О КОМПЛЕКСНОМ ОБОСНОВАНИИ ТИПОЛОГИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ: КРИМИНОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
статья посвящена проблеме преступности несовершеннолетних, что актуально в контексте обсуждения междисциплинарных вопросов ее профилактики на основе анализа характеристики состояния преступности в Российской Федерации с 2018 по 2020 гг. Представлено содержание психо¬логических и правовых категорий, характеризующих личность несовершеннолетнего пре¬ступника и механизмы формирования преступного поведения. Особое внимание уделено описанию факторов и условий, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, в том числе повторно. На примере конкретных классификаций и типологий, проанализировано состояние изученности проблемы исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя и осужденного, а также их психологических особенностей. Описан вклад отдельных отечественных и зарубежных ученых, предложивших варианты классификаций и типологий несовершеннолетних правонарушителей. В результате исследования установлено, что значительное количество классификаций и типологий несовершеннолетних правонарушителей зачастую берут в основу своей системы один или несколько признаков, научная принадлежность которых в большей степени зависит от сферы научного интереса самих авторов. На основании обобщенных научных и эмпирических сведений о психологических, криминологических, социально-демографических характеристиках несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, предпринята попытка типологизации обозначенной группы. В результате проведенного исследования определены приоритетные направления психолого-педагогической работы с несовершеннолетними в целях профилактики преступности.

Ключевые слова:
несовершеннолетние преступники, осужденные, наказание, типология, делинквентное поведение, профилактика
Текст

Актуальность. Вопросы обоснования типологии несовершеннолетних преступников, являются одной из актуальных проблем российского общества. Объяснение видится в опасности криминализации подрастающего поколения, что в глобальном масштабе воспринимается угрозой национальной безопасности [6, с. 50]. Однако даже в локальном масштабе жизни подростка  правонарушающее поведение ухудшает его благополучие, ограничивает перспективы будущей жизни. Комплексный анализ типологии несовершеннолетних преступников, с одной стороны, способствует комплексному и качественному изучению их личности, а с другой – является основой для профилактики преступности среди несовершеннолетних.

Проблема. Представляется целесообразным начать рассмотрение проблемы типологизации несовершеннолетних преступников с обозначения официальных данных статистики, отражающих различные аспекты проблемы преступности в среде несовершеннолетних в целом.

Согласно официальным данным МВД России, в 2020 году несовершеннолетними или при их соучастии совершено 37771 преступление (аналогичные периоды в 2019 году – 41548, в 2018 году – 43553) [10].

Снижение отмечается и в количестве несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Так, согласно официальным статистическим данным ФСИН России в 2020 году в воспитательных колониях содержалось 949 несовершеннолетних осужденных (аналогичные периоды в 2019 году – 1155, в 2018 –1310) [11].

Но, не смотря на положительную с социально-криминалогической точки зрения динамику, проблема преступности среди несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной. Важными направлениями работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением являются профилактика вовлечения несовершеннолетних в правонарушения, а также их исправление [7]. Безусловно, что эффективно осуществить данные направления деятельности невозможно без всестороннего знания о личности несовершеннолетних преступников. Также необходим тщательный анализ условий и обстоятельств, в которых несовершеннолетние жили, которые их формировали и которые, отчасти, обусловили совершение ими подобных противоправных действий.

Дать ответы на эти вопросы возможно лишь при сочетании объективных эмпирических данных и их непротиворечивом научном осмыслении.

Необходимо понять несовершеннолетние с какими характеристиками в наибольшей степени подвержены вовлечению в криминальную деятельность [8]. Следовательно, возникает необходимость выделения групп среди них, отличающихся общностью определенных качеств, свидетельствующих об уровне криминального риска и т.д. Таким образом, актуализируется запрос на создание научно-обоснованной типологии несовершеннолетних преступников на основе междисциплинарного подхода.

Описание  противоречий. Необходимо отметить, что изучением личности преступников, составлению их определённых классификаций уделяли большое внимание ученые из разных научных сфер (юриспруденция, психология, педагогика, медицина, социология и др.), что подчеркивает междисциплинарный характер проблемы. Среди ученых, занимающихся этой проблематикой, следует отметить таких, как Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Г.Г. Бочкарева, П.П. Вельский,  М.Н. Гернет, Е.Г. Дозорцева, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, И.И. Купцов, И.С. Ной, С.В. Познышев, Н.А. Стручков,  А.И. Ушатиков,  В.Д. Филимонов, В.Е. Эминов и др.

Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, отмечают, что «личность преступника определяется ими как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата» [3, с.11].

Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов в своей монографии «Психология преступника и расследования преступлений» разделяют преступников на 5 типов: «случайный», «ситуационный», «неустойчивый», «злостный», «особо опасный» [1]. Обозначенные типы расположены в порядке возрастания криминальной угрозы социуму, а также ориентированности на преступное поведение в целом. Основу данной типологии составила идея отношения личности к различным общественным ценностям. Такие отношения, по мнению авторов, могут выражаться в следующих формах [1]:

– негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам;

– корыстно-частнособственнические тенденции;

– индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям;

– легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним.

Выводы данных авторов основаны на криминолого-психологическом изучении личности и поведения преступников [2,12].

С психологической точки зрения в различные временные периоды подходы к типологии несовершеннолетних преступников изменялись. Так, в 1924 году    П.Г. Бельский, В.Н. Никольский предложили классификацию подростков-правонарушителей, в основу которой была положена их мотивация. Исходя из этого показателя он выделил [4]:

– активно стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности;

– поддающиеся в силу слабоволия и внушаемости подстрекательству;

– мечтатели;

– морально и умственно дефективные;

– действующие под влиянием истерии или психопатии.

В 1967 году Г.Г. Бочкарева выделяет три группы несовершеннолетних правонарушителей [5]:

– тип «раскаивающиеся»;

– тип «бесконфликтных». Анализ асоциальных и аморальных мотивов «бесконфликтных» правонарушителей показывает наличие у них сильных примитивных потребностей;

– тип «циники» в отличие от других типов характеризуется не только слабостью нравственных мотивов, но и наличием аморальных убеждений.

С иных позиций классифицирует подростков-право­нарушителей Г.М. Миньковский. Он выделяет четыре ти­па правонарушителей, в зависимости от общей направленности личности несовершеннолетнего для которых общественно опас­ное деяние является [14]:

а) случайным (коллизионным), противоречащим общей направленности личности;

б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;

в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, вре­мяпрепровождения и непосредственного варианта дейст­вий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т.п.;

г) результатом преступной уста­новки личности, соот­ветственно устойчивой системы антисоциальных оценок и   отношений.

Необходимо отметить, что предложенная типология не только фиксирует ос­новные варианты направленности личности несовершеннолетнего, но и является довольно удачной попыткой отразить процесс фор­мирования ее криминализации.

В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова разработали авторскую типологию поведения подростков-правонарушителей, а именно: 1) социально образцовое поведение; 2) социально приемлемое поведение; 3) поведение, деформированное только в социальном отношении; 4) поведение, деформированное в социальном и нравственном отношении; 5) поведение, деформированное в социальном, нравственном и правовом отношении; 6) поведение с устойчивой преступной деформацией [9]. По мнению авторов, для типов поведения 3–6, характерны деформации социальных, нравственных и правовых отношений правонарушителей, которые необходимо рассматривать в связи с нарушениями в коммуникативных процессах [9].

В.Г. Рудь, анализируя разнообразные системы классификаций несовершеннолетних преступников, сформулировал свою систему дифференциации. Основными ее критериями являлись мотивация совершения насильственных преступлений, особенности личности субъектов их совершивших, наличие криминального опыта. В результате он выделил 4 группы несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления: ситуационный, неустойчивый, устойчивый, агрессивно-сексуальный и злостный. Автор предлагает учитывать совокупность трех факторов, обусловливающих преступление. Внешние факторы – особенности социальной среды, в которой развивается будущий преступник; внутренние факторы – особенности психики и личности несовершеннолетнего преступника; фактор ситуативности [16].

