ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена эффективность управления педагогическими кадрами. Освещаются вопросы развития системы дополнительного образования детей в современных условиях. Автором проанализированы основные элементы сопроводительной деятельности педагогами детей в учреждениях дополнительного образования и сформулированы предложения по построению эффективной системы управления персоналом в данной сфере. Автор считает необходимым исследовать учреждения дополнительного образования для детей в части педагогического управления его деятельностью.

Ключевые слова:
управление педагогическими кадрами, дополнительное образование, сопроводительная деятельность педагога
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Сфера дополнительного образования активно развивается, растет объём инвестиций, повышается уровень инновационной активности. Происходящие изменения в сфере дополнительного образования сегодня можно рассматривать как приоритет инновационного развития страны.

Создание и усовершенствование на основе сети внешкольных учреждений, кадрового и программно-методического потенциала, традиций и опыта дополнительного образования системы образования на современном этапе требует соответствующего теоретического обоснования. Существует настоятельная потребность в специальном научном исследовании самого учреждения дополнительного образования и эффективности педагогического управления его деятельностью, реализующего систему разноплановых, но взаимосвязанных элементов и функций.

В качестве исходной теоретической позиции в нашей деятельности мы приняли дефиницию управления как организационно-педагогического механизма функционирования учреждения образования и обеспечения оптимальных условий эффективности педагогического сопровождения процесса по развитию личности и саморазвитию (Андриади И.П., Бабиева Н.А. Каргина З.А., Карнаухова В.А., Семушева Т.Г., Кремень Ф.М., Кремень С.А., Макарова М.В., Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. и др.).

Предпринятый нами анализ эффективности управления педагогическими кадрами осуществлялся в нескольких направлениях: результаты организации педагогического процесса; организация труда руководящих и педагогических кадров; организация деятельности учреждений дополнительного образования и особенности педагогического процесса в них.

Как считает Бабиева Н.А., педагогическое управление рассматривается как многоуровневая система, учитывающая своеобразие целей и места учреждений дополнительного образования в социальной и государственной системах образования. Оно обеспечивается целенаправленным взаимодействием различных объектов и субъектов: педагогический и детский коллективы, руководители и педагогические кадры, окружающая среда [2].

Структура современного учреждения дополнительного образования является открытой системой и представляет собой разнонаправленную развитую совокупность постоянных компонентов, которые повышают эффективность управления. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством РФ на основании Устава и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

В августе 2018 г. вследствие присоединения МБОУ ДО «Радуга» г. Калуги была разработана новая структура управления Центром. Расширились площади Центра, увеличилось число сотрудников. В результате в каждом структурном подразделении появился заместитель директора и ведущий методист. Образовались новые службы и отделы учреждения.

В организационную структуру Центра входят:

  • отделы образовательной деятельности: отдел художественного творчества, отдел изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, отдел спортивно-технического творчества, отдел раннего интеллектуально-творческого развития;
  • необособленные структурные подразделения: МЭШДОМ (муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи), «Радуга», «Ресурсный центр по работе с одарёнными детьми школьного возраста»;
  • отдел профориентационной работы;
  • служба по культурно-массовой работе и мероприятий общественной деятельности;
  • служба оценки качества образования и развития педагогических инициатив;
  • служба технического и хозяйственного сопровождения;
  • кадровая служба.

В структуре Центра заложен механизм, который обеспечивает работу необособленных структурных подразделений и координирует реализацию их программ в едином образовательном пространстве (см. рис. 1).

При эффективном управлении приоритетной целью является проектирование социокультурного пространства, способствующего формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к темпам социально-экономических и технологических перемен. Для этого необходимо:

  1. Выстраивание системы общественно-государственного управления развитием Центра.
  2. Разработка и внедрение механизмов координации и регуляции системы сетевого взаимодействия учреждения.
  3. Разработка системы контроля качеством управления образованием с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
  4. Создание условий, обеспечивающих безопасность, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование их здорового образа жизни.
  5. Развитие перспективных направлений дополнительного образования (техническое творчество, научно-исследовательская деятельность, профессиональная ориентация), разработка программ и проектов нового поколения.
  6. Повышение социального статуса, стимулирование инновационной деятельности и непрерывного профессионального развития педагогических работников Центра.
  7. Модернизация инфраструктуры Центра, обеспечивающей эффективную реализацию деятельности учреждения.

