СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ЗДАНИЯ В СРЕДЕ ОБЩИХ ДАННЫХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведены принципы совместной работы субподрядных проектных организаций над информационной моделью объекта капитального строительства. Описаны организация среды общих данных, разрабатываемой генподрядной организацией. Описаны задачи BIM менеджера, оптимальная структура папок, и уровни до-ступа к информационной модели участников процесса проектирования.

Ключевые слова:
информационная модель, объект капитального строительства, среда общих данных, проектная организация, жизненный цикл здания
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Современные технологии информационного моделирования позволяют использовать возможности проектных организаций территориально рассредоточенных. Субподрядные организации работая над созданием информационной модели объекта капитального строительства должны иметь абсолютно адекватную информацию и для решения оперативных вопросов в настоящее время используется среда общих данных. Организация среды общих данных (СОД) для участников инвестиционно-строительного процесса является одной из наиболее первоочередных задач [2]. Она необходима для получения и редактирования информации в любое время, в любом месте и с любого устройства.

В процессе информационного моделирования на этапе проектирования организацией и администрированием среды общих данных занимаются сотрудники отдела технологий информационного моделирования и системный администратор организации. Именно они определяют, каким методом будет организована среда общих данных, какая будет структура папок, какую роль и доступ к информации будут иметь участники процесса.

В процессе информационного моделирования на разных этапах жизненного цикла здания могут взаимодействовать любое количество участников. Кто именно будет участником СОД, зависит от того, кем она организована.

В современной практике (Рис. 1) распространено создавать среду общих данных на этапе проектирования организацией, которая выступает в роли генерального проектировщика. Данная организация предоставляет доступ заказчику и всем структурным подразделениям в своей организации. Со временем генпроектировщик может подключить неограниченное количество субпроектировщиков, подрядных организаций со стройки, консультантов и членов иных организаций, которые будут выступать в качестве экспертов по лазерному сканированию на объекте капитального строительства.

Вариантов, кто будет являться участником СОД огромное множество. В данном вопросе наибольшее значение играет то, как именно будет развернута среда общих данных, какой уровень доступа будет у участников, какой будет организация структуры папок, будет ли доступ к СОД в любой момент времени.

За организацию среды общих данных должен отвечать BIM-менеджер организации и главный системный администратор. Первой задачей при организации среды общих данных – является организация структуры папок. Данный вопрос уже урегулирован нормативной документацией [1]. Среда общих данных состоит из четырёх разделов, отличающихся уровнем готовности данных и регламентом доступа к ним.

 

 

 

Рис. 1. Органиграмма структуры процессов.

 

 

Разделы папок:

  1. Рабочий;
  2. Общий;
  3. Публичный;
  4. Архивный.

В СОД осуществляется управление данными информационной модели. Существует два последовательных способа управления данными:

  1. По строительным разделам;
  2. По разделам прогресса.

Разница в этих способах управления данными небольшая. В первом, структура папок первой итерацией разбивается на строительные разделы, а второй итерацией на разделы прогресса. Во втором всё наоборот.

Способ управления данными по строительным разделам (Рис. 2):

 

 

 

Рис. 2. Структура папок при управлении данными по строительным разделам.

 

 

Способ управления данными по разделам прогресса (Рис. 3):

 

 

 

Рис. 3. Структура папок при управлении данными по разделам прогресса.

 

Среда общих данных может быть организована двумя способами:

  1. Операционный способ – в качестве среды общих данных выступает какое-либо программное обеспечение;
  2. Аппаратный способ – среда общих данных организована с помощью технического оборудования (сервера).

Главным отличием двух вариантов организации СОД являются финансовые затраты. Операционный способ требует ежегодных затрат на продление лицензии, а аппаратный крупных разовых затрат на приобретение оборудования.

В качестве операционного способа будет рассмотрена организация СОД с помощью облачного решения BIM360 компании Autodesk [4]. В качестве аппаратного способа будет рассмотрена организация СОД с помощью FTP сервера.