Вместе с тем, следует отметить, что значительное количество классификаций лиц, совершивших преступления зачастую берут в основу своей системы один или несколько признаков, научная принадлежность которых в большей степени зависит от сферы научного интереса самих авторов. Таким образом, мы получаем «юридическую» классификацию преступников, «социальную», «медицинскую» или «психологическую». Ни в коей мере не умаляя научного и практического значения уже имеющихся классификаций по данной проблематике, все же представляется необходимым в дальнейшем создания классификации, объединяющей в себе достижения предыдущих, и позволяющей более «объемно» раскрыть различные типы несовершеннолетних преступников. Безусловно, что создание типологии не самоцель. Научно-обоснованная классификация позволит более точно выявлять лиц, склонных к преступному поведению, раскрывать преступления, определяя психологический портрет преступника, а также способствовать исправлению осужденных. Кроме этого, нужно обратить внимание на то, что понимание истоков преступного поведения напрямую влияет на социально-правовую организацию системы отношений в обществе. Исходя из определенных представлений о природе преступности, разрабатывались и разрабатываются, а также активно применяются различные теории наказания, концептуально определяющие уголовную политику государства. Так, например, «идея» о приоритетности аффективной составляющей психики человека над когнитивной является, по сути, основой одной из самых древних теорий наказания – теория устрашения. Согласно логике данной теории чувство страха, вызванного грозящим наказанием, должно остановить человека от совершения преступления [19]. Солидаризируясь с идей оградительной возможности страха от совершения преступления, нельзя не отметить и ограничения данного чувства. Имеющийся опыт изучения личности преступников наглядно свидетельствует, что зачастую в момент совершения преступления и даже в период предшествующий ему значительная часть преступников «не думает» о последующем наказании. Это может быть связано с особым психоэмоциональным состоянием в момент совершения преступления, когда сознание преступника изменено и он не может адекватно оценивать актуальную ситуацию и тем более задумываться о будущих последствиях. Либо преступник рассчитывает, что он сможет избежать наказания, если, например, качественно спланирует свое преступление. 

Для понимания преступного поведения необходимо понимать механизм его формирования. На этот счет имеется ряд теорий и предположений. Одно из предположений происхождения преступного поведения среди несовершеннолетних указывает, что группу риска совершения преступлений составляют те, кто сам подвергался насилию (физическому, психологическому, либо был свидетелем подобных ситуаций) [21, 23]. Наиболее часто люди подвергаются насилию и негативному травматичному воздействию в детстве, когда еще не обладают определёнными ресурсами противостоять различным факторам (нет ни физических сил, ни опыта поведения в подобных ситуациях и т.д.). Кроме личных возможностей формирование личности зависит от того окружения, в котором она находится. Является ли то окружение и та среда, в которой живет несовершеннолетний, безопасными для него и ориентирует ли на правопослушный образ жизни.

Проведенное исследование несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, показало, что 86,6% из них воспитывались в социально сложных условиях. Например, часть несовершеннолетних воспитывалось в неполных семьях, у некоторых из них родители были лишены родительских прав. Часть опрошенных являлись сиротами. Кроме этого, 28% не посещали общеобразовательную школу [18]. Т.е. у большинства осужденных нарушены, деформированы или отсутствуют важные социальные связи. Система социальных связей, потенциально оказывающих позитивное влияние на подростка, была нарушена. У них отсутствовал вектор позитивного развития, предполагающий правопослушное поведение.

О.В. Старикова, изучая факторы, способствующие совершению подростками повторных преступлений, определяет фактор «семьи», как один из основных. Она отмечает наличие нахождение современной семьи в состоянии кризиса. По мнению автора, кризис выражается в снижении культурного уровня родителей, падении их авторитета в глазах детей, увеличении числа разводов, неумении воспитывать детей и т.д. [17].

Важным условием правопослушного поведения является состояние психического здоровья подростков. Как показывают исследования более  48,3 % несовершеннолетних осужденных страдали различными расстройствами личности, а также имели различные виды зависимостей [15, 18]. Наличие психических отклонений в анамнезе несовершеннолетних дополнительно отягощает проводимую с ними работу, т.к. сам подростковый возраст является «трудным» в связи с возрастными анатомо-физиологическими изменениями. Кроме этого, описывая особенности психологии подростков, автор общей теории напряжения Р. Aгню считает, «что несовершеннолетние находятся в состоянии перманентной относительной депривации. И это состояние не зависит от объективных условий окружающей среды или имеющихся внутренних убеждениях» [22].

С.А. Тарарухин справедливо отмечает, что «любая типология подростков-правонарушителей, весьма относительна из-за слишком большого разнообразия их личностных особенностей, на­личия переходных (промежуточных) ступеней. Она дает лишь первоначальные наметки для избрания соответству­ющих мер уголовного наказания или принудительного воспитания с учетом индивидуальных особенностей пра­вонарушителей [20, c. 216].

Подробный анализ различных типологий несовершеннолетних с делинквентным поведением позволяет определить приоритетные направления коррекции личности на основе психологических методов работы с данной группой осужденных. Опишем наиболее приоритетные направления психолого-педагогической работы с несовершеннолетними в целях профилактики преступности.

