ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях современных реалий информационного общества, когда роль информации, информационных технологий особенно возрастает, нельзя не уделять внимание представлениям молодежи о родной стране. К сожалению или нет, но современные реалии таковы, что большое количество молодых людей покидают Российскую Федерацию для нахождения иного места жительства, еще чаще встречаются представители молодежи, выражающие свое недовольство политикой страны и желающие покинуть Россию, но по каким-либо причинам не делающие этого. Существующее в России напряжение между гражданами и государством, в особенности в молодежной среде, существенно обострилось с возникновением пандемии коронавирусной инфекции и последовавшим за этим режимом «самоизоляции», когда многие граждане страны встретились с трудностями, связанными со сложностями удовлетворения жизненных потребностей в связи с экономическими затруднениями. Особое недовольство среди молодежи вызвало принятие новой конституции и сопутствие проведения референдума с самоизоляционным периодом. Все это представляет угрозу национальным интересам Российской Федерации, а кроме того способно оказать значительное влияние на все сферы общественной жизни, вызывая общественные волнения. В этой связи, проблема политических представлений молодежи о России и перспективах ее развития приобретает решающую роль в сохранении молодой части граждан страны, в том числе талантливых кадров, что играет значительную роль в развитии и сохранении российского общества.

Ключевые слова:
представления, молодежь, перспективы развития, направления развития
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Человек как биосоциальное существо не может жить вне общества. В связи с этим, члены общества не отрезаны от окружающей их действительности: в процессе социализации они усваивают определенные ценности и нормы, характерные для их окружения. Наблюдая и усваивая эти нормы, человек перенимает или же формирует в своем сознании определенные представления по поводу различных сфер общественной жизни [1].

Целью настоящего исследования стало выявление основных политических представлений молодежи о Российской Федерации и о перспективах развития страны. В этой связи невозможно изучение политических представлений молодежи без разбора в сущности самого понятия «представление».

 Социальные представления человека тесно связаны с когнитивной природой человеческого познания, основанного на памяти, убеждениях, идеологии и верованиях. Еще Э. Дюркгейм говорил о том, что социальная жизнь полностью складывается из представлений [2].

Под социальными представлениями можно понимать те системы отсчета, которые помогают людям истолковать происходящие с ними события, понимать неожиданное; это категории сознания, служащие для систематизации событий и явлений, феноменов, других людей [3]. Становится понятно, что социальные представления служат основой восприятия и познания мира для человека, в большей степени упрощая это взаимодействие.

На основе вышеуказанного становится понятно, что формирование «представлений» является важнейшей характеристикой социализации человека, позволяющей ему упростить взаимодействие с окружающей действительностью за счет уменьшения области «незнания». В связи с этим, политические представления видятся как социальные представления, направленные на четкую сферу общественной жизни – политическую деятельность, как других субъектов, так и самого индивида.

Политические представления являются когнитивными компонентами в структуре индивидуального и массового политического сознания. Как отмечает в своей работе «Теория политики» Б.А. Исаева, политическое сознание – это не только научные теоретические знания, но и представления, возникшие в ходе осознания повседневной жизни [4]. Как отмечает А.В. Селезнева, политическое сознание состоит из двух элементов: политических представлений, которые составляют верхний, наиболее изменчивый слой, и внутренний – политические ценности, определяющие отношения людей к власти и политике [5].

Таким образом, мы можем заметить, что политические представления, являясь частью политического сознания, представляют собой относительно легко изменяющуюся составную часть картины мира индивида.

Нельзя не отметить, что политические представления носят групповой, коллективный характер и зачастую не только формируются коллективно, но и коллективно поддерживаются. В работах Т.П. Емельянова, политические представления складываются в определенный «образ мира», который отражает динамичную структуру наблюдаемых явлений и процессов, что позволяет использовать политические представления в условиях социальных изменений [6].

