ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм) ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики ВАК 08.00.14 Мировая экономика УДК 33 Экономика. Экономические науки ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность ББК 6529 Экономика предприятия (фирмы) BISAC BUS027020 Finance / Financial Risk Management
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновывается актуальность рассмотрения вопросов обеспечения экономической безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса, их роль в системе национальной безопасности. Дана характеристика топливно-энергетическому комплексу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – основного нефтегазодобывающего региона страны, выявлены основные вызовы и угрозы экономической безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса данного региона. Рассмотрены ключевые элементы механизмов экономической безопасности предприятий. Предложен авторский механизм обеспечения экономической безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса на основе сетевого взаимодействия.

Ключевые слова:
экономическая безопасность предприятий, топливно-энергетический комплекс, нефтегазодобыча, сетевое взаимодействие, механизм обеспечения экономической безопасности
Текст

Независимо от исторического периода, жизнеспособность и безопасность любого государства неразрывно связана с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно меняющегося во времени и эволюционирующего в контексте мирового экономического процесса. Для экономики России особо значимой представляется топливно-энергетический комплекс (далее – ТЭК).

ТЭК играет решающую роль в структуре национальной безопасности России, что обусловлено, прежде всего, особой ролью данного комплекса в экономическом развитии страны и её отдельных регионов – один из самых стратегически важных комплексов, имеющий производственные связи со всеми отраслями реального сектора экономики: электротехнической, металлургической, химической, обрабатывающей, легкой и других отраслей промышленности.

Несмотря на то, что современные тенденции экономического развития нацелены на переход от экспортно-сырьевой модели к инновационной, энергетический сектор по-прежнему является лидирующим в экономике страны, что подтверждается показателями консолидированного бюджета РФ, в структуре которого наибольший удельный вес занимает налог на добычу полезных ископаемых. По итогам 2019 года Россия занимает 2 место в мире (уступая США) по объему добычи нефти [1]. Не последняя роль в достижении таких показателей отводится Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, на чью долю приходится более 40% общероссийской добычи нефти (рисунок 1). На территории округа добычу нефти и газа осуществляют 43 предприятия, из которых 29 входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

 

Рисунок 1 – Динамика объемов добычи нефти РФ и ХМАО-Югры за 2005-2019 гг., млн. тонн

В ХМАО-Югре идёт создание эффективной и сбалансированной энергетической инфраструктуры в целях социально-экономического и экологически ответственного использования энергетических ресурсов. Округ занимает 1 место не только по объему нефтедобычи, но и по производству электроэнергии. В электроэнергетической системе ХМАО электроснабжение потребителей осуществляется от крупных тепловых электростанций (Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС, Няганская ГРЭС), осуществляющих параллельную работу с Тюменской энергосистемой. По итогам 2020 года 87,2% в структуре электропотребления занимают промышленные потребители [2]. При этом наиболее крупными потребителями являются предприятия нефтедобывающей промышленности, такие как ООО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», АО «Самотлорнефтегаз» и др., на долю которых приходится более 70% общего потребления электроэнергетической системы ХМАО-Югры.

Обрабатывающий сектор на 88,6% представлен организациями по производству нефтепродуктов. В 2020 году было переработано более 6 млн. тонн нефти, около 24 млрд. куб. м. попутного нефтяного газа и произведено около 2 млн. тонн нефтепродуктов [2]. Динамика производства нефтегазовых продуктов представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Динамика производства продукции нефтегазоперерабатывающих предприятий [2]

 

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Бензин автомобильный, млн. тонн

1,5

1,4

1,4

1,4

1,3

Дизельное топливо, млн. тонн

1,5

1,5

1,6

1,6

1,5

ШФЛУ, млн. тонн

5,8

5,8

5,9

6,0

5,9

Сжиженный газ, млн. тонн

2,2

2,4

2,2

2,4

2,4

Сухой газ, млрд. куб. м.

21,1

22,1

21,5

21,5

21,5

 

Проведенный анализ промышленности ХМАО-Югры позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи предприятий отраслей, относящихся к топливно-энергетическому комплексу. Современные условия функционирования данных предприятий характеризуются нестабильностью внешней среды, угрозами со стороны конкурентов, введением международных экономических санкций. В работе [3] отмечается, что хозяйствующие субъекты на всех этапах экономического развития являются основным элементом экономики и представляют собой открытую динамическую систему, действующую под влиянием многочисленных факторов, в том числе негативных. Следовательно, от их успешного функционирования зависит экономическая безопасность вышестоящих уровней (отрасли, региона, страны).

