ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ «НАВЫКОВ БУДУЩЕГО»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор в статье рассматривает педагогическое сопровождение, как фактор формирования «навыков будущего», при этом использует в педагогической практике методы, которые используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования межпредметных компетенций, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В статье раскрываются некоторые особенности ряда практических мероприятий и занятий по социально-педагогической направленности, которые могут быть полезны педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования в работе с подростками.

Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, дополнительное образование, саморазвитие, навыки будущего, деловая игра, подростки
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современное общество предполагает, что знания и высокие технологии образуют самостоятельный сектор экономики, в центре которого − интеллект, творческий потенциал человека, как ведущий фактор экономического роста, национальной конкурентоспособности и инновационного развития. В данном контексте общество требует такого качества образования, которое позволяет формировать знания, умения, навыки, компетентности, связанные с идеей опережающего развития, другими словами – «навыки будущего». Приобретение «навыков будущего» мы рассмотрим через конструирование образовательного процесса в дополнительном образовании детей, обеспечивающего реализацию технологий самостоятельного моделирования коллективных творческих дел подростками.

Но прежде, чем осваивать подобные методики, необходимо, чтобы обучающиеся знали достаточно широкий спектр форм массовых мероприятий, понимали их отличия, выделяли характерные особенности. Поэтому представленные занятия разнятся по своей форме воплощения: лекция, коллективно-творческое дело и деловая инновационная (продуктивная) игра, направленная на разработку оригинального мероприятия. Представленная серия занятий показывает, как изучаемая на первом году обучения тема «Коллективно-творческая деятельность» расширяется, усложняется и приводится к самостоятельному конструированию КТД и практическому его воплощению [1, 5, 8].

Программа «Академия игропрактиков» социально-педагогической направленности для школьников подросткового и раннего юношеского возраста предусматривает, что обучающиеся не только познают разные методы и формы организации досуга детей, специфику их организации, но и знакомятся с технологиями самостоятельного моделирования и тщательной разработки, подготовки и воплощения коллективно-творческих дел.

В ходе серии занятий, на которых используются разнообразные интерактивные методики, обеспечивается формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной и социальной практике. Актуальность данной серии занятий «Школы организаторов досуга» заключается, прежде всего, в том, что они ориентируют подростков и молодежь на активную гражданскую позицию, обучают их конкретному инструментарию: как можно организовать массовые мероприятия, ориентированные на «пользу людям, на посильное улучшение окружающей действительности», самим продумать и организовать коллективно-творческое дело, получить удовлетворение от востребованности своего труда, творчества (рис.1).

Новизна материала состоит в том, что для реализации цели и поставленных задач используется ресурс такой формы работы, как деловая игра, которая позволяет активно задействовать всех участников, переводя их из роли объекта воздействия в роль субъекта творчества, направленного на общественно значимое действие. Игры и, в частности, деловые игры, наиболее часто используемый педагогический метод организации занятий для подростков. Возраст обучающихся в объединении – 11-17 лет, а именно в подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Грамотно направить энергию подростков на самоутверждение, самовыражение, общественно-полезную деятельность помогают именно игровые технологии, учебные деловые игры.

Как считает Никулина Л.П., деловая игра – это педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решений, особое отношение к окружающему миру, субъективная деятельность участников, социально заданный вид деятельности, особое содержание усвоения, социально-педагогическая «форма организации жизни» [4].

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования межпредметных компетенций, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

       Одним из успешно работающих средств развития креативного мышления является деловая (операционная) игра по разработке кардинально нового коллективно-творческого дела «Фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные». Данная игра-тренинг позволяет отойти от стереотипов, задействовать необыкновенную фантазию детей, научить их работать в команде и подготовить качественно новый «продукт».

