения недопущения к несению службы и обучению в военно-учебных заведениях и общеобразовательных организациях лиц с признаками отклоняющегося поведения и (или) непригодных к выполнению задач по предназначению:

проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору в воинских частях, военно-учебных заведениях, пунктах отбора на военную службу по контракту;

участие в мероприятиях по профессиональному психологическому отбору в общеобразовательных организациях;

участие в методическом обеспечении мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проводимых в военных
комиссариатах;

проведение мероприятий психологической работы по допуску
к отдельным (специальным) видам деятельности и выполнению специальных задач;

2) в части обеспечения психологической готовности личного состава Вооруженных Сил к выполнению задач по предназначению:

методическое обеспечение и участие в проведении мероприятий по психологической подготовке военнослужащих к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки;

проведение мероприятий по психологической профилактике отклоняющегося поведения и негативных явлений в воинских коллективах;

проведение мероприятий по психологическому просвещению
в целях повышения психологической грамотности личного состава Вооруженных Сил;

3) в части обеспечения поддержания психологического благополучия и психического здоровья военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанников общеобразовательных организаций:

проведение мероприятий психологической помощи, коррекции
и поддержки с военнослужащими, членами их семей, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил, а также воспитанниками
общеобразовательных организаций, в том числе при выполнении
военнослужащими специальных задач;

методическое обеспечение и участие в проведении мероприятий психологической работы в рамках реализации диагностических, коррекционных и реабилитационных мероприятий, реализуемых в воинских частях, военно-медицинских организациях, военно-учебных
заведениях и общеобразовательных организациях;

4) в части проведения мероприятий социологического и психологического мониторинга в Вооруженных Силах:

проведение социологических исследований, в том числе по оценке морально-политического и психологического состояния личного состава Вооруженных Сил, ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей;

проведение психологических обследований, в том числе в целях изучения психологических особенностей, уровня развития личностных и профессионально важных качеств;

проведение экспертного анализа психологических факторов социально значимых событий с участием личного состава Вооруженных Сил.

В части психологического сопровождения кадровой работы:

  • изучение индивидуальных особенностей военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, разработка предложений командирам (начальникам) в интересах допуска к отдельным видам деятельности, отбора, подбора и назначения на вакантные должности кандидатов, отвечающих установленным требованиям, а также рекомендаций о целесообразности заключения с кандидатами (военнослужащими) первого (нового) контракта на военную службу, их подготовки (обучения) по соответствующим военно-учетным специальностям;
  • психологическое консультирование командиров (начальников) по вопросам адаптации к военной службе (работе) вновь прибывших военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;
  • проведение мероприятий по предупреждению и психологической коррекции проявлений профессиональной деформации личности;
  • участие специалистов-психологов в работе аттестационных комиссий.

В части психологического сопровождения боевой службы:

  • всестороннее изучение психологических условий несения боевой службы;
  • недопущение к несению боевой службы лиц с низким уровнем нервно- психической устойчивости, а также имеющих другие противопоказания;
  • необходимость составить рекомендации для того чтобы составить необходимые расчета по сменно, количество, которое необходимо на смену, т.е. на боевой пост;
  • необходимо так же оценить каждого сотрудника, который заступает на смену, а именно его психологическое состояние и моральное;
  • необходимость поддержания на должном уровне психологическое состояние всего личного состава на самом высшем уровне, при любых условиях. Попытка выработать у военнослужащих навыки для дальнейшей деятельности в процессе выполнения боевых заданий и в мирное время;
  • при выполнении военнослужащими своих задач необходимо постоянно поддерживать психологический уровень подготовки на должном уровне. Это относится как выполнение поставленных задач в мирное время, так и в режиме повышенной боевой готовности;
  • так же необходимо проводить различные работы с военнослужащими после их рабочей смены, для того чтобы психическое состояние не ухудшалось и не наносило вред здоровью.

Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы. Рассмотрение целей и задач психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений невозможно без анализа всей системы психологического сопровождения, прежде всего, с точки зрения детального научно-обоснованного знания объекта этого сопровождения – личности военнослужащего, занятого определенным видом деятельности.

Термин «сопровождение» является производным от слова сопровождать и согласно словарю русского языка имеет несколько значений: «следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника; служить приложением, дополнением к чему-нибудь» [9].

В различных источниках определение сопровождение стало обсуждаться сравнительно недавно. Наиболее активно только в последнее десятилетие.

В исследованиях отечественных и зарубежных исследователей установлено, что термин «сопровождение» имеет множество преимуществ, укажем самые значимые из них:

  • данное определение опирается на достижения самой личности;
  • в процесс работы специалиста-психолога у объекта само появиться желание взять на себя ответственность и решить вопросы;
  • нет главной цели развить личность, необходимо создать условия для комфортного существования в обычной жизни, на службе.

