ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГИБДД МВД РОССИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Во введении актуализируется проблема безопасности дорожного движения, и особенно, аварийность и травматизм несовершеннолетних по причине нарушений правил дорожного движения. В связи с чем обостряется необходимость оптимизации пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России среди несовершеннолетних. Цель настоящей статьи – обоснование положительного опыта подразделений ОГИБДД УМВД России по г. Вологде пропаганды безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних младшего школьного возраста посредством проведенного педагогического исследования. В основной части статьи предлагается решение рассматриваемой проблемы путем формирования у несовершеннолетних младшего школьного возраста установки на безопасность дорожного движения. На основании выявленных нарушений правил дорожного движения, допускаемых несовершеннолетними этой возрастной категории, выделены педагогические принципы и отобран инструментарий пропаганды безопасности дорожного движения. Организация деятельности инспектора ГИБДД МВД России на основе этих принципов и соответствующего им педагогического инструментария способствует формированию у несовершеннолетних установки на безопасность дорожного движения. Результаты проведенного исследования показали положительное влияние отобранного педагогического инструментария на пропаганду безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних младшего школьного возраста соответствующего современным педагогическим принципам. В заключение статьи содержится общий вывод и практические рекомендации по результатам проведенного исследования.

Ключевые слова:
пропаганда безопасности дорожного движения, установка на безопасность дорожного движения, несовершеннолетний младшего школьного возраста, сотрудник ГИБДД, педагогический инструментарий
Текст

Актуальность.

В современной России значительными темпами растет степень автомобилизации как населения, так и хозяйствующих субъектов. Работа автотранспортного хозяйства определяет степень успешного развития экономической сферы жизни общества. Автомобильным транспортом осуществляется перевозка до 80 % всех грузов, а также большая часть пассажирских перевозок. Так, по состоянию на 1 июля 2017 г. парк автомобильной техники на территории Российской Федерации составил 50 млн. единиц. Примерно 84% от этого количества приходится на легковые автомобили, что соответствует 41,9 млн. единиц [7]. За последние два года отмечается снижение числа автотранспортных происшествий, однако общее их количество и причиняемый ими ущерб по-прежнему остается высоким.

Согласно официальным статистическим данным ГИБДД, за три квартала (январь – сентябрь) 2020 года произошло 106591 дорожно-транспортных происшествия (ДТП), что на 11541 меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Тем не менее, представленная Госавтоинспекцией статистика 2020 г. (январь – сентябрь) по категориям пострадавших в ДТП остается удручающей. Так, пострадавших водителей (лица, управляющие механическими транспортными средствами) оказалось 52173 (снижение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 10,3%); велосипедистов – 4857 (прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 4,7%); пассажиров – 38667 (снижение 13,2%); пешеходов – 27442 (снижение 15,0%). При этом, пострадавших «с особо тяжкими последствиями» было 93 (снижение 33,6%) человек. К сожалению, за оговоренный период 15959 аварий произошло с участием несовершеннолетних (снижение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 14,5%).

Таким образом, несмотря на видимые позитивные изменения в показателях по числу пострадавших в ДТП различных категорий за первые три квартала 2020 года они остаются высокими с учетом того, что за каждой единицей стоит человеческая жизнь. Кроме того, позволим себе заметить, что весенний период 2020 г. характеризуется жесткими ограничениями в передвижении граждан в связи с пандемией, что, на наш взгляд, также повлияло на данные статистики. [12, 13].

 

Цель статьи – представить и обосновать положительный опыт пропаганды безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних младшего школьного возраста в деятельности подразделений ОГИБДД УМВД России по г. Вологде с позиции педагогических принципов, посредством проведенного исследования.

 

Материалы и результаты исследования.

В настоящее время совершение ДТП с участием несовершеннолетних лиц является одной из актуальнейших проблем в деятельности ГИБДД МВД России. Профилактику этих нарушений призваны осуществлять подразделения по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России.

