Глазов, Удмуртская республика, Россия
Рассмотрена проблема оценки семантической сложности учебных понятий, которая равна количеству слов, необходимых для объяснения их сущности. Выделены следующие атрибуты понятий, влияющие на их семантическую сложность: 1) возможность наблюдения обозначаемого объекта в повседневной жизни; 2) возможность экспериментального изучения в школе; 3) возможность восприятия обозначаемого объекта органами чувств; 4) физическая сложность объекта, зависящая от числа составляющих элементов и связей между ними; 5) степень вхождения в тезаурусы выпускников первого, пятого и одиннадцатого классов; 6) частота использования слова в русском языке. Отобраны понятия, обозначающие объекты живой и неживой природы; методом парного сравнения для каждого понятия определена категория сложности. Произведена оценка их атрибутов по шкале Лайкерта с пятью градациями, определены коэффициенты корреляции между атрибутами и уровнем сложности, а также соответствующие коэффициенты линейной регрессии. Построена математическая модель, связывающая сложность понятий со значениями их атрибутов; показано, что за счет погрешностей оценок атрибутов она не позволяет точно определить семантическую сложность понятия. Разработан алгоритм оценки сложности понятий, основанный на разбиении их совокупности на три группы в зависимости от частоты использования в русском языке. Представлены результаты оценки семантической сложности 80 понятий, которые могут быть использованы в качестве опорных точек.
дидактика, информативность, понятие, семантика, сложность, тезаурус, шкала
1. Алефиренко Н.Ф. Научное и обыденное в языковой картине мира // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2011. Вып. 57. № 24 (239). С. 11-14.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2006. 528 с.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М. : ИНФРА-М, 2008. 207 c.
5. Добря М.Я. Специфика языковой картины мира ребенка // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 29-32.
6. Друзина Н.В. Разноуровневое представление языковой картины мира // Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Вып. 2. С. 3-9. (Филология. Журналистика).
7. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка на материалах Национального корпуса русского языка. М. : Азбуковник, 2009. 1090 с.
8. Майер Р.В. Дидактическая сложность учебных текстов и ее оценка : монография. Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2020. 149 с.
9. Майер Р.В. Контент-анализ школьных учебников по естественно-научным дисциплинам : монография. Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. 137 с.
10. Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М. : Просвещение, 1981. 119 с.
11. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка : монография. Воронеж : Изд-во «Истоки», 2007. 250 c.
12. Разумовский О.С. Оптимология. Ч.1. Общенаучные и философско-методические основы. Новосибирск : Издательство ИДМШ, 1999. 285 с.
13. Частотный словарь русского языка. Около 40000 слов / Под ред. Л.Н. Засориной. М. : Русский язык, 1977. 936 с.
14. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997. 338 с.