ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФРАНЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Внешняя торговля, как исторически первая форма мирохозяйственных связей, оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны, являясь одним из важнейших драйверов экономического роста. В статье приводится исследование торгово-экономических отношений России и Франции в исторической ретроспективе, а также за последнее десятилетие выявлены основные тенденции, проблемы и перспективы двустороннего взаимодействия. На основании исследования делаются выводы о перспективах дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества двух стран. При проведении анализа соавторами активно использовались хронологический и проблемно-аналитический методы исторического исследования.

Ключевые слова:
международная торговля, внешняя торговля, экспорт, импорт, торгово-экономическое сотрудничество, Россия, Франция, санкции, хронологический и проблемно-аналитический методы историко-экономического исследования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Торговые связи России и Франции имеют довольно длительную историю. Так, первый договор о торговле между государствами был заключен более 230 лет назад, в 1787 г. [7]. В то время взаимная торговля товарами между странами уже активно развивалась: Россия импортировала из Франции предметы быта, вино и текстиль, а французские купцы покупали у российских партнеров железо, сало, воск и мед [8]. Но наиболее высокими темпами российско-французское торговое сотрудничество начало развиваться в XIX в. Франция является одним из первых государств, которое в 1857 и 1874 г. заключило с Россией торговые договоры, которые были основаны на предоставлении режима наибольшего благоприятствования (см.: [7]). Последние десятилетия XIX столетия характеризуются также притоком французского капитала в экономику России, началом активного инвестиционного сотрудничества стран.

Однако после 1917 г. темпы развития торговых отношений между Россией и Францией резко снизились, но снова активизировались в 1925 г. Предвоенные годы можно охарактеризовать особенно мощным развитием внешнеторгового сотрудничества двух стран. Советская Россия импортировала у Франции текстиль, сельскохозяйственные товары, продукцию легкой промышленности, оборудование, товары черной и цветной металлургии. Основными экспортными позициями СССР во Францию были лес, мед, хлеб, пушнина, нефть и руда [7; 8].

Вполне закономерно Вторая мировая война оказала значительное влияние на развитие внешнеторговых связей СССР и Франции, заметно снизив товарооборот между странами. Показатели взаимной торговли после войны были в 6 раз меньше товарооборота в 1938 г. и более чем в 20 раз меньше максимальных объемов торговли за всю историю торговых отношений двух стран [8].

Но позднее, в конце XX – начале XXI в. торговое сотрудничество между рассматриваемыми странами восстановилось и развивалось достаточно стабильно.

Однако современное состояние торговых отношений между Российской Федерацией и Францией ухудшилось в силу ряда геополитических факторов, ключевым их которых стало обоюдное установление торговых ограничений. Введенные в 2014−2015 гг. санкции повлекли неминуемое снижение взаимной торговли между странами (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Динамика внешней торговли России с Францией, 2008-2019 гг. (млрд долл. США)

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Экспорт РФ во Францию

12,282

8,751

9,322

10,852

7,420

5,928

4,839

5,738

4,851

5,908

7,782

6,456

Импорт РФ из Франции

10,066

8,430

8,207

9,825

13,806

13,021

10,552

5,766

8,492

9,633

9,562

8,567

Баланс внешней торговли

2,216

0,321

1,115

1,027

-6,386

-7,093

-5,713

-0,028

-3,641

-3,725

-1,780

-2,111

Товарооборот

22,348

17,181

17,529

20,677

21,226

18,949

15,391

11,504

13,343

15,541

17,344

15,023

 

Составлено и подсчитано соавторами по: [12].

 

По подсчетам соавторов, наиболее активно в XXI в. торговые связи между Россией и Францией развивались в период 2001–2008 гг. Так, стоимость российского товарного вывоза повысилась за это время в 5,45 раза, достигнув пиковых значений (12,28 млрд долл. США), а товарного ввоза – в 6,55 раза (до 10,07 млрд долл. США). Причем на данном этапе баланс внешней торговли для России складывался (за исключением 2007 г.) положительно (здесь и далее, расчеты соавторов по: [12]).