Проведенный анализ показывает, что подавляющее большинство ДТП с участием несовершеннолетних связано с грубейшими нарушениями правил безопасности дорожного движения (БДД). Этому способствует целый ряд факторов. Прежде всего, отсутствие системного похода в регламентации и организации пропаганды БДД среди несовершеннолетних, недостаточная штатная численность соответствующих подразделений, нехватка квалифицированных специалистов по пропаганде БДД, в том числе, имеющих опыт работы с несовершеннолетними. Сложившееся положение дел является, и результатом накопившихся проблем, и следствием отсутствия эффективных механизмов государственного управления БДД.

Пропаганда безопасности дорожного движения – одна из важнейших функций, осуществляемых органами внутренних дел. В документах, регулирующих работу правоохранительных органов, пропаганда безопасности дорожного движения определяется как целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектами пропаганды, по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения БДД, разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения [Приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»].

Разделяя позицию С.Е. Борисовой [2, с.26.] и др., мы полагаем, что взаимодействие сотрудников ГИБДД, занимающихся пропагандой БДД, с представителями образовательных организаций в рамках создания необходимых для этой деятельности условий, планирования совместных мероприятий, будет всячески способствовать формированию у несовершеннолетних высокого уровня установки на безопасность дорожного движения.

Под установкой на безопасность дорожного движения у несовершеннолетних понимается целостное динамическое состояние его личности, определяемое внутренней готовностью, предрасположенностью осуществления безопасного поведения на дороге [1, 8, 9, 10].

В целях формирования у несовершеннолетних установки на безопасность дорожного движения с педагогических позиций необходимо отобрать во-первых соответствующее содержание деятельности подразделений ГИБДД МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних и, во-вторых, инструментарий реализующий это содержание.

Содержание деятельности подразделений ГИБДД МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних это смысловая наполненность рассматриваемого вида деятельности, то есть то, что необходимо пропагандировать среди несовершеннолетних и тот результат, который предполагается получить у несовершеннолетних (сформированные знания, умения, навыки, установку на безопасность дорожного движения, позволяющие ориентироваться на дорогах и быть законопослушными участниками дорожного движения).

Существует целый ряд документов регламентирующих деятельность подразделений по пропаганде БДД ГИБДД МВД России. Основные направления пропаганды дорожно-транспортной безопасности закреплены в Наставлении по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения [Приказ МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения». (вместе с «Наставлением по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»)]. Определение пропаганды безопасности дорожного движения трактуется в приказе МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения».

Приоритетные мероприятия отражены в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 № 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»»]. Среди них особое значение имеют мероприятия применительно к целевой категории «дети и подростки». Программа предусматривает создание федеральных экспериментальных центров «Детский автогород»; строительство детских автогородков и организацию на их основе базовых учебно-методических центров; изготовление световозвращающих приспособлений и их распространении среди несовершеннолетних; оснащение современными техническими средствами, оборудованием и учебным материалом общеобразовательных организаций, позволяющее более эффективно осуществлять пропаганду безопасности дорожного движения.

Многолетний практический опыт показывает, деятельность подразделений ГИБДД МВД России по пропаганде БДД, которая сводится только к пассивной передаче информации, по факту малоэффективна. В этой связи, мы полностью согласны с мнением Е.В. Кашкиной [4], относительно того, что существует прямопропорциональная зависимость между ростом количества детского дорожно-транспортного травматизма и неэффективными профилактическими мероприятиями, проводимыми с несовершеннолетними. Мероприятия, представляющие собой пассивную трансляцию информации о поведении на дорогах, не реализуют основную профилактическую функцию.

Однако использование в пропагандисткой работе целого ряда педагогических принципов, таких как целеполагание, наглядность, системность, дифференцированность позволяет сфокусировать сознание несовершеннолетних участников дорожного движения и сформировать у них установку на безопасность дорожного движения.

Так, принцип целеполагания обеспечивает достижение конкретных запланированных и спроектированных результатов посредством четкой постановки цели и задач. При планировании деятельности сотрудников подразделений Госавтоинспекции по пропаганде БДД среди несовершеннолетних первостепенное значение имеет подбор информации.

