ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВОК: АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в статье представлено исследование подходов к организации профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. Автором, на основе проведенного опроса экспертов (n=56), разработаны и описаны показатели и уровни подготовленности будущих педагогов к организации образовательных выставок. На основе результатов эмпирического исследования даётся описание принципов организации профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации образовательных выставок

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, образовательная выставка, метод экспертных оценок, показатели и уровни подготовленности организации образовательной выставки
Текст

Процесс реформирования, который переживает отечественное образование в последние десятилетия, связан с генерированием и внедрением инновационных технологий в образовательный процесс педагогических вузов. С развитием информационного общества актуальными и востребованными становятся коммуникативно-интерактивные формы взаимодействия преподавателя вуза и студентов. 
Исследователи отмечают, что образовательная выставка, являясь сегодня, пожалуй, наиболее востребованной инновационной педагогической технологией зарекомендовала себя в качестве эффективной площадки для развития профессионализма бдущих педагогов, средством субъектного включения человека в инновавационные процессы, позволяющее интенсифицировать его профессиональное развитие. [4; 6; 11-16]
Анализ научно-педагогической литературы показал, что сегодня существует множество подходов (моделей) к определению содержания профессиональной подготовки. Мы предлагаем рассмотреть модели подготовки, разделяющиеся по критерию целеполагания.
Ряд исследователей (Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев, В. П. Симонов и др. 
[1; 8; 9]) считает, что профессиональная подготовка педагогов в условиях интеграции образования в инновационные процессы должна быть направлена на формирование его готовности к реализации инновационной деятельности, на непрерывное развитие его профессионального потенциала и личностных качеств.
Исследователи Е.Б. Зеленина, Л. Д. Мамутова, М. П. Прохорова и др.
[2; 5; 7] полагают, что одной из важных задач профессиональной подготовки является формирование готовности к реализации инновационной деятельности будущего педагога. 
В частности, П. Е. Решетников предлагает технологию подготовки учителей к инновационной деятельности при помощи кумулятивного принципа организации обучения [7]. В основе данного метода лежит дидактическое содержание, опирающееся на решение проблемных задач, требующих творческого осмысления, личностно-ориентированные образовательные программы в микрогруппах по разным технологиям. Процесс обучения проходим таким образом, что студенты первых курсов проходят обучающую практику совместно с преподавателем, проектируют занятия, тем самым добиваясь профессионализации обучения.
Несмотря на некоторое устаревание источника актуальным и сегодня является подход к подготовке педагогов к инновационной деятельности, предложенный К. Я. Вазиной [2]. В основе её идеи лежит системно-мыследеятельностный подход к организации профессиональной подготовки. Введение в учебный процесс активных методов обучения (деловые, ролевые игры, учебные проекты) позволяет организовать творческую коллективную деятельность студентов (работа в микрогруппах), проектировочную работу (самоопределение микрогрупп, коррекция коллективных целей, принятие решения, составление программы деятельности), поисковую деятельность (поиск необходимой учебной информации), исполнительскую деятельность (реализация программы коллективной деятельности, «выработка личных и коллективных позиций», контроль и коррекция деятельности группы). Завершающим элементом технологии коллективной мыслительной деятельности является защита коллективной работы микрогруппы (научное аргументирование позиций, определение направления дальнейшего содержательного продвижения микрогруппы). На данном этапе работы происходит формирование коллективных и личных позиций обучающихся, коррекция коллективной и индивидуальной работы, определение дальнейших разработок проблемы и их внедрение в практику педагогической работы будущих педагогов. Важное значение в технологии отводится рефлексивной деятельности, организация которой позволяет обучаемому и группе в процессе своей деятельности фиксировать свои ошибки и оперативно их исправлять, предоставляет возможность осознать способы собственной и коллективной работы.
Проблему повышения профессионализма в освоении инновационной деятельности ставит перед собой О. Ю. Ипатьева. Она предлагает модель руководства опытно-экспериментальной работы обучающихся, в основе которой лежат три логически взаимосвязанных этапа: руководство экспериментальной работой, задачи руководства, деятельность руководителя [3]. Моделирование процесса экспериментальной работы обучающихся, по мнению автора, способствует решению следующих задач: определение перспективных направлений опытно-экспериментальной работы, формирование и стимулирование готовности педагога к организации и реализации экспериментальной работы, создание оптимальных условий для реализации творческих возможностей будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки.
Таким образом, содержание профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач инновационной деятельности сводится к формированию готовности к освоению инновационных образовательных технологий, эффективному применению их в учебном процессе.
Справедливо, на наш взгляд, выделила структуру готовности к реализации инновационной деятельности Л. Т. Чернова, которая выделила в ней следующие признаки: творческую способность производить новые идеи, проектировать и моделировать их в практических формах деятельности, проявление культурной «развитости» и образованности, предполагающие интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога, открытость педагога к освоению новых педагогических технологий, основанная на на толерантности педагога, гибкости и «панорамности» его мышления [17].
В исследованиях О. Б. Компаниец, Л. П. Спириной педагогические инновации затрагивают в основном содержание образовательного процесса и его дидактическое обеспечение. основная задача педагогических инноваций заключается в том, чтобы сформировать личность ребёнка или педагога, личность, которая будет обладать индивидуальными особенностями и спецификой, непрерывно развиваться и творчески подходить к процессу обучения [10]. По их мнению, организовать развитие личности, перевести её на более высокий уровень культуры и развития возможно только посредством использования нового, инновационного содержания, методов, технологий, технических и информационных ресурсов. 
При исследовании специфики использования инновационных технологий в деятельности педагогического вуза мы выявили подтверждение данной гипотезы. Наименьший процент получила технология использования  инноваций, применяемых в экономической сфере (маркетинге, менеджменте, брендинге, PR и т.д., информационных системах и т. д.), которые сегодня являются недостаточно востребованными педагогами и студентами в процессе профессиональной подготовки.
