КОММУНИКАЦИИ В СПОРТЕ И «ОКОЛОСПОРТА»: ВЕХИ НА ПУТИ К МЕДИАТИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен процесс развития одного из направлений современной коммуникативистики — анализ сложной системы внутриспортивных взаимодействий, а также «околоспортивного» пространства, образованного системой коммуникативных каналов связи спорта со смежными сегментами социальной жизни. Особое место здесь принадлежит медиа, не только отражающим спортивную жизнь, но и формирующим ее общественное восприятие, интерес, оценку. Дан анализ этапов и моделей взаимодействия спорта со СМИ, начиная с дореволюционных печатных изданий и кончая коммуникациями в сети Интернет; показана роль медиа в формировании имиджа спорта, его позиционирования в социальном и культурном пространстве. Рассмотрен процесс медиатизации спорта, сопровождаемый усложнением его взаимодействия с другими коммуникативными дискурсами.

Ключевые слова:
коммуникации, средства массовой информации, медиа, медиатизация, спорт, образы спорта
Список литературы

1. Блейн Н., Бойл Р. Спорт как жизнь: СМИ, спорт и культура // Медиа: Введение: уч-к для студентов вузов / под ред. А. Бриггза, П. Кобли; пер. с англ. Ю. В. Никуличева. Изд-е 2-е. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 464-475.

2. Бородкин А.Ю. Лингвокультурные особенности футбольного медиадискурса // Информационное пространство современного спорта: социокультурные и лингвистические аспекты: мат-лы универ. научно-практ. конференции / под общ. ред. И.Ю. Люлевич. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 19-23.

3. Быховская И.М. Спорт как объект социокультурного анализа: конструируемое и сконструированное // Пути России. Война и мир. Т.ХХII. М.- СПб: Нестор-История, 2017. С. 255-264.

4. Быховская И.М., Люлевич И.Ю. Аксиология телесности и здоровья: вертикали и горизонтали сравнительно-культурного анализа [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2018, № 4. С. 208-223 DOI:https://doi.org/10.24411/2079-1100-2018-00076 (дата обращ. 20.06.2020).

5. Гутцайт Р.Л. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании "НТВ-ПЛЮС"): дисс… канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2012. 200 с.

6. Дзигуа Д.В. Медиастратегия спортивного вуза в условиях рыночной конкуренции [Электронный ресурс] // Мат-лы итог. научно-практ. конференции проф.-препод. состава РГУФКСМиТ. М: РГУФКСМиТ, 2016. С. 51-55. URL: http://lib.sportedu.ru/Books/PDF/258048.pdf (дата обращ. 26.08.20)

7. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: пробуждение Соляриса: монография. М.: АПК и ППРО, 2012. 422 с.

8. Дюперрон Г.А. Библиография спорта и физического развития: систематическая роспись всех книг, брошюр, журналов, вышедших в России по 1913 год включительно. Пг.: 1915. [4], VII, 263 с.

9. Засурский Я.Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой // Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект пресс, 2002. С. 195-231.

10. Зверева В.В. Телевизионный спорт // Логос. Философско-литературный журнал. 2006. №3. С. 63-75.

11. Люлевич И.Ю. Спортивный медиатекст как репрезентация современной культурной ситуации [Электронный ресурс] // Информационное пространство современного спорта: социокультурные и лингвистические аспекты: мат-лы унив. науч.-практ. конф., 1 марта 2017г. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С.112-121. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28953832 (дата обращ. 13.08.2020)

12. Люлевич И.Ю., Климов Д.А. Trevel-блог в социокультурном контексте: новые коммуникативные практики в новых медиа [Электронный ресурс] // Бюллетень института естествознания и спортивных технологий: сб. научных статей. Т. 2. М.: МГПУ, 2020. С. 133-144. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43098961_54454476.pdf (дата обращ. 13.08.2020)

13. Москва, 10-го сентября // Охотник / Под ред. М. И. Нейбюргера. 1887. № 6. С. 77.

14. Орлов С.И. Русская дореволюционная спортивная журналистика: краткий очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. 93 c.

15. Русский спорт. 1912. № 30 от 22 июля; № 31 от 29 июля; № 32 от 5 августа.

16. Угрюмов И. Как Россия смотрит спорт на ТВ. Исследование Mediascope // Sport Connect. 2018. 30 март. URL: http://sport-connect.ru/opinion/mediascope (дата обращ. 22.08.2020)

17. Фролов А. Тонкости смотрения спортивных трансляций // Research&Trends: события методики, индикаторы, тенденции. 2019. 23 авг. URL: https://www.r-trends.ru/investigations/investigations_1243.html (дата обращ. 22.08.2020).

18. Ш-р Влад. Спорт, его значение и назначение // Охотник. / Под ред. М. И. Нейбюргера. 1887. № 7. С. 93.

19. Юдина Е.Ю. Презентация спортивных практик на страницах отечественных журналов о спорте начала ХХ века // Вестник спортивной истории. 2017. №1 (7). С. 64-69.

20. Billings A. Communication and Sport: Surveying the Field / A. Billings, M. Butterworth, P. Turman. 2nd ed. L.: SAGE Publ., 2015, 389 p.

21. Brookey R.A., Oates T.P. Playing to Win: Sports, Video Games, and the Culture of Play. Bloomington, Indiana: Indiana University Press. 2015. 251p.

22. Caldwell D., Walsh J., et al. (eds.). The discourse of sport: Analyses from social linguistics. L.:Routledge, 2017. 240 p. DOI: https://doi.org/10.1017/S0047404518000544

23. Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press, 2017. 290 p. DOI: https://doi.org/10.1515/srsr-2018-0077

24. Cunningham N. R., & Eastin M. S. Second Screen and Sports: A Structural Investigation Into Team Identification and Efficacy // Communication & Sport. 2017. Vol. 5(3). P. 288-310. DOI:https://doi.org/10.1177/2167479515610152 URL: https://doi.org/10.1177/2167479515610152

25. Farrington N., Hall L., et al. Sport, racism, and social media. L.: Routledge, 2014. 158 p. DOI:https://doi.org/10.4324/9780203794807.

26. Frandsen K. Sport and Mediatization. NY: Routledge, 2019. 148 p. DOI:https://doi.org/10.1515/9783110272215.525 URL: https://doi.org/10.1515/9783110272215.525

27. Giardina, M. D., & Donnelly, M. K. (eds.). Physical culture, ethnography, and the body: Theory, method, and praxis. L.: Routledge, 2018, 248 pp.

28. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review, 2008, Vol. 29, No. 2, pp. 105-134. DOI:https://doi.org/10.1515/nor-2017-0181 URL: https://doi.org/10.1515/nor-2017-0181

29. Hutchins B., Rowe D. (eds.) Digital Media Sport: Technology, Power and Culture in the Network Society. NY: Taylor&Francis, 2013, 274 p. DOI:https://doi.org/10.1177/1329878X1415200131 URL: https://doi.org/10.1177/1329878X1415200131

30. Krotz F. Mediatization: A concept with which to grasp media and societal change // Lundby K. (ed.). Mediatization. Concept, changes, consequences. NY : Peter Lang, 2009, pp. 21-40.

31. Mauro M. Media discourse, sport and the nation: narratives and counter-narratives in the digital age // Media, Culture & Society. 2020, Vol.: 42, is.6, pp. 932-951 URL: doi.org/10.1177/0163443720902910

32. Thompson J.B. The Media and Modernity: A Social Theory of the Media. Stanford Univ. Press, 1995, 314 p.

33. Wenner L. MediaSport. L.: Routledge, 1998, 352 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?