Автором исследования были выявлены следующие угрозы, характерные для предприятий топливно-энергетического комплекса ХМАО-Югры [4], [5], [6]:

– исчерпание запасов природных ресурсов и ухудшение их структуры – текущая выработанность разрабатываемых в округе месторождений составляет более 60%, а текущая обводненность – около 90%;

– нерентабельность освоения месторождений с использованием традиционных методов и технологий, и как следствие, повышение инвестиционных затрат на нефтедобычу;

– слабая инновационная активность в отраслях ТЭК и действие в округе ловушки «псевдоинновационной деятельности», характеризующейся недостатком экспертов в данной сфере, слаборазвитостью науки, отсутствием у исследователей опыта коммерциализации идей, институциональным вакуумом;

– ухудшение экологической ситуации в округе, и, как следствие, нанесение ущерба деловой репутации компаний;

– высокая степень зависимости отраслей и организаций инфраструктуры от нефтегазодобывающего комплекса;

– завышение подрядчиками стоимости выполненных работ;

– кража нефтепродуктов (врезки в нефтепроводы), приводящая не только к финансовым потерям, но и нанесению экологического ущерба окружающей среде и, как следствие, деловой репутации фирмы;

– утечка конфиденциальной информации по причине нарушения правил конфиденциального делопроизводства, передаче такой информации по открытым каналам связи без применения мер защиты или подкуп сотрудников, имеющих доступ к такой информации;

– значительный износ основных производственных фондов предприятий в результате их длительной эксплуатации – это не только потери в производстве, снижение показателей эффективности, но и риски экологического ущерба.

Таким образом, современные угрозы и вызовы предприятиям топливно-энергетического комплекса ХМАО-Югры обуславливают актуальность поддержания экономической безопасности предприятий ТЭК на высоком уровне путем формирования механизма её обеспечения.

В теории экономической безопасности под механизмом обеспечения экономической безопасности понимается совокупность организационных, правовых, экономических и других мер по предотвращению угроз. Основной функцией обеспечения экономической безопасности предприятий является минимизация ущерба потенциалу хозяйствующего субъекта в условиях неустойчивости внешней среды [7]. Также к числу важных функций механизма обеспечения экономической безопасности предприятия относятся:

1. Регулятивная – регулирование среды (внутренней и внешней), в которой функционирует фирма.

2. Превентивная – прогнозирование критических ситуаций, угроз и рисков и их предупреждение, в том числе за счет правильно выстроенной системы информационного обеспечения.

3. Инновационная – разработка и реализации инновационных решений по выявлению и ликвидации угроз.

4. Социальная – направлена на поддержание высокого уровня качества жизни как собственников бизнеса, так и персонала [8].

Анализируя существующие механизмы обеспечения экономической безопасности предприятий [9, 10, 11], можно выделить основные составляющие механизма: цель; задачи; принципы; объекты; ресурсы; инструменты; управленческие решения по предупреждению угроз.

В работе [12] отмечается, что одним из ключевых элементов механизма экономической безопасности предприятия является мониторинг внешней среды, включающий в себя блоки наблюдения, анализа, оценки и прогноза изменений, вызванных турбулентностью внешней среды, которая может привести к негативным или позитивным последствиям, а именно, проявлению слабых сторон, требующих коррекции, или появлению благоприятных возможностей.

Более того, в настоящее время наблюдается явление размытости, условности границ фирм, что обусловлено развитием сетевых форм взаимодействия как наиболее эффективного способа решения проблем ограниченности ресурсов, роста издержек, асимметричности информации, скорости технологических изменений. Учитывая выявленные угрозы экономической безопасности предприятий ТЭК ХМАО-Югры, вызванные неблагоприятными природно-климатические условиями, транспортной и институциональной удаленностью, сетевое взаимодействие выступает одним из перспективных инструментов сохранения конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий ТЭК.

Исходя из вышеизложенного, автором был разработан организационный механизм обеспечения экономической безопасности предприятий ТЭК на основе сетевого взаимодействия (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Организационный механизм обеспечения экономической безопасности предприятий ТЭК на основе сетевого взаимодействия

 

Отправной точкой организационного механизма обеспечения экономической безопасности предприятия ТЭК является достижение цели экономической безопасности – защита интересов, ресурсов, потенциалов предприятия, их эффективное использование, предотвращение (минимизация) возможного ущерба. Ключевая роль в реализации данной цели принадлежит своевременной и всесторонней оценке уровня экономической безопасности предприятия, что предопределило формулировку задач, направленных на повышение или сохранение уровня экономической безопасности фирмы. В рамках сетевого подхода спектр задач экономической безопасности расширяется и связан не только с анализом внутренней среды хозяйствующего субъекта, но и с оценкой межфирменного взаимодействия.

