КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен обзор научной литературы по вопросам качества дистанционного обучения. Вынужденный временный перевод образовательного процесса в дистанционную форму рассматривается как незапланированное мероприятие по оценке качества образования, которое позволяет оценить эффективность системы управления в образовании для всех участников образовательных отношений, а также определить направления модернизации и развития системы образования в целом. Использование цифровых технологий в учебном процессе помогает педагогу более полно выстраивать взаимодействие с обучающимися, совершенствовать свои методические и организаторские способности и компетенции, использовать наглядные форматы представления различной информации, что, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности школьников и студентов. Учебное взаимодействие в рамках дистанционного обучения обладает особой спецификой и особыми качествами, которые предъявляют повышенные требования к профессиональной компетентности и педагогической квалификации педагогов, а также к личностно-профессиональным компетенциям всех субъектов дистанционного образовательного процесса. Дистанционное обучение в настоящее время позволяет наладить взаимодействие между обучающим и обучающимися, но не в полной мере позволяет обеспечивать достижение целей обучения, усвоение содержания учебного предмета и контроль оценивания знаний, умений, навыков, компетенций. Дистанционные образовательные технологии должны дополнять (и в этом их значительный функционал и потенциал), а не заменять уже сложившиеся традиционные очные формы учебного взаимодействия, модели и методы обучения.

Ключевые слова:
дистанционное обучение, качество образования, информационные технологии, студент, педагог, учебное взаимодействие, развитие личности
Текст

В настоящее время актуальным и общественно значимым вопросом в современном образовании является и продолжает оставаться организация учебного процесса в формате дистанционного обучения (ДО). ДО реализуется параллельно с возрастающим интересом общества к информационным технологиям в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и в образовании. На уровне государственных приоритетов модернизация образования не так давно, с 2017 года, уже направлена в сторону информатизации: реализуются государственные программы «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [32], «Развитие образования» [26], национальный проект «Образование» [24], «Целевая модель цифровой образовательной среды» [27]. В соответствии с Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика Российской федерации» разрабатывается концепция базовой модели компетенций цифровой экономики и выявление и определение востребованных компетенций для различных секторов цифровой экономики [23].

Учитывая вышеперечисленные государственные программы и проекты, направленные, в широком смысле, на развитие, цифровизацию, информатизацию образования, вынужденный временный перевод образовательного процесса в дистанционную форму можно рассматривать как незапланированное мероприятие по оценке качества образования, которое позволяет оценить эффективность системы управления в образовании для всех участников образовательных отношений, а также определить направления модернизации и развития системы образования в целом.

В конце марта 2020 года ДО достаточно быстро и стремительно вошло в практику, по сути, всех образовательных организаций страны и, в некотором смысле, позволило поддержать систему образования на некоторое время. Это стало возможно благодаря уже реализованным ранее шагам по цифровизации на основании вышеперечисленных документов. И, конечно, значимую роль сыграли используемые информационные технологии в образовании, составляющие основу цифровизации. Данные технологии обучения позволяют сегодня обеспечить образовательную практику оптимальным использованием существующих возможностей цифровой образовательной среды, нацеленных, в первую очередь, на цели обучения и воспитания личности.

За время, прошедшее с момента обязательного введения ДО в школах, колледжах, образовательных организациях высшего образования в РФ, появилось немалое количество публикаций в научно-образовательной среде и в сети Интернет, проведены различные онлайн-опросы, выделены возможности и ограничения ДО [10, 14]. Представляется необходимым сакцентировать внимание и обобщить качественные результаты реализации ДО к настоящему времени, выявить существующие противоречия, связанные с аспектами готовности и взаимодействием субъектов дистанционного образования, а также наметить образовательные перспективы в современных социально-экономических условиях.

Основными участниками процесса ДО в высшей школе являются три основные группы субъектов: студенты, преподаватели и руководство вуза. Проведенные исследования показывают, что в целом эти три основные группы участников ДО демонстрируют дисбалансированные образовательные цели в краткосрочной перспективе, которые, как правило, между собой не совпадают, другими словами: студенты стремятся к получению диплома, преподаватели – к заполнению требуемой отчетности и получению заработной платы, руководство образовательной организации – к выполнению финансовых мониторинговых показателей. Общая образовательная цель всех участников образовательных отношений – в виде качественного образования – завуалирована и, по сути, становится сложно достижимой. При этом при реализации ДО у каждой из трех основных групп проявляются в поведении и деятельности определенные психологические особенности, определяемые их социально-экономическим положением, ролевыми диспозициями, профессиональной культурой и др. [20]. Можно говорить об определенной степени готовности (не готовности) субъектов образовательного процесса к реализации ДО на образовательном нормативно-правовом уровне, уровне педагогической квалификации и на уровне учебного взаимодействия [9].