Содержание информации в пропаганде БДД отбирается с учетом полных, достоверных, объективных и субъективных данных. Здесь особое внимание уделяется результатам анализа состояния детского дорожно-транспортного травматизма (время, место, время года, дни недели, максимально аварийные участки).

Принцип наглядности, в части формирования установки на безопасность дорожного движения у несовершеннолетних, позволяет им обрести чувственный познавательный опыт, необходимый для полноценного овладения абстрактными понятиями, такими как здоровье, жизнь и смерть, безопасность и травмоопасность. Обоснованию принципа наглядности в обучении и воспитании уделял много внимания классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский [11, с. 443]. Считая его главным организующим положением целостного педагогического влияния, он отмечал: «… детская природа ясно требует наглядности…». Включение большего числа органов чувств в восприятие информации способствует более прочному ее закреплению в памяти. Это объясняется тесной взаимосвязью органов чувств человека. Педагогический принцип наглядности реализуется посредством применения иллюстраций, демонстраций, видеоматериалов, использования метода примера описывающего яркие факты из жизни.

Принцип системности помогает в формировании установки на безопасность дорожного движения у несовершеннолетних прослеживая взаимосвязь между составляющими этого процесса, такими как целостной системы знаний, умений, навыков, компетенций в области БДД с методами ее пропаганды. Принцип системности был описан еще в XVII в. чешским педагогом Я.А. Коменским. В труде «Великая дидактика» он отражает мысль о том, что в обучении все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано. [5]

Принцип дифференцированности подразумевает учет индивидуальных психолого-педагогических, психофизиологических, возрастных, гендерных особенностей поведения несовершеннолетних в отборе наиболее эффективного инструментария для пропаганды безопасности дорожного движения. В XVI главе «Великой дидактике» Я.А.Коменский пишет: «…Все подлежащее изучению должно быть так распределяемо, соответственно ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно восприятию ученика» [5].

Психолого-педагогическое влияние основано на предварительном изучении особенностей несовершеннолетних различных категорий участников дорожного движения (несовершеннолетний - водитель скутера, велосипедист, пешеход; несовершеннолетний, передвигающийся на самокате, гироскутере, сегвее, моноколесе, роликовых коньках), несовершеннолетних разного возраста и предусматривает подбор соответствующих средств общения и методического инструментария пропаганды БДД.

Условно несовершеннолетних школьников можно разделить на три категории: 1) младший школьный возраст (1-4 классы, 7-10 лет), 2) средний школьный возраст - подростки (5-9 классы, 11-15 лет), 3) старший школьный возраст – юноши (10-11 класс, 16-17 лет).

Остановимся на первой категории более подробно. Рассмотрим несовершеннолетних младшего школьного возраста с точки зрения психофизиологических и возрастных особенностей поведения. Данный возрастной ценз относит детей к категории участников дорожного движения с повышенным риском. Н.М.Кузнецова выделяет у этих несовершеннолетних следующие характеристики, способствующие нарушению правил дородного движения: детская импульсивность, спонтанность; суженное восприятие, рассеянное внимание; отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения других участников дорожного движения [6]. Все это обусловливает резкие изменения в поведении ребенка, которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения.

Природная энергетика несовершеннолетних этой категории, увлекаемых движением, быстротой, сменой окружающей картинки ведет их к играм вблизи проезжей части, в процессе которых непроизвольно возникают эмоции интереса, удивления и удовольствия. При этом увлеченность игрой наряду с недостаточно развитым чувством опасности, могут привести к ДТП.

Как правило, в этом возрасте дети ориентируются на мнение единственного взрослого человека, родителя или учителя, как абсолютное и авторитетное. То, что задается детям взрослыми в качестве эталонов, норм и правил поведения, принимается безусловно и становится главным критерием нравственной оценки своего собственного и чужого поведения. Если в ближайшем окружении ребенка находятся взрослые, которые нарушают правила дорожного движения, то велика вероятность подобных нарушений и у ребенка.

