аспирант с 01.01.2020 по настоящее время
Вологодская область, Россия
Неоднородность экономического пространства и усиление социально-экономической дифференциации служит одной из причин замедления развития региона. Способом снижения негативных явлений, вызванных социально-экономической дифференциацией, является создание связей внутри региона и между регионами. Данные связи должны функционировать в рамках единого экономического пространства. Поэтому в статье было уточнено понятие экономического пространства, которое представляет собой территорию с имеющимися экономическими объектами и субъектами, расположенными в зависимости от конъюнктуры и местоположения ресурсов, осуществляющую экономические взаимодействия посредством связей как внутри, так и вне региона. Были выявлены его свойства (глубинность, открытость, фрактальность, периферийность, связность, разобщенность, расстояния) и определено одно из наиболее значимых, влияющих на социально-экономическое развитие региона свойств – связность пространства. Приведен критический анализ мнений ученых по вопросу определения связности. Из анализа литературных источников выявлено, что связность –интенсивность экономических связей, создающих условия для осуществления эффективного (своевременного и экономически выгодного) перемещения людей, грузов, информации посредством развитой транспортной инфраструктуры. Она показывает тесноту взаимодействия внутренних и внешних связей региона, а также уровень их развития. Выявлены основные типы связности: глобальная, межрегиональная, внутрирегиональная. Показаны факторы снижения связности, одними из которых являются: высокий уровень межрегиональной дифференциации и коммуникационный разрыв. Представлены способы увеличения связности, одними из которых является развитие периферийных зон и сокращение межрегиональной дифференциации путем создания инфраструктуры и промышленности на периферийных территориях, а также развитие транспортной инфраструктуры.
экономическое пространство, свойства экономического пространства, связность, виды связности, транспортная связность, транспортная инфраструктура
В настоящее время неоднородность экономического пространства и усиление социально-экономической дифференциации является одной из важных причин замедления экономического развития регионов. Многие регионы России обладают существенным производственным потенциалом и большими запасами природных ресурсов, однако имеющиеся их возможности не реализуются полностью. Одной из причин этого служит малая развитость связей внутри и между регионами. Создание таких связей приведет к формированию единого экономического пространства территории, что позволит регионам увеличить объемы воспроизводства и экспорта продукции. Развитие внутри- и межрегиональных связей обеспечивает сближение региональных экономик и сокращение социально-экономических диспропорций их развития [8]. Цель работы – уточнение теоретических аспектов обеспечения связности экономического пространства.
Из научных литературных источников можно сделать вывод, что в настоящий момент не существует единого определения экономического пространства. Большинство [1, 9] авторов придерживаются теории академика А.Г. Гранберга. С этой точки зрения экономическое пространство представляет собой единую территорию, с имеющимся множеством объектов и связей (населенные пункты, промышленные предприятия, транспортные и инженерные сети и т.д.) [6].
Эта трактовка, на наш взгляд, является достаточно полной, так как указывает на то, что экономическое пространство, прежде всего, физическая территория, на которой имеются объекты взаимодействия и связи между ними. Однако в данном определении нет четкого указания принципа размещения этих субъектов и объектов, т.е. они являются фактором экономического пространства, но не учитывают механизм и принципы их распространения и взаимодействия.
По мнению американского экономиста П. Кругмана [22], экономическое пространство представляет собой абстрактную экономическую территорию меняющегося распределения ресурсов на основе конъюнктуры и их местоположения. Данное определение имеет сходство с определением А.Г. Гранберга в том, что в данном случае экономическое пространство также является территорией, но отличается тем, что в первом случае подразумевается конкретная территория, ограниченная административными границами, являющаяся реальной физической территорией, а в данном случае это территория является абстрактной, т.е. ее границы неизвестны. Также в данном определении говорится, что взаимодействующие объекты и субъекты определяются расположением ресурсов, что объясняет направления развития территории.
