с 01.01.2019 по 01.01.2021
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается концепция профессионализма менеджмента в рамках нового типа экономики – «креативной экономики». В соответствии с подходом, основанным на навыках, учитывающим общую модель профессионализма, применимую к большинству профессий, был определен ряд творческих управленческих способностей. Именно креативность превращается в профессионально важную черту современного менеджера, которую можно развить с помощью профессиональных учебных программ и соответствующих учебных курсов, таких как теория решения изобретательских задач и теория принятия управленческих решений. Они укрепляют понимание того, что внутренние факторы и факторы, связанные с окружающей средой, необходимы для развития творческих способностей. Теория креативного класса напрямую связывает развитие этого нового социального слоя с экономическим успехом регионов. При современном цивилизационном развитии малые регионы могут обладать большей экономической мощью, так как уже нет необходимости в больших материальных и человеческих ресурсах; еще одно изменение в экономике связано с переходом от конкуренции фирм за рынки к конкуренции городов за творческих специалистов.
креативность, профессиональное мастерство, менеджер, образование, креативная экономика
Тема, связанная с влиянием профессиональной подготовки качества человеческих ресурсов и наличия квалифицированных специалистов на региональную экономику, достаточно хорошо изучена в экономической теории. Однако во второй половине первого десятилетия XXI в. проблема человеческого потенциала вновь предстала перед экономистами в новом ракурсе. В первую очередь, это связано с идентификацией нового социального класса, именуемого креативным классом. Теория креативного класса напрямую связывает развитие этого социального слоя с экономическим успехом регионов. Согласно этой теории, ядро креативного класса составляют люди, занятые в научно-технических областях, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и развлечениях, чья экономическая функция заключается в генерировании новых идей, новых технологий и нового творческого контента. Творчество рассматривается не как социокультурная функция, а как экономическая. Наряду с ядром, креативный класс включает в себя обширную группу творческих профессионалов, занятых в бизнесе, финансах и других смежных областях. Эти люди занимаются решением сложных задач, требующих самостоятельности мышления, а также высокого уровня образования. Для тех, кто представляет креативный класс, все аспекты и все проявления творчества − технологические, культурные и экономические − существенны, взаимосвязаны и неразделимы.
Современная российская экономика, наряду с наращиванием сырьевого и промышленного производства, также переживает реиндустриализацию. Объективная оценка как российских, так и мировых тенденций развития современной цивилизации указывает на значимость культурного потенциала на этапе перехода от индустриального общества к информационному. Интенсивность преодоления обществом ряда социальных, религиозных и этнических конфликтов связана с ростом уровня социальной культуры и образования. Процесс производства также находится в состоянии непрерывного изменения. В наши дни интеллектуальная составляющая его продолжает набирать обороты с более творческой умственной энергией, используемой для производства. Если раньше мы создавали больше физических и материальных вещей, то сегодня мы создаем больше программных продуктов; бестелесных вещей, которые все еще являются продуктом, продаваемым на тех же рынках, доля которых растет.
Быстрое изменение целей и содержания деятельности становится тенденцией в бизнесе в различных отраслях. Период между появлением новых технологий и новыми производственными целями, с одной стороны, и стремительными темпами изменения внешней среды с соответствующими новыми требованиями бизнеса − с другой, сместил акценты в концепции профессионализма менеджмента. Для того чтобы сделать выводы о содержании управленческого профессионализма, важно учитывать тенденции, которые приводят к изменению содержания деятельности современных менеджеров. У многих компаний, особенно тех, которые занимаются быстрорастущим бизнесом и производством высокотехнологичных товаров и услуг, изменились взгляды на сущность профессионализма менеджеров. Наиболее профессиональными менеджерами сегодня считаются не те люди, которые твердо понимают стоящие перед ними задачи, а те, кто в дополнение к этому быстро приспосабливается к новым вызовам и постоянно меняющимся условиям в деятельности, которую проводит компания. Скорость и качество овладения новыми знаниями и навыками, которые позволяют им изменять свое поведение и быстро адаптироваться к новым задачам и бизнес-среде, становятся ключевыми навыками для менеджера [1].
Ключевой чертой творческой личности обычно является творческое, нестандартное и оригинальное мышление. Понятие креативности также подразумевает такие качества, как гибкость, обучаемость, способность находить выход из сложных кризисных ситуаций [2].
