ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель представленного в статье исследования заключается в необходимости изучить особенности социально-психологической адаптации первоклассников с разной степенью вовлеченности в медиапотребление. Предположительно тому или оному уровню социально-психологической адаптации первоклассника соответствует определенный уровень вовлеченности в медиапотребление (уровень социально-психологической адаптации обратно пропорционален уровню вовлеченности в медиапотребление). Показан ход и результаты исследования специфики социально-психологической адаптации первоклассников и влияние на этот процесс вовлеченности их в современное информационное пространство. Приход ребенка в первый класс рассматривается как важнейший период социализации, во многом определяющий успешность освоения образовательной программы. В исследовании сопоставляются уровень социально-психологической адаптации и степень вовлеченности первоклассников в информационное пространство. Приведены результаты анкетирования родителей с целью определения степени вовлеченности их детей в медиапространство. В исследовании приняло участие 76 первоклассников и 109 родителей (законных представителей). В ходе исследования применялись: методика экспресс-диагностики интеллектуального развития детей 6-7 лет МЭДИС; методика Е.М. Борисовой, Т.Д. Абдурасуловой «Выбери что нравится»; тест Тулуз-Пьерона; методика «Рукавички»; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; анкета для родителей (законных представителей). Результаты исследования являются основой для разработки программ психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации первоклассников с учетом риском влияния на нее современного информационного пространства.

Ключевые слова:
Социально-психологическая адаптация, информационное пространство, адаптация первоклассника, психолого-педагогическое сопровождение в образовании
Текст

Введение

Современная школа переживает не простой период реформирования и перестройки после прошедших изменений закона «Об образовании в Российской Федерации», перехода на ФГОС, принятия профессиональных стандартов и пр. Осложняется ситуация с реформированием школы теми социально-демографическими и экономическими проблемами, которые присутствуют в российской действительности. Школа является своего рода отражением всех проблем общества и в первую очередь начальная школа. По данным Роскомстата в России остается высоким число разводов, растет количество семей, родители в которых состоят в незарегистрированном браке, высоким остается число неполных семей. С последствиями всех этих процессов сталкивается школа. Дети, приходящие в первый класс, попадают в образовательную организацию из очень разной социально-экономической ситуации. На формирование контингента начальной школы оказывает большое влияние общая ситуация в микрорайоне и специфика региона, в котором она находится. Ряд трудностей воспитания и социализации усугубляется увеличением влияния современного информационного пространства на характер социального взаимодействии. Степень влияния современного информационного пространства на успешность социально-психологической адаптации первоклассников изучена недостаточно и во многом в связи с тем что современное информационное пространство развивается быстрее чем научно-педагогическое сообщество успевает реагировать на новые риски.

Тем не менее, необходимость решения задач, стоящих перед образовательной организацией не дает возможности учитывать весь спектр трудностей стоящих перед каждой школой в отдельности. Определяющим этапом успешности обучения и этапом максимальной минимизации рисков является именно начальная школа. От успешности адаптации ребенка в школе во многом зависит успешность его обучения.

Анализ психолого-педагогической теории (Д. А. Андреева, Л. П. Баданина, Л. В. Байбородова, С. А. Беличева, Л. И. Божович, М. В. Григорьева, В. В. Константинов, Т. В. Костяк, Н. В. Мали, Е. В. Меттус, Т. А. Соловьева, П. И. Фролова, Г. А. Цукерман и др.) и образовательной практики позволяет говорить, что процесс приобщения к образовательной среде у младших школьников складывается по-разному: одни первоклассники в короткие сроки приспосабливаются к изменившейся ситуации, у других адаптация длится больше четверти, триместра, третьи переживают фрустрацию на протяжении всего учебного года. Значимая роль в процессе адаптации первоклассников отводится учителю. Вместе с тем учителя начальной школы, в большинстве случаев, испытывают трудности в сопровождении процесса социально-психологической адаптации из-за дефицита психолого-педагогических компетенций. По этой причине данный процесс реализуется с низкой степенью продуктивности [1-13, 22].

Цель, гипотеза исследования

Цель предпринятого исследования заключается в необходимости изучить особенности социально-психологической адаптации первоклассников с разной степенью вовлеченности в медиапотребление. Предположительно тому или оному уровню социально-психологической адаптации первоклассника соответствует определенный уровень вовлеченности в медиапотребление (уровень социально-психологической адаптации обратно пропорционален уровню вовлеченности в медиапотребление).

