ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОДАРЁННОГО ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описаны теоретические и практические подходы к проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута одарённого дошкольника в условиях детского сада, обозначены этапы исследования по проектированию и внедрению его в практику работы дошкольной образовательной организации. Представлены методики выявления одаренности ребенка и результаты проектирования и внедрения его индивидуального образовательного маршрута в условиях детского сада.

Ключевые слова:
одаренный дошкольник, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуализация образования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Идея индивидуализации образования в отношении одарённых детей является наиболее актуальной на сегодняшнем этапе развития педагогической науки и практики, поскольку механизм проектиро­вания индивидуального образовательного маршрута и реализация различных стратегий движения к определенной цели в системе образования разработаны недостаточно.

Особое место в проектиро­вании и реализации индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка, на наш взгляд, должно отводиться в дошкольной образовательной организации. Внедрение в практику работы детских садов индивидуализации образовательного маршрута и создание для этого системы психолого-педагогических условий обеспечит одарённому ребёнку активное стимулирование самообразования, саморазвития, воли и ответственности.

Интерпретации понятий «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа» уделяли внимание в своих работах Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, И.Ю. Исаева, Е.А. Климов, И.С. Якиманская и др.

Индивидуальная образовательная программа является «механизмом индивидуализации образования, связывающим для обучающегося воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к определенной цели» [1, c. 9].

В рамках нашего исследования целесообразно рассматривать индивидуальный образовательный маршрут одарённого дошкольника как способ реализации идей индивидуализации обучения, воспитания и развития, представляющий собой структурированную программу действий, ориентированную на развитие способностей, мотивации, самостоятельности, воли и ответственности, обеспечивающую ребёнку позицию субъекта образования при осуществлении психолого-педагогического сопровождения на некотором фиксированном этапе обучения.

Индивидуальная образовательная программа является технологическим средством реализации индивидуального образовательного маршрута.

Х.Н. Ниязова считает, что «маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одарённых личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования» [3, c. 6].

Если рассматривать проектирование индивидуального образовательного маршрута одарённого дошкольника как совместную деятельность педагога, ребёнка и родителей по планированию процесса и результата личностного развития ребёнка при решении тех или иных образовательных задач в зависимости от определенного вида одарённости с учётом данных комплексной психолого-педагогической диагностики, то его технология – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога, ребёнка и его родителей, гарантирующий достижение поставленной цели.

Изучив этапы «эвристической образовательной деятельности», позволяющие обеспечить индивидуальную траекторию ребёнка в конкретной образовательной области, предложенные А.В. Хуторским [6, c. 51], а также рассмотрев реализованные в дошкольной образовательной организации индивидуальные образовательные маршруты детей с признаками одарённости, мы выделили наиболее важные этапы проектирования и представили их в виде табл. 1.

Таблица 1

Этапы проектирования индивидуального

образовательного маршрута (ИОМ) одарённого дошкольника

Этап

Наимено-вание

Задачи субъектов образовательной деятельности

I

этап

Подготовительный

Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

II

этап

Диагностический

Изучение и выбор методик диагностирования детской одарённости. Выявление детей с признаками одарённости

III

этап

Целевой

Определение цели и задач всех субъектов образовательной деятельности. Установление мотивов деятельности ребёнка по отношению к образовательной области, предпочитаемому виду деятельности

IV

этап

Этап планирования

На основе пожеланий и предпочтений ребёнка и его родителей планируется психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с признаками одарённости. Выбираются формы и методы образовательной деятельности

V

этап

Этап конструирования

Построение ИОМ, на основе выявленных видов одарённости, а также установленных пробелов и трудностей в обучении и социализации

VI

этап

Этап реализации

ИОМ реализуется во всех видах деятельности, в любое время, в зависимости от желания ребёнка, его выбора и самоопределения

VII

этап

Результативный

Презентация личных образовательных достижений (продуктов деятельности) одарённого ребёнка

VIII

этап

Рефлексивно-оценочный

Изучение и анализ результатов внедрения индивидуального образовательного маршрута. Сопоставление полученных результатов с планируемыми.

 

Для проведения исследования были выбраны дети шести-семи лет из подготовительной к школе группы.

Первичное диагностирование осуществлялось по методике «Карта одарённости» А.И. Савенкова с участием родителей и педагогов. На основании анализа полученных данных диагностики были выделены несколько детей с высокими показателями по различным видам одарённости.

Для исключения ошибочных выводов было принято решение о дополнительной процедуре тестирования по методике экспертных оценок по определению одарённости детей А.А. Лосевой.