В современных условиях повышения требований к уровню профессионализма педагога многие менеджеры образования уделяют большое внимание развитию выставочной инфраструктуры в своих учреждениях, признавая функциональную значимость профессиональной подготовки педагогов к выставочной деятельности, помогающей более эффективно решать задачи организации и участия не только в выставочных мероприятиях, но и педагогической деятельности в целом. 
Тем самым сегодня образовательная выставка представляет собой образовательную технологию, которая обладает широкими функциональными возможностями в педагогической деятельности, которые были сформулированы Б. П. Черником:
- способствование совершенствованию коммуникативных, информационных, мотивационных, экспертных и иного характера продуктивных процессов;
- содействие продуктивному сближению педагогической науки и практики;
- оказание помощи образовательным учреждениям в процессе адаптации к новым социально-экономическим реалиям;
- способность развития рынка образовательных услуг, удовлетворение образовательных потребностей целевых аудиторий;
- содействие повышению инвестиционной привлекательности педагогических и управленческих проектов, инвестированию в образование;
- интеграция педагогического и управленческого опыта;
- демонстрация и обсуждение новых инициатив, идей и проектов в образовании, а также образовательных ресурсов и программного обеспечения, предлагаемых для нужд образования. [12, 46–47]
Вышеобозначенные возможности образовательной выставки позволяют выделить её в качестве образовательной технологии, способствующей организации успешной профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности. 
Задачей настоящего исследования выступил процесс выявления показателей профессиональной подготовленности будущего педагога к организации образовательных выставок в сознании студентов. В процессе решения данной задачи посредством метода экспертных оценок были опрошены студенты (n=58), обучающихся по программам бакалавриата «Психология и социальная педагогика», «Психология общего и профессионального образования» в ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Короленко».
 По мнению обучающихся, в состав критериев профессиональной подготовленности будущего педагога к организации образовательных выставок должны долдны быть включены: знания основ организации и проведения образовательных выставок, пространственное мышление, организованность, креативность и способность к творческому воображению, ответственность, дизайнерские умения, работоспособность, лидерские качества, коммуникабельность, эстетический вкус, чувство юмора, чёткая дикция, идейность, находчивость и т.п.
Анализ частоты встречаемости критериев среди ответов испытуемых позволили нам обобщить их и определить показатели подготовленности будущего педагога к организации образовательных выставок, в которые вошли: 
- познавательная мотивация к организации образовательных выставок как фактора выражения устойчивого интереса к получению и передачи учебных знаний посредством организации выставочных экспозиций;
- проектная компетенция, как деятельностная характеристика личности педагога, выраженная в способности использовать ресурсы образовательных выставок при организации индивидуальных или коллективных проектов обучающихся и преподавателей; 
- коммуникативная компетенция – деятельностная характеристика личности преподавателя вуза, проявляющаяся в способности производить сотрудническое взаимодействие (общение) с субъектами образовательного процесса для организации и демонстрации содержания выставочной экспозиции;
- рефлексивная компетенция – выражена в способности производить критический анализ индивидуальной и групповой деятельности по проведению образовательных выставок с целью её совершенствования.
Вышеуказанные критерии определили уровни, которые указывают степень их сформированности на определённых этапах вовлечения студентов в процесс освоения технологии организации образовательных выставок. (см. табл. 2).
Таблица 2. Критерии и уровни подготовленности будущих педагогов к организации образовательных выставок
Критерий    Уровень    Характеристика уровня
Мотивационная активность
    Высокий    Проявление повышенного познавательного интереса к освоению технологии организации образовательных выставок
    Средний    Проявление выраженного познавательного интереса к освоению технологии организации образовательных выставок, проявляющегося в самостоятельности изучения учебного материала 
    Низкий    Учение по необходимости, ситуативный интерес к профессиональному развитию с помощью включения в выставочную деятельность
Проектная компетен-ция    Высокий    Студент умеет и стремится творчески подходить к процессу презентации своего выставочного проекта, умеет работать в команде, результативно планирует работу над подготовкой выставочного проекта, эффективно использует в проекте выставочные ресурсы, умеет ставить проблемы и предлагать неординарные способы их решения в процессе реализации задач выставочной деятельности
    Средний    Студент умеет и стремится презентовать результаты своего выставочного проекта, оставляя положительные впечатления у посетителей выставки, умеет работать в команде, ставить проблему для конструирования выставочного проекта, планирует работу над подготовкой выставочного проекта в целом результативно, использует в проекте выставочные ресурсы 
    Низкий    Обучающийся не умеет и не стремиться презентовать результаты своей работы, эффективно работать в команде, выбирать проблему для конструирования выставочного проекта, планирует работу над подготовкой проекта неэффективно, не использует или не эффективно использует в организации выставочного проекта выставочные обеспечивающие ресурсы 
Коммуни-кативная компетен-ция    Высокий    Обучающийся способен реализовать свой коммуникативной потенциал в работе в качестве стендиста на выставке: способен выстраивать эффективную поведенческую линию в различных ситуациях на выставках, обладает культурой поведения и выражения эмоций, что позволяет формировать у посетителей положительное впечатление о выставочной экспозиции
    Средний    Студент стремится реализовать свой коммуникативный потенциал при проведении образовательной выставки, но в проблемных ситуациях способен допускать стилистические ошибки, неадекватно формировать тип поведения в различных ситуациях, что, в целом, не влияет на положительное впечатление посетителей об экспозиции 
    Низкий    Обучабщийся не стремится реализовать свой коммуникативный потенциал из-за отсутствия такового, допускает грубые стилистические ошибки, неадекватно формирует тип поведения в различных ситуациях, что сказывается на общем отрицательном впечатлении о выставочной экспозиции у посетителей
Рефлек-сивная компетен-ция    Высокий    Бдудущий педагог умеет критично оценивать собственные мотивы, цели и ценности в профессиональной деятельности, студент самостоятелен в познании особенностей организации образовательных выставок, умеет эффективно использовать в практической выставочной деятельности результаты анализа своей деятельности
    Средний    Обучающийся эпизодически оценивает собственные мотивы деятельности, проводит анализ пробелов в знаниях и ошибок в реализации выставочной деятельности, стремится к анализу перспектив профессиональной деятельности
    Низкий    Студент не уметь оценивать собственные мотивы, цели и ценности в профессиональной деятельности, не проводит анализ пробелов и ошибок в реализации выставочной деятельности. 