К началу мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. были достигнуты наиболее высокие показатели в торговых связях РФ и Франции, товарооборот составил 22,35 млрд долл. США.

Но затем поступательное развитие двусторонней торговли сменилось «синусоидным» трендом.

Так, в 2009–2012 гг. наблюдалось довольно устойчивое повышение объемов торговли между двумя странами, с достижением вновь высоких показателей в 2012 г. (21,23 млрд долл. США). При этом практически постоянно положительное для России сальдо в обмене с Францией сменилось в 2012 г. на отрицательное (см. табл. 1). Российский импорт товаров из Франции показал рекордные 13,81 млрд долл. США, а экспорт России во Францию составил всего 7,42 млрд долл. США.

Затем последовало устойчивое снижение внешнеторговых показателей в 2013–2015 гг. Причем низшая точка для взаимного товарооборота пришлась на 2015 г. (когда его объемы сократились более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом до уровня 11,51 млрд долл. США). Для российского экспорта товаров во Францию наименьший объем продемонстрирован был в 2016 г. Поставки свинины в Россию из Франции сократились на 95% уже в 2014 г., так как помимо экономических санкций на импорт данной продукции наложен был запрет, связанный с мерами санитарной безопасности. Поставки молочной продукции сократились на половину, творога и сыра – более чем на 46%. Стремительное снижение взаимной торговли продолжилось в 2015 г. (поставки мяса птицы за три квартала 2015 г. сократились более чем в 60 раз, молочных продуктов – в 4 раза, рыбы – в 3 раза) [10].

На смену падению объемов внешнеторговых связей двух стран пришел краткий период роста в 2017–2018 гг. Но значительные осложнения в системе международной торговли в 2019 г. привели вновь к снижению общих показателей товарооборота между Россией и Францией (см. подробнее: [2; 3; 4; 5; 6]). Таким образом, согласно расчетам соавторов, за 2008–2019 гг. совокупный показатель взаимной торговли сократился на 1/3 (до 15,02 млрд долл. США).  

Помимо обоюдных санкций на снижение российско-французского товарооборота оказало влияние ухудшение макроэкономической ситуации в России, включая значительное ослабление рубля, а также серьезные проблемы во французской экономике, вызванные риском дефляции в Еврозоне, сокращением объемов внешней торговли стран − членов ЕС.

Тем не менее правительство Франции всегда рассматривало торговые ограничения в отношении России как временную меру. Одной из особенностей российско-французских торговых отношений является взаимодополняемость структур внешней торговли двух стран: Франция традиционно экспортирует промышленную продукцию: машины, оборудование, транспортные средства, продукцию химической промышленности, а Россия – минеральное топливо, что говорит о том, что, несмотря на ограничения во взаимной торговле, страны являются важными друг для друга партнерами [1; 10].

Франция остается одним из наиболее приоритетных торгово-экономических партнеров России, входя в топ-20 лидеров по экспорту (1,5%), в топ-10 лидеров в структуре импорта России (3,5%). Удельный вес России в товарообороте Франции меньше – 1,9% (13-е место в структуре ее внешней торговли) [10; 12].

Для расширения присутствия российских компаний на международных рынках и повышения их конкурентоспособности необходимо, во-первых, снизить издержки импорта иностранных товаров, в том числе из Франции, которые не имеют аналогов в России или не производятся в достаточном для бизнеса количестве. Поэтому в России были снижены ставки или полностью отменены ввозные таможенные пошлины на некоторое оборудование, используемое сферах газовой и металлургической промышленности. Также были предприняты меры поддержки отечественных компаний-экспортеров: отменены экспортные пошлины на медь и никель, а также остановлено повышение пошлин на продукты лесной промышленности. Более того, были внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», согласно которому теперь экспортные таможенные пошлины пересчитываются ежемесячно, что обеспечивает максимальное соответствие ставок пошлин действующим мировым ценам на нефть [7].