На этапе инициации предлагаемого механизма важная роль отводится тому, чьи интересы могут быть прямо или косвенно затронуты изменениями в обеспечении экономической безопасности предприятия. К интересам общепринятых заинтересованных сторон (инвесторы, собственники, персонал и пр.), добавляются интересы сетевых агентов.

Обеспечение экономической безопасности предприятий ТЭК северного ресурсодобывающего региона на основе сетевого взаимодействия предполагает приверженность определенным принципам (таблица 2).

 

Таблица 2 – Принципы обеспечения экономической безопасности предприятия ТЭК на основе сетевого взаимодейтсвия

 

Принцип

Характеристика принципа

Законность

Деятельность по обеспечению экономической безопасности не должна противоречить законодательству РФ. Основополагающими законами для предприятий ТЭК являются такие Федеральные законы как ФЗ «О недрах», ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О коммерческой тайне» и др.

Комплексность

На экономическую безопасность предприятия влияют как её функциональные составляющие (финансовая, технологическая, кадровая, информационная, экологическая, интеллектуальная, производственная и пр.), так и факторы сети, что обусловлено происходящими в экономике процессами сетевизации.

Перманентность

Экономическая безопасность – явление непрерывное. Процесс обеспечения экономической безопасности должен осуществляться постоянно, так как производственная деятельность предприятий ТЭК напрямую влияет на энергетическую безопасность региона и страны, обеспечивая надежность, бесперебойность и стабильность энергообеспечения экономики.

Эффективность и результативность

Повышение эффективности и достижение наилучших результатов от взаимодействия как для отдельного предприятия, так и для сети в целом.

Относительная обособленность

Сохранение хозяйственной самостоятельности при установлении долгосрочных связей и частичном делегировании контроля над активами.

Уникальность

Угрозы и вызовы для конкретной отрасли экономики значительно отличаются друг от друга как по содержанию, так и по масштабу воздействия, вследствие чего при разработке концепции экономической безопасности, методик оценки, инструментов защиты от угроз обязательным является учет особенностей отрасли, к которой принадлежит фирма.

Гибкость

Обусловлена изменчивостью среды и необходимостью быстрой реакции на её вызовы. Предприятие совместно с усилиями участников сети способно оперативно изменять направленность оперативного планирования в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств.

Целесообразность

Затраты на реализацию мер по организации экономической безопасности, защите объектов возможного посягательства не должны превышать возможный ущерб от реализации того или иного вида угроз. Если действие механизмов экономической безопасности избыточно, то хозяйствующий субъект будет нести неоправданно высокие расходы.

Специализация и кооперация

Наличие у каждого из сетевых партнёров специализированного направления, являющегося составной частью общего процесса деятельности сетевой структуры.

Информационность

Экономическая безопасность – явление многоуровневое, а значит анализировать только внутреннюю среду предприятия в целях экономической безопасности недостаточно. Необходим сбор актуальной, достоверной информации нужного количества и качества, что является достаточно сложной задачей в условиях турбулентности и непредсказуемости среды, её информационной перегруженности. В рамках межфирменного взаимодействия обмен информацией через контакты субъектов сети позволяет получить доступ к уникальной информации и тем самым предотвратить угрозы, или реализовать представившиеся возможности.

Конфиденциальность наряду с информационной открытостью

Предприятие является открытой системой, очень важно сохранить баланс между защитой ресурсов, в том числе информационных, и открытостью к сотрудничеству, взаимодействию с рыночным окружением.

Источник: составлено автором на основе [13], [14], [15], [16]

 

Выбор подхода к обеспечению экономической безопасности предприятия зависит от ответов на вопросы в рамках составляющих «треугольника» экономической безопасности предприятия (ЭБП), являющихся структурными элементами этапа планирования.

Ответ на вопрос «Что защищать?» представляет объекты безопасности. К объектам экономической безопасности относятся ресурсы, персонал, финансовые средства, информация и пр. В сетевом подходе в качестве объектов так же выступают позиция в сети, стабильность контрагентов, степень координации и кооперации между сетевыми агентами.

Ответ на вопрос «Кто защищает?» представляет субъекты экономической безопасности предприятия. К ним относятся руководитель предприятия, топ-менеджмент, служба экономической безопасности, весь персонал.

Методическое обеспечение экономической безопасности предприятия и разработанные на его основе меры отвечают на вопрос «Как защитить?» фирму от реальных и потенциальных угроз. В качестве инструментов обеспечения экономической безопасности можно предложить системы индикаторов оценки макропозиции предприятия, микропозиции, определения уровня экономической безопасности предприятия ТЭК.

