В статье рассмотрены вопросы, связанные со сферой дополнительного образования. Автором поднимается проблема необходимости использования педагогами дополнительного образования идей педагогического сопровождения, способствующего саморазвитию обучающихся. Приводятся примеры педагогического сопровождения обучающихся из опыта деятельности центра дополнительного образования «Мой выбор» ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа.
дополнительное образование, обучающийся, саморазвитие, педагогическое сопровождение
«Человек становится человеком благодаря человеческой общности...,
не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим,
в приблизительно одинаковых условиях,
но каждый – под многосторонними влияниями друг друга,
непрестанно реагируя на эти влияния»
П.Н. Наторп
Дополнительное образование в современной системе образования предоставляет широкий спектр возможностей для каждого ребенка. Оно направленно, прежде всего, на социальное развитие, самореализацию, формирование творческих способностей воспитанников, удовлетворение потребностей в духовном, интеллектуальном, физическом и социальном совершенствовании.
Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» воспитание раскрывается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека…» [5].
В этой ситуации особую значимость приобретает использование педагогами дополнительного образования идей педагогического сопровождения, главная миссия которого заключается в формировании у обучающихся собственной системы взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, способностей к самовоспитанию, саморазвитию как признаков их уникальности и автономности.
По мнению Б.З. Вульфова, смысл педагогического сопровождения в поддержании, стимулировании, в развитии позитивной активности, инициативы, социального творчества, действительной самостоятельности обучающихся [1].
Так, М.И. Рожков в своих работах раскрывает важность педагогического сопровождения саморазвития воспитанников и необходимость создания условий для определения ими собственной траектории саморазвития на основе социального и экзистенциального выбора, реализации ребёнком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств [4].
И.В. Иванова рассматривает педагогическое сопровождение саморазвития как особый вид педагогического взаимодействия, направленный на стимулирование осознания воспитанниками смысла собственной жизни [2].
Мы разделяем точку зрения учёных и считаем, что педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора саморазвития и самореализации обучающихся в организациях дополнительного образования и предполагает оказание помощи воспитанникам в принятии и построении индивидуальных образовательных программ.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования базируется на идеях гуманизма и персонификации педагогической деятельности, эффект воспитательного влияния коррелирует с субъектной позицией самого обучающегося, наставник сопровождает процесс его личностного становления, создавая условия для саморазвития.
Саморазвитие обучающегося − это процесс качественного целенаправленного сознательного изменения его личностной сферы, обусловленный внутренними процессами самоосознания, самоорганизации и самооценки и переходом на более высокие уровни развития в пространстве собственной плодотворной деятельности и активного поведения под воздействием внешних условий и внутренних противоречий [3].
Когда мы говорим о педагогическом сопровождении обучающихся в организациях дополнительного образования как о целенаправленном процессе, организуемом педагогом, то должны предполагать, что он может реализовывать разнообразные роли, такие как: наставник, консультант, советник. Основными формами педагогической деятельности становятся консультации и этические беседы (индивидуальные или групповые) как по инициативе педагога, так и самих обучающихся.
Вариативность, мобильность и гибкость дополнительного образования позволяет педагогу выстраивать образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий при проектировании и определении содержания индивидуальных образовательных маршрутов совместно с воспитанниками исходя из уровня их готовности к самостоятельной деятельности, что является актуальным и востребованным на сегодняшний день.
При создании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся педагогом дополнительного образования могут быть использованы современные информационные технологии, а также различные приёмы и методы педагогического сопровождения (табл.1).
Таблица 1
Приёмы и методы педагогического сопровождения обучающихся в организациях дополнительного образования
Методы, приёмы |
Описание |
Компетенции |
Пример |
Планирование
|
Представляет совокупность мероприятий по разработке плана по заранее намеченному порядку, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работ, проведения мероприятий |
Самостоятельность, способность к планированию собственного времени и действий, целенаправленность |
Коллективное творческое дело, социальные пробы, целеполагание, анализ, соревнование |
Постановка вопросов и ответов |
Является способом локального установления соответствия между некоторым конкретным, чувственным представлением об объекте и более абстрактным, теоретическим представлением о нем
|
Коммуникативные, познавательные и рефлексивные способности |
«Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Знатоки» |
Педагогическая мастерская
|
Предполагает передачу способов работы, а не конкретных заданий, внутри каждого задания на основе абсолютной свободы действий
|
Овладение обучающимися творческих, рефлексивных и прогностических умений, способность к самосовершенствованию и саморазвитию
|
Поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции |
Дискуссия
|
Предполагает выдвижение противостоящих друг другу тезисов, каждый из которых претендует на истинность, которые обсуждаются с использованием аргументов и фактов |
Гибкость поведения, уверенность, толерантность, смелость, целеустремленность, социальная ответственность |
Диспуты, митинги, суд, ток-шоу и т.д. |
Игровые методы
|
Включают в себя разнообразные приемы и методы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр |
Толерантность, креативные способности, творческое мышление, ситуативная тревожность |
Деловые игры, дидактические, развивающие, имитационные |
Групповые методы
|
Организационная структура может быть комбинированной, включать в себя различные формы: групповую, парную, работа в малых группах. При этом доминирующее значение имеет групповое общение |
Коммуникативные способности; взаимопомощь; взаимопонимание, рефлексивные и прогностические способности; самокритичность; самооценка и т.д. |
Ролевые игры; метод проектов |
Коллективное творческое дело
|
Предполагает социальное творчество и развитие личности, организуется по этапам: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение коллективного творческого дела, коллективное подведение итогов, ближайшее развитие |
Творческое мышление, самовыражение, самоутверждение, самореализация, способности к творчеству, взаимодействию, сотрудничеству, умения анализировать собственные поступки |
Игра, дискуссия |
Социальное проектирование
|
Технология связана с формированием замысла, проекта будущего состояния этого объекта, выраженного как в виде текста, так и в виде расчетов, чертежей и других формах наглядно-знаковых систем |
Самопознание, самообладание, социальная ответственность, саморазвитие, инициативность
|
Разнообразные социальные проекты |
Социальная проба (М.И. Рожков)
|
Предполагается целенаправленность создания социальных проб, которые представляют собой продуманные ситуации. |
Эмпатийность, рефлексивные и прогностические способности, самообладание, саморазвитие. |
Участие в социальных акциях, Создание презентации, социально-образовательный проект. |
Общими признаками перечисленных приёмов и методов являются:
- обеспечение социального развития, формирования творческих способностей воспитанников, самореализации и удовлетворения потребностей в духовном, интеллектуальном, физическом и социальном совершенствовании;
- организация совместной деятельности, партнерских отношений между педагогом и воспитанником;
- включение подростков в целесообразные воспитательные отношения в процессе совместной деятельности;
- направленность на обучение воспитанников взаимопониманию, рефлексии происходящего и прогнозированию последствий.
