Россия
Россия
сотрудник с 01.01.2019 по настоящее время
Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
В сложившихся условиях демографического спада особенно остро встает вопрос о повышении рождаемости и снижении заболеваемости, как основе национальной безопасности. Наряду с уменьшением удельной доли рожденных детей, приходящихся на одну женщину, в связи с социальными факторами, весомый вклад в снижение рождаемости вносят заболевания репродуктивной сферы, подавляющее число которых приобретены в первые годы после сексуального дебюта. Несмотря на то, что самый разумный способ предотвращения болезней органов репродуктивной системы – профилактика, что известно еще со времен Гиппократа, общество игнорирует проблему формирования правильного полового поведения, являющуюся залогом сохранения будущей матерью способности к зачатию и вынашиванию беременности. Статья имеет своей целью привлечение внимания общества к проблеме отсутствия как такового полового воспитания в нашей стране. Только совместными усилиями педагогов, работников здравоохранения и представителей власти мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону, сохранив нашим детям здоровье и сформировав зрелые, высоконравственные личности. По нашему мнению, именно запреты обсуждения данной темы вызывают излишний интерес, а учитывая низкое качество информации, которую сегодня получают наши дети, ведут только к печальным последствиям. В наших же руках преподнести достоверную информацию с правильно расставленными акцентами.
половое воспитание, сексуальное просвещение, инфекции, передающиеся половым путем
В сложившихся условиях демографического спада особенно остро встает вопрос о повышении рождаемости и снижении заболеваемости, как основе национальной безопасности. Наряду с уменьшением удельной доли рожденных детей, приходящихся на одну женщину, в связи с социальными факторами, весомый вклад в снижение рождаемости вносят заболевания репродуктивной сферы, подавляющее число которых приобретены в первые годы после сексуального дебюта.
Несмотря на то, что самый разумный способ предотвращения болезней органов репродуктивной системы – профилактика, что известно еще со времен Гиппократа, общество игнорирует проблему формирования правильного полового поведения, являющуюся залогом сохранения будущей матерью способности к зачатию и вынашиванию беременности. Вопрос о внедрении в школьную программу уроков полового воспитания поднимался на государственном уровне неоднократно и всегда по малопонятным и неубедительным соображениям решался в отрицательную сторону, ссылаясь на неприемлемость, аморальность и безнравственность. А между тем, мы пожинаем плоды своего бездействия: рост числа бесплодных супружеских пар, онкозаболеваемости и смертности женщин репродуктивного возраста, стабильно высокий процент невынашивания беременности, преждевременных родов и всех вытекающих неблагоприятных последствий: личных, семейных и общества в целом. При этом значимое число трагедий – предотвратимы, располагай молодые люди, вступающие в половую жизнь, актуальной и грамотной информацией.
Так что же все-таки аморально: предоставить необходимую информацию или бросить во взрослую жизнь безоружными − половое воспитание или его отсутствие?
Половое воспитание – система медико-педагогических мер [1, 2].
Целью сексуального образования мы, врачи акушеры-гинекологи, видим сохранение репродуктивного потенциала молодежи. Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: научить подростков предохраняться от беременности, объяснить, как минимизировать вероятность инфицирования, рассказать об опасностях рискованного сексуального поведения и о необходимости своевременного обращения к врачу гинекологу для проведения раннего лечения в случае свершившегося заражения инфекцией, передающейся половым путем, предоставить информацию о необходимом ежегодном минимуме обследований в зависимости от возраста. Еще одним медицинским аспектом воспитания является пропаганда здорового образа жизни, в частности, проведение бесед о пагубном влиянии курения на репродуктивную функцию. Разумеется, половое воспитание – более широкое понятие, подразумевающее формирование гармонично развитой высоконравственной личности с правильными ценностными установками, ориентацией на семью, брак, верность, уважительное отношение к партнеру, воспитание детей, а также в принципе обучение взаимоотношениям мужчин и женщин в обществе и в трудовой деятельности [3]. Именно поэтому, по нашему мнению, разработкой программы должны заниматься совместно ипреподаватели и врачи [4].
