АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛОГО ДОМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы, затрагивающие архитектурный образ современного жилого дома. Было выяснено, что сегодня происходит регресс в архитектурном проектировании. По этой причине создаются одинаковые и похожие друг на друга здания, которые активно возводятся в нашей стране. Происходит обеднение архитектурных приемов в проектировании фасадной части жилых зданий. Данная тенденция активно проявляется из-за использования компьютерных технологий и в желании сэкономить на стадии проектирования объекта. Предлагается возвращаться к классическим методам архитектурного проектирования, где будут применяться различные архитектурные приемы, которые возможны только с учетом высокого таланта архитектора.

Ключевые слова:
архитектура, строительство, проектирование, архитектурный образ, фасад, компьютерные технологии, жилое здание
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Архитектура в своем развитии активно менялась и трансформировалась, что происходило под влиянием различных процессов определенной эпохи, а также при воздействии мировоззренческих взглядов человека [1−3].
Архитектурный образ зданий и сооружений, несомненно, эволюционировал, придавая внешнему виду зданий, а именно его фасадной части, определенные особенности, которые в нее закладывал архитектор, основываясь на своем внутреннем миропонимании и определенных переживаниях в момент творческого подъема [4−5].
Фасад зданий, являясь в полной мере лицом и узнаваемой визитной карточкой своего создателя, позволяет окружающим понимать, что хотел донести тот или иной архитектор, вкладывая свои эмоции в творческую работу при проектировании здания [6−7].
Сегодня весь мир живет в эпоху неопределенностей. Последние годы активно позволяют об этом судить. Это все накладывает свой отпечаток на фасадную часть будущего здания.
Авторы настоящей статьи изучили большое количество фасадов жилых зданий, построенных после Великой Отечественной войны и до наших дней. Данные исследования позволили судить о сегодняшних тенденциях в плане эволюционного развития архитектурного образа современного жилого дома.
Сталинская архитектура активно влияла на формирование фасадов различных типов зданий. Активно прослеживается влияние синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Такое слияние позволяло показывать эстетику и художественную ценность каждого здания, отрицая однообразие в проектировании фасада (рис. 1).
Развенчание культа личности И.В. Сталина, а также связанные с этим события, в полной мере повлияли на дальнейшее развитие фасадов жилых зданий, построенных в эпоху Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. На смену Сталинской архитектуре начинает приходить функциональная типовая архитектура. Она определила вектор развития на следующие годы, трансформируясь и изменяясь при воздействии также зарубежных взглядов на эстетику фасадов.
Основные характеристики архитектуры того времени – простота и экономность, совмещенная с развитием научно-технического прогресса того времени, подкрепленная некоторыми идеями, взятыми с Запада. Фасады жилых зданий становятся простыми с четким превалированием лоджий над балконами. Верх развития фасадов зданий того времени – типовой проект серии жилого многоквартирного дома П-44, который, отличаясь простотой, современными и изящными формами, с немного измененными решениями облицовки фасадов продолжает возводиться и по сей день, являясь удачным и простым решением, по которому активно застраивались и застраиваются микрорайоны городов нашей страны (рис. 2). Широко развиваются цветовые решения фасадов, которые планомерно гармонируют с лоджиями, окнами, входными группами.
Архитектура последних лет, по мнению авторов, испытывает определенный кризис, о котором следует поговорить. Сегодня на проектирование фасадной части современных жилых зданий активно влияет непосредственно несколько составляющих, среди которых можно отметить тяжелый экономический кризис и желание сэкономить застройщиком при проектировании не только фасадной части объекта, но и всего комплекса возводимых зданий. 
Сегодня современные жилые здания быстро проектируются и возводятся. Конечный потребитель желает быстро получить в собственность строящийся объект, а застройщика интересует конечная и скорейшая прибыль после продажи запроектированного и построенного объекта.

 

Узнаваемой формой фасадной части современного здания является прямоугольная форма, которая получила прозвище «коробка» среди потенциальных покупателей, а также тенденция в отказе от проектирования балконов и лоджий. То есть, жилой дом активно тяготеет по своей структуре непосредственно к форме высотного здания, активно устремляясь вверх (рис. 3). Это происходит из-за увеличения стоимости земельных участков и из-за желания застройщика расположить большое количество потребителей в возводимом здании, создавая подобие «муравейника» с отсутствием необходимого количества парковочных мест для автомобилей, а также объектов социальной инфраструктуры в требуемых объемах. 