В Центре для детей в возрасте от 4 до 18 лет на бесплатной и платной основе создано 1484 объединения, реализующих дополнительные образовательные программы всех направленностей, оказывается 16 981 дополнительных образовательных услуг, из них 15 235 на бесплатной основе.

В Центре обучается более 8500 учащихся. Их количество ежегодно увеличивается, что говорит о стабильном показателе спроса на дополнительные образовательные услуги и престиже Центра. Основной контингент − учащиеся младшего и среднего школьного возраста (79,5%), по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учащихся старшего школьного возраста (15,2%). Наибольшее количество детей отмечается в объединениях художественной направленности (52,7%), в объединениях социально-педагогической направленности (24,6%). Увеличилось количество учащихся в объединениях технической и естественно-научной направленностей (13,4%).

Реализуется  228 дополнительных общеразвивающих программ, 95 из которых – на базе общеобразовательных организаций города. Программное обеспечение Центра представлено в большей степени модифицированными программами художественной и социально-педагогической направленности.

  1. В этом учебном году разработаны и реализовывались программы технической направленности: «Шахматное королевство», «Конструирование из бумаги», «Фанкластик», «Через увлечение в космонавтику», «Инженерная графика и  САПР», «CAD-системы», «Основы графического дизайна», «Основы трёхмерного моделирования», «Инфоумник», «Техническое проектирование», «Школа общетехнических компетенций» (ШОК), ориентированная на работу на базе МОУ и др. Кроме того, технические модули внедрялись в программы других направленностей. Так, в программу «Школа живописи» введён раздел «Перспектива», в программу «Цветные королевства» раздел «Основы компьютерной графики» и т.д. В три программы МЭШДОМ также включены технические модули: в программу «Школьный телецентр» − модули «Программы видеомонтажа» и «Графический дизайн»; в программу «Основы современной журналистики» − модуль «Работа в графических редакторах»; в программу «Современная гитара» − разделы «Работа со звукоусилительной аппаратурой» и «Работа с программой MuseScore 3».
  2. В этом учебном году развивалось и естественно-научное направление. Среди новых программ исследовательской деятельности «Новый ракурс», программа «Технология проектирования» МЭШДОМ и др.
  3. В НСП МЭШДОМ появились актуальные образовательные программы социально-педагогической направленности: «Основы предпринимательства. Бизнес-планирование», «Финансовая грамотность», «Лидеры нового поколения».

Педагоги Центра активно используют современные образовательные технологии (интерактивные, здоровьесберегающие, инженерные, визуальные, компьютерно-мультипликационные, тренинговые и др.), методы («ТРИЗ», кейс-метод, игровой метод, проблемного обучения, проектный метод), формы («Дебаты», галерея, игра-путешествие, деловая, ролевая игра и др.).

В этом году актуальной стала дистанционная форма работы. С 17 марта 2020 г. до конца учебного года Центр успешно реализовывал дополнительные общеобразовательные программы с применением дистанционных технологий. Проводились видеозанятия в реальном времени (конференции Zoom, занятия на площадках Skype, Discord, WhatsApp), были выложены материалы занятий по различным направлениям деятельности в социальных сетях, дистанционно проводились мастер-классы, концерты, акции, квесты. Это позволило не только сохранить, но и увеличить охват обучающихся. В мае Центр отметил своё 45-летие. Это была многочасовая онлайн-трансляция поздравлений и концертных номеров в социальной сети Вконтакте. МЭШДОМ провёл дистанционный выпускной вечер. К дистанционной деятельности Центра присоединились более 70% обучающихся.

Одним из важных направлений деятельности Центра оставалась профориентационная работа. В рамках программы «ПРОФЕССИОНАЛьнаятраеКТОриЯ» около 500 учащихся прошли самодиагностику, познакомились с различными профессиями на ведущих предприятиях региона, участвовали в конкурсах и других профориентационных мероприятиях. Успешно реализовывалась программа «Авиценна» (теоретические знания и практические навыки по медицинскому профилю).

Разработаны и реализованы 2 новых профориентационных проекта МЭШДОМ:

  1. «Бизнес-школа» − изучение основ предпринимательства, финансовой грамотности, психологии общения, знакомство с профессиями будущего, встречи с предпринимателями, экскурсии.
  2. Школа «Лидер нового поколения» − обучение организации различных форм продуктивной, социально-значимой деятельности.