Сегодня вопрос полового воспитания детей и подростков в стенах учебных заведений стоит особо остро, тема как никогда актуальна и назрела еще «вчера» [5].
Долгие годы Россия являлась мировым лидером по числу абортов, уступая лишь Китаю. Сегодня официальная статистика говорит о снижении числа беременных в возрасте до 17 лет: так, в 2016 г. в РФ было зарегистрировано 1630 девушек, в 2017 – 1078. Разумеется, подавляющее число из них прервали первую нежеланную беременность: в нашей стране каждый пятый аборт сделан девушками до 18 лет. С введением клинических рекомендаций, регламентирующих фармакологическое проведение абортов на ранних сроках беременности, данная процедура стала на порядок безопаснее (в сравнении с традиционным выскабливанием полости матки), однако это не означает отсутствие вреда, последствий и осложнений. Кроме того, наличие лицензии на осуществление подобного рода медицинской деятельности у частных структур ставит под сомнение точность статистических данных о реальном числе прерванных беременностей.
Невзирая на рекордное снижение в последние годы заболеваемости в РФ вирусными гепатитами В и С (в 2018 г. было зарегистрировано всего 61 900 случаев), наибольшая первичная заболеваемость регистрируется в возрастной категории от 15 до 29 лет.
А вот количество впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции в нашей стране в 2018 г. составило 869 000. По заявлению главного внештатного детского специалиста по ВИЧ-инфекции Е.Е. Воронина, в ближайшие 5 лет количество ВИЧ-инфицированных подростков может увеличиться вдвое.
Более того, ежегодно в мире среди подростков и молодежи регистрируется более 376 000 000 случаев инфицирования хламидийной инфекцией, трихомониазом, гонореей и сифилисом.
Печальные перспективы несет за собой инфицирование папилломавирусной инфекцией: рак шейки матки молодеет, а заболеваемость возросла с 17,5 на 100 000 женского населения в 2007 г. до 22,3 – в 2017 [6, 7]. При этом о возможности вакцинации против вируса папилломы человека не знают ни девочки, ни родители, ни, порою, преподаватели [8].
Согласно данным ряда исследований, современные подростки малообразованны в вопросах репродуктивного здоровья, ведут себя в сексуальных отношениях крайне рискованно [9, 10]. Более того, опрос родителей также продемонстрировал неадекватный подход взрослых: в 40,2% случаев родители не разговаривают с детьми на интимную тему, избегая ее, причем из них 14,3% матерей вообще считают эту тему запретной, возлагая надежду на учителей.
О тотальной занятости родителей на работе каждый соавтор данной статьи, являющийся практикующим врачом акушером-гинекологом, знает не понаслышке. И подобная ситуация – в каждой семье, где родители работающие. Тем, кому повезло, детьми занимаются бабушки и дедушки, которые, как Вы понимаете, формировались в совсем иные времена и категорически не приемлют, в большинстве своем, разговоров «об этом», да и не всегда имеют вес в глазах внуков. В иных же ситуациях подростки просто остаются предоставленными сами себе, и источником информации о том, «как все должно быть» являются сверстники, современное кино, реклама, блоги далеко не всегда знающих авторитетов.
При этом, по данным, приведенным в одном из интервью заведующим кафедрой практической психологии и представителя Экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ, учителя и преподаватели в 80% случаев считают, что половое воспитание – удел семьи [11].
Что же до медицинских работников, то проведенный в 2017 г. опрос 674 участковых педиатров показал, что только половина врачей считают необходимым проводить на своих приемах беседы о половом поведении с подростками. Согласно данным анонимного анкетирования, 26,3% участковых педиатров считают половое воспитание прерогативой родителей, учителей и врачей акушеров-гинекологов. Так каждый надеется на другого, а у семи нянек дитя, если верить народной пословице, без глаза. Поэтому рационально определить роли родителей, врачей и педагогов в правильном формировании у подростков представлений о семейных ценностях и безопасном взаимодействии полов [12].
