В статье рассмотрены и сформированы теоретические аспекты основных направлений анализа прибыли предприятия. Раскрыты составляющие данного анализа и обоснованы их применения с целью формирования системы основных направлений анализа прибыли предприятия с учётом индикаторов отраслевой направленности. Объект исследования анализа прибыли предприятия включает в себя направления анализа: формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия и охватывает информацию финансовой, инвестиционной и операционной деятельности и направления анализа распределения и использования прибыли предприятия. Процедура такого анализа направлена на выявления уровня потребления прибыли на предприятии, уровень её капитализации и формы её инвестиционного потребления. По периоду проведения анализ прибыли предприятия подразделяется на предварительный анализ и текущий анализ прибыли. Под предварительным анализом прибыли предприятия понимают процедуру расчёта ожидаемой прибыли с оценкой этапа её формирования, распределения и использования. В расчёт данной процедуры включены анализ и оценка проведённых инвестиционных, финансовых сделки и другие финансовые операции, оказывающие существенное влияние на формирования финансового результата хозяйствующего субъекта.
аспекты, прибыль, анализ, направления, показатели, процедуры
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль предприятия играет главную роль в системе экономических показателей деятельности предприятия. Анализ и оценка прибыли хозяйствующего субъекта в условиях рынка занимает важное место в исследованиях теоретических аспектов его проведения.
Для формирования модели прибыли предприятия и разработки механизма ее роста необходимо иметь инструментарий анализа и оценки прибыли с целью его оценки и разработки прогнозной модели роста прибыли на будущее. Целью анализа прибыли хозяйствующего субъекта является не только оценка финансового результата предприятия на текущий момент, но и формирования векторов её роста через процесс моделирования и прогнозирования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обосновать применение основных направлений анализа прибыли предприятия.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались экономические методы исследования – сбор фактов, анализ и синтез информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На практике необходимо сформировать процедуру анализа прибыли предприятия ,включающую в себя основные направления анализа прибыли предприятия, Организационные направления оценки финансового результата ( рисунок 1). Делят процедуру анализа прибыли хозяйствующего субъекта на внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ прибыли хозяйствующего субъекта включает в себя процедуру оценки правильности формирования налогооблагаемой прибыли, отражённой в бухгалтерской финансовой отчётности налоговых декларациях предприятия. Внешний анализ прибыли предприятия является инструментарием пользователей в лице налоговых органов, банков, аудиторских фирм и т.д.Под внутренним анализом прибыли предприятия понимают процесс оценки правильности формирования доходов и расходов в анализируемом периоде времени и полученного финансового результата (прибыли или убытка). Информационной основой для проведения внутреннего анализа прибыли предприятия являются данные финансового, налогового учёта и информация управленческого внутреннего учёта хозяйствующего субъекта. Внутренний анализ прибыли предприятия является инструментарием менеджмента предприятия. [6].
Оперативный или текущий анализ прибыли предприятия включает в себя оценку оперативного воздействия на формирования финансового результата и его использовании в текущей деятельности при помощи инструментария оценки текущей финансовой, операционной и инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта. Ретроспективный или последующий анализ прибыли включает в себя механизм оценки результатов формирования и использования прибыли за отчётный период времени и оценке полученных показателей в динамике с полученными результатами предыдущих периодов времени [5,3].
1. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - Текст: непосредственный. - Москва : КноРус, 2016. - 706 с.
2. Bezrukova, T. L. New vectors of growth and development of modern russia's economy / T. L. Bezrukova, A. S. Sviridov, A. S. Natsubidze // Economic and Legal Foundations of Modern Russian Society: A New Institutional Theory / Popkova, Elena G. (Ed.). - Information age publishing-iap, po box 79049, Charlotte, NC 28271-7047 USA, 2018. - pp. 111-126.
3. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект . /А.А.Бердникова.- Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 111-113.
4. Дударева, А.Б. Мониторинг факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности/ А.Б. Дударева. - Текст: непосредственный// Вестник сельского развития социальной политики.- 2017. -№ 1(17). - С.26-28.
5. Stepanova, YU.N. Methodology of Monitoring External and Internal Problems of the Innovation Process Development [Текст] / Yu. N. Stepanova, A. D. Platonov, Yu. V. Busarina, A. A. Shtondin // Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020 : Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 10-11 April 2019, Granada, Spain / Editor Khalid S. Soliman. - Granada, Spain, 2019. - pp. 2244-2252.-
6. Хайдукова, Д. А. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия / Д. А. Хайдукова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 21 (125). - С. 519-521. - URL: https://moluch.ru/archive/125/34745/ (дата обращения: 07.11.2020).