Обобщая вышеуказанные определения политических представлений, можно дать наиболее исчерпывающее определение данного понятия. А именно, под политическими представлениями можно понимать образы политических объектов (институтов власти, политических партий, политических лидеров и т.п.), которые формируются в сознании человека под воздействием общения и политического воспитания. Являясь феноменами сознания человека, они могут с большей или меньшей степенью достоверности отражать реальность, быть логично структурированными или существовать на уровне эмоций. Формирование политических представлений осуществляется посредством политических установок и ориентаций.

Изучение представления перспектив развития России в глазах молодежи невозможно без учета ситуации в мире в 2020 г. Масштаб пандемии приобрел настолько колоссальный характер, что не мог не повлиять на политику каждого государства, внося коррективы как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В целях выявления влияния пандемии на направления и приоритеты развития России был произведен анализ экспертных оценок последствий пандемии для развития страны. В выборочную совокупность вошли 10 самых популярных источников в поисковом сервисе «Яндекс» по запросу «Влияние пандемии на направление развития и приоритеты России».

Стоит заметить, что основное количество ресурсов, представленных первыми в списке, были посвящены экономической жизни страны. Сразу после по популярности находится политическая сфера. Социальная сфера представлена очерками высказываний президента Российской Федерации: Владимира Владимировича Путина.

Для анализа изменения перспектив развития России в экономической сфере, был выбран экспертный доклад Высшей школы экономики [7]. В начале документа представлена фраза, демонстрирующая влияние пандемии на мировые процессы: «Как и все страны, Россия столкнулась с падением экономической активности, занятости и доходов населения, что привело к ограниченности ресурсов для восстановления и перестройки экономики». Исходя из дальнейших объяснений видно, что пандемия нанесла существенный ущерб экономике России, создав угрозу не только для экономической динамики, но и для социальной стабильности страны в целом.

В ответ на необходимость решения вставших перед государством проблем, Президент России Владимир Путин 21 июля 2020 г. подписал Указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8]. Этот указ сохраняет главный приоритет национального развития – повышение качества жизни каждого гражданина, увеличение численности населения страны, создание комфортных условий для проживания, а также раскрытия таланта каждого человека. Фокусирование на интересах граждан, по логике Указа, позволит обеспечить прорывное развитие страны. При этом постановка новых целей потребует изменения системы национальных проектов и документов стратегического планирования.

Тем самым можно сделать выводы, что приоритет государственного развития, направленный на поддержание развития индивидуального потенциала граждан, не только не утратил своей актуальности, но и приобрел гораздо большее значение в силу намерения государства таким образом развить инструменты восстановления экономики страны. Проблема экономической политики на данном этапе заключается в изменении самого характера и механизмов экономического взаимодействия, смены ракурсов спроса и следующего за ним предложения.

Если обобщать все анализируемые источники, то стратегическое направление российского развития сосредотачивается на четырех основных направлениях: человеческий капитал; экономический рост; научные инновации; государственные органы.

В целях выявления представлений молодежи о перспективах развития Российской Федерации, было произведено исследование методом заочного формализованного массового анкетирования методом онлайн-опроса. Данный метод выбран в связи с необходимостью получения статистических данных по исследуемой проблеме и сложностями проведения очного опроса в соответствии с ситуацией в стране. Выборочная совокупность была сформирована путем кластерной выборки, состоящей из отдельных учебных групп, обучающихся в Кубанском государственном технологическом университете.

Респондентам был задан вопрос: «Интересуетесь ли Вы тем, как развиваются события в политической жизни России?». Из полученных данных видно, что респонденты в 54% случаев интересуются или скорее интересуются политической жизнью страны, чем нет. Однако велик и процент молодежи (34%) в основном не интересующейся политической жизнью страны и не интересующейся вообще. Данное распределение данных свидетельствует об относительно положительном характере интереса молодежи к политической жизни страны, но в то же время нельзя не брать во внимание достаточно высокий уровень незаинтересованности («скорее нет, чем да» – 34%; нет – 8%).