Только в ХХ веке феномен психологического сопровождения стал широко использоваться, и был предоставлен как социальный институт. Это породило возникновение целого ряда профессий:

  • психолог-терапевт;
  • психолог-консультант;
  • социальные работник и многие другие.

В термин «психологическое сопровождение» разные ученые толкуют по-разному.

Психологическое сопровождение – это целостный процесс, которые включает в себя все поля становления и развития личности.

В данный процесс должны входить несколько этапов [7]:

  • диагностика;
  • сбор необходимой информации для того, чтобы решить проблему;
  • проведение консультации для принятия решения;
  • оказание помощи на этапе реализации всех методов сопровождения.

Автор Э.Ф. Зеер рассматривает понятие психологическое сопровождение в своих работах. В них говорится, что под этим понятием понимается весь процесс по изучению, формированию, развитию, а так же проведение коррекции по профессиональному росту личности [5, с.118].

Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения военнослужащих в процессе служебно-боевой деятельности стал личностно-ориентированный подход, основанный на возможности выбора таких методов, которые могут привести военнослужащего  к более высокому уровню профессионального развития. По мнению Э.Ф. Зеера, «каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных … разными условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действие в котором несет он сам» [5, с.124].

Важным положением данного подхода является подход, который опирается на внутренний потенциал человека, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Л.М. Бойматова справедливо отмечает, что «важно понимать, что люди, осуществляющие психологическое сопровождение, не должны и не обязаны преподносить сопровождаемому уже готовое решение проблем, осуществлять за него выбор. Психологическое сопровождение призвано не только, оказывать своевременную помощь, а главное, научить военнослужащего самостоятельно преодолевать трудности на пути военно–профессионального становления» [1]. Ведь специфика военной службы состоит в том, что основными видами психологической помощи в повседневной деятельности и непосредственно в бою является само - и взаимопомощь.

Психологическое сопровождение именно в таких ситуациях выполняет свою главную задачу – помогает военнослужащим специальных подразделений ВС РФ  ориентироваться в разных по экстремальности условиях службы.

Психологическое сопровождение имеет свои особенности и изучено многими авторами на разных этапах прохождения военной службы. Г.Г. Федичев, А.И. Петимко исследовали проблемы психологического сопровождения военнослужащих по контракту. Н.С. Волкова исследовала особенности психологического сопровождения военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации [3].

Л.А. Кандыбович в своих работах характеризует психологическое сопровождение «как планомерную, систематическую помощь военнослужащему, обучающемуся в процессе его профессионального становления с целью преодоления затруднений деятельности» [6, с.161].

Т.Г. Самойлина формулирует психологическое сопровождение «как систему профессиональной деятельности военного психолога, направленную на создание социально-психологических условий успешной службы и выполнение боевых задач» [11].

Под психологическим сопровождение военнослужащих специальных подразделений ВС РФ мы понимаем деятельность, которая направлена на:

  • социальную и психологическую адаптацию военнослужащих;
  • дидактическую адаптацию военнослужащих;
  • возможность профессионального самоопределения;
  • возможность развивать профессиональные навыки;
  • проведение коррекции и совершенствование работы командного состава.

Е.Н. Приймак отмечает, что «психологическое сопровождение должно постоянно отлеживать динамику психологической обстановки в зонах боевых действиях, помощь в принятии правильных и адекватных управленческих решений» [10, с.5].

Одна из целей психологического сопровождения – это поддерживать на нужном уровне жизненного тонуса военнослужащих специальных подразделений ВС РФ, их душевное состояние и комфорт. Эта цель предполагает:

  • прогноз и оценку усталости личного состава;
  • оказывать всю необходимую психологическую помощь для того чтобы совместно преодолеть  психотравмирующую ситуацию;
  • управлять мотивацией, психическими состояниями военнослужащих в специальных подразделениях;
  • возможность проведения работы для защиты от психологических акций противника.

Перечислим условия для реализации психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений :

  • обязательно необходимо согласовывать проводимые мероприятия с распорядком дня;
  • командный состав и их заместители должны мыслить идентично в военно-политической работе;
  • необходимо осуществлять отбор наставников для молодых военнослужащих.

Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе адаптации к несению воинской службы имеет свою специфику. Для военнослужащего одним из самых важным является процесс адаптации. Это происходит потому, что военная служба в специальных подразделениях ВС РФ весьма специфичная, а так же имеет высокую динамичность, так как необходимо поддерживать необходимый уровень психологического состояния, как в процессе мирного времени, так и в военное время.

Работа специалиста-психолога, а так же работа созданных психологических групп должны быть направлена только на совместную деятельность, для того, чтобы постоянно развивать личность военнослужащего при любых обстоятельствах. Методы работы специалистов должны включать современные методики, как работы в группе, так и индивидуально. Так же должны быть предусмотрено психологическое сопровождение полное или только с какими-то корректирующими мероприятиями.