            Сейчас в Центре разрабатываются новые профориентационные программы, нормативно-правовая база и программа сетевого взаимодействия, которые позволят систематизировать и регламентировать данную работу и будут способствовать привлечению учащихся старшего школьного возраста.

Еще одно направление образовательной деятельности Центра – работа с одаренными детьми. В течение года Ресурсный центр по работе с одаренными детьми проводил профильные смены «Дарование», профильную «Гуманитарную школу», дополнительное профильное обучение, диагностику способностей и мотивации, конференции, научно-практические и творческие мероприятия. В Центре уже подготовлена нормативная база, создан локальный акт – положение об индивидуальном учебном плане. Сейчас мы готовим обучение педагогов разработке индивидуальных образовательных маршрутов, разрабатываем систему поощрений педагогам за данную работу.

В летний период Центр продолжает работу по реализации традиционного каникулярного образовательного проекта «Нескучные каникулы в «Созвездии» дистанционно и очно.

В 2019 г. были проведены 10 городских профильных и комплексных смен:

  • комплексная смена «Вектор в будущее»;
  • рождественская смена «Интеллект+»;
  • комплексная лагерная смена «Мы вместе!»;
  • «Время делать добро!» для актива школьных детских организаций; комплексная смена для одаренных детей «Дарование»;
  • профильная смена «Ориентир» для представителей ученического самоуправления;
  • профильная смена школьных активов «Лидеры нового поколения»;
  • комплексная лагерная смена «Поколение ЗОЖ»;
  • комплексная лагерная смена «Будущее с РДШ»;
  • комплексная лагерная смена «Четыре К».

Во время проведения профильных смен эффективно решаются задачи личностного роста и самоопределения подростков, воспитания активной гражданской и жизненной позиции, развития творческих способностей.

Социальное партнерство − одно из перспективных направлений развития Центра.

Центр тесно сотрудничает с общеобразовательными учреждениями, учреждениями ВПО и СПО, культуры и спорта, различными общественными организациями, бизнесом. Это позволяет Центру повысить качество образования и массовых мероприятий.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» Центр решает проблемы улучшения инфраструктуры и материально-технической базы учреждений. В этом году в Созвездии открываются 8 новых кабинетов по разным зданиям: «Компьютерный дизайн», «Предпринимательство», «Фото, видео, медиалаборатория», «Робототехника», «Цифровое моделирование одежды».

В минувшем учебном году педагоги Центра полностью освоили работу по сопровождению образовательного процесса в комплексной автоматизированной информационной системе Сетевой город, что говорит об успешности и эффективности управленческой деятельности.

Как считает ряд авторов, анализ кадровой работы учреждений дополнительного образования детей может показать, что четко сформулированной и зафиксированной отдельным документом кадровой политики нет ни в одном из них. Однако, это не говорит об отсутствии самой кадровой политики.

В учреждениях дополнительного образования детей элементы кадровой политики отражают следующие нормативно-правовые документы: Устав учреждения, Коллективный договор, Положение о стимулировании и поощрении, Положение об аттестации педагогических работников и др. [3, 7, 8].

В учреждениях дополнительного образования детей сотрудникам оказывается постоянная и системная поддержка в повышении квалификации без отрыва и с отрывом от образовательного процесса; предоставляются возможности использования времени каникул для прохождения курсового обучения; создаются условия, приветствуется самообразование.

В Центре целенаправленно и эффективно проводится методическая работа по развитию кадрового потенциала. В прошедшем учебном году в Центре работало 226 педагогов, из них 113 штатных, 113 совместителей. 80, % педагогов имеют высшее образование, 50,4 % − квалификационную категорию (высшую – 78 чел., первую – 36 чел.). 22,1% педагогов имеют стаж более 30 лет. Молодые педагоги (стаж до 5 лет) составляют 18,8% педагогического коллектива Центра. Педагоги регулярно повышают профессиональную квалификацию. В 2019−2020 учебном году в очной и дистанционной форме обучились 96 педагогов.

Положительная динамика по обобщению и распространению передового опыта педагогов Центра. За 3 последних года было подготовлено 76 публикаций педагогов, за отчетный период – 32 публикации.

Для методической поддержки педагогов в Центре организована служба оценки качества и развития педагогических инициатив, которая осуществляет исследование рынка дополнительных образовательных услуг, экспертизу и обновление дополнительных общеразвивающих программ, мониторинг образовательной деятельности, консультации педагогов, поддержку дистанционных форм обучения, разработку системы мотивации педагогической деятельности, сопровождение и реализацию программы развития Центра.