Отметим, что анализ содержания показателей и уровней подготовленности будущих педагогов к организации образовательных выставок позволил нам установить, что процесс профессиональной подготовки педагогов к выставочной деятельности может быть реализован с учётом следующих принципов:
1. Опосредования учебно-воспитательного процесса, обуславливающее организацию управления процессом формирования профессиональной подготовленности будущих педагогов посредством проектирования информационно-образовательной среды образовательной выставки и включения их в её структуру;
2. Системности обучения, осуществляющийся за счёт соблюдения соответствующих целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения. Принцип системности ориентирует обучающего на достижение системности знаний путём установления теснейшей связи между элементами учебного материала. Обучающиеся, при этом, осознают приобретённые знания как элементы целостной, единой системы. 
3. Приоритета самостоятельного обучения над совместным с педагогом образовательного процесса, проявляющийся в ориентации задач обучения на активизацию познавательной самостоятельности обучающихся. Познавательная активность и самостоятельность в процессе профессиональной подготовки к организации образовательных выставок пробуждает стремление самостоятельно производить поиск необходимой информации по организации выставочной экспозиции, ориентироваться на получение нового учебного опыта в решении проблемных ситуаций, возникающих в процессе организации и проведения образовательных выставок. Формирование познавательной активности стимулирует желание студента понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, их транслирования в коммуникативном пространстве образовательной выставки.
4. Реализации совместной творческой деятельности с участниками образовательной выставки. Реализация данного принципа в процессе формирования профессиональной подготовленности будущих педагогов предполагает насыщение дидактических средств образовательных выставок творческим содержанием, что способствует процессам эффективной самореализации и самоактуализации студентов в их профессиональном становлении. Наиболее эффективными формами и методами совместной творческой деятельности субъектов педагогического процесса представляются приёмы эмоционально-интеллектуального стимулирования познавательной активности: мозговой штурм, дискуссия, игровые симуляции, технология решения изобретательских задач, коммуникативный тренинг и др.;
5. Принцип индивидуализации обучения, на основе которого строится содержание профессиональной подготовки. Дидактический курс строится таким образом, что каждый обучающийся сам создаёт индивидуальную траекторию профессионального развития, ориентированную на выработку конкретных ролевых позиций, учитывающая опыт, уровень сформированности личностных деловых качеств (коммуникабельность, эмпатия, интуиция, находчивость, предприимчивость, воля и т.п.), психофизиологические, познавательные особенности каждого обучающегося;
6. Принцип актуализации результатов обучения, предполагающий ориентацию на обязательное применение в практической выставочной деятельности приобретённых обучающимися знаний, умений, навыков, а также их личностных качеств. Реализация данного принципа в процессе формирования профессиональной подготовленности будущего педагога к организации образовательных выставок предполагает актуализацию познавательной, исследовательской и творческой деятельности обучающихся в процессе решения задач по организации образовательных выставок. 
Учёт вышеуказанных принципов позволит создать оптимальные условия для успешного формирования и развития показателей сформированности профессиональной подготовленности будущих педагогов к организации образовательных выставок.
 

