НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ К ИЗУЧЕНИЮ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретическому анализу научных взглядов отечественных и зарубежных ученых на кризисы развития человека как личности и субъекта деятельности. Указаны существенные признаки кризиса профессионального развития – затруднительное, тяжелое положение; состоящий из внешних и внутренних противоречий процесс, который человек преодолевает благодаря социокультурной среде и сформированным личностным качествам. Выделены факторы влияния на кризис профессионального развития, виды и стадии кризисов профессионального развития, стратегии поведения человека для преодоления противоречий, а также пути преодоления кризиса. Особое внимание в научных исследованиях обращено кризисам, дезорганизущим индивидуальное поведение человека: в начале становления личности как профессионала, в связи с вхождением в новый трудовой коллектив или его распадом, на этапе завершения профессиональной карьеры. Охарактеризованы периоды кризисов развития. Раскрыты этапы прохождения кризиса профессионального развития. Приведены сравнения научных суждений о кризисе профессионального развития отечественных и зарубежных ученых-психологов и путей выхода из кризиса развития. Сформулирован вывод о том, что кроме негативных последствий у кризиса профессионального развития имеется и позитивный результат в виде дальнейшего развития личности как профессионала.

Ключевые слова:
кризис, личность, субъект деятельности, развитие личности, социальная среда, профессиональная деятельность, кризис профессионального развития
Текст

Вопросы профессионального развития личности относятся к числу активно разрабатываемых в современной психологии. Интерес учёных к профессиональному развитию личности и к трудностям, с которыми она сталкивается, не ослабевает: это связано с социальными и экономическими изменениями в любом обществе, а также психологическими особенностями и перспективами профессионального развития человека как субъекта труда. Профессиональное развитие личности является системным явлением, которое устанавливает общие закономерности профессионально-личностного развития человека как субъекта труда и протекает в соответствии с требованиями к профессии и специалисту, установленными обществом. В этом случае мы говорим о персональном цикле профессионального развития человека как субъекта труда и как индивидуальности, который имеет собственную психологическую базу, и в этом цикле наблюдаются трудные периоды.

Для уточнения понятия «кризис» обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова,  в котором  имеется несколько объяснений этому феномену. Применительно к общественному развитию С.И. Ожегов раскрывает кризис как «резкий, крутой перелом в чем-нибудь. Кризис болезни, духовный кризис. Обусловленное противоречиями в развитии общества расстройство экономической жизни» . Для более полного раскрытия «оболочки» кризиса С.И. Ожегов также использует фразеологизм  - «в тисках кризиса», подразумевая под этим затруднительное, тяжелое положение. И действительно, именно затруднительное положение является существенным признаком для определения кризиса. Затруднительное положение – есть то, над разрешением которого необходимо трудиться так же, как и в процессе решения задачи. Для получения ответа в задаче могут быть разработаны схемы, предложены стадии её решения, как и в ситуации кризиса – пути преодоления сложившейся ситуации.

Определяя понятие «кризис развития», авторы Большого психологического словаря указывают на роль социокультурной среды в развитии личности, которая выступает в роли энергетического заряда.  Основаниями для развития личности являются коллективная деятельность, а также установление и формирование контактов между людьми, которые оказывают влияние на социализацию личности. В силах каждого человека стать личностью, но не всякий к этому готов. Зачастую лень и различные обстоятельства (семья, «привычный» образ жизни) отдаляют индивида от реализации целей, которые направляют его на путь становления личности.

Учитывая коллективный характер профессиональной деятельности, обратимся к исследованиям в социальной психологии. В трудах А.В. Петровского отмечается, что развитие личности проходит в три этапа: адаптации, индивидуализации и интеграции. Слабая борьба со сложностями адаптационного периода формирует у человека качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Отсутствие взаимопонимания в обществе порождает негативизм, агрессию, лживость. Успешное прохождение фазы интеграции, в свою очередь, становится залогом гуманности, доверия, справедливости. При многократном повторении этапов закрепляются приобретенные личностные качества, складывается устойчивая структура личности.

В психологии труда понятие кризиса связывают с профессиональным становлением личности, тем самым в рамках методологического принципа развития подчеркивается влияние на человека профессиональной среды и деятельности. Согласно Э.Ф. Зееру, в период приобретения профессионального опыта у человека возникают критические моменты, кризисы профессионального развития. С одной стороны, в  процессе многолетнего выполнения одной и той же работы у специалиста развиваются и совершенствуются профессионально важные качества. С другой, при постоянном выполнении одной и той же деятельности у работника формируется четкое неприятие новых одобряемых способов осуществления профессиональных функций. В связи с этим формируется качества, разрушающие личность. Подобные психологические трудности возникают при уходе работника на пенсию. Способом решения данной проблемы является коррекция профессионально-психологического профиля, а также психологическая подготовка к уходу из профессии.

