ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕЛЕВОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье профилированы элементы целевого механизма социального управления на уровне образовательной организации высшей школы в контексте компетентностного подхода. Актуализирована связь учебного процесса и формирования мотивации научной деятельности студентов. Проведены анализ и диагностика состояния корпоративной культуры вузов, обозначены проблемы ее формирования и развития, основные и вспомогательные социальные технологии управления.

Ключевые слова:
социальное управление, целевой механизм, образовательная организация, высшая школа, учебный процесс, мотивация научной деятельности, корпоративная культура, социальные технологии управления, образовательный маркетинг, социальное партнёрство.
Текст

Статья подготовлена на основании текста монографии «Социальное управление в системе высшего образования: теория и методология» — лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года, проведенного Фондом развития отечественного образования при поддержке Международного инновационного университета (Сочи) и Университета Российской академии образования (Москва).

Высокие темпы перемен, характеризующие современную общественно-экономическую и культурную жизнь России, находят свое отражение в системе и практике социального управления образовательными организациями высшей школы. Например, Л.С. Гребнев подчеркивает: «В последние годы мы видим, как на наших глазах кардинально меняется парадигма европейского высшего образования. От обучения в формате teaching мы переходим к формату learning. Теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности» [1, с. 42].

Изменение формата знаниевой парадигмы образования на компетентностную предопределило необходимость осмысления и пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик социального управления в их неразрывном единстве. В связи с этим остро встал вопрос об оценке эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей качественные аспекты результатов образовательного процесса с позиций компетентностного подхода. Анализ сущности и специфики компетентностного подхода, а также собственные наблюдения и научно-педагогический опыт автора позволили выделить следующие условия социального управления образовательной организацией (учреждением) высшей школы в контексте компетентностного подхода: организационно-педагогические — разработка и внедрение целевого механизма координации управления образовательной организацией путем прямого контроля, взаимного согласования, стандартизации условий, процесса, квалификации и результатов; психолого-педагогические — разработка и внедрение целевых механизмов мотивации преподавателей и корпоративной культуры; социально-экономические — разработка и внедрение целевых механизмов образовательного маркетинга и социального партнерства. Автор разделяет точку зрения С.В. Кирдянкиной, согласно которой «управление образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода есть целенаправленная, комплексная, скоординированная деятельность по формированию комплекса компетенций команды управленцев, обеспечивающая единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки выпускника на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность, а также развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих доступное и качественное образование» [2, с. 20].

Список литературы

1. Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1.

2. Кирдянкина С.В. Обновление механизмов управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2009. № 2.

3. Козлов М.Ю. Социальные технологии управления корпоративной культурой высшего учебного заведения: Автореф. дис. … канд. социол. наук. - Белгород, 2009.

4. Леньков Р.В. Учебный процесс и формирование мотивации научной деятельности студентов // Управление научной деятельностью студентов в вузе: Материалы науч.-практич. сем. М., 2011.

5. Леньков Р.В., Боровлёва Е.И. Корпоративная культура как фактор эффективности вуза. 2013. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/04evn513.pdf

6. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб., 2004.

7. Тощенко Ж.Т. Социология управления: учебник. - М., 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?