Более современные источники показывают понимание экономического пространства с позиции экономических отношений. Так, по мнению таких ученых, как Г.Ю. Гагарина [19], П.А. Минакир и А.Н. Деменьяненко [21], экономическое пространство представляет собой взаимодействия хозяйствующих субъектов по созданию результатов экономической деятельности, расположенными в пределах определенного географического пространства. Данная трактовка показывает, что причиной возникновения экономического пространства являются экономические взаимодействия субъектов на реальной, физической территории.
Исходя из проведенного анализа, следует, что экономическое пространство это территория, содержащая экономические объекты и субъекты, расположенные в зависимости от состояния и местоположения ресурсов. При этом данные субъекты осуществляют взаимодействия посредством связей как внутри территории, так и за ее пределами с внешними регионами.
Важным аспектом изучения экономического пространства является понимание его свойств. Мнения ученых [2, 6, 11, 14−18] о свойствах экономического пространства разнятся, но, тем не менее можно выделить некоторые общие (табл. 1).
Таблица 1
Свойства экономического пространства*
Наименование свойства |
Описание |
Фрактальность |
Показывает, что экономическое пространство региона является частью более крупного экономического пространства |
Глубинность |
Определяет расположение ресурсов региона и возможностей воспроизводства |
Неоднородность |
Показывает разный уровень экономического развития, освоенности территории и ее возможностей реализации экономического потенциала |
Расстояние |
Показывает развитость транспортных путей, их протяженность для обеспечения доступа к узлам высокой экономической плотности |
Разобщенность |
Показывает различия в нормативно-правовых базах, традициях и обычаях |
Закрытость/ открытость |
Показывает направления экономического взаимодействия регионов |
Периферийность |
Отражает существование центральных и периферийных территорий по уровню экономического развития |
Связность |
Отображает эффективность взаимодействия между регионами. |
*Примечание: Составлено по источникам: [3, 13, 17, 20].
Выстраивание экономических связей создает условия для формирования единого экономического пространства. Одним из его ключевых свойств, обусловливающих единство пространства, является связность. Она позволяет оценить целостность экономического пространства, а также возможности взаимодействия регионов между собой.
Связность в настоящее время является малоизученным свойством, поэтому ученые его трактуют по-разному. Так, по мнению коллектива авторов под руководством И.В. Волчковой [7], под связностью понимается количественно и качественно измеримые базисные свойства социально-экономических отношений. В качестве таких характеристик авторы выделяют доступность осуществления социально-экономических взаимодействий, их интенсивность.
Аврамчикова Н.Т., Чувашова М.Н. под связностью понимают количественно измеряемую степень интенсивности различных взаимодействий между субъектами [3]. То есть связность выступает мерой эффективности экономического взаимодействия.
По мнению Гранберга А.Г., связность – сила взаимодействия экономических связей между субъектами пространства, условиями транспортировки товаров, услуг, людей и др., определяемые формированием транспортных и коммуникационных сетей [6]. На основе данной трактовки следует, что связность пространства обеспечивается связями между экономическими агентами. Также в данном определении указаны пути создания данных связей через транспортную инфраструктуру и коммуникационные связи.
По мнению Симаровой И.С. [10] и Погосяна М.А. [5] связность отражает интенсивность процесса обмена регионов товарами, услугами и ресурсами. С целью наиболее результативного обмена важно создавать достаточную плотность и пропускную способность путей сообщения, а также транспортной инфраструктуры.
Таким образом, под связностью следует понимать интенсивность экономических связей, которая создает условия для реализации эффективного перемещения людей, грузов, информации, посредством развитой транспортной и иной инфраструктуры. Также связность является количественно и качественно измеримым показателем. Уровень связности региона можно оценить по таким показателям, как миграционные потоки, отношение объемов ввоза и вывоза продукции и др.
Связность, как свойство экономического пространства, определяет распределение ресурсов и достижение экономического эффекта от их применения. Регулирование уровня связности, посредством укрепления связей, необходимо для снижения концентрации благ и экономической активности на отдельных территориях.
