УПРАВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ЭФФЕКТАМИ - ОСНОВНОЙ ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Решение данной задачи с позиций синергетического подхода позволит повысить уровень эффективности использования потенциала промышленных предприятий, ускорить темпы их экономического развития и обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Целью статьи является исследование возникновения синергетических эффектов на предприятии. Рассматриваются причины возникновения положительных и отрицательных синергетических эффектов. Представлена обобщающая модель формирования различных синергетических эффектов на предприятии. Показано значение воздействий внешней и внутренней среды предприятия на формирование синергетических эффектов. Приведена характеристика видов синергетических эффектов в зависимости от источников и сфер их возникновения. Знание причинно-следственных связей, формирующих тот или иной вид синергетического эффекта, позволяет разработать эффективную стратегию развития предприятия.

Ключевые слова:
синергетический эффект, диссинергия, нелинейность, управление предприятием
Текст

Введение. В настоящее время основы синергетической теории лежат в основе наиболее популярных концепций управления системами разных уровней. Будучи сложной динамической системой, функционирующей в сложной социально-экономической среде, современное предприятие характеризуется свойством нелинейности, хотя зачастую управление им осуществляется путем однонаправленных воздействий. Нелинейность заключена во всех хозяйственных процессах и явлениях, она предполагает многовариантность и возможность выбора из альтернатив [1]. Нелинейность – это свойство сложных систем, характеризуемое периодическим чередованием различных стадий протекания процессов, например, усиления и ослабления их интенсивности и т.п. Например, влияние на деятельность предприятия колебаний покупательного спроса на продукцию есть отражение нелинейности. Состояние внешней среды предприятия может повлиять на его хозяйственные процессы и результаты. В связи с этим, направленная на достижение устойчивого развития предприятия, стратегия управления должна быть гибкой и адаптированной к изменениям внешней среды.  

Список литературы

1. Занг, В. Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / В. Б. Занг. - Москва : Мир, 1999. - 311 с.

2. Bradley, M. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers : Information or Synergy? / М. Bradley, A. Desai, E. H. Kim // Journal of Financial Economics. - 1983. - №2 (11). - Pp. 183-206.

3. Berkovitch, E. Motives for Takeovers : An Empirical Investigation / E. Berkovitch, M. P. Narayan // Journal of Financial and Quantitative Analysis. - 1993. - №3 (28). - Pp. 347-362.

4. Damodaran, A. The Value of Synergy / A. Damodaran - New York : Stern School of Business, 2005. - 47 p.

5. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 416 c.

6. Флек, М.Б. Практическая экономика предприятия: синергетический подход / М. Б. Флек, Ю. Б. Слюсарь, Е. А. Угнич, И. В. Богуславский. - Ростов-на-Дону : Изд-во ДГТУ, 2014. - 208 c.

7. Богуславский, И. В. Концептуальные основы современного синергетического предприятия / И. В. Богуславский, М. Б. Флек // Инженерный вестник Дона. - 2007. - Т. 1. - №1. - С. 17-23

8. Кузнецов, Б. Л. Эффективность хозяйственной деятельности: синергетический подход / Б. Л. Кузнецов, М. С. Кузнецов, Д. В. Чирков. Набережные Челны : Изд-во Кам. гос. инж. экон. акад., 2011. - 382 c.

9. Князева, Е. Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е. Н. Князева - Москва : ИФРАН, 1995. - 228 с.

10. Князева, Е. Н. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов - Москва : КомКнига, 2014. - 272 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?