СИСТЕМА ПИЛАТЕС КАК СРЕДСТВО ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается вопрос здоровьесберегающего поведения и ценностей здорового образа жизни студентов медицинского вуза. Рассматривается вид физической нагрузки пилатес, как система, способная формировать установки для здорового образа жизни у студенческой молодежи. Приведены результаты анкетирования студентов для выявления уровня заинтересованности в данной физической активности. Установлено, что система пилатес оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние организма данного контингента лиц.

Ключевые слова:
система пилатес, здоровьесберегающее поведение, физическое воспитание, пропаганда физической активности, студенты, функциональное состояние организма
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день модернизация российского общества, центром которой становится человек успешный, активный, деятельный, конкурентоспособный, немыслима без внедрения в занятия физической культурой в системе высшего образования различных факультативов по разным видам спорта, таким как фитнес-аэробика и др. Выдерживать высокий ритм жизни, учебного процесса может только человек, ориентированный на здоровый образ жизни. Однако, как свидетельствует анализ исследований в данной области, у множественного количества молодых людей не сложились ценности, обуславливающие такой образ жизни, тем самым ухудшая здоровье населения. В связи с этим формирование здорового образа жизни стало важнейшей социальной технологией государственного значения и масштаба [5, с. 2].

В то же время сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающего поведения студентов является актуальной проблемой образования. Обучающиеся, особенно медицинского вуза, вынуждены проводить много времени на лекционных и практических занятиях, запоминая огромные объемы материала по различным дисциплинам, соответственно затрачивая значительное количество времени в малоподвижном положении. Это может привести к увеличению психоэмоционального напряжения, с прогрессирующей гиподинамией. В результате у многих студентов медицинского вуза наблюдается остеохондроз, проблемы нервной и дыхательной систем, что может быть обусловлено особенностями гормонального фона данного контингента лиц и повышенным количеством стрессогенных ситуаций [1, с. 120].

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий [6, с. 59]. Известно, что пилатес, являющийся одним из направлений фитнес-тренировок, положительно влияет на функциональное состояние, физическую подготовку и работоспособность студентов [3, с. 170]. Этот вид физических упражнений способствует улучшению эластичности мышечных волокон, их укреплению, особенно мышц-стабилизаторов. Благодаря системе пилатес происходит значительное укрепление мышечного корсета, улучшается баланс и координация тела, снижается уровень стресса [2, с. 76]. При этом на сердечно-сосудистую систему приходится минимальная нагрузка, что делает этот вид физической активности доступным для студентов с любым уровнем подготовки, а также позволяет им бороться с гиподинамией, улучшать эмоциональное настроение и поддерживать необходимую спортивную форму [4, с. 254]. Учитывая вышеизложенное, целью исследования явилось выявление мнения студентов медицинского университета о популяризации системы пилатес в учебном процессе по физической культуре и влиянии данного вида физических нагрузок на функциональное состояние организма.

В исследовании приняло участие 467 студентов первого курса лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ), занимающихся пилатесом на занятиях по физической культуре. Было проведено анкетирование, состоящее из двух этапов: на первом этапе позволяющее выявить мнения студентов о данном виде физической активности, относительно других видов спорта, на втором – о влиянии занятий на функциональное состояние организма. Анкетирование проводилось через 6 месяцев после начала занятий.

Нельзя не отметить, что пилатес базируется на трех принципах: дыхание, концентрация и точность. При занятиях пилатесом человек контролирует дыхание, придерживаясь наиболее физиологичного − смешанного дыхания, что является совокупностью верхнегрудного и брюшного дыхания. В результате происходит значительное насыщение кислородом организма, усиление регионарного кровотока, что положительно влияет на организм, в том числе при различных стрессовых состояниях позволяет легче переносить психо-эмоциональные перегрузки. При выполнении упражнений требуется концентрация внимания на правильность движений, что помогает в развитии связи между телом и сознанием. Центр тяжести является анатомической основой пилатеса, следовательно, происходит формирование правильной осанки, которая способствует снижению общей нагрузки на скелет и поддерживаемые внутренние органы. Следовательно, при выполнении упражнений по системе пилатес, от обучающегося требуется технически правильное выполнение упражнений, которое осуществляется в плавности выполнения, без резких движений и рывков, а также регуляция дыхания, что принесет несомненную пользу организму, позволит избежать травм и перегрузок.

Проведенный первый этап анкетирования показывает, насколько популярны занятия пилатесом относительно других видов спорта (табл. 1).