Как известно, ДО затронуло различные категории обучающихся: не только школьников и студентов, но также и курсантов образовательных организаций. Исследователями отмечается, что для профессиональной подготовки у курсантов различных курсов, выполнения в будущем служебных обязанностей, обеспечения на должном уровне морально-психологической стойкости должны быть сформированы определенные знания, умения, навыки, выражена готовность к их использованию; развиты определенные личностные качества, познавательные процессы и свойства, отношение к окружающей действительности и т.п. – ДО не может достичь таких целей обучения в полном объеме и в этом плане является недостаточно эффективной формой образовательного процесса [8].

Одним из важных компонентов анализа качества ДО может выступать построение педагогом своей профессиональной деятельности в рамках той или иной педагогической системы. Среди наиболее традиционных педагогических компонентов в системе выделяют: цели обучения, содержание учебного предмета, методы взаимодействия с обучающимися, образовательные технологии, средства обучения, оценка результатов обучения [22]. Уместно подчеркнуть, что цели обучения и содержание учебного курса взаимосвязаны между собой. Содержание предмета обучения в определенной степени определяет цели обучения в целом. Использование информационных технологий в образовании, электронного обучения в настоящее время позволяет обеспечивать взаимодействие между обучающим и обучающимися, но пока нет четкого понимания, может ли ДО обеспечивать в полной мере достижение целей обучения и усвоение содержания учебного предмета. Также значимым и открытым остается вопрос контроля оценивания знаний, умений, навыков, компетенций.

Можно с уверенностью говорить о том, что при отсутствии непосредственного учебного активного взаимодействия между обучающим и обучающимся педагогическая система, в единстве своих компонент, «слабеет», «распадается», цели обучения не достигаются [6]. Такие важные психолого-педагогические составляющие в учебной деятельности, как учебная мотивация, умение самостоятельно учиться (самостоятельно работать дома) проявляется, как правило, у замотивированных на учебу обучающихся, у талантливых учеников и студентов, у студентов – на более старших курсах [16, 30]. Как показывают исследования, ДО фактически невозможно реализовать в начальной и средней школе: у детей в таком возрастном диапазоне мотивационные составляющие находятся в стадиях формирования и развития, потребности неустойчивы, критическое и осмысленное отношение к миру на этапе становления, а у учителей нет реального бюджета времени взаимодействовать с каждым учеником в отдельности (роль педагога, в прямом смысле слова, приходится исполнять родителям учащихся) [22].

Рассматривая обучение в целом, важно подчеркнуть, что это взаимосвязанная деятельность обучающегося и обучаемого (и с другими обучаемыми в ходе социального взаимодействия), при реализации которой выстраиваются и видоизменяются формы диалога, сотрудничества и общения. В ходе такого учебного взаимодействия (диалога, познания друг друга) существуют определенные субъект-субъектные отношения. По мнению М.М. Бахтина, познание вещи и познание личности – два разных полюса. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта, а личность, в таком ракурсе, требует не столько «точности», сколько «глубины проникновения» [Цит. по 15]. Подобного рода диалог позволяет раскрыть не только значения, которые конкретны и носят ситуативный характер, но и смыслы, которые передаются в контексте общения и могут изменяться, трансформироваться по ходу развития самих субъектов учебного взаимодействия. При «живом» общении происходит развитие личности не только обучающегося, школьника или студента, но и самого педагога. И одним из критериев анализа может являться выделение такого учебного взаимодействия, которое в данный определенный момент обучения может быть признано ведущим, основным для психического и социального развития личности обучающегося [12].