Первое направление профилактики составляют мотивационные факторы. Основное внимание психолога должно быть нацелено на выявление причин, побудивших несовершеннолетнего совершить преступное деяние. В последующем работа с ним должна быть направлена на коррекцию мотивационной сферы личности, а также на формирование перспективного плана личностного развития. Инструментом в этой работе могут стать индивидуальные беседы, тренинговые занятия, нацеленные на замену десоциализирующей мотивации социально-адаптивной, формирующей социально-одобряемое поведение личности.

Второе направление профилактики составляют факторы социального окружения несовершеннолетнего. В данном случае важно выявить десоциализирующие факторы, сформировать необходимые социально-поведенческие навыки личности, направленные на установление благоприятных социальных контактов. Инструментом в этой работе могут выступать первоначально индивидуальные беседы, а после того как будет проработано негативное влияние среды, в которой происходило формирование личности, важно перейти к тренинговым занятиям, нацеленным на приобретение и закрепление коммуникативных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию личности.

Выводы. В целом, необходимо отметить, что работа с несовершеннолетними преступниками должна носить системный характер и основываться на выявлении личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в их поведении. Только на основе психологически обоснованного типологизированного подхода должна реализовываться воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними с делинквентным поведением.

Список литературы

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. 336 с.

2. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Портреты преступников: криминолого-психологический анализ: монография. М.: Норма, 2014. 240 c.

3. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Преступник: основные понятия и черты личности: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 364 с.

4. Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своем поведении / Проф. П.Г. Бельский в сотрудничестве с В.Н. Никольским. М.: Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1924. 89 с.

5. Бочкарева Г.Г. Психология подростков-правонару¬шителей // Советская юстиция. 1967. № 22. С .15-16.

6. Григорьева А.А. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) / А.А. Григорьева, Ю.С. Афонина, Т.Н. Кабанова // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4 (45). С. 49–59.

7. Душкин А.С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. 136 с.

8. Евланова О.А., Красникова Е.В., Павловская Н.В. Некоторые особенности личности несовершеннолетнего преступника // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 6 (80). С. 25-30.

9. Ермаков В.Д. Несовершеннолетние преступники в России / В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. М.: ИМПЭ, 1999.  255 с.

10. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 01.02.2021).

11. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 01.02.2021).

12. Личность преступника: криминолого-психологическое исследование: монография. М.: Норма : ИНФРА-М, 2014. 368 с.

13. Малюшина Ю.А. Особенности типологии несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации // Вестник КГУ. 2012. № 1. С. 67-70.

14. Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несо¬вершеннолетних правонарушителей // Вопросы судебной психологии: (Тезисы докл. и сообщ. на Всесоюз. конф. по судебной психологии). М., 1971. С. 44—45.

15. Мордовский Э.А., Соловьев А.Г., Санников А.Л., Спасенников Б.А. Отягощенный алкогольный анамнез как ассоциированный фактор риска нарушения порядка отбывания наказания осужденными-рецидивистами // Экология человека. 2018. № 10. С. 52–57.

16. Рудь В.Г. Типы личности несовершеннолетнего насильственного преступника // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1 (15). С. 58-63.

17. Старикова О.В. Анализ наиболее распространенных проблем, вызывающих повторные правонарушения среди несовершеннолетних, с перечнем мер по их профилактике // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 70-78.

18. Суслов Ю.Е., Кулакова С.В., Макаренко Т.Д., Спасенникова М.Г. Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, по результатам переписи 2019 года // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 2. С. 290-297.

19. Сыч К.А. Относительные теории наказания классической школы уголовного права и их востребованность современной доктриной // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4 (95). С. 7-11.

20. Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М.: Юрид. лит., 1974. 224 c.

21. Тигунцева Г.Н. Генезис научного знания о личности подростка-делинквента в отечественной психологии // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т.9. № 1. C. 47–56.

22. Червинская-Якимюк Э.Ф. Общая теория напряжения Роберта Агню и её интерпретационные возможности по отношению к преступности среди молодёжи // Психология и психотехника. 2013. 5 (56). С. 466-472.

23. Yu L., Chan K.L. Moderating effects of personal strengths in the relationship between juvenile victimization and delinquent behaviors // Child Abuse & Neglect. 2019. V. 93. pp. 79–90.

Рецензии
1. О комплексном обосновании типологии несовершеннолетних преступников: криминолого-психологический аспект Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна

Войти или Создать
* Забыли пароль?