ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ КФХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В рассматриваемом исследовании автором выявлены проблемы и тенденции развития КФХ в Тульской области, проведена оценка эффективности функционирования с учетом их финансово-экономического положения, проведен анализ налоговой нагрузки в КФХ, намечены основные направления повышения их эффективности и устойчивого развития за счет оптимизации налогообложения и грамотной налоговой политики. Затронуты основные направления изменения в налогообложении и дана оценка влияния этих изменений на сельское хозяйство. Разработаны рекомендации по совершенствованию налогообложения в КФХ, способствующих росту их эффективности и устойчивого развития. Описаны основные положительные и отрицательные тенденции в изменении ПСН в КФХ. Из положительных моментов: это расширение видов деятельности для применения ПСН, их укрупнение, сокращение налоговой нагрузки, упрощение системы учета и отчётности, сокращение трудозатрат на учётные и отчётные системы, автоматизация и оптимизация учетных систем. Расширение прав местных властей в области регулирования налоговой нагрузки в КФХ через ПСН, что способствует легализации бизнеса и развитию сельских территорий. Также, отмечены и минусы введенных нововведение, это передача прав регионам в оценке стоимости патента без фиксации порога максимального значения, что может привести к его существенному удорожанию.

Ключевые слова:
налоговая политика, патентная система налогообложения, крестьянские (фермерские) хозяйства, эффективность, налоговая нагрузка, финансовый результат, Тульская область
Текст

Введение

Крестьянские (фермерские) хозяйства способствуют решению проблем продовольственного обеспечения страны, устойчивого развития сельских территорий, увеличения и удержания работоспособного населения на селе.  Поэтому очень актуальным будет рассмотреть налогообложение КФХ, пути снижения налоговой нагрузки, как фактора создания возможностей для повышения прибыльности и эффективности развития КФХ. Ведь как показывает практика, эффективная налоговая политика страны способна создать условия для экономической и финансовой устойчивости развития малого предпринимательства и эффективного функционирования КФХ.

Методология исследования

Исследование основано на комплексе общенаучных методов: Абстрактно-логический, аналитический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный. Источником научного исследования послужили официальные данные статистики, годовая бухгалтерская отчетность и официальные правовые системы.

Результаты исследования

В Тульской области зарегистрировано 436 КФХ (главы которых ИП), и при этом мы видим тенденцию их увеличения (на 53%) с 2014 г. (таблица 1), что свидетельствует об осознании предпринимателями важности легализации деятельности. Также это положительный результат предпринятых мерах со стороны государства в этом направлении. Это и контрольно-ревизионные мероприятия, льготное налогообложение вновь зарегистрированным налогоплательщикам, различные преференции, такие как льготное кредитование и субсидирование.

Вслед за увеличением количества КФХ, растет количество работников, занятых в КФХ на 28%, размер обрабатываемой земли на 22 %, правда в расчете на 1 КФХ земли стало меньше на 20%. Доходы хоть и растут, однако они практически равны расходам, что говорит о низкой доходности КФХ. Этому свидетельствует и высокая закредитовонность – 23 руб. на 100 руб. выручки, к тому же она расчет из года в год (рост 2,4 раза), а также наличие существенных обязательств на конец года – 28 руб. на 100 руб. выручки, рост по сравнению с 2017 г. – 69 %. Несмотря на это господдержка сокращается, так относительно 2014-2016 гг. в 2018 г. она выросла, однако по сравнению с 2017 г. сокращение 23%. В расчете на 1 КФХ и 1 га земли сокращение и того больше (20 и 25 % соответственно), на 100 руб. выручки приходится всего лишь 5 руб. господдержки. При этом налоговая нагрузка КФХ существенно растет – в 2,7 раза больше, чем в 2017 г. Таким образом государство субсидировало 5 руб., а вернуло в бюджет за счет налоговых платежей 4 руб.