Приведем некоторые результаты исследования проведенного подразделением ОГИБДД УМВД России по г. Вологде в рамках пропаганды безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних младшего школьного возраста. Его реализация осуществлялась в два этапа.

Первый этап информационно-аналитический, в задачу которого входило провести анализ научной литературы, статистических обзорных материалов, нормативных и правовых актов.

Второй этап эмпирический, определил две взаимодополняющих задачи: 1. анкетирование несовершеннолетних младшего школьного возраста общеобразовательных организаций по вопросам безопасности дорожного движения и анализ его результатов; 2. обобщение практической работы подразделений по пропаганде безопасности дорожного движения в государственной инспекции ОГИБДД УМВД России по г. Вологде и ее представление в виде частной методики.

 

Результаты эмпирического исследования по вопросу эффективности пропаганды безопасности дорожного движения, осуществляемой подразделениями ГИБДД МВД России, показали наличие существенных недостатков при проведении пропагандистской работы среди несовершеннолетних младшего школьного возраста.

Так, например, из числа опрошенных получают информацию о Правилах дорожного движения реже одного раза в месяц 74% младших школьников. При этом, все дети высказали свое желание, о том, что им хотелось бы знать о Правилах дорожного движения много больше. Кроме того, к негативным показателям мы относим и то, что 48% младших школьников никогда не посещали и даже не видели детские автогородки, но очень бы хотели, поскольку считают это интересным, познавательным мероприятием. Заметим, что этот результат выявляет явный факт недоработки в реализации принятой Федеральной целевой программы 2013-2020 гг, предусматривающей создание таких городков, о которой мы уже упоминали выше.

Не знакомы с правилами использования средств передвижения не только современных, таких как скутер, гироскутер, сегвей, моноколесо, но и традиционных, таких как велосипед, самокат и роликовые коньки, более 90% опрошенных детей, хотя у многих дома уже есть и те, и другие. И, наконец, более половины опрошенных детей, причем мальчики все, очень хотят в будущем быть водителями транспортных средств, но не осознают значимости для этого знаний о Правилах дорожного движения.

Изучение данных статистики, опыт практической деятельности позволил нам выделить некоторые наиболее распространенные нарушения правил дорожного движения несовершеннолетними этой категории.

1. Переход проезжей части по пешеходному переходу, окончательно не убедившись в безопасности перехода.

2. Перебегание проезжей части по пешеходному переходу.

3. Отвлечение внимания на разговоры при переходе проезжей части по пешеходному переходу.

4. Переход проезжей части дороги на запрещающий или предупреждающий сигналы светофора.

5. Переход проезжей части вне зоны действия пешеходного перехода;

6. Выход на проезжую часть из-за препятствия, закрывающего обзор (стоящий транспорт, сугроб, зеленые насаждения и др.) – «дорожная ловушка».

7. Ходьба вдоль проезжей части.

8. Игры на проезжей части и вблизи нее.

9. Неосторожность на тротуаре или во дворе дома, где внезапно могут въезжать и выезжать автомобили.

10. Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.

11. Переход дороги по диагонали, где отсутствует специальная разметка.

12. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части, во дворе и др.

Таким образом, результаты нашего исследования показали необходимость разработки элементов специальной (частной) методики пропаганды безопасности дорожного движения для несовершеннолетних младшего школьного возраста, которую может взять на вооружение подразделения ГИБДД МВД России в профилактических целях.

Снижению показателей по вышеперечисленным и другим нарушениям правил дорожного движения способствует формирование установки на безопасность дорожного движения у несовершеннолетних младшего школьного возраста. При этом принцип системности реализуется в элементах частной методики пропаганды БДД для этой категории школьников. В этой методике особенно следует обратить внимание на следующие позиции.

1. Создание условий для мотивации к соблюдению правил дорожного движения в целях побуждения эмоциональной потребности в правильном поведении (через формирование осознания «что такое хорошо и что такое плохо»), трансформировав эту потребность в достояние собственного сознания [3].