Для управления экономической безопасностью предприятия, необходимо иметь определенный образец, сравнение с которым позволит сделать вывод о текущем уровне экономической безопасности предприятия и принять соответствующие управленческие решения. Данный вывод обусловил применение метода интегральной оценки экономической безопасности предприятия, являющего результатом этапа оценки в рамках предлагаемого механизма с использованием алгоритма проведения комплексной оценки экономической безопасности предприятия, состоящего из пяти последовательных этапов.

Управление экономической безопасностью осуществляется на основе рассчитанного уровня экономической безопасности предприятия ТЭК ХМАО-Югры (опасного, тревожного, стабильного). На основе интегральной оценки экономической безопасности предприятия формулируются мероприятия в зависимости от позиции предприятия в сети с учетом основных факторов сетевой кооперации: уровнем доверия, оперативностью, объемом и разнообразием получаемой информации, ценностью и редкостью ресурсов.

Автором исследования выявлено, что отличительной особенностью сетевого подхода является переключение спектра внимания предприятий с корпоративных ресурсов на возможности, предоставляемые сетевым окружением. Соответственно, к мероприятиям по обеспечению экономической безопасности предприятий ТЭК можно отнести: управление рисками причинения ущерба путем своевременного выявления угроз, определение причин их возможной реализации, принятие мер по их нейтрализации; прогнозирование тенденций развития отрасли и региона, в том числе за счет активного участия предприятия в создании и регулировании сетевого контекста, в котором оно функционирует.

Поиск новых партнеров, установление и укрепление сотрудничества с сетевыми агентами сетевого горизонта и их перевод в сетевой контекст осуществляется с учетом следующих факторов:

  • временной специфичности (значимость поставок точно в срок);
  • физической специфичности (доступ к оборудованию и активам);
  • специфичности имиджа (репутация).

Реализация данного механизма направлена как на обеспечение экономической безопасности предприятий, так и на достижение стратегических целей топливно-энергетического комплекса ХМАО-Югры, так как во главу угла в сетевом подходе ставится стыковка целей участников сети, обладающих «стратегической идентичностью» и использующих долгосрочные связи для получения преимуществ.

Список литературы

1. Статистический ежегодник мировой энергетики. Режим доступа: https://yearbook.enerdata.ru/crude-oil/world-production-statitistics.html

2. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 ноября 2020 года № 636-рп.

3. Ianioglo, A., Indicators of enterprise operating activitiy and levels of its economic security // CBU International conference on innovations in science and education, PRAGUE, CZECH REPUBLIC, March 23-25 2016, pp. 36-41.

4. Устюжанцева, А.Н. К вопросу об угрозах экономической безопасности предприятий топливно-энергетического комплекса северного ресурсодобывающего региона // Управление рисками в экономике: проблемы и решения (РИСК'Э-2019). Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020. – С. 207-215.

5. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 340 с.

6. Поздеев, В.Л. Экономическая безопасность предприятия: угрозы и меры защиты // Инновационное развитие экономики. – 2016. – №6-2 (36). – С. 277-280.

7. Экономическая безопасность предприятия: уч. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 271 с.

8. Экономическая безопасность предприятия: моделирование и оценка / О.А. Коваленко, Т.Д. Малютина, Д.Д. Ткаченко. – Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 359 с.

9. Локтионова, Ю.А. Инструментарий обеспечения экономической безопасности предприятия в рамках реализации стратегии его развития: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Тамбов, 2013. – 23 с.

10. Молаписи, Л. Механизм повышения энергетической безопасности и сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Ростов-на-Дону, 2019. – 30 с.

11. Сайко, А.И., Чемеренко, Н.А. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятий // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции (15 марта 2016 года), Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2016. – С. 99-103.

12. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: современные подходы : монография / Н.Н. Макарова, Г.В. Тимофеева, С.В. Банк, С.А. Хмелев. – Москва: РИОР, ИНФРА-М, 2021. – 148 с.

13. Шарохина С.В., Кислинская М.В., Пудовкина О.Е. Экономическая безопасность предприятий как фактор обеспечения экономической стабильности // Вестник евразийской науки. 2017. №5 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiy-kak-faktor-obespecheniya-ekonomicheskoy-stabilnosti (дата обращения: 04.12.2019).

14. Столбов, А.Г., Гафуров, А.Р. Организационно-экономическое обоснование системы управления энергетической безопасностью Мурманской области. – Москва: Издательство «Спутник+», 2011. – 183 с.

15. Суглобов, А.Е., Смирнова, Е.В. Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие : монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 145 с.

16. Мак-Мак, В.П. Обеспечение экономической безопасности предприятия // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2014. – № 1 (2). – С. 153-162.


Войти или Создать
* Забыли пароль?