Конечно при такой низкой доходности КФХ и наличия закредитованности и значительных обязательств господдержка данных субъектов недостаточна. Развитие КФХ имеет важную роль с точки зрения решения народнохозяйственной проблемы развития сельских территорий и удержанию работоспособного населения на селе. Поэтому считаем, что размер господдержки при таких условия развития очень низкий.

 

Таблица 1. Экономические показатели эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2014-2018 гг.

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2018 г. к 2014 г., %

КФХ (ИП)

285

329

376

450

436

153

Численность работников, чел.

806

1 002

997

872

1 033

128

Наличие земли, га

164 813

185 194

200 621

195 677

201 489

122

  • на 1 КФХ, га

578

563

534

435

462

80

Доходы – всего, тыс. руб.

3 034 157

4 040 443

4 367 855

4 170 193

5 879 042

2 раза

  • на 1 КФХ, тыс. руб.

10 646

12 281

11 617

9 267

13 484

127

  • на 1 га земли, тыс. руб.

18

22

22

21

29

158

по отношению к расходам

1,1

1,1

1,1

1,1

1,0

93

Расходы - всего, тыс. руб.

2 775 851

3 779 202

4 093 620

3 757 139

5 778 634

2,1 раза

  • на 1 КФХ, тыс. руб.

9 740

11 487

10 887

8 349

13 254

136

  • на 1 га земли, тыс. руб.

17

20

20

19

29

170

Получено кредитов и займов, тыс. руб.

550 518

440 823

493 591

732 223

1 337 425

2, 4 раза

Обязательств, тыс. руб.

1 599 719

1 367 774

1 303 894

964 964

1 626 043

102

Начислено налогов, тыс.руб.

160 659

99 349

175783

97 113

251 398

156

  • на 1 КФХ, тыс. руб.

564

302

468

216

577

102

  • на 1 га земли, руб.

975

536

876

496

1 248

128

в т.ч. задолженность на конец года, тыс.руб.

12 357

14 162

17 740

11 689

78 760

6,4 раза

Господдержка - всего, тыс руб.

283 636

269 138

278 256

375 452

290 732

103

  • на 1 КФХ, тыс. руб.

995

818

740

834

667

67

  • на 1 га земли, руб.

1 721

1 453

1 387

1 919

1 443

84

Соотношение:                   - полученных кредитов к доходам

18

11

11

18

23

125

- обязательств к доходам

53

34

30

23

28

52

- господдержки к доходам

9

7

6

9

5

53

- налоговых платежей к господдержке

57

37

63

26

86

153

- налоговых платежей к доходам

6

3

4

3

4

75

*По данным годовой бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства Тульской области

К тому же способствовать развитию КФХ может не только субсидирование, но и грамотная налоговая политика и налоговые преференции. Уменьшение налоговых платежей даст толчок в развитии в целом всей отрасли, и приведёт к сокращению бюрократической составляющей при распределении господдержки.

Как мы уже отметили налоговая нагрузка в КФХ расчёт и существенно выросла задолженность по налогам на конец года – в 6,4 раза. Это является тревожным фактором. Т.к. задолженность перед бюджетом влечет наложение дополнительных штрафов и пеней, что еще в большей степени увеличит задолженность КФХ.

В структуре налоговых платежей преобладает НДФЛ (ОСНО) – 42%, ЕСХН – 7 % и иные налоги и сборы – 49 % (таблица 2).

 

Таблица 2. Начисленные налоги, сборы и обязательные платежи за 2014-2018 гг. (в тыс.руб.)

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

2018 г. к 2014 г., в %

Всего начислено налогов, сборов и обязательных платежей

160 659

99 349

175 783

97 113

251 398

156

в % к выручке

5

2

4

2

4

81

  • на 1 КФХ

564

302

468

216

577

102

ЕСХН

6 663

9 356

10 431

15 084

18 215

2,7 раза

  • на 1 КФХ

23

28

28

34

42

179

УСН

2 896

5 594

2 862

3 578

3 989

138

  • на 1 КФХ

10

17

8

8

9

90

НДФЛ

20 399

20 266

21 183

14 789

106 031

5,2 раза

  • на 1 КФХ

72

62

56

33

243

3,4 раза

Иные сборы и обязательные платежи

х

х

х

63 661

123 163

х

*По данным годовой бухгалтерской отчетности Министерства сельского хозяйства Тульской области

Налог при УСН занимает всего 2 % от общей суммы налогов.  Существенно увеличились налоговые платежи по НДФЛ (в 5,2 раза) и ЕСХН (в 2,7 раза). Налог при УСН хоть и вырос на 38 %, налоговая нагрузка на 1 КФХ при УСН сократилась.