Если менеджер, столкнувшийся с практической проблемой, успешно справляется с ней по принятой в компании схеме, это является правильным управленческим решением. Несомненно, такого менеджера можно рассматривать как профессионала, так как его управленческое поведение строится на ряде логических шагов, которые используются на практике. В случае, если менеджер придумывает неожиданный план действий, который приводит к быстрому решению проблемы с минимальными затратами, этот менеджер квалифицируется как креативный профессионал. Высокий профессионализм в управлении характеризуется тем, что руководитель обладает творческим подходом к решению практических задач.
До недавнего времени креативность рассматривалась как личностная черта людей, в основном занимающихся творческими профессиями. Однако для решения нестандартных задач в любой области, особенно в области управления, требуется творческий подход. Все сводится к быстрому темпу и универсальности современной жизни, которые требуют умения гибко и разнообразно реагировать на изменения. В наши дни ни одна компания не может позволить себе расслабиться из-за чрезвычайно жесткой конкуренции. Именно поэтому компаниям сегодня так нужны те люди, которые умеют нестандартно мыслить, придумывать новые идеи и подходы к управлению.
Изначально творчество менеджеров было связано с областью их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм более креативны, чем менеджеры крупных государственных предприятий, и что рекламодатели более креативны, чем финансисты. Но исследования, проведенные западными специалистами, доказали, что между творчеством и занятием человека нет никакой связи. Творчество − это внутреннее качество человека, основанное на его личностных характеристиках. Финансисты также часто внедряют инновации, которые приводят к оптимизации деятельности сотрудников.
Креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или услуга очень быстро отстают от времени. Поэтому они не борются с переменами, а предвосхищают их, принимая нестандартные решения и выводя компанию на лидирующие позиции.
Таким образом, креативность является наиболее значимой чертой профессионализма менеджера. Под профессионализмом обычно понимают особое качество человека, позволяющее систематически, эффективно и надежно выполнять комплексную (профессиональную) деятельность в различных условиях.
Профессионализм обычно ассоциируется с качеством работы менеджера и иногда используется в качестве оценочного понятия.
В настоящее время при разработке модели профессионализма наиболее часто используется подход, основанный на навыках. В соответствии с этим подходом профессионализм − это умение в определенной области. В качестве основного инструмента анализа профессиональной деятельности используется навык, понимаемый как практическая способность специалиста решать конкретные задачи на основе систематизированного опыта и извлеченных при его применении уроков.
Из этого возникают три типа навыков: предметные (предметно-отраслевые), управленческие и инновационные. Предметные навыки обеспечивают ориентацию, а также способность грамотно обращаться с конкретными производственными технологиями и текущей деятельностью.
Управленческие навыки обеспечивают практические умения управлять производством, отдельными бизнес-процессами и бизнесом в целом. Они относительно универсальны, так как необходимы для всех отраслей и сфер производства.
Инновационные навыки обеспечивают способность совершенствовать производственные и управленческие технологии и системы. Эти навыки обладают той же универсальностью, что и управленческие, поскольку они используются в различных видах деятельности. Эти три типа навыков по существу составляют общую модель профессионализма, применимую к большинству профессий, но хороший менеджер требует всех трех навыков [3].
В современных условиях управленческая деятельность требует от руководителя следующих навыков:
1. Способность управлять.
2. Умение контролировать себя (самоуправление).
3. Умение эффективно ставить цели.
4. Коммуникативная компетентность.
5. Руководство.
6. Стремление к постоянному личностному росту.
7. Овладение навыками эффективного управления.
8. Умение обучать, развивать и мотивировать сотрудников.
9. Личный и корпоративный тайм-менеджмент.
10. Способность расслабляться [4].
11. Умение искать стандартные и нестандартные решения. Этот навык не обязательно должен быть врожденным. Круг знаний руководителя должен охватывать методы поиска новых и необычных решений, такие как Теория изобретательского решения проблем (СОВЕТЫ) и Теория Творческого развития личности. Установлено, что способность к поиску новых решений идет рука об руку со способностью к обучению и переобучению. Эта способность была признана американскими специалистами самым важным навыком любого современного человека [5].
Таким образом, креативность превращается в профессионально важное качество современного менеджера. Творческие способности будущего менеджера могут быть развиты, в том числе с помощью профессиональных учебных программ, соответствующих учебных курсов, таких, как, например, Теория решения изобретательских задач и Теория принятия управленческих решений. Эти курсы направлены на формирование у будущих менеджеров понимания того, что внутренние факторы и факторы, связанные с окружающей средой, необходимы для развития творческих способностей. К внутренним факторам относятся: стратегические способности, хорошо развитая интуиция, способность видеть знакомые вещи с другой точки зрения, способность оценивать потенциал непризнанных идей, идти на риск и противостоять неприятию других. Кроме того, очень важно иметь значимую цель и план ее достижения, а также готовность упорно трудиться для достижения этой цели [6].
