СОЦИОДИЗАЙН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены различные классификации поколений, связанные с историческим и физическим временем. Показано, что культурологическая связь современных российских поколений имеет циклический характер и может быть исследована как на макроуровне с позиции экономической социологии, так и на микроуровне с позиции экономической психологии. Обоснована идея о том, что социодизайн преемственности поколений связан с ментальными установками и смысложизненными ценностями, которые принимаются и разделяются различными поколениями. В пилотажном исследовании определены смысложизненные ценности студентов и их родителей. На основе анализа целого ряда исследований выявлены некоторые тенденции в формировании ценностей поколения Z и рекомендации по обучению поколения Z в современных культурно-исторических условиях.

Ключевые слова:
классификация поколений, межпоколенные различия, смысложизненные ценности, культурологическая связь, межпоколенная преемственность, социодизайн образовательного пространства
Список литературы

1. Абрамкина, М.О. Геймификация как инновационный метод управления поколением Z в современном менеджменте [Текст] / М.О. Абрамкина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - Т. 1. - №9. – С. 203-209.

2. Арцимович, И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени [Текст] / И.В. Арцимович // Интерактивная наука. – 2017. - №12. – С. 119-121.

3. Асташова, Ю.В. Теория поколений в маркетинге [Текст] / Ю.В. Асташова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. - №1. - С. 108-114.

4. Барабанов, Р.Е. «Поколение лайков» - миф или реальность? [Электронный ресурс] / Р.Е. Барабанов // Психология образования: научный альманах. - 2016. – С. 134-137. Дата обращения 12.01.2021.

5. Барлас, Т.В. Поколение «Z»: проблемы диалога в системе «преподаватель – студент» [Текст] / Т.В. Барлас // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки.- 2018. - №6 (814). - С. 178-184.

6. Богачева, Н.В. Мифы о «поколении Z» [Текст] / Н.В. Богачева, Е.В. Спивак // Современная аналитика образования. - 2019. - № 1 (22). - С. 1-64.

7. Бушуева, Е.П. Поколение миллениалов: как и зачем их мотивировать / Е.П. Бушуева // Горизонты экономики. - 2019. - №3(49). - С. 42-47.

8. Волкова, Н.В. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования [Текст] / Н.В. Волкова, В.А. Чикер // Вестник Санкт-Петербурского университета. Менеджмент. - 2016. - №4. - С.79-105.

9. Гаврилова, А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения [Текст] / А.В. Гаврилова // Вестник Удмуртского университета серия: Философия, психология, педагогика. – 2016. - т. 26, вып 2. – С. 58-63.

10. Глотов, М.Б. Поколение как категория социологии [Текст] / М.Б. Глотов // Социологические исследования. – 2004. - №10. – С. 42-49.

11. Голубинская, А.В. К вопросу о поколенной модели Хоува-Штрауса / А.В. Голубинская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №1. – С 98-101.

12. Гурова, И.М. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала [Текст] / И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). - 2016. - Т. 7. - №3(27). – С. 150-159.

13. Зинченко, В.П. Человек в пространстве времени [Текст] / В.П. Зинченко // Развитие личности. - 2002. - №3. - С 23-50.

14. Ильинский, И.М. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций [Текст] / И.М. Ильинский // Дружба народов. Серия: Социология. – 2020. - том 20. - №1. - С.50-63.

15. Ковин, Е.А. Теория поколений в контексте социологии управления [Текст] / Е.А. Ковин, О.В. Лысенко // Научный результат. Социология и управление. - 2019. - Т. 5. - №4. - С. 151-162.

16. Краткий словарь по социологии [Текст] / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

17. Мангейм, К. Проблема поколений [Электронный ресурс] / К. Мангейм // Новое литературное обозрение. - 1998. - №30ю. – URL: https:// magazines. gorky. medva/neo/1998/2 (дата обращения 20.11.2020)

18. Мирошкина, М.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования [Текст] / М.Р. Мирошкина // Ярославский педагогический вестник. – 2017. - №6. - С. 30-35

19. Нечаев, Н.Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы [Текст] / Н.Н. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. – 2016. - №1. – С. 31-45.

20. Ожиганова, Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Текст] / Е.М. Ожиганова // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2015. - №1. - С. 94-97.

21. Парменова, Е.О. Использование теории поколений при подборе персонала [Текст] / Е.О. Парменова // Вестник науки и образования. – 2017. – т.2. - №12. –С. 66-71.

22. Пищик, В.И. Поколения: Социально-психологический анализ ментальности [Текст] / В.И. Пищик // Социальная психология и общество. – 2011. – №2. – С. 80-86.