Конечно, интерес к политике во многом зависит от личных качеств личности, её социального статуса и прямого отношения её окружения к политике, однако возможной причиной повышения заинтересованности политической сферой общественной жизни среди молодежи на этапе настоящего исследования могут быть: общие тенденции в стране, когда граждане начинают предъявлять новые требования к деятельности политических институтов, законопроекты последних нескольких лет и общая вовлеченность в вопросы регулирования ситуации с пандемией в стране.

Из результатов распределения ответов на вопрос «Знаете ли Вы о существовании долгосрочного планирования развития страны?» (рис. 1) можно сделать вывод, что заинтересованность молодежи политической жизнью общества во многом может быть обусловлена текущим положением дел и интересом к ситуации с самоизоляцией.

 

Если изучить ответы респондентов на вопросы «Как Вы оцениваете общее положение дел в стране?» и «Как Вы оцениваете происходящие в стране перемены?», можно заметить, что  44% респондентов оценивают положение дел в стране скорее отрицательно, еще 10% – категорически отрицательно и лишь 26% дали положительную оценку ситуации в России. Подобное распределение данных перекликается с оценкой происходящих в стране перемен, которые респонденты в 76% случаев (52% – скорее отрицательно, 24% – отрицательно) упоминают в негативном контексте. При этом лишь 18% опрошенных считают изменения в стране скорее положительными, не давая им однозначно положительной оценки. Из вышеуказанных данных следует, что недовольство политикой страны среди молодежи может объясняться недовольством граждан происходящими в стране изменениями. Однако нельзя не учитывать влияние на характер оценки фактора окружения, накопительного эффекта наблюдения за деятельностью государственных органов.

Интересным является распределение данных, касающихся оценки деятельности и доверия молодежи политическим институтам. В вопросе о том, какие политические и общественные силы в России заслуживают наибольшего доверия, чаще всего упоминались: вооруженные силы (28%), общественные организации (24%) и СМИ (18%), с необходимостью следующей оговорки: 22% опрошенных затруднились с ответом, а 6% респондентов не выявили доверия ни одному из общественных или политических институтов страны. При этом в вопросе о политических и общественных институтах, заслуживающих наименьшего доверия, больший процент недоверия был выявлен по отношению к правительству Российской Федерации (40%). Равное распределение получили категории недоверия СМИ (24%) и затруднение ответа у респондентов. В данном пункте прослеживается явное противоречие в области доверия или недоверия молодежи средствам массовой информации. Из распределения данных можно сделать вывод, что уровень недоверия СМИ (24%) выше уровня доверия (18%), однако более точные выводы невозможны без более детального и углубленного анализа данного вопроса. Следующими по уровню недоверия молодежи расположились президент и правоохранительные органы – 20% ответов. При анализе данных нельзя не обратить внимание на количество вариантов «затрудняюсь ответить» по обоим из пунктов, что может свидетельствовать о несформированности мнения молодежи касаемо доверия или недоверия политическим или общественным институтам. Эти данные указывают на несовершенство политического сознания  в среде молодежи, что, в свою очередь, является немаловажным элементом в формировании политических представлений личности.

Если обратить внимание на уровень удовлетворенности молодежи политикой страны в сферах общественной жизни, можно также заметить неположительную динамику оценок: относительно высокая удовлетворенность (где количество удовлетворенных превышает количество неудовлетворенных) наблюдается только в области культуры (52%), науки                  (50%). Максимальный уровень неудовлетворения политикой страны наблюдается в сферах: экологии страны (70%), образования, социального обеспечения (66%), здравоохранения и экономики (62%). Немаловажным в данном контексте является процент желающих сменить страну проживания (49%), что объясняется высоким уровнем неудовлетворенности молодежи политикой страны. При этом чаще всего желаемым местом постоянного жительства молодежь называет: США, Великобританию и Германию. 