Чтобы организовать среду общих данных, необходимо приобрести облачное решение BIM360 Docs для документооборота с заказчиком, а также BIM360 Design для работы проектировщиков в облачной среде.

Разработаем схему (Рис. 4) взаимодействия в облачном решении BIM360:

 

 

 

Рис. 4. Схема работы в СОД BIM360.

 

Проектировщики могут передавать и получать модель из BIM360 в любой момент времени, поэтому они имеют всегда актуальные наработки. Есть возможность подключить команду субпроектировщиков, но в таком случае лицензии буду потеряны. Вопрос передачи лицензий должен обсуждаться на этапе заключения договора с субпроектировщиком. Заказчик также имеет возможность получить все актуальный модели, также он имеет возможность выдавать замечания к каждой модели.

Для каждого из участников процесса можно организовать доступ таким образом, чтобы заказчик мог только просматривать модели, а проектировщик только загружать.

Данный вариант организации СОД очень удобен тем, что позволяет обмениваться самой актуальной информацией в любой момент времени, если есть доступ в сеть Интернет. Он абсолютно не требует технической поддержки, такой как с физическим сервером. Также сервис очень гибкий [3] и может быть адаптирован под потребности организации на платформе Autodesk Forge.

BIM-менеджер для работы в облаке должен сформировать структуру папок по любому из способов (Рис. 5). Также он должен распределить роли среди участников и предоставить каждой роли определенные возможности.

 

 

Рис. 5. Структура папок в BIM360.

 

 

Возможности ролей в облачном сервисе BIM360:

  1. Проектировщик:
  • Совместная работа;
  • Разработка проекта;
  • Управление изменениями;
  • Координация между разделами проекта.
  1. Руководитель проекта:
  • Статус проекта в режиме реального времени;
  • Контроль документации;
  • Отчётность и аналитика;
  • Контроль над реализацией проекта.
  1. Производитель работ:
  • Распределение работ и надзор за их выполнением;
  • Управление проблемами;
  • Контроль версий;
  • Программы контроля качества и обеспечения безопасности;
  1. Заказчик:
  • Единый архив проекта;
  • Оптимальная передача документации;
  • Полный обзор проекта;
  • Совместный просмотр и доступ.

Рассмотрим вариант аппаратной организации Среды общих данных:

Данный вариант является самым финансово затратным, но самым безопасным с точки зрения хранения данных. Для организации среды общих данных необходимо серверное оборудование, которое, во-первых, очень дорогое, во-вторых, требует постоянного обслуживания, в-третьих, имеет срок службы в среднем восемь лет. Практика приобретения БУ оборудования не распространена, так как срок жизни у такого оборудования мал.

Организация серверного помещения имеет особые требования. Размер серверного помещения выбирается исходя из размера обслуживаемой рабочей области и количества устанавливаемого оборудования. Важно учесть не только размеры самого оборудования, но и способы монтажа, обеспечения доступа и обслуживания оборудования, возможность установки дополнительных устройств.

Разработаем схему (Рис. 6) взаимодействия в аппаратной СОД:

 

 

 

Рис. 6. Схема работы в аппаратной СОД.

 

 

Методы организации среды общих данных:

1. Метод совмещения аппаратного и операционного способа организации СОД.

В большинстве случаев [5] проектные организации в своем распоряжении имеют сервер, на котором хранятся все активные и архивные проекты. Все бизнес-процессы организации происходят именно на этом сервере. Процесс информационного моделирования также происходит на физическом сервере.

BIM-менеджер разрабатывает структуру папок. Системный администратор создает эту структуру и раздает права на просмотр, добавление и изменение файлов среди участников процесса в этой структуре. Каждый проектный отдел имеет возможность доступа только к модели своей отдела, доступ к другим запрещен. Все модели и их связи настраивает BIM-отдел организации.

