ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ФОРМИРУЕМОГО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе выдвинуты гипотезы о том, что качество образования в стране снижается, существующая система управления образованием не эффективна, способствует снижению качества образования. Для оценки гипотез рассмотрена доходность человеческого капитала, формируемого в систем образования по данным Росстата о величине оплаты труда работников с различными уровнями образования. Установлено, что в 2009-2013 годах повышение уровня образования обеспечивало повышение уровня оплаты труда – получение премии за годы обучения, но в этот период премия за годы обучения неуклонно снижалась. В 2015-2019 году премия за получения всех видов образования, кроме высшего, была полностью утрачена. Премия за получение высшего образования существенно снизилась. Эти явления свидетельствуют о падении качества образования. Они обусловлены низким уровнем финансирования образования и архаичной командно-контрольной системой управления образованием, основанной административно-контрольном стиле управления, инструментами которой являются приказы, обязательные к исполнению стандартов и контроль.

Ключевые слова:
человеческий капитал, качество образования, административно-контрольный стиль управления, приказы, стандарты, контроль
Список литературы

1. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы. Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/how-wealthy-is-russia (дата обращения: 12.12.2020)

2. Bailey D., Schotta C. Private and social rates of return to education of academicians // American Economic Review. 1972. Vol. 62. No. 1/2. pp. 19-31.

3. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3 rd. Edition. University Of Chicago Press, 1994. 244 pp.

4. Schultz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960, 68 (6), 571-583.

5. Schultz T. W. Investment in human capital // American Economic Review. 1961. Vol.51. No.1. pp. 1-17.

6. Gillis D. Public education as a high-yield investment: the theory of human capital in the discourse of European politics // Pedagogical Journal. 2011. 2 (2), 224-245.

7. Gillis D. Human Capital Theory in Education. In: Peters M. (ed.) Encyclopedia of Pedagogical Philosophy and Theory. Springer, Singapore. 2015. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_254-1

8. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Постиндустриальные уклады в экономике Рос-сии. М.: ИНФРА-М, 2017. 159 c.

9. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cam-bridge University Press, 1990.

10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Развитие в России экономики неравенства // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 198-202.

11. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.Н., Лукьянова А.Л. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный? М.: Высшая школа экономики, 2010. 64 c.

12. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // Гуманитарный пор-тал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure (дата обращения: 12.12.2020)

13. Tennent K.D. The Age of Strategy: From Drucker and Design to Planning and Por-ter. In: Bowden B., Muldoon J., Gould A., McMurray A. (eds) The Palgrave Hand-book of Management History. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-62348-1_36-1

14. Peters T. Re-Imagine! Business Excellence in a Disruptive Age. Published March, 2006. 352 p.

15. Seddon J. Freedom from Command & Control. Rethinking Management for Lean Service. New York: Productivity Press, 2005. 232 p.

16. Севостьянов Д.А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 57-65.

Войти или Создать
* Забыли пароль?