Особенно мнение высказывает М. А. Бендюков, определяя кризис профессионального развития как тяжелую жизненную ситуацию. Также он выделил типы профессиональных кризисов: кризис занятости, который разделяет на кризис утраты рабочего места, кризис несоответствия квалификации, кризис потери профессии. Помимо этого, М.А. Бендюков утверждает, что ненормативный кризис занятости способен выступать в двух формах – латентной и актуальной, а кризис утраты профессиональной причастности может быть включать кризис утраты работы и кризис несоответствия квалификации.

Дополнительно к указанным типам кризиса Р. А. Ахмеров выделяет «биографический» кризис как феномен внутреннего мира человека. Он проявляется в разнообразных формах переживания человеком несостоятельности своего жизненного пути. Человек самостоятельно провоцирует кризис, а результаты этих действий определяют его жизненный путь. Главными продуктами кризиса являются нереализованность, опустошенность, бесперспективность, проявляющиеся в различных сочетаниях и различных степенях выраженности между ними. Очевидно, что подобный кризис имеет место быть и в профессиональном развитии человека как субъекта труда. Экспериментальный метод разрешения биографического кризиса автор видит в применении биографического тренинга.

Используя традиционный в отечественной психологии подход к движущим силам психического развития, Э.Э. Сыманюк рассматривает профессиональное развитие как поликомпонентный процесс, в котором противоречия занимают центральное место. Преодоление противоречий обеспечивается стратегиями поведения: активной, пассивной, защитной, депрессивной и аффективно-агрессивной. Активное разрушение психологических препятствий профессионального развития определяется социально-опытной активностью, целостным мировоззрением, стабильно положительной самооценкой, реалистичной позицией жизни и активно выраженным желанием достижения. Пассивное преодоление профессиональных сложностей охватывает своим понятием внешние обстоятельства, которые предполагают достижение результата через ожидание его наступления. Зачастую критическая ситуация является следствием ухудшения здоровья личности, принуждая его забыть о необходимости решения проблем, появившихся в профессиональной деятельности. При использовании защитной стратегии человек чаще всего самореализуется в непрофессиональной сфере, при этом достигая обусловленного самоутверждения, но духовно испытывает личную неудовлетворенность в преодолении кризиса профессионального становления. Итогом депрессивной стратегии является деструкция личности, работник попустительствует в отношении оценки своего профессионализма, угасает интерес к процессу труда. Отражаются изменения на общении в семье и на межличностном общении. Аффективно-агрессивная стратегия выражается в противопоставлении себя окружающим. Сниженный уровень профессионального самосознания наряду с собственной эгоцентричной установкой не позволяет прогрессировать личности. Агрессия начинает восприниматься как естественное проявление человеческой природы, которое только усугубляет ситуацию. Соглашаясь с мнением Э.Э. Сыманюк, которая утверждает, что для преодоления психологических барьеров профессионального развития, подчеркнем необходимость разработки психотехнологий развития у человека как субъекта труда конструктивных стратегий в разрешении возникающих противоречий с использованием психологических методов.

В рамках  онтопсихологического подхода А.Н. Ананьев рассматривает психическое развитие в составе полисистемы «человек», т. е. в зависимости от структуры личности, во взаимосвязях с деятельностью поведением, жизнедеятельностью человека на жизненном пути, в многообразных его отношениях с миром и самим собой. В процессе индивидуального развития выделяются качественные ступени – онтогенетические и биографические фазы, а также кризисные, дискретные или плавные генетические переходы между ними. Кроме того, Б.Г. Ананьев подчеркивал влияние социальной жизни на внутренний мир и поведение человека. В случае завершения профессиональной карьеры,  распада социальных объединений возникают острые внутренние кризисы, дезорганизущие индивидуальное поведение.

Придерживаясь культурно-исторической теории Л.С. Выготского, согласно которой развитие личности есть не равно-постепенное, а ступенчатый процесс, Е.А. Климов подчеркивает, что человек в своей профессиональной деятельности проходит несколько этапов развития: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Идеи Л.С. Выготского о кризисе как этапе слома (или пререосмыслении) старого багажа и формировании нового способа жизни личности, согласуются с мнением Е.А. Климов: «Кризис рождения профессионала» выпадает на период ранней взрослости – начало становления личности как профессионала. Кризис насыщен множеством трудностей: изменение режима труда и отдыха, наличие теоретических знаний и малый практический опыт, а иногда и его отсутствие, вхождение в новый коллектив.