КФХ вправе применить различные системы налогообложения: ОСНО, УСН «доходы», УСН «доходы-расходы», ЕСХН, ПСН, НПД. Однако ранее в своих трудах мы уже провели сравнительный анализ всех имеющихся систем налогообложения в КФХ и пришли к выводу, что наиболее выгодной в настоящее время является патентная система налогообложения (ПСН), которая заменяет такие налоги, как: НДФЛ (в части доходов, полученных при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН); налог на имущество (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН);  НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате: при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ) [5,6].

Преимуществом ПСН – это отсрочка оплаты стоимости патента. Не позднее 90 календарных дней после начала действия патента необходимо уплатить 1/3 суммы налога, остальные 2/3 суммы налога оплачиваются в срок не позднее срока окончания действия патента. Патент можно приобрести от 1 до 12 месяцев, что в сельском хозяйстве, при сезонности производства, является большим преимуществом.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в 2020 году КФХ могут применять патентную систему налогообложения и размер патента в зависимости от средней численности наемных работников указан в таблице 3.

Для применения ПСН есть определенные ограничения: доходы не должны превышать 60 млн. руб. по всем видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, численность наемных работников не должна

 

Таблица 3. Стоимость патента на 12 мес. в 2020 г. (в руб.)

Виды деятельности

0 чел.

1-3 чел.

4-6 чел.

7-9 чел.

10-12 чел.

13-15 чел.

Производство молочной продукции

5 880

6 120

12 240

18 360

24 480

30 600

Оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота

3 060

6 120

9 180

12 240

15 300

18 360

Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий

6 120

12 240

18 360

24 480

30 600

36 720

Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады  овощных культур и семян трав

4 620

9 240

13 860

18 480

23 100

27 720

Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка)

3 060

3 120

9 180

12 240

15 300

18 360

Услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы)

6 600

13 200

19 800

26 400

33 000

39 600

Услуги по переработке сельхозпродукции, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля

3 060

6 120

9 180

12 240

15 300

18 360

 

*Рассчитано автором, согласна Законом Тульской области от 25.11.2016 № 88-ЗТО «Об установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения» (в редакции Законов Тульской области от 25.10.2018 № 78-ЗТО, от 28.11.2019 № 129-ЗТО) [2]

 

превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера.

 «Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» было предусмотрено создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации. В частности, мерами налоговой политики, касающимися ПСН, ставилась задача по расширению перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. Перечень планировалось расширить за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельности» [8]. В связи с чем, с 1 января 2021 г. ПСН претерпевает существеннее изменения. Так Федеральный закон от 06.02.2020 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внес следящие поправки:

  1. Регионам дали право установления размера единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
  2. Решено объединить в одном патенте виды предпринимательской деятельности в области животноводства, растениеводства и (или) услуги, предоставляемые в указанных областях.
  3. Уточнен перечень услуг в рамках ПСН: пп 49 оказание услуг по забою и транспортировке скота; пп 54 растениеводство, услуги в области растениеводства; пп 64 животноводство, услуги в области животноводства [1,3].