Для оценки уровня открытости экономики страны необходимо рассмотреть показатель средневзвешенной ставки импортного тарифа страны на все товары за исключением сельскохозяйственной продукции и топлива. Данный анализ позволяет определить уровень таможенной защиты и направление внешнеторговой политики государства [9]. Высокие ставки импортного тарифа характеризуют политику протекционизма, а низкие говорят о применении в той или иной степени политики свободной торговли.

Сельскохозяйственные продукты и минеральное топливо не рассматриваются в анализе, поскольку данные группы товаров отличает высокий уровень не только государственного, но и международного регулирования, а также тарифные ставки по ним выше в силу их большой роли в обеспечении национальной безопасности государств.

Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), средневзвешенная ставка импортного тарифа в России к 2019 г. составила 4,8%, а во Франции – 2,6% (см. рис. 1).

 

Согласно шкале значений оценки внешнеторговой политики, Франция ведет политику фритредерства со средневзвешенной ставкой импортного тарифа ниже 4%, а Россия – политику слабого протекционизма со средневзвешенной ставкой в интервале 4−9% [9]. Для Европейского союза действует единый таможенный тариф, т.е. импортная ставка Франции будет справедлива для всех стран ЕС. Аналогично, ставка импортного тарифа России будет единая со странами, входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Сравнивая Россию и Францию с другими странами по данному показателю, можно сделать вывод, что США и Япония ведут политику свободной торговли. Китай находится на грани фритредерства и политики слабого протекционизма. Индия и Бразилия имеют наивысшие показатели, соответствующие умеренному протекционизму.

При подведении итогов проведенного анализа можно заключить, что Россия и Франция остаются «открытыми» для внешней торговли странами, а товарооборот между странами, несмотря на серьезную напряженность в геополитической сфере, показывает тенденцию к повышению после 2015 г. Можно отметить, что, безусловно, имеются «точки роста» для расширения двусторонней торговли, поскольку торгово-экономическое сотрудничество двух стран отличается богатой многовековой историей, а также взаимодополняемостью структур внешней торговли. Поэтому вполне объективным выглядит предположение позитивного развития двусторонней торговли после завершения нынешнего периода достаточно серьезных осложнений в системе международного и регионального взаимодействия.

 

 

Список литературы

1. Анисимова Ю.А. Внешнеэкономические отношения России и Франции: проблемы и решения для их преодоления//Балканское научное обозрение. − 2020. − Т. 4. − № 3 (9). − С. 87-89.

2. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики// Международная экономика. − 2019. − № 12. − С. 44−50.

3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза на фоне нарастающей турбулентности//Международная экономика. − 2020. − № 6. − С. 52−66.

4. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации и Европейского Союза: на «полосе препятствий» (2019)//Власть. − 2020. − Т. 28. − № 2. − С. 111-116.

5. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза: новые тренды в условиях глобальной неопределенности//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2020. − № 3 (27). − С. 14−23.

6. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза в зеркале международной статистики//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2019. − № 3 (23). − С. 22-29.

7. Дорохин А.Г. Торгово-экономические связи России и Франции: современный этап и перспективы: дис. ... канд. экон. наук. - Москва: 2009. 232 с.

8. Остроумова Л.В. Россия и Франция: становление внешнеторговых отношений, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации // Вестник Ивановского Государственного Университета. Издательство: Ивановский государственный университет (Иваново). − 2016. − № 3 (29). − C. 79.

9. Солодухина О.И. Меры защиты внутреннего рынка государства // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сб. ст. - Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета. 2015. - С. 92-95.

10. Четверикова А.С. Трансформация российско-французских экономических связей в условиях санкций // Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / Отв. ред.: Кузнецов А.В., Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П. - Москва: ИМЭМО РАН, 2016. - С. 79-87.

11. Ежегодный статистический отчет World Tariff Profiles 2019, WTO, ITC, UNCTAD. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/world_tariff_profiles19_e.htm (дата обращения 09.10.2020)

12. ЮНКТАД: Официальный сайт [Электронный ресурс] / ЮНКТАД - 1995-2019. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.unctad.org/ (дата обращения 25.09.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?