2. Содержательную основу частной методики пропаганды БДД составляют основы теории по правилам дорожного движения, демонстрация границ применимости и прогнозирование последствий пренебрежения.

3. Разделение содержания теоретической информации на логически завершенные части и последовательная их реализация для несовершеннолетних (т.е. применение элементов технологии - «порционное, пошаговое», алгоритмичное изложения материала), выработка навыка порционного усвоения информации у несовершеннолетних.

4. Использование планов, схем (совместная деятельность взрослых и несовершеннолетних по разработке, коррекции и проигрыванию), с целью обеспечения эффективного усвоения младшими школьниками системы алгоритмичных знаний маршрута движения (например, схема «Безопасный путь «Дом-школа-дом»).

5. Применение наглядных средств, в том числе технических (опорных конспектов, плакатов, комиксов, мультифицированных средств, видео- и аудиоматериалов) и форм (экскурсия, например, в автошколу), в целях активизации познавательной деятельности младших школьников.

6. Применение игровых методов, форм и технологий.

Поскольку у этой возрастной категории несовершеннолетних основным видом деятельности является еще игра и подключается учеба, то отбирается следующий наиболее эффективный инструментарий пропаганды безопасности дорожного движения (инструментарий - комплекс методов, приемов, средств, форм, технологий).

Во-первых, это метод беседы с игровыми элементами - способ пропаганды БДД, построенный на игровом диалоге сотрудника ОВД со школьниками выделенной категории, путем постановки системы вопросов, подводящих к пониманию информации о ПДД и проверке усвоения (осознания) уже рассмотренного ранее материала. К условиям эффективности проведения бесед по БДД с несовершеннолетними младшего школьного возраста относятся: необходимость привлечения внимания посредством разнообразной наглядности; использование сказочных и мульти- героев в наглядном материале (игровой элемент); продолжительность беседы должна соответствовать этой возрастной категории школьников (30-40 мин., по требованиям СанПина [14]).

Во-вторых, непосредственно игра (ролевая или соревновательная: викторина, конкурс, квест, эстафета и др.) - способ пропаганды БДД сотрудника ОВД со школьниками выделенной категории, основанный на специально разработанном сценарии или правилах, моделирующий опыт жизнедеятельности и человеческого общения.

В-третьих, формы привлечения инспектором детей к активному действию (подготовка сценических этюдов, проектов, устного журнала; игра в спектакле, на темы безопасного поведения на дороге и др.) и за счет возможности в них принимать непосредственное участие, анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать представленную информацию по пропаганде БДД, позволяют максимально ее усвоить.

В-четвертых, представление мультипликационных роликов или роликов с героями, играющих детьми-актерами этой возрастной категории на темы безопасности дорожного движения и обсуждение содержания представленной пропагандисткой информации по БДД.

В-пятых, привлечение инспектором родителей как значимых взрослых к пропаганде БДД - использование метода семейного воспитания культурному поведению на дороге несовершеннолетних младшего школьного возраста.

И, наконец последнее, что хотелось бы отметить. Использование в работе с младшими школьниками разнообразных организационных форм, таких как акция, кружок, неделя, месячник, экскурсия, направленных, с одной стороны, на активизацию мыслительных когнитивных процессов. С другой стороны, позволяющих эту возрастную категорию несовершеннолетних приобщить к масштабным мероприятиям, где учувствуют более старшие ребята, что, безусловно, способствует осознанию ими ценности БДД и собственной значимости и роли в этом процессе.

 

Методы исследования. В представленной работе применялись теоретические и эмпирические методы педагогического исследования. Среди теоретических методов приоритетные позиции заняли методы-операции анализ, синтез, сравнение, обобщение документальной информации, статистических данных, научной литературы. В качестве эмпирических методов педагогического исследования использовано анкетирование и фрагментарно педагогический эксперимент.

 

Выводы.

