с 01.01.2011 по настоящее время
В данной статье анализируются механизмы и модели речевого воздействия в поликодовом и полимодальном тексте. За пример взят спортивный репортаж регионального телевидения, так как он является поликодовым и полимодальным образованием. В публикации представлены механизмы и модели речевого воздействия, предложенные разными исследователями. Исходя из проведенного анализа различных точек зрения, можно предположить, что в телевизионном спортивном репортаже речевое воздействие осуществляется посредством информирования, предложенного А.А. Леонтьевым, на двух уровнях. Этот процесс осуществляется либо введением в поле значений реципиента новых знаний о действительности, на основе которых он изменит свое поведение или свое отношение к этой действительности, либо изменением поля значений реципиента без введения новых элементов.
механизм, модель, речевое воздействие, поликодовый и полимодальный текст, телевизионный спортивный репортаж
1. Жданова Е. В. Взаимосвязь речевого воздействия и психолингвистического типажа коммуникантов [Электронный ресурс]. URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/VII/uch_2008_VII_00016. pdf. (дата обращения: 20.08.2020).
2. Котов А. А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 2003. 24 с.
3. Леонтьев А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., Изд-во «Наука», 1974. С. 28-52.
4. Леонтьев А. А. Психология общения. М., Смысл, 1999. 365 с.
5. Леонтьев А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ // Язык средств массовой информации. М., Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 146-169.
6. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972. 576 с.
7. Никитина Э.Г. Статистический метод обработки результатов экспериментального исследования на аудиторию (на примере спортивного репортажа регионального телевидения) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. М., 2019. Том 8, номер 4. С. 27-31.
8. Петренко В. Ф. ТВ и психология // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., Искусство, 1986. С. 46-66.
9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., Изд-во МГУ, 1988. 207 с.
10. Петренко В. Ф. Структура сознания в речевом воздействии // Оптимизация речевого воздействия. М., Наука, 1990. С. 18-31.
11. Почепцов Г. Г. Психологические войны. М., Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 529 с.