23. Поваренков, Ю.П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №3. - С.200-205.

24. Радаев, В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: Эмпирический анализ [Текст] / В.В Радаев // Социалистические исследования. – 2018. - №3. – С.15-33.

25. Рикель, А.М. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества [Текст] / А.М. Рикель, С.В. Доренская // Российский психологический журнал. – 2017. – т.14. - №4. – С 205-225

26. Савичева, А.В. Особенности восприятия своего профессионального становления поколением Y [Текст] / А.В. Савичева, М.В. Прохорова // Надежды: сборник научных статей студентов. - 2019. - С. 257-265.

27. Сапа, А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС [Текст] / А.В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. - С. 24-30.

28. Спасенников, В.В. Первая Всероссийская конференция «Психология и Экономика» ( 3-5 февраля 2000 г.) [Текст] / В.В. Спасенников, Э.Х. Локшина, В.М. Соколинский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2001. - №4. –С.151-158.

29. Спасенников, В.В. Проблемы формирования национальной и экономической идентичности современной молодежи [Текст] / В.В. Спасенников // Социогуманитарный вестник. – 2015. - №1(14). – С.19-24.

30. Спасенников, В.В. Академическое мошенничество и мотивация учебной деятельности студентов современных университетов [Текст] / В.В. Спасенников, К.Ю. Андросов // Эргодизайн. – 2020.- №2(8).- С.72-80.

31. Сударик, А.Н. Эргономическое обеспечение современной образовательной среде [Текст] / А.Н. Сударик // Социология образования. – 2013. - №12. - С 42-90.

32. Сухарев, О.С. Трансформация высшего образования: преодоление конфликта компетенций и фундаментальности [Текст] / О.С. Сухарев, В.В. Спасенников // Эргодизайн. – 2020. - №3(9). - С. 107-119.

33. Черников, Б.В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников [Текст] / Б.В. Черников // Вестник Томского государственного университета. - 2014.- №385. - С. 153-158.

34. Чилипёнок, Ю.Ю. Три поколения российских работников: исследование трудового опыта [Текст] / Ю.Ю. Чилипёнок // Вестник Поволжского института управления. - 2015.- №3(48). - С.79-85.

35. Шамис Е. Теория поколений [Текст] / Е. Шамис, А. Антипов // Маркетинг. Менеджмент. - 2007. - №6. - С.42-46

36. Шамис Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс [Текст] / Е. Шамис // М.: Ун-т Синергия: Школа Бизнеса, 2017. - 138с.

37. Шкуренко, Т.И. Ценностные ориентации представителей младшей, средней и старший поколенных групп на современном этапе [Текст] / Т.И. Шкуренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогики. Психологии. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – т.4. - №3. – С.175-180.

38. Шурбе, В.З. Поколение как субъект формирования и объект взаимодействия [Текст] / В.З. Шурбе // Сибирский психологический журнал. – 2012. - №8. – С.155-160.

39. Inglehart, R. The silent revolution in Europe: intergene-rational change in post–industrial societics [Text] / R. Inglehart // American Political Science Review. – 1971. - №65. - p. 991-1017.

40. Kreiner, G.E. Evidence toward an expanded model of organizational identification [Text] / G.E. Kreiner, B.E. Ashforth // Journal of Organizational Behavior. - 2004. - Vol. 25, №1. - P. 1-27.

41. Lyons, S.T. Generational differences in the workplace: A review of evidence and directions for future research. [Text] / S.T. Lyons, L.K.J. Kuron // Journal of Organizational BehaBa, R.J. Blomme, R.Schalk // Oxon: Routledge. – 2015. - P. 37-51.

42. Strauss, W. Generations: the history of America’s future, 1584 to 2069. [Text] / W.Strauss, N. Howe // New York: Quill William Morrow. - 1991. – 554 p.

43. Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us About Americas Next Rendezvous with Destiny [Text] / W.Strauss, N. Howe. – New York: Broadway. - 1997. - 382 p.

44. VanMeter, R. Generation Y's Ethical Ideology and Its Potential Workplace Implications [Electronic Resource] / R. VanMeter, D. Grissafe, L. Chonko, J. Roberts // Journal of Business Ethics. - 2013. - Vol. 117. - No. 1. - P. 93-109. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10551-012-1505-1 (Accessed 20.12.2020).

45. White, J. Thinking generation [Text] / J. White // British Journal of Sociology. – 2013. - vol 64(z). - P. 21-47.

Войти или Создать
* Забыли пароль?