с 01.01.1992 по 01.01.2025
Глазов, Удмуртская республика, Россия
Рассмотрена проблема оценки семантической сложности учебных понятий, которая равна количеству слов, необходимых для объяснения их сущности. Выделены следующие атрибуты понятий, влияющие на их семантическую сложность: 1) возможность наблюдения обозначаемого объекта в повседневной жизни; 2) возможность экспериментального изучения в школе; 3) возможность восприятия обозначаемого объекта органами чувств; 4) физическая сложность объекта, зависящая от числа составляющих элементов и связей между ними; 5) степень вхождения в тезаурусы выпускников первого, пятого и одиннадцатого классов; 6) частота использования слова в русском языке. Отобраны понятия, обозначающие объекты живой и неживой природы; методом парного сравнения для каждого понятия определена категория сложности. Произведена оценка их атрибутов по шкале Лайкерта с пятью градациями, определены коэффициенты корреляции между атрибутами и уровнем сложности, а также соответствующие коэффициенты линейной регрессии. Построена математическая модель, связывающая сложность понятий со значениями их атрибутов; показано, что за счет погрешностей оценок атрибутов она не позволяет точно определить семантическую сложность понятия. Разработан алгоритм оценки сложности понятий, основанный на разбиении их совокупности на три группы в зависимости от частоты использования в русском языке. Представлены результаты оценки семантической сложности 80 понятий, которые могут быть использованы в качестве опорных точек.
дидактика, информативность, понятие, семантика, сложность, тезаурус, шкала
1. Алефиренко Н.Ф. Научное и обыденное в языковой картине мира // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. Вып. 57. № 24 (239). С. 11-14.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2006. 528 с.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М. : ИНФРА-М, 2008. 207 c.
5. Добря М.Я. Специфика языковой картины мира ребенка // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 29-32.
6. Друзина Н.В. Разноуровневое представление языковой картины мира // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 2. С. 3-9. (Филология. Журналистика).
7. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка на материалах Национального корпуса русского языка. М. : Азбуковник, 2009. 1090 с.
8. Майер Р.В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка : монография. Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2020. 149 с.
9. Майер Р.В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам : монография. Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. 137 с.
10. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М. : Просвещение, 1981. 119 с.
11. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка : монография. Воронеж : Изд-во «Истоки», 2007. 250 c.
12. Разумовский О.С. Оптимология. Ч.1. Общенаучные и философско-методические основы. Новосибирск : Издательство ИДМШ, 1999. 285 с.
13. Частотный словарь русского языка. Около 40000 слов / Под ред. Л.Н. Засориной. М. : Русский язык, 1977. 936 с.
14. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997. 338 с.