Проведенное нами исследование по изучению и выявлению положительного опыта в деятельности ОГИБДД УМВД России по г. Вологде осуществляющего пропаганду безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних младшего школьного возраста показало следующее.

1. Деятельность подразделений ГИБДД МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения, построенная на педагогических принципах, таких как целеполагание, наглядность, системность, дифференцированность, подтверждает свою эффективность в части формирования установки на безопасность дорожного движения у несовершеннолетних младшего школьного возраста.

2. Оптимальному подбору средств общения и методического инструментария пропаганды безопасности дорожного движения способствует ориентация на психолого-педагогические особенности несовершеннолетних младшего школьного возраста, как участников дорожного движения.

3. Проведение массовых информационно-пропагандистских кампаний, направленных на повышение безопасности дорожного движения несовершеннолетних младшего школьного возраста целесообразно с учетом их психофизиологических особенностей.

Таким образом, накопленный опыт заслуживает широкого распространения подразделениями ГИБДД МВД России в целях значительного повышения эффективность пропаганды безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних. В качестве рекомендаций выявленных из опыта подразделений ОГИБДД УМВД России по г. Вологде, прежде всего выступают следующие предложения.

Во-первых, в современных условиях пропагандируя безопасность дорожного движения среди несовершеннолетних младшего школьного возраста, уже следует уделять внимание разъяснению правил использования на дороге новых средств передвижения: скутера, электросамоката, гироскутера, сегвея, моноколеса. Во-вторых, при разработке перспективных программ обучения основам Правил дорожного движения педагогический инструментарий необходимо использовать с учётом возрастных особенностей. Так, для младших школьников более всего эффективны игровые формы работы (театрализованные, имитационные и др.), детских автогородки, соревновательные виды деятельности (викторины, конкурсы).

И, в заключении отметим, беря в расчет утверждение американского педагога и психолога Эдгара Дейла, о том, что эффективность процесса обучения зависит от степени вовлеченности обучающихся в учебный процесс, нами разработаны и обоснованы элементы методики пропаганды безопасности дорожного движения для несовершеннолетних младшего школьного возраста. Вовлечение в пропаганду безопасности дорожного движения несовершеннолетних этой категории за счет их активного участия способствует усвоению ими до 90% представляемой инспектором ГИБДД информации и формированию у них установки на безопасность дорожного движения.

 

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / Асмолов А.Г. – М., 1979.– 151с.

2. Борисова С.Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств // Юридическая психология. 2015. № 4. С. 25-28.

3. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Иванова Н.Л., Позднякова О.В. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: СПб.: ИП Веснин Евгений Юрьевич, 2015.С. 48.

4. Кашкина Е.В. Положительные тенденции профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в РФ // Административное и муниципальное право. 2008. № 5. С. 43-45.

5. Коменский Ян Амос Великая дидактика /Ян Амос Коменский. М.: Книга по Требованию, 2012. 321 с.

6. Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних: учебно-методическое пособие /сост.: Н.М.Кузнецова. – Екатеринбург: Изд-во УТ «Альфа Принт», 2016. 84 с.

7. Российский автопарк достиг 50-миллионной отметки // Электронный ресурс: https://www.autostat.ru/news/31172 Дата обращения - 20.06.2019.

8. Скляренко И.С. Формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов: Монография. Уссурийск: УГПИ, 2009.

9. Скляренко И.С. Экспериментальное исследование по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России /И.С. Скляренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1. С. 18-22.

10. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н.Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

11. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. /К.Д.Ушинский; сост., предисл., коммент. В.О.Гксаковой. М.: Издательство АСТ, 2018. 572 с.

12. 1gai.ru /525943-statistika…za-janvar-2020

13. гибдд.рф

14. https://www.menobr.ru/article/60168-qqe-16-m7-izmeneniya-v-sanpin-dlya-nachalnoy-shkoly

Рецензии
1. Пропаганда безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России среди несовершеннолетних Авторы: Ходякова Наталия Владимировна

Войти или Создать
* Забыли пароль?