Технологии искусственного интеллекта активно внедряются в государственно-управленческую деятельность, в том числе при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, что ставит закономерный вопрос о необходимости формирования системы основополагающих принципов применения указанных технологий в этой сфере. Цель исследования — разработка и обоснование на основе анализа международного и национального права и существующих научных представлений системы таких основополагающих правовых принципов, которые позволили бы обеспечить эффективность контрольно-надзорной деятельности и в то же время гарантировать безопасность и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. В связи с этим основной задачей исследования является анализ международного и национального опыта правового регулирования (стратегических и программных документов) внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы деятельности, а также современных научных представлений о правовых и этических принципах использования искусственного интеллекта, в том числе в публичном управлении. Методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. В качестве основных принципов применения технологий искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности предлагается рассматривать законность, целесообразность, безопасность, прозрачность (открытость), подконтрольность, стабильность, моделирование и экспертную оценку. Указанные принципы следует закрепить в нормативных правовых актах, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной власти, в частности в базовом федеральном законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
искусственный интеллект, государственный контроль и надзор, публичное управление, цифровая экономика, правовое регулирование информационных технологий.
No data
1. No data