Данная процедура крайне необходима для обеспечения безопасности процесса проектирования. Часты случаи, когда конструктор может зайти в модель архитектора, провести некоторые манипуляции с элементами модели и сохранить её. Тогда качество модели станет низким, появятся коллизии и отклонения от проекта. Следовательно, процесс определения ролей и доступа является стратегическим, так как обеспечивает безопасность моделей.

Процесс разработки модели [6] происходит внутри одной организации в СОД на сервере. Обмен с заказчиком происходит через BIM-отдел организации и облачный сервис BIM360. Работу в СОД можно разбить на несколько этапов:

1) Проектировщики разрабатывают модель в файлах-хранилищах на сервере;

2) BIM-менеджер или BIM-координаторы собирают все файлы-хранилища в определенную структурную папку и подготавливают их к передаче заказчику;

3) Процесс передачи моделей заказчику происходит в двух форматах: «.rvt» и «.nwd». Модели передают в облачный сервис BIM360, также в структурные папки;

4) BIM-координаторы проверяют модель на коллизии, формируют отчет и выкладывают в папку «Опубликовано» для дальнейшей корректировки проектировщиками;

5) Заказчик проверяет модели и в BIM360 выдаёт замечания; 6) ГИП и ГАП получают данные замечания в BIM360 и отправляют на корректировку проектировщикам в отделы.

Таким образом (Рис. 7) происходит организация и администрирование процесса информационного моделирования на этапе проектирования в среде общих данных, которая организована аппаратным и операционным способом.

 

 

 

Рис. 7. Аппаратно-операционная СОД.

 

 

2. Метод организация аппаратно-операционного СОД с применением RevitServer.

Данный процесс организации СОД практически ничем не отличается от предыдущего, кроме того, что в него добавляется работа в RevitServer.

Revit Server — это серверное приложение для Autodesk Revit. Он является основным приложением для совместной работы над проектами Revit.

Совместный проект представляет собой модель здания Revit, доступную для открытия и изменения несколькими участниками проекта одновременно. При совместной работе на основе сервера на разных сайтах устанавливается и настраивается несколько экземпляров Revit Server, которым назначаются различные роли, что позволяет оптимальным образом поддерживать совместную работу над проектом в глобальной сети (WAN). Все вместе эти экземпляры Revit Server образуют сеть Revit Server.

Администрированием RevitServer занимается BIM-отдел организации. Управление происходит в вебе. Есть возможность создания папок и их редактирования.

RevitServer служит больше для стабильной работы в файле-хранилище, поэтому если модель занимает большой объем памяти или в неё планируют работать более трех проектировщиков, то её необходимо перенести на RevitServer.

 

 

 

Рис. 8. Аппаратно-операционная c RevitServer СОД.

Список литературы

1. СП 333.1325800.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла.

2. Семенов А. А., Суханова И. И. Проект BIM-ICE - интеграция BIM в высшее и профессиональное образование // BIM-моделирование в задачах строительства и архитектуры. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2020. Издательство: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург). С. 372-378.

3. Романович М. А., Всеволжская В. Г., Кузьминых А. Р., Попова Е. М., Перцева А. Е. Опыт создания цифровой модели здания в рамках международной образовательной программы на платформе BIM 360 // BIM- моделирование в задачах строительства и архитектуры. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2020. Издательство: Санкт-Петербургский государственный архитектур-но-строительный университет (Санкт-Петербург). С. 362-371.

4. Мальцев В. Л. Опыт решения проблем внедрения BIM-технологий // BIM- моделирование в задачах строительства и архитектуры. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. Издательство: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург). С. 148-152.

5. Букунов А. С., Букунова О. В. Обмен информацией в единой системе при со-здании BIM // BIM- моделирование в задачах строительства и архитектуры. Мате-риалы II Международной научно-практической конференции. 2019. Издательство: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург). С. 59-64.

6. Поляков И. С. Оптимизация интерфейса и организация работы BIM // BIM- моделирование в задачах строительства и архитектуры. Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. Издательство: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург). С. 168-172.


Войти или Создать
* Забыли пароль?