Психологическое сопровождение в различных научных источниках можно разделить по периоду его проведения, а именно в период мирного времени и при боевых действиях [4].

Перечислим основные задачи, которые включены в сопровождение на каждый день [12]:

  • мониторинг за психическим состоянием военнослужащего;
  • специалисту необходимо в процессе работы с ним выявить все особенности военнослужащего и разработать методику работы с ним;
  • проведение анализа семейного благополучия;
  • необходимая психологическая поддержка для военнослужащего, в случае проблем внутри семьи;
  • анализ внутреннего состояния, а так же настроения военнослужащего;
  • выявление военнослужащих с девиантным поведением;
  • организация мероприятий по укреплению (коррекции), восстановлению (реабилитации) и поддержанию психофизиологического здоровья личного состава, повышению его психофизической надежности;
  • проведение занятий по обучению военнослужащих приемам и методам оказания психофизической само- и взаимопомощи.

Перечислим основные задачи «боевого» психологического сопровождения [12]:

  • проведение оценки, прогноза психологического состояния при военных действиях или при их подготовке;
  • проведение оценки боеспособности с точки зрения психологической подготовки;
  • оказывать корректирующее влияние на военнослужащих;
  • при проведение боевых действий и операций оказывать психологическую поддержку;
  • после проведение боевых действий помощь в реабилитации;
  • подготовка всего личного состава к боевым действиям в сложных условиях боевой подготовки;
  • выявление лиц, которые нуждаются в психологической помощи для того, чтобы определить объем необходимых мероприятий;
  • проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с военнослужащими, остающихся в подразделениях.

Суть психологического сопровождения заключается в том, что она направлено на самих военнослужащих, для того, чтобы оказать им качественную поддержку и помощь с момента поступления в военную часть до момента увольнения [2].

Психологическое сопровождения для военнослужащего состоит в том, что при попадании в горячую точку, в бой, он будет себя чувствовать в привычной обстановке и уже знать как реагировать на те или иные действия со стороны противника. Тем самым задачи, поставленные в бою, будут успешно выполнены.

Психологическое сопровождение военнослужащих специальных подразделений носит комплексный характер.

Перечислим какие составляющие в него можно включить:

  1. Возможность комплектовать подразделения таким образом, чтобы военнослужащие были психологически совместимы.
  2. При помощи досуговых мероприятий сформировать сплоченный воинский коллектив.
  3. Проведение специалистами-психологами профилактики конфликтов внутри коллектива, устранение психологической напряженности в процессе общения;
  4. Проведение психологических консультаций.

Так же одной из важных задач психологического сопровождения является анализ и правильное комплектование подразделений впервые, это необходимо чтобы в коллективе не было резонанса, конфликтов и т.д. Особенно важным это является при создании групп, которым предназначается выполнение особо важных заданий и операций.

Следовательно, цель психологического сопровождения – полноценная реализация психологического потенциала военнослужащих, развитие навыков рефлексии, изменения отношения к себе и другим, развитие эмоциональной гибкости, улучшение социально-психологической адаптации.

Выводы. Анализ психологической литературы и практики показывает содержательное определение базовых понятий системы психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений позволяет провести всестороннее изучение процесса становления и совершенствования психологической службы ВС РФ, установить закономерности, детерминанты и перспективы ее развития.

Список литературы

1. Бойматова Л.М. Проблемы психологического сопровождения военнослужащих и пути их решения // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 3-7 (12). С. 71-72.

2. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): учебно-методическое пособие. М.: ГУВР ВС РФ, 2004.

3. Волкова Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 3. С. 27-31.

4. Дерешко Б.Ю. Развитие правовых основ морально-психологического обеспечения деятельности в области обороны и безопасности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61). С. 3-7.

5. Зеер З. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург: Академ. проект; Деловая книга, 2003. 336 с.

6. Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военно-психологический словарь-справочник. М.: Изд-во ИД Куприянова / Общество психологов силовых структур, 2010. 592 с.

7. Караяни А.Г. Военная психология: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 593 с.

8. Об утверждении Положения о психологической службе Вооружённых Сил Российской Федерации: приказ министра обороны от 4 марта 2021 г. № 130 [Документ опубликован не был].

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 344 с.

10. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружённых сил: методические рекомендации. М.: КРЕДО, 2015. 28 с.

11. Самойлина Т.Г. Психологическое сопровождение военнослужащих срочной службы войск специального назначения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Том. 9. № 4. С. 55-59.

12. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: учебное пособие. М., 2008. 236 с.

Рецензии
1. Основные направления психологического сопровождения военнослужащих специальных подразделений Вооруженных сил Российской Федерации Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?