Учитывая несомненные достоинства информационных технологий, применяемых в жизни и образовании, приведем такое современное понятие, противоположное вышеупомянутой «глубине проникновения», как «сёрфинг в интернете» [35]. Благодаря доступности цифровых технологий, Интернета, мессенджеров, видеоконтента, вебинаров для различных групп населения и, прежде всего, для подрастающего поколения – восприятие жизни, отношений, учебной деятельности, информации в целом стало носить достаточно поверхностный характер: если раньше книги внимательно читали, то в настоящее время их быстро просматривают; если некоторое время назад, до появления Интернета, по сути, у каждого дома, разбирались и вникали в тему, то сейчас достаточно бегло пройтись по ссылкам и быстро найти необходимую информацию. Само понятие «сёрфить» предполагает «скользить по поверхности информации», быстро производить поисковые действия на разных сайтах и т.п. Для тех обучающихся, у кого уже сформирован определенный образовательный базис, использование цифровых технологий будет способствовать развитию, приобретению, расширению новых знаний и новых компетенций. Но без подготовленной образовательной основы свободный доступ к информационным ресурсам может привести к ложному ощущения «знания» и при этом не формируется положительная установка на «учиться», «добывать знания», «трудиться» и т.п. [11, 13].

Одним из феноменов современного образования и, тем более, в формате ДО, явилось отчуждение обучающихся от учебной деятельности или, другими словами, утрата человеком (обучающимся) своей сущности. Отчуждение «… выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект её воздействия» [Лапин Н.И., С. 180, Цит. по 31]. Непосредственное учебное, социальное взаимодействие обучающего и обучающегося (учителя и школьника, преподавателя и студента) происходит в определенной атмосфере, в пространстве совместной деятельности, совместного переживания свободы и ответственности. Важным является и формирование доверия между участниками образовательных отношений, которое априори не сможет сформироваться через компьютер, который можно представить как передатчик, коммутатор, посредник [7, 19].

Учебная деятельность – это деятельность обучающегося, связанная как с освоением культурных ценностей общества, социокультурного опыта, так и с формированием способностей к самоизменению, саморазвитию, рефлексии, что обеспечивает личностное и профессиональное самоопределение и успешную самореализацию человека в социуме и в будущей профессиональной деятельности. Дистанционное обучение (или: дистанционная (отдаленная, опосредованная) учебная деятельность) является одной из информационных сторон, с которой взаимодействует обучающийся, наряду с общением в социальных сетях, чатах и мессенджерах, просмотром видеоматериалов, чтением электронных книг и т.п. ДО сегодня естественным образом вписывается в информационное пространство человека и нивелируется, становится малоразличительным, несистемным, одним из используемых информационных ресурсов в повседневной деятельности.

Один из ключевых аспектов при реализации ДО – это выстраивание учебного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3]. На территории Российской Федерации дети с ОВЗ вынуждены получать образование не в школах, наравне с другими детьми, а в специальных учебных учреждениях (инклюзивное образование), на дому (семейное образование), в коррекционных школах различного вида. Это, в свою очередь, изолирует детей с ОВЗ от своих сверстников, от семейного окружения, что не может не сказываться на общем психоэмоциональном состоянии и дальнейшем интеллектуальном развитии [25]. К числу основных субъективных проблем в инклюзивном ДО можно отнести недостаточную мотивацию и самоорганизацию у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, недостаточно сформированную профессиональную компетентность педагогов при выборе тех или иных информационно-коммуникационных технологий в рамках выстраивания дистанционного учебного взаимодействия; сложности для участников образовательного процесса с точки зрения организации ДО и др. [21] Для повышения качества ДО обучающихся с ОВЗ можно выделить такие механизмы, как минимизация используемых дистанционных средств при организации обучения (желательно одна видеоплатформа, понятная всем участникам учебного процесса); одинаковые средства организации обучения всем педагогами; наличие отдельных приложений для передачи учебного материала с использованием мобильных устройств; обеспечение доступа к ранее прошедшему учебному материалу и т.п. [34]

Одна из основополагающих задач учебной деятельности – подготовить обучающегося к выполнению будущей профессиональной деятельности на должном уровне. Сегодня экспоненциальный рост технологий вызывает и рост глобальных изменений в современном обществе. В рамках уже существующего информационного общества, цифровизации образования и их влияния на развитие личности и ее психологическое благополучие, приоритетное значение приобретает профессиональная подготовка специалистов во время обучения [28]. Здесь значимы такие направления педагогической деятельности, как формирование творческого мышления, предпринимательство и предприимчивость, работа в команде, профессиональная и цифровая этика, междисциплинарное обучение [18].

