В статье проведен анализ процесса инвентаризации федерального имущества как четко выстроенной системы проверки наличия федерального имущества, позволяющей существенно улучшить управление государственной собственностью и повысить эффективность ее использования. В качестве конечной цели повышения эффективности использования федерального имущества в статье предложен путь дальнейшего совершенствования процесса учета федерального имущества, который выражается в переходе к гибкой системе учета федерального имущества.
инвентаризация федерального имущества, государственная собственность, Росимущество, повышение эффективности использования федерального имущества.
Национальное имущество составляет экономическую (материальную) основу существования российского государства. По своему реальному объему и содержанию, в том числе по разнообразию входящих в его состав объектов, оно значительно превосходит и частное, и муниципальное имущество, и имущество, которое находится в собственности субъектов Российской Федерации. Во многом это обусловлено тем, что на протяжении всей отечественной истории государство выступало крупнейшим собственником, использующим накопленные ресурсы для решения разнообразных задач. Кроме того, в силу объективных причин, прежде всего требований законодательства, многие объекты собственности могут и, самое главное, должны находиться исключительно в федеральной собственности. Это объясняется главным образом тем, что Российская Федерация, будучи собственником, решает ряд проблем, с которыми не сталкивается частный собственник. К числу таких проблем относится, например надлежащее использование федеральной собственности в качестве источника материального обеспечения при решении важнейших общегосударственных задач:
- обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- политического экономического, социального и культурного развития России;
- укрепления обороноспособности и безопасности населения страны.
До настоящего времени не создан адекватный правовой и административно-управленческий механизм такого использования. Все это делает актуальным научное исследование административноправовых проблем государственного управления федеральным имуществом.
Необходимо отметить, что господствовавшие в обществе на протяжении последних десятилетий негативные взгляды на государственную собственность и, прежде всего на федеральное имущество как его основу, постепенно становятся достоянием истории. Кризисные процессы в мировой экономике доказали, что в условиях нестабильности современного рыночного хозяйства государство становится своеобразным «кредитором последней инстанции», или, иными словами, единственным гарантом стабилизации. Для многих сфер экономики вмешательство государства становится элементарным условием выживания. При этом формы такого вмешательства могут быть разнообразными, начиная от финансовых субсидий, льгот и преференций и заканчивая национализацией испытывающих трудности компаний. В качестве примера можно привести национализацию или иные формы огосударствления ряда крупнейших банков в США, Великобритании, Германии, Бельг ии, Исландии и ряде других стран.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».
3. Концепция по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года. - М., 2012.
4. Пермяков В.А. Система управления государственным имуществом в Российской Федерации. - М., 2012.
5. URL: http://www.government.ru
6. URL: http://www.rosim.ru