Из данного пункта закономерно вытекают данные, касающиеся будущего страны: здесь  78% процентов респондентов отмечают, что у Российской Федерации есть будущее, при этом в описании представления образа будущего стран, велик совокупный процент негативных исходов развития: ослабление позиций на мировой арене (18%), территориальный распад России (4 %), попадание России под влияние другой страны (8%). Однако нельзя не заметить, что 30% опрошенных считают, что в будущем России не произойдет каких-либо значимых изменений, а еще 12% –  отмечают усиление Российской Федерации на мировой арене. Однако, что прослеживается на протяжении всего исследования, один из наиболее частых ответов респондентов − затруднение оценки (26%), что, как кажется исследователю, в рамках данной работы является особенно показательным.

И, наконец, в вопросе представлений молодежи о перспективах развития России, нельзя не обратить внимание на следующее распределение данных: респондентам был задан вопрос «Участвуете ли вы в политической жизни страны?». По данным видно, что более половины опрошенных (68%) не участвуют в политической жизни страны, 18% – участвуют в выборах, а в политических и общественных движениях участвуют лишь 6 и 2% соответственно.  При этом, если рассмотреть распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, способно ли население России вызвать изменения в стране?», то можно увидеть, что около 39% опрошенных не считают реальным возможность вызова изменений в стране гражданами. Однако более 60% опрошенных считают, что такие изменения возможны.

Таким образом, из представленных выше данных можно заключить, что представления молодежи о перспективах развития России имеют достаточно негативный характер, выражающийся в недовольстве происходящими в стране изменениями, политикой государства в ряде сфер жизни общества. Тем не менее нельзя говорить об отрицательной динамике, выявленной в ходе исследования, слишком категориально, так как разрыв между положительной и отрицательной оценкой представлений молодежи недостаточно велик, а                78% опрошенных отметили, что у России есть будущее.

В заключение хотелось бы сказать, что представления молодежи, касающиеся политической сферы общественной жизни и затрагивающие будущее государства, достаточно важный компонент политического сознания. Существующая в настоящее время проблема политической образованности граждан четко прослеживается на эмпирическом этапе исследования, что выражается в высоком количестве затруднений ответов респондентов на поставленные вопросы. Данное исследование подтверждает вышеназванную проблему, чем, несомненно, следует обеспокоиться.

События 2020 г. показали ряд несовершенств и недочетов в политике государства, что могло повлиять не только на перспективы развития государства, но и сыграло немаловажную роль в усугублении негативного характера представления молодежи о перспективах развития государства. В результате, цель исследования была достигнута: были выявлены представления молодежи о перспективах развития страны, которые имеют достаточно негативный характер.

Государству необходимо обратить внимание на проблему негативных представлений молодежи о будущем России, так как данный слой населения способен напрямую повлиять на уровень развития государства. В необходимых вследствие пандемии изменениях в стратегическом планировании России важно уделить внимание формированию политического сознания молодежи не на уровне пропаганды, а на реальном примере улучшения качества деятельности политических институтов, что возможно в результате их общей реорганизации.

 

Список литературы

1. Муха В.Н. Проблематика повседневности и социальных практик в современной социологии // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке. Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского. Ответственный редактор: Ю.В. Асочаков. − 2016. − С. 322-324.

2. Дюркгейм Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия / Пер. с фр. г. Б. Юдина // социологическое обозрение. − 2013. - Т. 12. − № 2. − С. 133-144.

3. Карнаухова Е.А. Социальные представления: понятия, функции и структура // Вестник науки и образования. 2018. №17-2 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-predstavleniya-ponyatiya-funktsii-i-struktura (дата обращения: 11.11.2020).

4. Исаева Б.А. Теория политики // Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. 468 с.

5. Селезнева А.В. Поколения в Российской политике: политические представления и ценности - Москва: 2015. 154 с.

6. Емельянова Т.П. Социальные представления. История, теория и эмпирические исследования // Изд.: Когито-Центр. 2016. − 476 с.

7. Кузьминов Я.И. (рук. авт. кол.); Орехин П.В., Нетреба П.Н. (отв. ред.). Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития// эксперт. докл. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». − Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. − 112 с.

8. Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: от 21 июля 2020 года № 474.

Войти или Создать
* Забыли пароль?