Важно отметить, что в условиях реализации дистанционного обучения продолжают реализовываться различные образовательные проекты. К примеру, в Вятском государственном университете в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» в конце 2020 года были реализованы различные бесплатные программы повышения квалификации для научно-педагогических работников [33]. Одна из программ, регистрацию на которую запись была завершена досрочно, была программа повышения квалификации «Цифровизация образования и методика электронного обучения», актуальность которой была продиктована возрастающим интересом субъектов образовательной деятельности к цифровым, электронным, дистанционным технологиям и существенным переменам в образовании в целом. Учитывая развивающуюся цифровизацию и информатизацию образования на различных его уровнях, развитие информационных технологий в образовании, временный переход в 2020 году образовательных организаций на дистанционное обучение, следует отметить, что подобного рода курсы, безусловно, значимы для педагогов, работающих в системе образования для совершенствования своих профессиональных компетенций по применению в своей профессиональной педагогической деятельности современных образовательных технологий обучения, развитию компетенций в области реализации проектов по развитию системы непрерывного обновления педагогами своих профессиональных навыков для последующей реализации существующих образовательных курсов в различных образовательных организациях.

ДО в рамках повышения квалификации, в целом, обладает достаточно значимым потенциалом по формированию необходимых профессиональных компетенций у различных специалистов в целом, и не только у педагогов. Данные профессиональные программы, с применением информационно-коммуникационных технологий, могут быть нацелены на непрерывное профессиональное развитие профессиональной квалификации личности; способствовать профессиональной адаптации специалистов, в динамике профессионального пути, в постоянно изменяющемся рынке труда; обеспечивать накопление и формирование необходимых материалов (личного «банка данных» по необходимым профессиональным вопросам) и т.п. [1, 2] Через повышение уровня профессионального образования взрослого населения, уже работающих специалистов на рынке труда, происходит развитие человеческого капитала, который является главным ресурсом стратегии социально-экономического развития субъектов РФ.

Вопрос, который требует дальнейшей проработки работы образовательных экспертов в рамках дополнительного профессионального образования – это организация ДО, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ профессиональной переподготовки (при освоении определенной части учебного курса и организации самостоятельной работы слушателей), так как данные программы дают право ведения нового вида профессиональной деятельности с присвоением квалификации.

Важно осознавать, что в любом случае личности необходимо адаптироваться к новой цифровой реальности, к информационному обществу, к дистанционным образовательным технологиям, чтобы быть включенным в реалии современной социальной жизни и в профессиональную деятельность.

В настоящее время цифровые технологии в образовании дают возможность использовать различные образовательные инструменты и современные программы для модернизации и развития образовательных организаций. Владение информационными технологиями является уже неотъемлемым требованием к специалисту в различных сферах профессиональной деятельности, так же как информационная культура и цифровая, компьютерная грамотность. Использование цифровых технологий в учебном процессе помогает педагогу более полно выстраивать взаимодействие с обучающимися, совершенствовать свои методические и организаторские способности и компетенции, использовать наглядные форматы представления различной информации, что, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности школьников и студентов [4, 5].

Сегодня качество образования – одно из важнейших характеристик конкурентоспособности образовательной организации. Именно поэтому организации учебного дистанционного процесса должно уделяться первостепенное значение. Речь идет не просто об образовании, а об образованности личности, которая может быть общей и профессионально-содержательной, о результате образования. «Образование, с одной стороны, – образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, фиксированный в форме образовательного стандарта, являющегося потенциально достижимым представлением социокультурного опыта, сохраняющегося в идеальной форме. С другой стороны, это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, у которого сформировался опыт как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, что позволяет ему адекватно действовать в любой ситуации» [17, с. 8].

В настоящее время реализация ДО сегодня проходит с определенной степенью повседневной тревоги, которая присутствует у основных участников образовательных отношений: обучающихся (школьников, студентов), их родителей, педагогов. Одной из главной причин подобной тревоги является несоответствие между существующей информатизацией современного образования и отсутствием пока, к настоящему времени, проверенных и достоверных сведений о влиянии ДО на развитие личности, на психическое, личностное, физическое здоровье обучающихся. Научному психолого-педагогическому сообществу нужно некоторое время, чтобы провести исследования. А сегодня Министерство науки и высшего образования «запускает» второй семестр 2020-2021 учебного года, и уже в очной форме [29].

Учебное взаимодействие педагога с обучающимися в рамках ДО обладает особой спецификой и особыми качествами, которые предъявляют повышенные требования к профессиональной компетентности и педагогической квалификации педагогов, а также к личностно-профессиональным компетенциям всех субъектов дистанционного образовательного процесса. Дистанционные технологии должны дополнять (и в этом их значительный функционал и потенциал), а не заменять уже сложившиеся традиционные очные формы учебного взаимодействия, модели и методы обучения.

Список литературы

1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В. Методологические основы продуктивного обучения // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 163-173.