Приход ребенка в первый класс остается важнейшим периодом его социализации, в котором социально-психологическая адаптация может быть успешной при организации работы, учитывающей решение следующих задач:

  • выявить уровни школьной мотивации;
  • диагностировать уровень интеллектуального развития первоклассников;
  • исследовать уровень развития внимания, сформированности основ самоконтроля, темповых характеристик (умения работать в едином темпе со всем классом);
  • определить уровень сформированности коммуникативных навыков.

В качестве критериев социально-психологической адаптации можно выбрать:

    • уровень интеллектуального развития;
    • уровень школьной мотивации;
    • уровень развития внимания (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец, умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент);
    • уровень сформированности коммуникативных навыков (умение сотрудничать с взрослым и сверстниками, конструктивность взаимодействия, положительное отношение к партнеру и пр.)

Материалы и методы

Участники исследования. В диагностическом исследовании участвовало 76 учащихся 1-х классов. В выборке в равной степени представлены испытуемые мужского и женского пола. Исследование проводилось на уровне начального общего образования в средней общеобразовательной школе. Средний класс-комплект образовательной организации составляет более 25 обучающихся.

Методики. С целью диагностики критериев социально-психологической адаптации в исследовании были использованы следующие методики:

  • методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) И. С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е. Н.Задориной [14];
  • методика Е.М. Борисовой, Т. Д. Абдурасуловой «Выбери что нравится» [15, с. 22-25];
  • тест Тулуз-Пьерона [16];
  • методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина [17, с. 20-24];
  • методика «Рукавички» Г. А. Цукерман [18, с. 147-148].

На основании выбранных критериев социально-психологической адаптации и психодиагностических показателей были описаны уровни адаптации учащихся:

– высокий уровень адаптации характеризуется: высоким уровнем интеллектуального развития, высоким уровнем развития внимания (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец, умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент), высоким уровнем развития коммуникативных компетенций и школьной мотивации;

– нормальный уровень адаптации имеют учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития, средним уровнем развития внимания (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец, умения помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент), средним уровнем развития коммуникативных компетенций и школьной мотивации;

– низкий уровень адаптации демонстрируют младшие школьники с низким уровнем интеллектуального развития, низким уровнем развития внимания (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец, умения помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент), низким уровнем развития коммуникативных компетенций и школьной мотивации.

Результаты и их обсуждение

Диагностика уровня интеллектуального развития (МЭДИС) позволила распределить учащихся 1-х классов на следующие группы:

– 13,2% учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития;

– 46,1% учащихся со средним уровнем интеллектуального развития;

– 40,7% учащихся с низким уровнем интеллектуального развития.

Изучение школьной мотивации учащихся 1 класса с использованием методики Е.М. Борисовой, Т.Д. Абдурасуловой «Выбери что нравится» дает возможность констатировать, что 30,2% учащихся имеют высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника, 44,9% учащихся имеют средний уровень мотивации, что выражается в положительном отношении к школе, но интерес вызывает не содержание предметов и учебное взаимодействие, а внеурочная занятость. Эта категория первоклассников экологично ощущает себя в школе, чтобы взаимодействовать со сверстниками и педагогами. 24,9% первоклассников с низкой школьной мотивацией. Такие первоклассники идут в школу неохотно, склонны пропускать уроки. В учебное время часто отвлекаются на внешние раздражители, посторонние занятия, игры.

Тест Тулуз-Пьерона направлен на диагностику уровня сформированности внимания: скорости и точности обработки информации. Оценивается умение ребенка внимательно слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец, умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Методика позволяет также получить дополнительную информацию об оперативной памяти, визуальном мышлении, личностных особенностях ребенка.

Были получены следующие результаты:

– 22,5% учащихся с высоким уровнем развития внимания (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец, умения помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент);

– 30,3% учащихся со средним уровнем развития внимания;

– 47,2% учащихся с низким уровнем развития внимания.

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина направлена на диагностику умений первоклассников выполнять действия самостоятельно и под руководством взрослого. Оценивается умение ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания педагога, не отвлекаться на посторонние раздражители. Получены следующие результаты:

– 36,4% первоклассников с высоким уровнем развития произвольности (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец);

– 50% обучающихся со средним уровнем развития произвольности;

– 13,6% младших школьников с низким уровнем развития произвольности.