Список литературы

1. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград: ВГИПКРО, 2004. – 120 с.

2. Зеленина Е.Б. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук / Е.Б. Зеленина. – Чита, 2005. – 187 с.

3. Ипатьева И.Ю. Руководство опытно-экспериментальной работой как фактор повышения профессиональной компетентности учителя [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук. – Якутск. – 2004. –22 с.

4. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я.Г. Критсотакис. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.

5. Мамутова Л.Д. Проектирование инновационной деятельности педагога как предмет повышения его квалификации: дис. … канд. пед. наук / Л.Д. Мамутова. – Новгород, 1998. – 152 с.

6. Еркинова Р.М., Черняева И.В., Степанская Э.В. Выставка как часть информационной системы в образовательном процессе // МНКО. 2017. №2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vystavka-kak-chast-informatsionnoy-sistemy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 06.01.2022).

7. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дис. … канд. пед. наук / М.П. Прохорова. – Н. Новгород, 2008. – 202 с.

8. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: автореф. дис. ...д-ра пед. наук / Н.К. Сенновский. – Волгоград, 1998. – 80 с.

9. Адамова Г. М. , В. А. Резанович Выставочная деятельность как средство создания положительного имиджа образовательного учреждения // Образование. Карьера. Общество. 2011. №3 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vystavochnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sozdaniya-polozhitelnogo-imidzha-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 06.01.2022).

10. Спирина Л.П. К проблеме управления и организации инновационных процессов в учреждениях образования // Инновационный потенциал образовательных систем: проблемы и перспективы / Л.П. Спирина, О.Б. Компаниец [Текст]. – Наб. Челны. – 2000. – С. 23–35.

11. Черник Б.П. Выставки в развивающемся образовании / Б.П. Черник. – Новосибирск: Наука, 2004. – 335 с.

12. Черник Б.П. К проблеме использования образовательной выставки в системе управления /Б.П.Черник // Вестник ТГПУ. – 2003.- Вып. 2 (34) Сер. Педагогика. – С. 107–112.

13. Черник Б.П. Образовательная выставка как средство управления развитием региональной системой образования: монография / Б. П. Черник. – Новосибирск: СО РАН, 2003. – 275 с.

14. Черник Б.П. Профессиональные конкурсы: слагаемые успеха: научно-практическое пособие / Б.П. Черник. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: НГГУ, 2010. – 88 с.

15. Черник Б.П. Успешное участие в выставке как авторское действие: научно-практическое пособие / Б.П. Черник. – Новосибирск, 2010. – 140 с.

16. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках: научно-практическое пособие / Б.П. Черник; под ред. А.Д. Копытова. – Новосибирск: СО РАН, 2001. – 199 с.

17. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 165 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06194-9. – Текст : электронный // Юрайт : [электрон.-библ. система.]. – URL: https://urait.ru/bcode/473052 (дата обращения: 18.10.2021).