       Кроме того, программа социально-педагогической направленности, в рамках которой представлена серия занятий, нацеливает подростков и молодежь на получение до профессиональных умений и навыков, ориентирует на выбор педагогической профессии в будущем. Педагогу, использующему в своей работе разнообразные формы воспитательной деятельности, с одной стороны, легче узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, с другой – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Куприянов Б.В. выделяет следующие методы, с помощью которых формируются «навыки будущего», а именно:

  1. Игровая деятельность детей и взрослых.
  2. Конструирование социально-ориентирующих игр.
  3. Современный проект и программа социально-ориентирующих игр.
  4. Инновационные игры («Биржа идей», «Созвездие талантов»).
  5. Полидеятельностные игры («Солнцеворот», «Марафон игр»).
  6. Игры-эпопеи («Хоббитские игры», «Диалог Культур»).
  7. Игры-путешествия («Волшебный лабиринт», «Возродить Дракона»).
  8. Ситуационно-ролевая игра («Замок Янтаря»).

 

Главной целью практических занятий является содействие самоорганизации деятельности детей и подростков посредством обучения их действенным методам и формам организации досуговой и социально значимой деятельности.

Одним из важных факторов усвоения «навыков будущего» является предприимчивость подростка, от нее зависит в какой мере он будет наделен теми или иными компетенциями и как они поспособствуют развитию ценностно-мотивационного, творческого и деятельностного компонентов (рис. 2).

Как считает Чарушина Е.И., предприимчивость людей проявляется не только в сфере бизнеса, но и в генерировании идей в науке, в изобретениях, художественном творчестве, политической деятельности. Человек вступает с другими людьми в различные отношения: производственные, политические, общественные и проявляет способности, возможности, предприимчивость. Можно говорить о предприимчивости как о социальном качестве личности, реализующемся в трудовой, познавательной, научной, художественной, коммерческой деятельности. В качестве характеристик ситуации, в которой проявляется предприимчивость, отмечается её нестандартность, оригинальность, непредсказуемость [6].

Предприимчивость подростка хорошо просматривается во время практических занятий, его способность стать инициативным, ответственным, решительным трансформируется в приобретение организаторских качеств, самостоятельности действий во время коллективных творческих дел.

Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине 60-х годов 20-го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, д-ом пед. наук Российской Академии образования. О методике И.П. Иванова современные педагоги говорят – «педагогика сотрудничества», «педагогика общей заботы», «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову». Тем не менее формируемые «навыки будущего» продолжают выявляться именно в коллективном творческом деле.

Таким образом, с помощью программы «Академия игропрактиков» социально-педагогической направленности для школьников подросткового и раннего юношеского возраста происходит качественное становление «навыков будущего». Обучающиеся не только познают разные методы и формы организации досуга, специфику их организации, но и знакомятся с технологиями самостоятельного моделирования и тщательной разработки, подготовки и воплощения коллективно-творческих дел, осваивают полидеятельностные игры, игры-эпопеи, деловые игры, а также учатся самостоятельно конструировать социально-ориентированные игры.

Список литературы

1. Вихорева О.А. Методические аспекты формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей [Текст]/ Вихорева О. А.// Педагогическое образование в России. − 2010. − №3. - С. 76−79.

2. Гапонова Н.А. Формирование коммуникативной успешности старшеклассника в процессе социальной адаптации [Текст]/ Гапонова Н.А.// - Дискуссия. − 2017. − №8 (82). - С. 99−103.

3. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. [Текст] /Куприянов, Б.В. − Москва: ВЛАДОС, 2004. − 214 с.

4. Никулина Л.П. Деловая игра как условие развития личности старшего школьника [Текст]/ Никулина Л. П.// -Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − 2009. − №113. - С. 214−219.

5. Старкова Г.В. Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников [Текст] /Старкова Г. В.// - Гаудеамус. − 2010. − №15. - С. 77-83.

6. Чарушина Е.И. Формирование предприимчивости школьников [Текст] /Чарушина Е. И.// Народное образование. − 2011. − №10. − С. 315-320.

7. Шемшурин А.А. Проблема субъектного подхода в нравственном воспитании школьников [Текст]/ Шемшурин А. А.// - Журнал педагогических исследований. − 2018. − №. 6. − С. 47−51.

8. Шибалов Е.Ю. Социальные игры в практике воспитательной работы [Текст]/ Шемшурин А. А.// - Педагогика. Психология. Социокинетика. − 2012. − №2. - С. 77−80.

Войти или Создать
* Забыли пароль?