Оценка сформированности коммуникативных навыков первоклассников на основе методики «Рукавички» позволяет констатировать, высокий уровень коммуникации у 18,2% испытуемых, для них характерна высокая степень сотрудничества, умение конструктивно отстаивать свою позицию, способность регулировать свои действия, позитивный настрой при выполнении заданий. Средний уровень взаимодействия присущ 59,1% первоклассников, они сотрудничают в силу необходимости. 22,7% респондентов имеют низкий уровень коммуникации – эти дети могут конфликтовать в процессе выполнения заданий, испытывают трудности аргументации своей позиции, регуляции своей деятельности.

Совокупность полученных данных позволяет представить общую картину успешности процесса адаптации учащихся (Диаграмма 1.):

 

Диаграмма 1. Уровни социально-психологической адаптации учащихся 1 класса

Diagram 1. Levels of socio-psychological adaptation of students in grade 1

 

Проведенная диагностика первоклассников свидетельствует о преобладании категории детей со средними показателями социально-психологической адаптации.

На следующем этапе исследования нами было проведено анкетирование родителей первоклассников с целью определения степени вовлеченности их детей в медиапространство. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько времени Ваш ребенок проводит перед телевизором?
  2. Есть ли у вашего ребенка доступ к компьютеру и/или ноутбуку?
  3. Есть ли у Вашего ребенка смартфон с доступом в интернет?
  4. Есть ли у Вашего ребенка планшетный компьютер (планшет)?
  5. Сколько времени Ваш ребенок проводит во взаимодействии с компьютером и гаджетами?
  6. Используете ли Вы телевизор, компьютер и гаджеты как средства поощрения и наказания?

По результатам анкетирования был проведен сравнительный анализ и сопоставление показателей социально-психологической адаптации и уровня интеллектуального развития со степенью вовлеченности в информационное пространство. Оказалось, что родители 100% первоклассников с высоким уровнем социально-психологической адаптации ограничивают просмотр детьми телепередач и использование ими компьютера и гаджетов. Родители 72,6% первоклассников со средним уровнем социально-психологической адаптации также ограничивают и/или контролируют медиапотребление детей. В группе детей с низкими показателями социально-психологической адаптации, только 36% родителей контролируют медиапотребление своих детей.

Более половины родителей первоклассников (62%) из числа тех, кто не осуществляет контроль за медиапотреблением, вообще не видят никаких рисков бесконтрольного просмотра телепередач и пользования компьютером и гаджетами. Остальные 38% контролируют чаще всего время и избирательно контент.

Время просмотра телепередач и пользования компьютером и гаджетами так же колеблется от 1,2 часа у первоклассников с высоким уровнем социально-психологической адаптации до 4 и более часов у первоклассников с низким уровнем.

80% родителей детей с высоким уровнем социально-психологической адаптации не используют телевизор, компьютер и гаджеты как средство поощрения и наказания и контролируют время медиапотребления и контент постоянно.

Более 70% родителей первоклассников с низким уровнем социально-психологической адаптации используют телевизор, компьютер и гаджеты как средство поощрения и наказания и указали в анкете, что смартфон или другой гаджет является для детей желанным подарком.

В группе родителей первоклассников со средними показателями социально-психологической адаптации мнения родителей разделились примерно поровну как за поощрение просмотром телепередач и игрой на компьютерных устройствах, так и против. Однако, более половины родителей этой группы (67%) заявили, что дети просят приобрести смартфон или игровую приставку.

Необходимо отметить, что каждый человек в процессе социализации вынужден  усваивать знания и умения работы с информацией в определённой  последовательности. Повышение индивидуальной культуры потребления информации происходит как следствие в процессе обретения/усвоения человеком сложного комплекса моторных, перцептивных и интеллектуальных  умений и навыков. Не умаляя роли эпигенетических детерминант человеческого развития, многие исследователи усматривают продуктивные идеи для создания современных гуманитарных технологий и приобретения социальных навыков в закономерностях развития человеческой культуры [19;20]. И хотя аналогии между филогенетическим и онтогенетическим процессами иногда воспринимаются как спорные и рискованные, в данном случае есть все основания предполагать, что развитие информационной культуры отдельного человека во многом повторяет эволюцию производства и потребления информации в контексте исторической практики. Так, первоначальная стадия психосоциального развития ребенка предполагает освоение информации выполняющей, прежде всего, адаптивно-регулятивную функцию  и охватывает возрастной период от рождения до 6-7 лет. В этот период дети осваивают такие социально заданные знания и умения как речь, невербальные формы коммуникации, оперирование предметами первой необходимости, навыками самообслуживания и хождения по пешеходным переходам, то есть всё, что необходимо для приспособления к требованиям окружающих, для целенаправленной саморегуляции его поведения. Как следствие в этот период работа по формированию культуры медиапотребления и сами навыки медиапотребления могут стать эффективным инструментом социально-психологической адаптации. В первом классе ребенок часто имеет навыки пользования различными техническими средствами получения и обработки информации. Информационное пространство становится источником получения знаний и площадкой общения. Но первоклассник не имеет культуры медиапотребления и не способен критично относится к получаемой информации и по этой причине информационное пространство, не смотря на весь его огромный образовательный и социализирующий потенциал, превращается из инструмента адаптации в фактор риска адаптации препятствующий.