Основными источниками информации, согласно которой и ведут себя в личной жизни молодые люди, являются интернет и сверстники, и уже потом – члены семьи. Опрос девушек-подростков показал, что 77% респондентов хотели бы получать информацию в личной беседе с врачом, тогда как только 23% − из школьных уроков, где тема обсуждается коллективно [13].
Сформировался парадокс: в эпоху переизбытка информации невероятно сложно найти качественную, соответствующую реальному положению дел. Медицина уже многие годы опирается на достоверные доказательства, подкрепленные исследованиями, проведенными на больших выборках, предварительно спланированных. Врачи акушеры-гинекологи с радостью делятся своими знаниями в области профилактики абортов и инфекций, передающихся половым путем, но на приемы выделяется не так много времени, а пациенты, как правило, приходят с проблемами, которые требуют первостепенного решения. Вот почему так важно выделить отдельные часы и дать возможность врачам доносить информацию в массы или специально подготовить преподавателей, что, безусловно, требует сил, времени, финансовых затрат. И еще важно провести линию ответственности среди врачей: логично первыми говорить о половом воспитании педиатрам и детским гинекологам.
О необходимости научного подхода к вопросам сексуальных отношений общество задумалось в конце 20 в., ранее основой формирования полового воспитания традиционно являлась религия. В СССР, при том, что среднегодовое число абортов в 1970−1980-х годах составляло порядка 4,5 млн, до 1986 г. даже в учебниках анатомии не было главы, посвященной описанию репродуктивной функции.
Все попытки ввести в программу старших классов и начальных курсов институтов предмета «половое воспитание» не завершились успехом, причем на самых начальных этапах.
Вопрос о целесообразности полового просвещения был поставлен еще в 1994 г. в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе "Дети России"», где основной акцент ставился на сексуальном воспитании не только со стороны семьи, но и со стороны учебных заведений, пропаганде семейных ценностей и необходимости планирования семьи. Более 60% населения одобрило введение полового образования, и даже было выделено финансирование в размере 2,5 миллиардов, однако программа была заморожена. Тема неоднократно поднималась, но в 2010 г. Федеральный закон №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» окончательно определил перевес в сторону противников школьной реформы.
Тем временем, на момент 2013 г. на 1000 девушек от 15 до 19 лет приходилось 30 беременностей, а согласно данным анонимного анкетирования, до 19 лет в половые отношения вступили более 60% девушек, 70% респонденток указали на острую необходимость в получении достоверных сведений в вопросах защиты от нежеланной беременности.
В 2014 г. в РФ была утверждена Конвенция, вновь поднявшая вопрос о введении в программу уроков полового воспитания, призванная, по заключению Организации Объединенных Наций, бороться с абортами и ВИЧ-инфекцией, однако эта идея не была поддержана Министерством образования, ссылаясь на то, что религия и этика прекрасно справляются с проблемой, и на исконно русские традиции, устои, где вся ответственность по данному вопросу возложена на родителей.
Что же до других стран, в Швеции программа полового воспитания была введена еще в 1930 г. в связи с низкой осведомленностью населения о способах контрацепции вначале для малообеспеченных многодетных семей, а впоследствии – для всех слоев населения: с 1956 г. в школах ведутся обязательные уроки.
С 1998 г. представители Организации Объединенных Наций занимаются просветительской работой в странах Азии и Африки, где особо высоки показатели заболеваемости венерическими болезнями.
Уроки полового воспитания в США существуют с 1960-х годов, однако, когда в 1980 г. была зарегистрирована более высокая, чем в 1960 распространенность ВИЧ-инфекции, был поднят вопрос о неэффективности учебной программы, которая как раз-таки и была призвана остановить эпидемию СПИДа. В дальнейшем здравый смысл победил, и после ряда модернизаций, к 2004 г. более 90% родителей, согласно социологическим исследованиям, считали половое воспитание неотъемлемой и основополагающей частью школьного образования. Количество абортов среди девушек в возрасте от 15 до 19 лет в США с 1986 г. снизилось к 2015 с 52 на 1000 до 22.