Таким образом, данные поправки привели к объединению с 2021 г. ранее действующих патентов, а также теперь нет ограничений по применению ПСН по видам деятельности в рамках растениеводства и животноводства. «Необходимость получения нескольких патентов на каждый вид деятельности является сдерживающим фактором применения ПСН. Это особенно ощутимо в аграрном секторе, где наряду с чисто сельскохозяйственными работами (производством продукции растениеводства и продукции животноводства) зачастую приходится заниматься второстепенной по отношению к сельскому хозяйству деятельностью (например, послеуборочной обработкой сельхозпродукции, ее хранением и подготовкой к сбыту на рынке). На этот факт обратила внимание Счетная палата в своем заключении на законопроект от 19.07.2018 № ЗСП-132/03-01.» [8].

Т.к. на практике невозможно ограничить деятельность лишь в рамках перечня видов детальности при ПСН, КФХ приходилось вести раздельный учет доходов и расходов и отчитываться за каждый вид деятельности отдельно. При этом доходы не патентных видов деятельности облагались в рамках ОСНО, либо ЕСХН, УСН (в зависимости от того на какой системе налогообложения базово находилось КФХ), при которых налоговая нагрузка существенно выше. На практике это приводило к путанице, к существенным трудозатратам, ошибкам и к дополнительным затратам на учетно-отчетную систему.

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, за десять последних лет, как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, существует довольно многочисленная группа личных подсобных хозяйств (ЛПХ), ведущих, по сути, предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя [3].

Несомненно, внесенные поправки по расширению видов предпринимательской деятельности повысит привлекательность ПСН, в том числе для малого бизнеса на сельских территориях, сделает ПСН более гибкой и доступной, а также будет способствовать мотивации малого бизнеса к увеличению объемов производства и вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность. Что на наш взгляд станет фактором для легализации бизнес и созданию условий для роста доходов жителей сельских территорий.

Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации - все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях [9].

В связи с отменой с 2021 года ЕНВД Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ были внесены еще ряд поправок в ПСН.

Главное изменение, которое уровняло налогоплательщиков на ПСН с УСН и является экономически верным решением, это возможность уменьшения стоимости патента на сумму уплаченных страховых взносов.

При этом размер патента на страховые взносы, уплаченные за работников (занятых в деятельности на ПСН) можно будет уменьшить только на 50 %, а страховые взносы, уплаченные за ИП без работников, будут уменьшать патент на все 100 %. И не только на взносы, но и на уплаченные за работников пособия по временной нетрудоспособности (в части, уплаченной за счет работодателя).

Если ИП будет иметь несколько патентов, то уменьшить можно все из них, без ограничений.

Рассмотрим на примере. В Тульской области уже принят закон от 29.10.2020 № 93-ЗТО «Об установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения» в котором установлены размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности на 2021, 2022 и 2023 годы [2]. Данные закон оставил размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода на уровне 2020 г. и при этом установил размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду деятельности «растениеводство, услуги в области растениеводства» и «животноводство, услуги в области животноводства» в размере – 77 тыс.руб. Таким образом, стоимость патента на эти виды деятельности с 2021 года будут на уровне (руб.)  [2]:

 

 

0 чел.

1-3 чел.

4-6 чел.

7-9 чел.

10-12 чел.

13-15 чел.

4 620

9 240

13 860

18 480

23 100

27 720

 

 

Таким образом, если ИП работает без работников, то сумма страховых взносов в 2021 г. за ИП составит ОПС 32 448 руб., ОМС 8426 руб. Итого 40874 руб. ИП приобрёл 3 патента (на растениеводство, на животноводство и на услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы) 1 – 4620 руб., 2 – 4620 руб., 3 патент – 6600 руб. Как мы видим уплаченные страховые взносы превысят стоимость этих 3х патентов и предпринимателю не придется за них платить. Если стоимость патентов, будет выше уплаченных страховых взносов, то первый и второй патент уменьшится на 100 %, третий на остаток страховых вносов. К сожалению, остаток уплаченных страховых вносов при их превышении не переходит на следующий год. Уменьшить на них можно лишь в текущем году. При этом, если будет образовываться переплата по патенту в связи с таким уменьшением, то переплату можно будет вернуть, либо зачесть ее при покупке следующего патента.

