Тула, Тульская область, Россия
Тула, Тульская область, Россия
В работе исследован внешний эффект распространения высшего образования, проявляющийся в форме влияния на уровень оплаты труда. Построены эконометрические модели с использованием данных статистики регионов России. Установлено проявление внешнего эффекта распространения высшего образования в виде повышения общего уровня оплаты труда и оплаты труда лиц, не имеющих высшего образования. В период 2000–2010 гг. распространение высшего образования среди занятого населения на 14,9% определяло уровень оплаты труда лиц, не имеющих высшего образования, в экономике России. Распространение высшего образования среди занятого населения в совокупности с фондовооруженностью труда на 80,5% определяло уровень оплаты труда лиц, не имеющих высшего образования, в экономике России.
высшее образование, занятое население, уровеньоплаты труда, эконометрические модели.
Проблемы внешних эффектов (экстерналий) образования, в том числе высшего образования, постоянно привлекают внимание экономистов [1–6]. Однако появление внешних эффектов высшего образования в современной России пока изучено недостаточно. Для исследования внешних эффектов высшего образования в России может быть использован эконометрический анализ в совокупности с данными статистики регионов [7]. В работе [8] был использован неофакторный подход, согласно которому в постиндустриальной экономике важным производственным фактором является человеческий капитал высококвалифицированных специалистов [9, 10], а также метод, основанный на построении производственных функций с использованием данных региональной статистики [7].
В работе [8] в качестве высококвалифицированных специалистов рассматривались лица, имеющие высшее профессиональное образование. В качестве трудовых доходов рассматривалась начисленная заработная плата занятого населения.
Производственные функции строились в следующем виде:
P = Akahb, (1)
где P — годовая средняя начисленная заработная плата в регионе; k — средняя фондовооруженность труда в регионе; h — показатель, оценивающий человеческий капитал занятых лиц, имеющих высшее профессиональное образование; A, a, b — параметры производственной функции.
1. Belfield Clive R. Economic Principles for Education: Theory and Evidence. Edward Elgar Pub, 2003.
2. American Higher Education in the Twenty-First Century: Social, Political, and Economic Challenges. Edited by Philip G. Altbach, Patricia J. Gumport and Robert O. Berdahl. Johns Hopkins University Press, 2011.
3. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.
4. Economics of Education. Edited by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.
5. Sheehan John. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.
6. Winter, Stefan and Pfitzner, Alexander, Externalities and Optimal Subsidization of Higher Education (June 18, 2013). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2281207 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2281207
7. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Исследование экономики регионов России: эконометрический подход // Экономика. 2014. Т. 2. №. 2(8). C. 13-17. DOI:https://doi.org/10.12737/3648
8. Басовский Л.Е., Гришина С.А., Басовская Е.Н. Эффективность человеческого капитала в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-1. С. 191-196.
9. Басовский Л.Е. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2010.