2. Антоновский А.В. Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 4. С. 31-42.

3. Ахметова Д.Г., Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020. Том 29. № 2. С. 141-150.

4. Бахтина О.И., Монахов В.М. Формирование нового взгляда на информатизацию и научно-технологическое развитие современной теории обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 60-77.

5. Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 2. С. 34-47.

6. Дегтярева А.П., Загорский В.В. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 67-74.

7. Дорофеева Е.В. Психологическое отчуждение в рамках учебного процесса: понятие, диагностика (на примере БГАРФ) // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (49). С. 22-27.

8. Иванов Р.С., Мальцева Т.В. Психологические и образовательные особенности дистанционного процесса обучения курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / Педагогика и психология деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 октября 2020 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 182-185.

9. Иконникова Г.Ю., Лисовская Н.Б., Тужикова Е.С. Проблема цифровизации в современном образовании (на примере РГПУ им. А.И. Герцена) // Психология человека в образовании. 2020. Том 2. № 2. С. 150-156.

10. Исаева Т.Е. Дистанционное обучение в экстремальных условиях: проблемы готовности и педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 4. С. 38-49.

11. Казаренков В.И., Карнелович М.М., Казаренкова Т.Б. Использование электронных образовательных ресурсов в профессиональном образовании: преимущества и риски // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 4. С. 9-18.

12. Коротаева Е.В. О взаимодействии субъектов в дистанционной форме обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 68-73.

13. Красильникова Е.В., Кольцова А.А., Луковников Н.Н., Тюлина А.В. О педагогических технологиях формирования универсальных компетенций в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 83.

14. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Дистанционное обучение в современных условиях: обзор возможностей и ограничений // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 1. С. 42-56.

15. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

16. Малинецкий Г.Г., Новикова Г.В. Кризис «цифровой трансформации» российского образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 3. С. 19-37.

17. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Том 1. № 2. С. 8.

18. Мерзон Е.Е., Рябов О.Р. Неоднозначность проблем цифрового образования // Психология человека в образовании. 2019. Том 1. № 1. С. 39-43.

19. Минияров В.М., Каштанова Е.И. Факторы возникновения отчуждения у обучающихся от учебной деятельности / Актуальные проблемы практической психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тверь, 18 декабря 2020 года. Тверь: СФК-офис, 2020. С. 185-191.

20. Мукова Л.А. Из практики дистанционного обучения бакалавров в вузе (социально-психологические аспекты) // Психология человека в образовании. 2020. Том 2. № 2. С. 157-165.

21. Мусифуллина Э.В., Егорова Т.М., Ахмедзянова Т.С., Белухина Н.Н. Организация применения дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Том 8. № 1. С. 28.

22. Новикова Г.В. Психолого-педагогические условия формирования субъектности студентов в учебном процессе вуза / Взаимодействие субъектов образовательных отношений: возможности и ограничения. Сборник научных трудов; под ред. И.Б. Умняшова, А.С. Гильяно. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; ФГБОУ ВО РХАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; ФПО России. 2018. С. 74-81.

23. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).

24. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).

25. Погодина И.А., Польшакова А.А. Информационные и коммуникационные технологии, дистанционное и on-line обучение в условиях инклюзивного образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6-1 (45). С. 173-177.

26. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 31.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).

27. Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).

28. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психологическое благополучие в проекции цифровой социализации // Психология человека в образовании. 2020. Том 2. № 2. С. 143-149.

29. С 8 февраля вузы возвращаются к очному обучению [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://rg.ru/2021/01/29/minobrnauki-vuzy-vozvrashchaiutsia-k-ochnomu-obucheniiu.html (дата обращения 29.01.2021).

30. Сибгатуллина И.Ф., Мерзон Е.Е., Сейбглл А. Управление талантами в условиях цифровой трансформации образования // Психология человека в образовании. 2019. Том 1. № 2. С. 169-175.

31. Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. Отчуждение человека в контексте дистанционного образования // Национальные приоритеты России. 2020. № 2 (37). С. 96-99.

32. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.01.2021).

33. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». Бесплатные курсы повышения квалификации. Вятский государственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/nashi-novosti/novyie-vozmozhnosti-dlya-kazhdogo.html (дата обращения 11.01.2021).

34. Шадчин И.В. (сост.) Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации: научный отчет // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 115-145.

35. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с немецкого А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

Рецензии
1. Качество дистанционного обучения: анализ противоречий и перспективы развития Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна

Войти или Создать
* Забыли пароль?