Оформление фасадной части, таким образом, становится довольно скучным и неинтересным, а точнее однообразным. Только яркие цвета, различное оформление окон, а также корзин для размещения блоков системы кондиционирования позволяет немного освежить ситуацию с фасадами. Особенно это характерно для зданий с высокой этажностью. Единственное решение, которое можно предложить для исправления ситуации, является активное проектирование зданий переменной этажности.

Застройщик всегда привлекает к проектированию специальные компьютерные программы автоматизированного проектирования. Они самостоятельно и по алгоритму, используя определенные базы данных и базы знаний, способны при главенствующей роли главного архитектора и смежных специалистов формировать внутреннюю и внешнюю части современного здания. Происходит генерация заданных задач с формированием конечного решения. Причем выполняется главная задача – формирование нового здания, его конструкций, инженерного оборудования, а архитектурный образ, в том числе и фасадная часть здания, как было указано выше, практически не меняется.

Застройщик и проектировщик в условиях затянувшегося экономического кризиса прекрасно понимают, что жилую недвижимость потенциальный покупатель всегда будет покупать. Отсутствие балконов и лоджий, а также ничем интересным не выделяющиеся и похожие одни на другие «коробки» купят всегда. Это позволяет застройщику значительно экономить, предлагая конечный продукт, практически ничем не отличающийся от ранее построенного им же проекта, варьирую немного объемно-планировочные решения с уменьшением или увеличением количества квартир в секции, разбавляя цветовые решения фасада.

Сегодняшние проектируемые здания с однообразными фасадами потеряли самое главное – своего истинного создателя, которого сейчас активно пытается заменить компьютер. У машины есть преимущество – активное проектирование большого количества объектов. Однако, компьютер в ближайшее время не способен заменить живого человека – архитектора, способного, применяя свой талант, опыт и стиль работы создавать выдающиеся произведения искусства, которые, спустя годы, будут активно восхищать умы и сердца будущих поколений.

Таким образом, архитектор – как создатель архитектурного образа современного здания, в том числе и фасадной части, уходит на второй план, уступая свое место компьютерным технологиям, что позволяет застройщику активно экономить финансы, как на стадии проектирования, так и на стадии строительства.

По мнению авторов, вышеперечисленные тенденции приносят огромное и грустное однообразие в современное архитектурное проектирование. Эволюция архитектурного образа современного здания продолжается. Имеется надежда, что фасадной части будут уделять более пристальное внимание, как лицу современного архитектурного стиля.

Сегодня целесообразен возврат к классическим взглядам в проектировании, а именно к поиску главного смысла архитектурного образа проектируемого жилого здания с учетом опыта архитектора. Стоит отметить, что здание должно быть узнаваемым и не похожим на ранее проектируемые объекты не только с фасадной части, но и также по объемно-планировочным решениям.

Целесообразно предлагать потенциальным покупателям различные объемно-планировочные решения, которые будут удовлетворять требованиям к комфортному размещению людей на территории объекта. Для этого следует учитывать быт, особенности социального статуса, а также другие необходимые требования непосредственно для заданного региона, где будет вестись проектирование и строительство здания.

Стоит не забывать, что архитектор – это творец, который не может быть ничем ограничен. Таким образом, снятие ограничений позволит активно предлагать интересные решения архитектурного образа проектируемого здания с учетом современных тенденций, которые будут способны удовлетворить самые изысканные запросы конечного потребителя – жильца современного здания. Способность действовать нестандартно, ярко и смело – основная задача при проектировании архитектурного образа современного жилого здания, что сегодня очень не хватает в архитектурном проектировании объектов.

Список литературы

1. Лисициан М.В., Пашковский В.Л., Петрунина З.В. Архитектурное проектирование жилых зданий / Под ред. М.В. Лисициана, Е.С. Пронина. - Москва: Архитектура-С, 2014. - 488 с.

2. Капустян Е.Д. Многоэтажные жилые дома. - Москва: Стройиздат, 1975.

3. Жилищное строительство в СССР / Под ред. Б.Р. Рубаненко. - Москва: Стройиздат, 1981.

4. Иконников А.В. Формирование городской среды. - Москва: Знание, 1973. - 64 с.

5. Гусаков А.А., Григорьев Э.П., Поряда М. Методология и автоматизация архитектурно-строительных решений: (Совм. изд. СССР, Франция).- Москва: Стройиздат, 1985.

6. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - Москва: Стройиздат, 1991.

7. Жилая ячейка в будущем. - Москва: Стройиздат, 1982.

Войти или Создать
* Забыли пароль?