Данные поправки существенно расширили права региональных властей. Теперь региональные власти имеют право самостоятельно определять список видов деятельности, по которым будут применять ПСН. Рекомендательный список все же остался, к тому же он был дополнен и скорректирован.

Кроме этого указаны условия, при которых невозможно применение ПСН, в частности нам интересны: - деятельность, осуществляемая в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; - розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 квадратных метров; - оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки; - услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

Минусом этого законопроекта является отмена ограничения потенциально возможного к получению годового дохода, который ранее был 1 млн. рублей. Таким образом, скорее всего произойдет его рост и соответственно, повышение стоимости патентов. Однако, это уже будет решение региональных властей и их местной политики. Насколько важно для них будет поддержка малого бизнеса, поддержка КФХ и населения на селе.

Также стоит отметить, что были продлены налоговые каникулы по ПСН до конца 2023 года. Таким образом, на два года будет возможность ИП (КФХ) воспользоваться освобождением от налогов (по ПСН) при условии: что вы впервые зарегистрированы в качестве ИП; занимаетесь более чем на 70 % производственной, научной и социальной деятельностью; а также данные льготы приняты в вашем регионе (это на усмотрение региональных властей). Региональные власти также вправе ограничить количество сотрудников, предельный доход, и прописать виды детальности, на которые будут распространяться налоговые каникулы.

Заключение

Результаты проведённого исследования позволили выявить основные направления налоговой политики КФХ: прозрачность бизнеса, простота учета, автоматизация учетных и контрольных систем. Поддержка, которую оказывает государство через рациональное налогообложение должна поспособствовать развитию сельских территорий и аграрного бизнеса в целом. В исследовании мы рассмотрели основные нововведения, которые направлены на создание благоприятных экономических условий функционирования КФХ. Существенное снижение налоговой нагрузки и упрощение системы учета результативно повлияет на эффективность и устойчивое развитие КФХ. Положительный эффект на региональном уровне от принятых мер ожидается в виде увеличения доходной базы бюджета региона за счет легализации бизнеса.

Важным эффектом является снижение уровня диспаритета цен, что способствует эквивалентному межотраслевому обмену [10; 13] и адаптации хозяйствующих субъектов аграрной сферы к структурно технологическим сдвигам [11; 12].

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/;

2. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn71/;

3. Федеральный закон от 06.02.2020 N 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344772/ https://sozd.duma.gov.ru/bill/483530-7;

4. Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26-2 и 26-5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011230001;

5. Баер Т.А. Налогообложение как фактор повышения эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 11. - С. 55-60;

6. Баер Т.А. Оценка влияния налоговой политики на эффективность сельского хозяйства// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве - 2019. - № 1. - С. 79-88.

7. Баер Т.А. Коммерческий расчет как фактор эффективности предпринимательской деятельности сельскохозяйственных организаций: монография/Т.А. Баер - М: «Ким Л.А.», 2017 - 190 с.

8. Ларина А. Корректировка норм на патенты для фермеров и другие изменения в ПСН-2021//Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. - 2020. - № 3.

9. Данченко С.П. Новый формат ПСНО с 2021 года //Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения//. - 2020. - № 3.

10. Гоголев И.М. Принципы и алгоритм формирования регионального аграрного рынка в условиях импортозамещения / И.М. Гоголев, Г.Я. Остаев, М.М. Кислицкий, О.О. Злобина // Russian Journal of Management. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 111-115.

11. Головина Л.А. Цифровой вектор во взаимодействии субъектов аграрного производства / Л.А. Головина, М.М. Кислицкий // Аграрный вестник Урала. - 2020. - № 9 (200). - С. 74-82.

12. Трансформационные процессы и адаптация хозяйствующих субъектов аграрной сферы : монография / Под науч. ред. проф. О.А. Родионовой. - М.: ООО «Сам Полиграфист», 2020. - 148 с.

13. Теория, методология и практика реализации эквивалентных межотраслевых отношений в АПК : монография / Под ред. проф. О.А. Родионовой. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. - 220 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?