ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СУБЪЕКТЕ РФ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведено изучение нормативно-правовой базы, институциональной среды и опыта реализации механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Курской области. Показано положение, занимаемое Курской областью среди субъектов РФ по уровню развития ГЧП. На основании данных официального реестра соглашений, заключенных (планируемых к заключению) на принципах государственно-частного партнерства в Курской области проанализирована существующая практика реализации проектов ГЧП. Отмечено, что сфера ГЧП в Курской области развита довольно слабо, несмотря на формальную разработанность нормативно-правовой базы и наличие определенной институциональной среды. Практика ГЧП ограничена только одной формой — концессионным соглашением (КС), осуществляется только на муниципальном уровне, общий объем инвестиций незначителен. Установлено, что типичный объект КС в области — это объект водоснабжения села или деревни с числом жителей до 50 человек, а речь всегда идет лишь о модернизации, реконструкции и эксплуатации существующих объектов, но не о создании новых. Проведено сравнение практики реализации проектов ГЧП Курской области с лучшим по рейтингу субъектом РФ — Самарской областью, на основании сравнения сделаны выводы об основных проблемах и недостатках, препятствующих развитию ГЧП в Курской области.

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, Курская область, нормативно-правовая база, институциональная среда, объем инвестиций
Текст

ВВЕДЕНИЕ

Для нормальной работы экономики и обеспечения жизни любой страны ключевую роль играют объекты общественного назначения (общественная инфраструктура).

Сегодня, в рамках социально-политической организации обществ на базе модели «социального государства», нормой является признание за государством обязанности обеспечивать работу таких объектов [18]. Здесь перед государством возникают две альтернативы: либо действовать единолично, либо с привлечением предприятий частного сектора [2, с. 22]. Во втором случае возникает долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, целью которого является развитие общественной инфраструктуры, а сутью — привлечение частной стороны к решению задач по проектированию, финансированию, строительству или реконструкции инфраструктурного объекта, а также к его дальнейшей эксплуатации или осуществлению оказания услуг на созданном объекте, мероприятиям по техническому обслуживанию объекта. Описанное взаимодействие представляет собой, в современной терминологии, public-private partnership (англ. аббр. PPP, 3P или P3) — государственно-частное партнерство (ГЧП) [17, с. 8; 21].

К настоящему моменту разработано множество форм ГЧП, различающихся по количеству стадий реализации проектов и характеру осуществления прав собственности [20].

Широкий международный опыт использования механизмов ГЧП позволил высветить как их плюсы, так и минусы, создать значительную научную базу, опираясь на которую, возможно избежать многих ошибок начальных этапов развития ГЧП [19; 22].

Список литературы

1. Государственно-частное партнерство // Инвестиционный портал Курской области. URL : https://kurskoblinvest.ru/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo/ (дата обращения: 21.01.2021).

2. Йескомб, Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Э.Р. Йескомб. - М. : Альпина Паблишер, 2019. - 457 с. - ISBN 978-5-9614-1700-5

3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 21.01.2021).

4. О концессионных соглашениях : федер. закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 21.01.2021).

5. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» на территории Курской области : постановление Администрации Курской области от 11.07.2019 № 633-па // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=95570 (дата обращения: 21.01.2021).

6. О создании Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами : постановление Губернатора Курской области от 25.11.2011 № 492-пг // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1586&mat_id=62670 (дата обращения: 21.01.2021).

7. Об организации в Минэкономразвития России работы по расчету показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития РФ от 25.11.2019 № 762 // Росинфра. URL : https://rosinfra.ru/expert/rating/2019/Приказ Минэкономразвития России от 25 ноября 2019 г. № 762 (переходная методика).pdf (дата обращения: 21.01.2021).

8. Об организации деятельности органов исполнительной власти Курской области на этапе разработки предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства и рассмотрения предложений о реализации проектов государственно-частного партнерства муниципально-частного партнерства : постановление Администрации Курской области от 29.06.2016 № 465-па // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=57592 (дата обращения: 21.01.2021).

9. Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области : постановление Администрации Курской области от 11.02.2016 № 62-па // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=52896 (дата обращения: 21.01.2021).

10. Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за исполнением соглашений о государственно-частном партнерстве, мониторинга реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и ведения реестра заключенных соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве : постановление Администрации Курской области от 28.06.2016 № 467-па // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1586&mat_id=57856 (дата обращения: 21.01.2021).

11. Об утверждении Порядка принятия решения о реализации проекта государственно-частного партнерства : постановление Администрации Курской области от 29.06.2016 № 466-па // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=57596 (дата обращения: 21.01.2021).

12. Об утверждении регламента Администрации Курской области : постановление Губернатора Курской области от 22.02.2012 № 86-пг // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1586&mat_id=62675 (дата обращения: 21.01.2021).

13. Об утверждении состава Совета по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами : распоряжение Губернатора Курской области от 24.06.2014 № 414-рг // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1586&mat_id=62673&query=414-%F0%E3 (дата обращения: 21.01.2021).

14. Развитие ГЧП в Самарской области. 2019-2020 // Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области. URL : https://economy.samregion.ru/upload/iblock/de5/Sayt-01.07.2020.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

15. Реестр соглашений, заключенных (планируемых к заключению) на принципах государственно-частного партнерства в Курской области // Администрация Курской области. URL : https://adm.rkursk.ru/index.php?id=1588&mat_id=76058 (дата обращения: 21.01.2021).

16. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год // Минэкономразвития РФ. - февраль 2020 г. - 11 с. URL : https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

17. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики // Минэкономразвития РФ. - М., 2018. - 169 с. URL : https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

18. Bao, F. Review of Public-Private Partnership Literature from a Project Lifecycle Perspective / F. Bao, A.P.C. Chan, Ch. Chen, A. Darko // Journal of Infrastructure Systems. - 2018. - Vol. 24. - Issue 3. - 04018008. - DOI:https://doi.org/10.1061/(ASCE)IS.1943-555X.0000424

19. Benitez-Avila, C. The 3P Challenge: A Serious Game for Reflecting on Partnership in Public-Private Concessions / C. Benitez-Avila, A. Hartmann, G. Dewulf // Public Works Management & Policy. - First Published December 28, 2020. - DOI:https://doi.org/10.1177/1087724X20981585

20. Cui, C. Review of studies on the public-private partnerships (PPP) for infrastructure projects / C. Cui, Y. Liu, A. Hope, J. Wang // International Journal of Project Management. - 2018. - Vol. 36. - Issue 5. - P. 773-794. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2018.03.004

21. Guevara, J. The Forest and the Trees: A Systems Map of Governance Interdependencies in the Shaping Phase of Road Public-Private Partnerships / J. Guevara, M. Garvin, N. Ghaffarzadegan // Journal of Management in Engineering. - 2020. - No 36(1) : 04019031. - DOI:https://doi.org/10.1061/(ASCE)ME.1943-5479.0000726

22. Sarmento, J.M. Renegotiating public-private partnerships / J.M. Sarmento, L. Renneboog // Journal of Multinational Financial Management. - Available online 18 November 2020, 100661. - In Press. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.mulfin.2020.100661.


Войти или Создать
* Забыли пароль?