В исследованиях Е.А. Климова указана совокупность факторов, оказывающих влияние на кризис профессионального развития: возраст, усердие человека, коллектив, отношение руководства к работнику. По прошествии периода адаптации молодому специалисту требуется реализовать свои амбиции, касающиеся увеличения материального благополучия, продвижения по службе. Отсутствие новых достижений после 4-5 лет службы вызывает острый внутриличностный дискомфорт, который наступает примерно к 30-ти годам. Содержанием этого состояния являются стабильность в межличностных отношениях (в семье, с коллегами по работе), ощущение регресса в профессиональном развитии, желание перемен. Базовый кризис второй половины жизни (40-44 года) в деятельности профессионала рассматривается как возможность сделать последний шаг навстречу лучшей жизни. Так или иначе, каждый этап в профессиональной деятельности оказывает влияние в целом на профессиональное развитие человека как субъекта труда.

В концепции Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой акцентируется внимание на эмоциональной составляющей личности, которая находится  в основе кризиса развития. Они выделили кризисные периоды, которые переживает личность в своем профессиональном развитии и способы их разрешения. По их мнению, переживание каждого этапа ассоциируется с возрастом личности. К основным событиям жизни, которые способны привести к кризису развития, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников относят:  неправильное формирование профессиональных намерений и их осуществление (подростковый возраст); недовольство профессиональным образованием и профессиональной подготовкой (обучение в профессиональном учебном заведении); несовпадение профессиональных ожиданий и настоящей действительности (первые годы работы);  недовольство собой и своим профессиональным статусом (начало семейной жизни); недовольство возможностями занимаемой должности и карьерой (30-35 лет); профессиональные деструкции, т. е. неблагоприятные результаты длительной работы (кризис середины жизни); формирование недоверия руководства к работнику – неприспособленность к работе в современных условиях, отсутствие постигать новые технологии, лень (предпенсионный возраст); социально-психологическое угасание, общая неудовлетворенность жизнью (пенсионный возраст).

Авторы утверждают, что при определенных социальных условиях имеются способы бескризисного развития или максимального сглаживания проявлений кризиса:

  • внимательный обдуманный выбор учебного заведения для постижения профессии, системная поддержка студента (ученика) в поиске себя как профессионала (подростковый возраст);
  • корректировка избрания профессии, специальности, факультета, немаловажную роль играет назначение научного руководителя, наименование выпускной работы (обучение в профессиональном учебном заведении);
  • стимуляция профессиональных усилий, четкое понимание своих желаний профессионального роста (формирование плана продвижения в имеющейся профессии) (первые годы работы);
  • повышение профессиональных умений, обновлений знаний, постижение новых технологий и приемов в профессии, ориентирование на поэтапный профессиональный рост (начало семейной жизни).
  • профессионализм и старание, желание перемен и нетерпимость изменить ситуацию в свою сторону, повышение квалификации (30-35 лет);
  • «шаги навстречу» новому уровню выполнения работы  руководством, трудоголизм «в высшей степени», переход на новую должность или работу (кризис середины жизни);
  • социально-психологическая готовность к новому качеству жизни, в котором вероятно внимание общественных объединений, специалистов разной направленности (предпенсионный возраст);
  • общественная активность, развитие досуга с помощью различных государственных программ, насыщенная культурная жизнь (пенсионный возраст).

В отечественной и зарубежной психологии «кризис» и «кризисные состояния» связаны с идеями развития  и компетентности, а также изучались через стрессовые и травматические состояния, переживаемые человеком, а также связывались с возрастным развитием.  В эго-теории личности, в которой сделан акцент динамику развития Эго на протяжении жизненного цикла, Э. Эриксон разделяет жизнь человека на восемь стадий психосоциального развития (восемь возрастов индивидуума). Каждая из них сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни. Кризис рассматривается в работах Э. Эриксона как следствие сформированности определенной степени психологической зрелости, который возникает как результат достижения обусловленного уровня психологической зрелости и требований общества, предъявляемых к человеку на этом этапе. По утверждению Э. Эриксона, на протяжении всего жизненного пути успешные непрерывные решения человеком различных, в т.ч. трудных задач в одном из этапов жизни не гарантируют возникновения новых проблем при решении задач подобного характера на последующих этапах жизни. Принципиальный вопрос в том, чтобы человек внимательно разрешал каждый кризис, тогда в последующем он будет иметь возможность подойти к новой стадии своей жизни цельной и опытной личностью. Каждый психосоциальный кризис имеет позитивные и негативные составляющие. При удовлетворительном разрешении конфликта (в начальной стадии Я приобрело обновленные положительные качества), то в последующем личность насыщается позитивными составляющими (к примеру, ответственность и помощь ближнему), и это является гарантом здорового развития человека в дальнейшем. В случае неудовлетворительного разрешения конфликта формирующемуся Я наносится ущерб и в него вливается негативная составляющая (сомнение, стыд). Однако, как считает Э. Эриксон, приобретённый Я в каждой составляющей, не оказывают влияния на его восприимчивость к новым внутренним конфликтам или изменяющимся обстоятельствам.