Как известно, по достижении 6-7-ми летнего возраста, ребенок, поступая в школу, сталкивается с необходимостью усвоения новых норм и требований, которые предъявляются к нему как к более самостоятельному индивиду. На этой – второй – стадии ему приходится усваивать информацию о различных формах достижения социального признания, внутригруппового статуса, о том, что может помочь ему усвоить традиционные, то есть «законсервированные» обществом ценности и тем самым занять и сохранять желаемые позиции и роли в микросоциуме. В то же время на этой стадии становится важным усвоение информации, позволяющей детям дифференцировать объекты и явления окружающего мира по различным значимым для его социального взросления критериям. Возрастной период, в течение, которого для растущей личности весьма значима информация консервативно-диференцирующей направленности, продолжается от 6-7 лет до 12-13 лет, то есть до вступления в «активную фазу» подросткового возраста. Следует отметить, что в подростковом возрасте поиск информации консервативно-дифференцирующей направленности уходит на второй план, но не прекращается полностью. Вопреки бытующим и весьма поверхностным представлениям о подростках, они не отвергают любого рода ценности, а, по сути, ищут и выбирают те ценности, которые соответствуют их индивидуальному мировосприятию. Тем не менее, можно утверждать, что в младшем подростковом возрасте происходит переориентация от информации энциклопедического характера (связанной с накопленным многопоколенным опытом) на информацию, раскрывающую «дух современности», позволяющую растущей личности постигать самое себя, и находить своё место в мире [21]. Успешная социально-психологическая адаптация в начале школьного обучения выступает важной составляющей успешной адаптации на последующих этапах.

Заключение

Таким образом, прослеживается взаимосвязь между уровнем социально-психологической адаптации и степенью вовлеченности первоклассника в медиапространство.

По результатам диагностики социально-психологической адаптации и по результатам анкетирования родителей необходимо проводить индивидуальные консультации со всеми участниками образовательных отношений, групповые и индивидуальные развивающие занятия с обучающимися по формированию индивидуальной культуры медиапотребления.

Список литературы

1. Андрева А. Д. О понятии адаптации. Человек и общество. М.: Смысл,1999. 231с.

2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. 2007. № 12. С. 59-62.

3. Байбородова Л. В., Пономарева В. М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 13-19.

4. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. М., 1995. 204 с.

5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Изд-во МГУ, 2008. 132 с.

6. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8-9.

7. Константинов В. В., Мали Н. А. Психологическая адаптация младших школьников, проживающих в России и вынужденных мигрантов // Мир науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 17.

8. Константинов В. В., Мали Н. А. Особенности психологической адаптации младших школьников, вынужденно покинувших территорию Украины // Начальная школа. 2016. № 2. С. 32-35.

9. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Академия, 2008. 232 с.

10. Соловьева Т. А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде. М.: ВАКО, 2008. 72 с.

11. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. М.: Учитель, 2007. 302 с.

12. Фролова П. И. Проблемы психологической готовности и адаптации в процессе подготовки детей к обучению в школе. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 54. С. 264-269.

13. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни : пособие для учителя. М., 2012. Сер. Новые образовательные стандарты. 127 с.

14. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Вып. 7. // (серия «Психодиагностика и психокоррекция») / Под ред. В. Г. Колесникова. М., 1994.

15. Клащус Н. Г., Кобзева Е. М. Диагностическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся в соответствии с ФГОС. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 348 с.

16. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство. СПб., 2006. 204 с.

17. Салмина Н. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. М.: МГППУ, 2006. 210 с.

18. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. 165 с.

19. Выготский Л. С. Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 c.

20. Мацумото Д. Психология и культура: Современные исследования. М. : ОЛМа-ПРЕСС, 2002. 414 с.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

22. Мальцева Т.В. Психология: учебное пособие. М.: Инфра-М. 2020.

Рецензии
1. Информационное пространство как фактор социально-психологической адаптации первоклассника Авторы: Ходякова Наталия Владимировна

Войти или Создать
* Забыли пароль?