Россия
Россия
Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью обновления теоретических взглядов и практических действий по созданию новых методов объективной и структурированной оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе. Цель статьи заключается в доказательстве пригодности, надежности, выполнимости объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), как инструмента оценки коммуникативных навыков ординаторов в смоделированных условиях в ходе промежуточной аттестации обучающихся. Ведущим методом исследования явился эксперимент по разработке и проведению трёх станций в рамках ОСКЭ для оценки коммуникативных навыков у 77 ординаторов, закончивших курс обучения по учебной дисциплине «Коммуникативные навыки», и позволивший выявить уровень сформированности коммуникативных навыков в ситуациях сбора жалоб и анамнеза пациента, разъяснения ему необходимой информации и сопротивления рекомендациям врача. В статье показано, что эксперты высоко оценивают у большинства экзаменующихся уровень сформированности общих коммуникативных навыков и навыков разъяснения информации пациенту. Выявлено, что требуют совершенствования коммуникативные навыки, связанные с убеждением пациента следовать рекомендациям врача. На основе методов устного опроса и анкетирования, а также психометрического анализа результатов экзамена доказано, что разработанный ОСКЭ является надёжным и валидным инструментом для оценки коммуникативных навыков ординаторов в смоделированных условиях. Представленные в статье материалы могут быть использованы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в ординатуре, а также в процессе обучения будущих врачей навыкам общения с пациентами на клинических кафедрах. Разработанная авторами технология экзамена позволит достаточно объективно оценивать коммуникативные навыки, вызывать у экзаменующихся переживание чувства справедливости оценки, которое является одним из факторов возникновения позитивной установки на совершенствование деятельности профессионального общения.
объективный структурированный клинический экзамен, коммуникативные навыки, чек-лист, ординаторы, эксперты, стандартизированный пациент
1. Васильева Е.Ю., Давыдова Н.Г., Скрипова Н.В. Профессионально ориентированный экзамен по дисциплине «Стоматология»: монография. Гамбург: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG. 2017. 119 с.
2. Журавлев Р.А. Переход к первичной специализированной аккредитации специалистов [Электронный ресурс]. URL: https://fmza.ru/accreditation_experts/metodicheskie-materialy (дата обращения: 14.07.2020).
3. Кан К.З., Рамачандран С., Гонт К., Пушкар П. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ): Руководство АМЕЕ № 81: Исторические и теоретические перспективы // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 3 (17). С 18-52.
4. Кан К.З., Рамачандран С., Гонт К., Пушкар П. Руководство АМЕЕ № 81: Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ). Часть 2. Организация и управление (под ред. З.З. Балкизова и Т.В. Семеновой) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 2 (16). С. 23-40.
5. Перечень практических навыков (умений) [Электронный ресурс]. URL: http://fmza.ru/fund_assessment_means/stomatologiya/perechen-prakticheskikh-navykov-umeniy/ (дата обращения: 11.07.2020).
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1166941/#ixzz6SG40CWPL (дата обращения: 14.07.2020).
7. Риклефс В.П., Мулдаева Г.М., Досмагамбетова Р.С. Организация и проведение объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) [Электронный ресурс]. URL: http://rosomed.ru/ckeditor_assets/attachments/58/2014-6c-02.pdf. (дата обращения: 12.07.2020).
8. Сизова Ж.М. Научно-методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://fmza.ru/accreditation_experts/metodicheskie-materialy (дата обращения: 14.07.2020).
9. Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе: учеб. пособие / Е.Ю. Васильева [и др.]. - Архангельск: Изд-во Сев. гос. мед. ун-та, 2012. 283 с.
10. Cleland J.A., Abe K., Rethans J.-J. The use of simulated patients in medical education: AMEE Guide No 42 // Med. Teach. 2009. Vol. 31. P. 477-486. DOI:https://doi.org/10.1080/01421590903002821
11. Epstein R.M. Assessment in medical education // N. Engl. J. Med. 2007. Vol. 356. P. 387-396. DOI:https://doi.org/10.1056/NEJMra054784
12. Harden R., Lilley P., Patricio M. The Definitive Guide to the OSCE, the Objective Structured Clinical Examination as a performance assessment, Edition: 2016. Publisher: ELSEVIER. 2016. 384 p.
13. Harden R.M., Stevenson M., Downie W.W., Wilson G.M. Assessment of Clinical Competence using Objective Structured Examination // BMJ. 1975. Vol. 1. P. 447-451. DOI:https://doi.org/10.1136/bmj.1.5955.447
14. Hollingworth T., Ryme J. OSCEs for the MRCOG Part 2. Self-assessment guide. Second edition / Hodder Arnold. 2011. 200 p. DOI:https://doi.org/10.1201/b13212
15. Kurtz S.M., Silverman J.D., Draper J. Teaching and Learning Communication Skills in Medicine. Radcliffe Medical Press (Oxford) [Электронный ресурс] URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5060313/ (дата обращения: 12.07.2020).
16. Newble D. Techniques for measuring clinical competence: Objective structured clinical examinations // Med.Educ. 2004. Vol. 38. P. 199-203. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.2004.01755.x
17. Pell G., Fuller R., Homer M., Roberts T. How to measure the quality of the ОSCE: A review of metrics - AMEE guide no. 49 // Med. Teach. 2010. Vol. 32. P. 802-811. DOI:https://doi.org/10.3109/0142159X.2010.507716
18. Shumway J.M., Harden R.M. AMEE Guide No. 25: The assessment of learning outcomes for the competent and reflective physician // Med. Teach. 2003. Vol. 25. P. 569-584. DOI:https://doi.org/10.1080/0142159032000151907
19. Silverman J.D., Kurtz S.M., Draper J. Skills for Communicating with Patients. Radcliffe Medical Press (Oxford) [Электронный ресурс] URL: https://www.gp-training.net/training/communication_skills/calgary/index.htm (дата обращения: 12.07.2020).
20. Tavakol M., Dennick R. Post-examination interpretation of objective test data: Monitoring and improving the quality of high-stakes examinations: AMEE Guide No. 66 // Med. Teach. 2012. Vol. 34. P. 161-175. DOI:https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.651178
21. Tombleson P., Fox R.A., Dacre J.A. Defining the content for the OSCE component of the PLABoard examination development of a blueprint // Med. Educ. 2000. Vol. 34. P. 566-572. DOI:https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2000.00553.x
22. Townsend A.H., Mcllvenny S., Miller C.J., Dunn E.V. The use of an objective structured clinical examination (OSCE) for formative and summative assessment in a general practice clinical attachment and its relationship to final medical school examination performance // Med. Educ. 2001. Vol. 35. P. 841-846. DOI:https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2001.00957.x
23. Turner J.L., Dankoski M.E. Objective Structured Clinical Exams: A Critical Review // Fam. Med. 2008. Vol. 40. P. 574-578.
24. Wilkinson T.J., Frampton C.M., Thompson-Fawcett M., Egan T. Objectivity in Objective Structured Clinical Examinations: Checklists Are No Substitute for Examiner Commitment // Acad. Med. 2003. Vol. 78. P. 219-223. DOI:https://doi.org/10.1097/00001888-200302000-00021