Для обеспечения своевременных и выгодных транспортировок грузов и пассажиров необходимо определить основные проблемы развития связности. Одними из факторов снижения связности экономического пространства являются:
- Приоритетное развитие центров региона. Для предотвращения сильного дисбаланса между центром и периферией необходимо проводить социально-экономические программы усиления экономической деятельности в периферийных территориях.
- Высокий уровень межрегиональной дифференциации, для этого важным направлением его снижения является создание условий для развития регионов.
- Коммуникационный разрыв в пространственном развитии страны. То есть необходимость создания развитой сети транспортной инфраструктуры, так как часть зон российской периферии имеет ограниченную транспортную доступность.
Развитие связности экономического пространства региона позволяет создавать единые и целостные народнохозяйственные комплексы. При разрыве связей внутри этих комплексов произойдет снижение результативности экономической деятельности. Одной из причин появления такого разрыва является нарастание концентрации населения и экономической активности в крупных агломерациях.
Малая развитость транспортной инфраструктуры обеспечивает низкий уровень связности, что создает проблемы для закрепления населения на приграничных, сельских и иных значимых территориях, а также ограничивает возможность развития туристической направленности регионов. Для решения данной проблемы необходимо создавать условия жизни не ниже, чем в крупных городах. Одной из таких возможностей создания определенных условий является развитие связности регионов, поскольку каждый регион обладает определенным воспроизводственным потенциалом. Создание связей внутри региона обеспечит его реализацию, следовательно, в регионе появятся новые рабочие места.
Способность производить, распространять и воспринимать новые товары и услуги, новые технологии, определяет экономический потенциал любого пространства. Различия в инновационном уровне развития, на глобальном и национальном уровнях, являются одним из основных факторов появления и расширения межгосударственных и межрегиональных диспропорций. Различия социально-экономических показателей оказывают влияние на международное экономическое сотрудничество, затрудняя создание равномерности развития регионов [4].
На фоне этих различий, а также социально-демографического фактора, уровня развития научно-технического кластера, а также неоднородности социально-экономического развития и географических масштабов, можно выделить несколько видов связности (рис. 1).
Под глобальной связностью понимают связность, обеспечивающую связи между государствами. Важными путями реализации данных связей являются межрегиональные транспортно-логистические коридоры «Север-Юг», «Запад-Восток».
Межрегиональная связность имеет 3 подтипа:
- Макрорегиональная: показывает связи между центрами и периферией, а также между центром и центром, периферией и периферией.
- Между примыкающими регионами с малой плотностью населения.
- Межагломерационная – связность между крупными агломерациями.
Внутрирегиональная связность состоит из 3 подтипов:
- Внутри агломерации с высокой плотностью населения, в которой сконцентрирована основная экономическая деятельность.
- Территории с малой плотностью населения и низким уровнем экономической активности.
- Малонаселенные территории с особым статусом [5].
Приоритетное развитие центров в экономическом развитии региона создает неоднородность в инфраструктурной обеспеченности центральной и периферийной зон, что служит условием для снижения уровня связности между соседними периферийными территориями. В основном, центры представляют собой наиболее развитые и мощные административные территории (крупные города, региональные центры и др.). Развитие экономического пространства в большинстве случаев происходит вокруг крупных, промышленно и технологически развитых городов. Периферийные территории отстают по экономическому развитию, а также по уровню образования, инфраструктуре и уровню научно-технического прогресса, так как на данных территориях менее развиты промышленные предприятия или они вовсе отсутствуют [8].
На развитие связности сильное влияние оказывает развитие транспортной инфраструктуры, так как эффективность процессов экономической деятельности объектов пространства зависит от постоянных перемещений ресурсов между объектами.
Связность является одним из основных аспектов, обеспечивающих целостность региона, так как она обусловливает как внутрирегиональное, так и межрегиональное взаимодействие. Создание таких взаимодействий создает постоянный региональный экономический цикл воспроизводства товаров, создает возможности развития регионов. В то же время она создает целостность экономического пространства, что обеспечивает согласованное сбалансированное развитие сил региона, рациональное распределение природно-ресурсного потенциала региона, создание постоянных внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей.