Давайте будем реалистами: или информация будет грамотно представлена подготовленными преподавателями и работниками здравоохранения, или она будет получена откуда придется и соответствующего качества.
Средний возраст полового дебюта в России приходится на возраст 15–16 лет, в Швеции, для сравнения − 17,5. Число абортов в странах, где еще в начальной школе преподается половое воспитание (Швеция, Германия, Франция) в четыре раза ниже, чем в Российской Федерации.
Вопрос введения предмета «половое воспитание» в школьную программу деликатный, дискутабельный, вызывающий споры. Невзирая на объективные причины, диктующие необходимость пересмотра школьной программы: раннее начало половой жизни, промискуитет, высокое число прерванных первых беременностей, широкая распространенность инфекций, передающихся половым путем, низкая рождаемость и стабильно высокое число неблагоприятно завершившихся беременностей, находятся ярые противники уже неоднократно предложенной реформы. Доводы мало убедительны: информация подобного рода вредна, так как провоцирует излишний интерес к сексу и развращает подростков. На наш взгляд, грамотно составленная программа с правильно расставленными акцентами, преподнесенная подготовленным специалистом, никак не может вызвать «нездоровый» интерес, а вот защитить от первой прерванной беременности, инфекций, передающихся половым путем и всех вытекающих последствий – вполне.
Только совместными усилиями педагогов, работников здравоохранения и представителей власти мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону, сохранив нашим детям здоровье и сформировав зрелые, высоконравственные личности. По нашему мнению, именно запреты обсуждения данной темы вызывают излишний интерес, а учитывая низкое качество информации, которую сегодня получают наши дети, ведут только к печальным последствиям. В наших же руках преподнести достоверную информацию с правильно расставленными акцентами.
1. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. − Москва: Педагогика, 2010. − 292 с.
2. Санюкевич Л.И. Половое воспитание детей и подростков. − Москва: Народное образование, 2009. − 348 с.
3. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: книга для учителя. − Москва: Наука, 2015. − 251 с.
4. Новой школе - здоровые дети / Хоперская О.В., Краснова Н.И., Духанина Е.С. // Сохранение репродуктивного потенциала молодежи. Материалы VI Всероссийской научно - практической конференции. - 2020. - C. 190-192.
5. Драгун Д.А. Половое воспитание детей среднего подросткового возраста в образовательной организации Выпускная квалификационная работа Екатеринбург 2016. - 77 с.
6. Доброкачественные и предраковые заболевания шейки матки с позиции профилактики рака. Клинические рекомендации (протоколы диагностики и ведения больных). − Москва 2017.
7. Злокачественные новообразования в России в 2017 году (заболеваемость и смертность) / под ред. А. Д. Каприна, В. В. Старинского, Г. В. Петровой. -- М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2018. - 250 с.
8. Вакцинопрофилактика заболеваний, вызванных вирусом папилломы человека: федеральные клинические рекомендации / Министерство здравоохранения Российской Федерации, Союз педиатров России. − Москва: ПедиатрЪ, 2016. 40 с.
9. Коломейцев М.Г. Проблемы полового воспитания и охраны репродуктивного здоровья подростков // Рос. педиатр. журн. − 2007. − № 4. − С. 34-36.
10. Радзинский В.Е., Хамошина М.Б., Лебедева М.Г., Архипова М.П. Девушки-подростки РФ: современные тенденции формирования репродуктивного потенциала (обзор литературы) // Сибир. мед. журн. − 2010. − Т. 25. − № 4-2. − С. 9-14.
11. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. − Москва: ИСР 1997. − Т. 2. − С. 131-137.
12. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социол. исслед. − 2004. − № 7. − С. 21-26.
13. Баласанян В.Г., Миронова А.В. Врачу о половом воспитании девочек и девушек-подростков. Репродукт. здоровье детей и подростков. − 2017. − № 4-5. − С. 78-84.