В новых условиях удалось разработать гибкую систему мотивационного управления, в основе которой лежит организация мотивационной среды, благоприятной для освоения новшеств в учреждении и улучшения работы всего коллектива.

Составляющие мотивационной среды:

  1. Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации.
  2. Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации.
  3. Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом, при охватывающем (базовом) характере мотивационной политики. Этот подход можно считать оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов.

Направления системы мотивации:

1. Разработка документации по обеспечению мотивации труда:

  • Должностные инструкции в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
  • Положение о порядке и условиях применения системы выплат компенсационного, стимулирующего характера, премирования и оказания материальной помощи работникам

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.

  • Положения о структурных подразделениях Центра.
  • Положение о рейтинговой оценке работы педагогов ДО.

2. Педагогическая поддержка становления мастерства педагогов как совокупность условий, способствующих осмыслению педагогами затруднений в профессиональной деятельности, активному включению их в профессиональное взаимодействие с учетом индивидуального опыта, творческой самореализации в педагогической деятельности, удовлетворенности педагогом собственными достижениями.

3.  Школа молодого педагога для сотрудников, начинающих свою деятельность в Центре.

4. Творческие мастерские, гостиные, корпоративная этика, традиции.

5. Временные творческие группы, создающиеся для решения конкретных задач и активизации деятельности педагогического коллектива по выбранному направлению.

6. Конкурс на лучшего педагога дополнительного образования.

7. Развитие корпоративной культуры с целью улучшения психологического климата в коллективе:

– сплочение педагогического коллектива путем налаживания межличностных и профессиональных отношений;

– работа психологической службы;

– работа органов самоуправления;

– моральное поощрение педагогов (похвалы, благодарности, грамоты, публикации и т.п.).

Таким образом, эффективность управления педагогическими кадрами во время сопровождения детей в дополнительном образовании  предусматривает сбор, системный учёт, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, режимные моменты, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Изменения в управленческой деятельности повлияли на достижение общих результатов образовательного учреждения. Анализ деятельности Центра показывает, что положительными тенденциями в развитии Центра являются:

  • непрерывность дополнительного образования детей;
  • увеличение количества учащихся старшего школьного возраста;
  • увеличение количества учащихся, осваивающих дополнительные образовательные программы технической и естественно-научной направленности;
  • высокая степень удовлетворённости образовательным процессом участников образовательного процесса;
  • поиск новых форм и технологий работы, в том числе развитие дистанционных форм обучения и введение новых инфраструктурных мест;
  •  высокий кадровый потенциал Центра, намечающиеся тенденции омоложения педагогического коллектива;
  • высокие достижения учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;
  • выстроенная воспитательная система, крепкие традиции Центра.
Список литературы

1. Андриади И.П. Профессиональные нормы и профессиональная ответственность педагога [Текст] / И.П. Андриади // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4. - С. 46-48.

2. Бабиева Н.А. Педагогическое управление в деятельности учреждения дополнительного образования для детей [Текст] /Бабиева Н. А. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. − 2009. − №116. - С. 110-115.

3. Каргина З.А. Практические рекомендации по эффективному управлению дополнительным образованием // Народное образование. − 2010. − №9. - С. 138 - 141.

4. Карнаухова В.А., Семушева Т.Г. Традиции и новации в управлении дополнительным образованием [Текст]/ Карнаухова В.А. // АНИ: педагогика и психология. − 2019. − №2 (27). − С. 112−115.

5. Кремень Ф.М., Кремень С.А. Учитель как ролевая модель в профессиональном самоопределении школьников [Текст] / Кремень Ф.М., Кремень С.А.// Журнал педагогических исследований. − 2017. − №. 6. − С. 13−21.

6. Макарова М. В. Перспективы онлайн-образования в России [Текст]/ М.В. Макарова//- Современное образование. − 2020. − №2. - С. 59−69.

7. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога [Текст] /А.И. Савостьянов//- Москва: Экон-Информ, 2009. - 506 с.

8. Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В., Чекулаева Ю.А. Аналитический отчет о проведении II Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций: от качества управления к качеству образования» [Текст] / Федорчук Ю.М.// Журнал педагогических исследований. - 2017. − №. 4. − С. 1−19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?