Американский психолог-психиатр Э. Линдеманн, который близок подходам Э. Эриксона, отмечает, что состояние острого горя есть синдром с установленной психологической и соматической симптоматикой (т.е. набором характерных признаков), возникающий вследствие  кризиса, чрезвычайной ситуации. Данное состояние Э. Линдеманн назвал синдромом горя. Впоследствии труды Э. Линдеманна стали отправным пунктом для возникновения теории кризисов.  В трудах Б. Ливерхуда развитие определяется как рост, происходящий от структурного кризиса к структурному кризису. Рост имеет три составляющие: биологическое развитие, психическое развитие и духовное развитие. В каждой составляющей человек переживает положительные и негативные периоды, приобретает жизненный опыт. Периоды экстраверсии и интроверсии, подъема и упадка, инспирации и мудрости. Сущность человеческой жизни – найти «золотую» середину в каждом из них. Здоровье, душевный покой и счастье являются итогом гармоничного развития.

В своем исследовании «Мотивация и личность» А.Г. Маслоу в рамках разработанной теории мотивации утверждает, что люди практически ничем не отличаются друг от друга в своих фундаментальных потребностях, нежели в каждодневных осознаваемых желаниях. Человек редко бывает абсолютно удовлетворен результатом. Удовлетворение длится совсем недолго или даже мимолетно. В соответствии с теорией мотивации в рядовом состоянии организм работает как единое, интегрированное целое, но он не имеет права не отрицать отступление от обычного порядка действий.

Соглашаясь с мнением А.Г. Маслоу, выскажем мнение об иллюзорности осуществления мечты. Зачастую это цель, которую человек ставит перед собой и приходит к ней. Положительный результат вызывает у него кратковременное состояние эйфории. И человек вновь определяет для себя поле для собственной профессиональной деятельности. Важным условием для дельнейшего развития как личности и профессионала, преодоления кризиса является социальное окружение. По нашему мнению, если человек встречается на жизненном пути с ведомыми людьми, то редко определяет самостоятельно свои шаги и выстраивает четкий план действий для дальнейшего продвижения, а с лидерами – движется вперед, преодолевая трудности и кризисы профессионального развития.

Подводя итоги, отметим, что изучение проблем развития личности и кризисов развития личности как человека и как субъекта труда остаются актуальными вопросами в психологии. Развитие личности в психологии рассматривается как поступательный процесс трансформации человека как личности и субъекта деятельности вследствие его социализации. Наличие кризисов является одним из важных признаков личностного и профессионального развития человека. Учёные-психологи как представители различных теоретических подходов рассматривают кризис профессионального развития  связи с возрастным развитием личности и как процесс, состоящий из внешних и внутренних противоречий, проходящий в несколько этапов. Кроме негативных последствий разрешения этих противоречий и кризиса имеются и позитивные результаты: дальнейшее развитие личности как профессионала в виде глубокого изменения внутренних переживаний, трансформации взглядов на окружающий мир, желаний и намерений, обогащении профессионального и личного опыта.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. (Серия «Мастера психологии»).

2. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. дисс. … к. пед. н., 1994.

3. Бендюков М. А. Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости [Электронный ресурс] / М. А. Бендюков. Режим доступа: http://www.ipras.ru/ cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/bendyukov_.html

4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

5. Зеер Э.Ф. 347 Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).

6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.

7. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. 2012. - 224 с.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб: Издательство «Питер», 2019. - 400 с.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014.

10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2005. С. 134 – 141.

11. Садовникова Н.О. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности [Электронный ресурс]: монография / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 105 с.

12. Сыманюк Э.Э. Преодоление психологических барьеров профессионального развития: Дисс. … к.психол.н. - Екатеринбург, 2005. - 197 с.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Москва: Прогресс, 1996. - 342 с.

Рецензии
1. Научные подходы в отечественной и зарубежной психологии к изучению кризиса профессионального развития личности Авторы: Вахнина Виктория Владимировна

Войти или Создать
* Забыли пароль?