Примечание: Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».
1. Арбузов Р.М., Григорьева С.А. Оценка эффективности сделок слияния и поглощений на развитых рынках капитала Западной Европы // Экономический журнал ВШЭ. − 2015. − Т. 19. − №1. − С. 199−217.
2. Грингель Б.М. Использование конкурентного потенциала для усиления инновационного развития регионов // Инновации. − 2012. − №12. − С. 116−120.
3. Аврамчикова Н.Т., Чувашова М.Н. Проблемы повышения качества экономического пространства в ресурсно-ориентированных регионах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. − 2014. − №5. − С. 2−11.
4. Басарева В.Г. Регионы России: адаптация к мерам государственного регулирования // Регион: экономика и социология. − 2015. − №1. − С. 29−48.
5. Погосян М.А., Стрелец Д.Ю., Владимирова В.Г. Связанность территории российской федерации: от постановки комплексных задач к формированию комплексных научно-технических проектов. // Научная сессия общего собрания членов РАН. − 2019. - С. 489−495.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. - Москва, 2004. 495 с.
7. Агломерационные процессы России в контексте связанности социально-экономического пространства/ Волчкова И.В. [и др.]// Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 3. С.422-433.
8. Ускова Т.В., Лукин Е.В., Воронцова Т.В., Смирнова Т.Г. Проблемы экономического роста территории. − Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 170 с.
9. Руднева Л.Н., Мосякина Е.А. Оценка дифференциации социально-экономического развития субъектов уральского федерального округа // Перспективы науки. − 2013. − № 6 (45). − С. 90−94.
10. Полякова А.Г., Симонова И.С. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. − 2014. − №2. − С. 48-60.
11. Аврамчикова Н.Т. Теоретические аспекты оценки качества экономического пространства // Региональная экономика: теория и практика. − 2012. − №35 (266). − С. 2-13.
12. Даниленко Л.Н. Проблемы трансформации рентно-сырьевой модели российской экономики // Инновации. − 2013. − №2. − С. 18-27.
13. Чернецова Н.С. Природа и структура экономического пространства и экономические результаты // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. − 2006. − №6. − С. 64−68.
14. Самсонов В.Б., Шаповалов С.А. Экономическое пространство региона в свете теории циклов // Проблемы новой политической экономии. − 2004. − № 2. − С. 55.
15. Митрофанова И.В., Морозова И.А. Основные характеристики и атрибутивные свойства экономического пространства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. − 2008. − № 6 (27). − С. 47−56.
16. Хасиева Т.А., Дикинова А.А. Сущность, свойства и основные тенденции развития экономического пространства в трансформационной экономике // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сборник статей. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. − 2014. − С. 630-633.
17. Бияков О.А. Экономическое пространство: сущность, функции, свойства // Вестник КузГТУ. − 2004. − №2. − С. 101−108.
18. Орехова Е.А. Влияние характеристик и свойств экономического пространства на развитие территории // Региональная экономика: теория и практика. − 2008. − № 10(57). − С. 19-23.
19. Гагарина Г.Ю. Развитие методологии управления пространственной миграцией экономики регионов России: дисс. На соискание ученой степени д.э.н. по специальности 08.00.05 / Гагарина Г. Ю.; [Место защиты: Рос. эконом. ун-т им. Г. В. Плеханова]. - Москва, 2013. 328 с.
20. Кульков В.М. Экономическое пространство: теоретические аспекты и современные процесс// Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. − 2014. − №1. − С. 3−18.
21. Очерки по пространственной экономике / П.А. Минакир, А.Н. Дементьев; отв. ред. В.М. Полтерович. − Хабаровск: ИЭИДВОРАН, 2014. − 272 с.
22. Krugman P. Complex Landscapes in Economic Geography H American Economic Association. Papers and Proceeding. 1994. vol.84. pp. 413.