Приведем примеры педагогического сопровождения обучающихся, из опыта деятельности центра дополнительного образования «Мой выбор» ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа. Образовательные услуги оказывают около восьмидесяти педагогов дополнительного образования на базах образовательных организаций Ярославской области, основными участниками объединений являются обучающиеся профессиональных организаций. Педагоги обладают знаниями об особенностях, принципах, функциях, приемах и методах педагогического сопровождения и успешно применяют их в работе с обучающимися. Рассмотрим несколько примеров.
Например, Мише 15 лет по характеру очень общительный и активный мальчик. Но у него нет устойчивого интереса, часто меняет виды деятельности. Он не может самостоятельно определиться с выбором объединения, в котором хотел бы заниматься. Его первоначальная установка, которую он озвучивает: «Я не знаю, где заниматься», «Я не знаю, что мне интересно».
Педагогическое сопровождение в данном случае может реализовываться в процессе бесед и консультаций, в процессе которых педагог совместно с обучающимся выявляет его интересы, способности и возможности, предлагает ему варианты объединений, где бы он мог проявить себя, самореализовываться и саморазвиваться. В процессе консультации педагог может использовать проектные методики выявления интереса, ассоциативные ряды, вопрос-ответ, дилеммные ситуации, активное слушание и т.д. Важным условием является предоставление обучающемуся возможности принятия окончательного решения самостоятельно, а также совместный анализ его выбора, через использование вопросов, таких как: почему ты выбрал именно это объединение, какие у тебя ожидания от занятий в нём? В данном случае помощь педагога осуществляется на этапе выбора объединения.
Рассмотрим следующий пример. Наташа занимается в объединении «Мастерица» на протяжении 3-х лет, она с удовольствием посещает занятия и имеет неплохие успехи.
Возникает вопрос: в чем будет заключаться помощь педагога на данном этапе обучения? В данном случае педагог может проявить себя на этапе совместного выбора изделия, которое Оля может изготовить собственными руками. Важным условием является создание условий для самостоятельного выбора Ольгой изделия в соответствии со своими способностями, тем самым способствуя её саморазвитию.
Рассмотрим последний пример. Алексею 16 лет, он посещает объединение технической направленности «Конструирование», группу последнего года обучения. Алексей обладает знаниями и практическими навыки в данной области.
В данном случае деятельность педагога заключается в оказании содействия в презентациях своих продуктов творчества через помощь в организации выставки, экспозиции, оформлении портфолио, создании альбома собственных работ.
Согласно идеям педагогического сопровождения обучающихся содержание дополнительного образования выстраивается от желаний и потребностей ребёнка, педагог подключается к разрешению его трудностей, когда он обратится к нему за помощью. Педагогическое сопровождение используется с детьми любого года обучения в объединении, изменяется только форма выстраивания взаимоотношений между обучающимся и педагогом.
Эффективность применения идей педагогического сопровождения педагогами дополнительного образования доказана в практической деятельности объединений центра дополнительного образования «Мой выбор». Воспитанники являются лауреатами и победителями конкурсов и фестивалей различных уровней: «Арт-Профи Форум», «Ворлдскиллс», «Абилимпикс», «Славься Отечество» и др.
В заключение подчеркнём, что внедрение идей педагогического сопровождения обучающихся в организациях дополнительного образования способствует удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждении, создает полноценное пространство воспитывающей среды, актуализирующей применение способностей и социальной активности, обеспечивая саморазвитие обучающихся.
1. Вульфов, Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - Москва: Магистр, 1995.
2. Иванова, И.В. Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности // Журнал педагогических исследований. − Т. 5. - 2020. − №2. − С.3-9.
3. Пикулик, О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Пикулик Ольга Викторовна - Саратов. − 2013. - 24 с. - URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissnews/synopsis/2013/11/22/pikulikov.pdf (дата обращения: 20.10.2020)
4. Рожков, М.И. Воспитание свободного человека; экзистенциальный подход //Экзистенциальный подход к воспитанию и социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи: материалы научно-практической заочной интернет-конференции / под науч. ред. М.И. Рожкова.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. − С. 113-119.
5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон от 31 июля 2020 № 304-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 июля 2020 года] - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/ (дата обращения: 20.10.2020).