Результаты второй методики подтвердили первичные данные о наличии признаков одарённости у нескольких детей. Наиболее высокие показатели в результате двух методик получила девочка Д.Г. по художественно-изобразительной, творческой, интеллектуальной одаренности. Именно для неё был спроектирован и реализован ИОМ одарённого дошкольника.

Целевой этап включал работу по определению цели и задач всех субъектов образовательной деятельности, установлению мотивов деятельности ребёнка по отношению к образовательной области – художественно-эстетическое развитие, предпочитаемому виду деятельности. Кроме того, производился сбор сведений о ребёнке (эссе) и его семье (социальная характеристика семьи).

Этап планирования индивидуального образовательного маршрута включал работу по определению группы сопровождения, выбору координатора, согласованию с родителями форм и методов образовательной деятельности при осуществлении психолого-педагогического сопровождения дошкольника с признаками одарённости.

Этап конструирования предполагал разработку собственной универсальной структуры индивидуального образовательного маршрута на основе анализа теоретических данных и оценки содержания маршрутов, реализованных в детском саду.

Этап реализации индивидуального образовательного маршрута начался с индивидуальной работы по выявлению детской одарённости в художественно-изобразительной деятельности по средствам методики тестирования «Незаконченные рисунки», разработанной Я.Л. Коломенским и Е.А. Панько. В результате проделанной работы мы увидели высокий творческий потенциал ребёнка.

Планирование психолого-педагогического сопровождения и разработка календарно-тематического планирования на весь период реализации индивидуального образовательного маршрута осуществлялись в согласовании с законными представителями ребёнка.

Разработанный нами индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка реализовался во всех видах деятельности, в любое время, в зависимости от желания ребёнка, его выбора и самоопределения.

В качестве оценки промежуточных результатов развития художественно-изобразительных способностей ребёнка были использованы тесты П. Торренса «Незаконченные фигуры» и «Повторяющиеся фигуры». Промежуточные результаты диагностики не опровергли данные первичных выводов о признаках одаренности, а наоборот – показали растущий уровень способностей ребёнка в художественно-изобразительной деятельности.

Взаимодействие педагога и одарённого ребёнка обеспечивало создание последнему ситуации успеха в различных видах деятельности, в том числе при организации участия в различных конкурсах, выставках, викторинах.

Подводя промежуточные итоги проделанной в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута одарённого дошкольника работы, можно сделать некоторые выводы:

1) идеи индивидуализации образования требуют изменения содержания, форм и методов работы;

2) единство формального и неформального образования воспринимается как единая развивающая образовательная среда при реализации индивидуального образовательного маршрута;

3)  родители одаренного ребёнка должны активно включаться в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

В результативный этап проектирования индивидуального образовательного маршрута включена оценка карты наблюдения за одарённым ребёнком, что позволило оценить пробелы в обучении и развитии личностных качеств ребёнка.

Эмпирическим основанием результативности использования индивидуального образовательного маршрута послужили результаты диагностики: методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова и тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько.

Целью диагностики было установление уровня развития различных видов одарённости ребёнка на индивидуальном образовательном маршруте.

По итогам сравнения результатов диагностики на начальном и заключительном этапе реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника мы пришли к заключению, что у ребёнка отмечается рост показателей одарённости в различных областях. Уровень развития невербальных творческих способностей, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения имеют положительную динамику.

Не менее важным фактом, на наш взгляд, успешной реализации ИОМ являются практически идентичные показатели листов ответов педагога и родителей, что говорит об эффективном взаимодействии семьи и детского сада с единой целью всестороннего развития ребёнка.

В ходе работы мы видели, как растёт творческий потенциал ребёнка, повышается самооценка, улучшаются взаимоотношения со сверстниками, проявляются лидерские качества.

Рефлексивно-оценочным этапом проектирования и реализации ИОМ одаренного ребёнка стала организация индивидуальной выставки творческих работ.  

Таким образом, представленные теоретические и практические подходы к проектированию и реализации индивидуального образовательного маршрута одарённого дошкольника в условиях детского сада являются наиболее значимыми, так как они дают основание для индивидуализации образования, связывающим воедино намерения участников образовательного процесса в желаемый образ результата обучения и средств его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к определенной цели, что в целом дает возможность для разработки концептуального подхода к дошкольному образованию.

 

Список литературы

1. Исаева И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие. − Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. − 116 с.

2. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. − Москва: Просвещение, 2015. − 128 с.

3. Ниязова Х.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одаренных детей. Методические рекомендации. - Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2014. − 60 с.

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. − Москва: Юрайт, 2017. − 440 с.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. − Москва: ВЛАДОС, 2000. − 320 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?