Россия
Цифровые технологии, создающие огромные возможности для повышения скорости и изменения форм информационного взаимодействия между различными субъектами общественных отношений (информатизации), порождают изменение их содержания. Поиск, получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение, распространение, предоставление, использование и защита информации, применение цифровых и иных информационно-телекоммуникационных технологий для этих же действий сформировали «суперинститут» информационных отношений, который требует адекватных мер защиты от неправомерного воздействия и нарушения конфиденциальности. Правовое регулирование информационных отношений должно обеспечивать их развитие с учетом потребностей различных субъектов, а уголовно-правовая охрана - состояние защищенности информационной безопасности и информационного суверенитета соответствующих субъектов, предупреждение нарушений правового статуса соответствующих субъектов и противодействие использованию «цифровых» объектов в криминальных целях. Интенсивная цифровая трансформация меняет подход к пониманию прежде всего информационной безопасности. Сегодня информационная безопасность, во-первых, является неотъемлемым элементом информационных отношений, во-вторых, сопряжена с обеспечением информационного суверенитета и, в-третьих, выступает дополнительным объектом всех преступлений против прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, совершаемых посредством цифрового воздействия. Такое понимание информационной безопасности позволило авторам предложить корректировки модельного уголовного законодательства для государств - участников СНГ и уголовных законов некоторых членов этого интеграционного объединения (на примере Российской Федерации и Республики Беларусь) в части пересмотра подходов к определению объекта уголовно-правовой охраны от собственно киберправонарушений. С использованием компаративного, аналитического и экстраполяционного методов освещаются особенности криминализации в Модельном уголовном кодексе для государств - участников СНГ и в национальных уголовных кодексах соответствующих стран двух групп уголовных правонарушений - собственно киберправонарушений и правонарушений информационного характера. Особое внимание уделено установлению ответственности за те деяния, входящие в обозначенные группы уголовных правонарушений, которые обладают необходимым уровнем новации и отвечают глобальным вызовам и угрозам со стороны оправдания деструктивной идеологии и нарушения общественного порядка.
уголовный кодекс, модельный закон, киберправонарушениe, правонарушение информационного характера, информационные отношения, информационная безопасность, информационный суверенитет, деструктивное информационно-телекоммуникационное воздействие, «цифровой» признак преступления.
No data
1. No data