Появление нового типа экономики – «Креативной экономики» (Business Week, 2000), выявление креативной индустрии [7] и, наконец, выделение особого креативного класса служат иллюстрацией развития определенных социально-экономических тенденций. В то же время практическая значимость выделения креативного класса сегодня признается и для российской экономики. Работа по созданию творческого сообщества в городах и регионах способствует наращиванию человеческого потенциала, созданию территориальной культурной и туристической привлекательности, развитию инфраструктуры и служит притяжением успешных компаний и предпринимателей в регионы с целью привлечения инвестиций. В этом случае задача, стоящая перед бизнесменами и политиками, заключается в умелом использовании творческих ресурсов, реализации специальных программ для региональной интеллигенции, которые позволили бы представить ее как особый и эффективный класс, влияющий на региональную экономику [8], [9]. В этих условиях профессиональная деятельность менеджера носит проблемный характер. Изменение управленческой культуры, ужесточение требований к профессиональным навыкам руководителя и его личностным качествам − все это требует постоянного личностного и профессионального развития, творческой самореализации руководителя.
Теория креативного класса напрямую связывает развитие этого специфического социального слоя с экономическим успехом регионов, следовательно, креативность может рассматриваться как экономическая функция. Кроме того, он предоставляет решения нетрадиционных задач, особенно в области управления. Таким образом, креативность является наиболее значимой характеристикой профессионализма менеджера, которая включает в себя навыки, изложенные в рамках общей модели профессионализма. В современных условиях образовательные программы для менеджеров должны быть ориентированы на формирование подлинного профессионализма, который, с одной стороны, характеризуется высоким уровнем компетентности, необходимой для решения достаточно стандартных и вариативных задач, и способностью овладевать новыми навыками, необходимыми для творческого решения проблем, с другой стороны, поскольку вызовы будут постоянно расти в связи с происходящими изменениями бизнес-среды, появлением новых технологий, а также в связи с глобальными экономическими и социальными процессами.
1. Баранников А.Л. Развитие интеллектуального капитала и инновационных компетенций / А.Л. Баранников, С.П. Иванова, О.В. Барбашина, О.В. Грибкова, Д.К. Балаханова // В сборнике: Актуальные вопросы обеспечения образовательной и научной деятельности в университете сборник статей. − Москва, 2016. − С. 5-8.
2. Джей Хокинса Креативная Экономика. - The Penguin Press.2001. 288 с.
3. Иванова С.П. Концепции управления человеческими ресурсами организации / А.И. Мясоедов, С.П. Иванова // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Международной научно-практической конференции. Материалы Круглого стола. − 2020. − С. 372-377.
4. Иванова С.П. Методологические основы формирования кадровой политики на примере Украины / А.И. Мясоедов, С.П. Иванова // Экономика. Социология. Право. − 2020. − № 1 (17). − С. 34-41.
5. Иванова С.П. Проблемы деинституциализации традиционных атрибутов и гендерных стереотипов / А.И. Мясоедов, С.П. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. − 2020. − № 66-2. - С. 313-316.
6. Мясоедов А.И. Интеллектуальный капитал в свете креативности и конкурентоспособности: обзор нематериальных активов организаций на примере Украины / А.И. Мясоедов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. − 2020. − Т. 9. − № 2. − С. 57-68.
7. Мясоедов А.И. Новые компетенции сотрудников и новые роли кадровых служб в формировании человеческого потенциала в условиях внедрения инноваций / А.И. Мясоедов // Журнал социологических исследований. − 2020. − Т. 5. − № 2. − С. 2-10.
8. Мясоедов А.И. Перспективы и внедрения контроллинга как инструмента управления предприятием / А.И. Мясоедов // Грани познания. − 2020. − № 2 (67). − С. 39-45.
9. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров / Е. Ю. Пряжникова. − Москва: Издательство Юрайт, 2019. − 452 с.
10. Радостева М.В. К вопросу о производительности труда / М.В. Радостева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. − 2018. − Т. 45. − №2. − С. 268−272.
11. Хусаинова А., Журавлева Е., Кудравцева М., Марданшина Р. Педагогические Условия Формирования Идентичности Студентов Высших Учебных Заведений С Помощью Иностранного Языка //3-Я Международная Междисциплинарная Научная Конференция по Социальным Наукам и Искусствам SGEM 2016, SGEM2016 Материалы Конференции, 24-31 Августа 2016 г., Книга 1 Т. 3. - С. 743−750.