 

Таблица 1

Популяризация видов физической активности в ПИМУ

Вид спорта

Количество студентов, для которых данный вид спорта приоритетен

1

Система пилатес

40%

2

Баскетбол

13%

3

Мини-футбол

12%

4

Пауэрлифтинг и гиревой спорт

8%

5

Настольный теннис

6%

6

Легкая атлетика

5%

7

Волейбол

5%

8

Дартс

4%

9

Плавание

4%

10

Спортивное ориентирование и туризм

3%

 

 

Проведенный опрос показывает, что пилатес, на данный момент, является приоритетным видом физической активности для студенческой молодежи, который вызывает наибольшую степень заинтересованности. 40% опрошенных на заданный вопрос «Какой вид спорта, культивируемых в университете, является для вас наиболее значимым?» ответили, что пилатес кроме развития двигательных и координационных способностей способствует, в том числе, увеличению мотивации к занятиям физическими упражнениями. Мотивация – важнейший побудитель деятельности человека, наличие интереса является показателем общего развития студента, проявлением его активности, выраженной в положительно окрашенной и избирательной обращенности к разным сторонам учения. Следовательно, приведенные результаты наглядно показывают мотивацию студентов на активную физическую работу, желание улучшить функциональное состояние своего организма и оздоровительную направленность занятий.

Следует отметить и изменения состояния, которые произошли с организмом студентов в течение систематических занятий пилатесом (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Динамика изменений, произошедших вследствие систематических занятий физическими упражнениями по системе пилатес

Изменения

Доля опрошенных студентов

Улучшение физической подготовки и общего состояния здоровья

95%

Избавление от вредных привычек

37%

Улучшение успеваемости

24%

Развитие навыков общения и командной коммуникации

33%

Приобретение мотивации для регулярных занятий спортом

43%

 

Резюмируя проведенное второе анкетирование, необходимо отметить, что 95% респондентов отметили улучшение общего состояния здоровья и функционального состояния организма. Кроме того, занятия позволили испытуемым чувствовать себя более бодрыми, а также избавиться от лишнего веса с помощью систематических занятий.

37% опрошенных отметили, что для эффективных тренировок им необходимо исключить вредные привычки, в первую очередь, курение, так как оно негативно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, угнетая функции организма, отвечающие за поддержание оптимального гомеостаза в организме. Остальная часть студентов не отметили этот пункт, видимо занятия у них были не систематическими, и они не смогли в полной мере ощутить невозможность совмещения вредных привычек и комплексных физических нагрузок.

Улучшение своей успеваемости на теоретических и практических занятиях отметили 24% респондентов, указывая на более быструю скорость мышления и выработку лучшей выносливости.

33% опрошенных отметили, что регулярные тренировки позволили выработать и улучшить навыки коммуникации, причем как внутри университета, в среде однокурсников, так и вне учебного заведения.

Многие испытуемые, а именно 43% респондентов, особенно не имеющие до занятий пилатесом регулярных тренировок и физических нагрузок, отметили желание продолжить занятия и свою мотивацию к дальнейшему прогрессу на тренировочных занятиях. Многие стали мотивированы на регулярные занятия физической культурой и спортом, в частности на тренировки по системе пилатес.

При комплексной оценке студентов медицинского университета выявлено, что у данного контингента лиц отмечается наличие неплохих адаптивных резервов и нормального функционального состояния организма. Необходимо учитывать, что занятия физическими упражнениями, в том числе пилатесом, с равномерным режимом выполнения упражнений различной сложности, т.е. интенсивность аэробных и анаэробных нагрузок, приводит к мобилизации в организме гликогена и липидов, что способствует нормализации метаболизма, укреплению мышечного корсета и, соответственно, росту мышечного компонента и нормализации индекса массы тела.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости включения в регулярные занятия по физической культуре системы пилатес, так как она оказывает благоприятное воздействие на состояние здоровья студенческой молодежи, а также способствует формированию мотивации для регулярных занятий физической культурой и спортом и поддержанию оптимального двигательного режима для организма.

 

Список литературы

1. Бочарин И.В. Результаты скринингового обследования состояния сердечно-сосудистой системы студенческой молодежи г. Нижнего Новгорода // И. В. Бочарин, А. К. Мартусевич, М. С. Гурьянов с соавт. - International Journal of Medicine and Psychology. − 2020. − Т. 3. − № 1. − С. 118-121.

2. Иванов В.Д. Система пилатес и формирование здорового образа жизни студентов // В.Д. Иванов, З.И. Матина - Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация, 2018. - С. 74-78.

3. Каерова Е.В. Пилатес как средство повышения интереса студентов к формированию культуры здоровья // Е.В. Каерова, Л.В. Матвеева - Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2017. - С. 168-180.

4. Киселев Я.В. Использование фитнес тренировок в дистанционном обучении студентов на примере сборной по легкой атлетике «ПИМУ» // Я.В. Киселев с соавт. - Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. − 2020. - С. 253-254.

5. Кузнецова Н.А. Пропаганда здорового образа жизни среди студентов педагогического вуза // Н.А. Кузнецова, Е.А. Лушников, Н.В. Бахарев - Журнал Концепт. − 2019. - С. 1-6.

6. Рыбакова Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова - Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. − 2015. − № 3. - С. 58-62.

Войти или Создать
* Забыли пароль?