Внешняя торговля, как исторически первая форма мирохозяйственных связей, оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны, являясь одним из важнейших драйверов экономического роста. В статье приводится исследование торгово-экономических отношений России и Франции в исторической ретроспективе, а также за последнее десятилетие выявлены основные тенденции, проблемы и перспективы двустороннего взаимодействия. На основании исследования делаются выводы о перспективах дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества двух стран. При проведении анализа соавторами активно использовались хронологический и проблемно-аналитический методы исторического исследования.
международная торговля, внешняя торговля, экспорт, импорт, торгово-экономическое сотрудничество, Россия, Франция, санкции, хронологический и проблемно-аналитический методы историко-экономического исследования
Торговые связи России и Франции имеют довольно длительную историю. Так, первый договор о торговле между государствами был заключен более 230 лет назад, в 1787 г. [7]. В то время взаимная торговля товарами между странами уже активно развивалась: Россия импортировала из Франции предметы быта, вино и текстиль, а французские купцы покупали у российских партнеров железо, сало, воск и мед [8]. Но наиболее высокими темпами российско-французское торговое сотрудничество начало развиваться в XIX в. Франция является одним из первых государств, которое в 1857 и 1874 г. заключило с Россией торговые договоры, которые были основаны на предоставлении режима наибольшего благоприятствования (см.: [7]). Последние десятилетия XIX столетия характеризуются также притоком французского капитала в экономику России, началом активного инвестиционного сотрудничества стран.
Однако после
Вполне закономерно Вторая мировая война оказала значительное влияние на развитие внешнеторговых связей СССР и Франции, заметно снизив товарооборот между странами. Показатели взаимной торговли после войны были в 6 раз меньше товарооборота в
Но позднее, в конце XX – начале XXI в. торговое сотрудничество между рассматриваемыми странами восстановилось и развивалось достаточно стабильно.
Однако современное состояние торговых отношений между Российской Федерацией и Францией ухудшилось в силу ряда геополитических факторов, ключевым их которых стало обоюдное установление торговых ограничений. Введенные в 2014−2015 гг. санкции повлекли неминуемое снижение взаимной торговли между странами (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика внешней торговли России с Францией, 2008-2019 гг. (млрд долл. США)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Экспорт РФ во Францию |
12,282 |
8,751 |
9,322 |
10,852 |
7,420 |
5,928 |
4,839 |
5,738 |
4,851 |
5,908 |
7,782 |
6,456 |
Импорт РФ из Франции |
10,066 |
8,430 |
8,207 |
9,825 |
13,806 |
13,021 |
10,552 |
5,766 |
8,492 |
9,633 |
9,562 |
8,567 |
Баланс внешней торговли |
2,216 |
0,321 |
1,115 |
1,027 |
-6,386 |
-7,093 |
-5,713 |
-0,028 |
-3,641 |
-3,725 |
-1,780 |
-2,111 |
Товарооборот |
22,348 |
17,181 |
17,529 |
20,677 |
21,226 |
18,949 |
15,391 |
11,504 |
13,343 |
15,541 |
17,344 |
15,023 |
Составлено и подсчитано соавторами по: [12].
По подсчетам соавторов, наиболее активно в XXI в. торговые связи между Россией и Францией развивались в период 2001–2008 гг. Так, стоимость российского товарного вывоза повысилась за это время в 5,45 раза, достигнув пиковых значений (12,28 млрд долл. США), а товарного ввоза – в 6,55 раза (до 10,07 млрд долл. США). Причем на данном этапе баланс внешней торговли для России складывался (за исключением
К началу мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. были достигнуты наиболее высокие показатели в торговых связях РФ и Франции, товарооборот составил 22,35 млрд долл. США.
Но затем поступательное развитие двусторонней торговли сменилось «синусоидным» трендом.
Так, в 2009–2012 гг. наблюдалось довольно устойчивое повышение объемов торговли между двумя странами, с достижением вновь высоких показателей в
Затем последовало устойчивое снижение внешнеторговых показателей в 2013–2015 гг. Причем низшая точка для взаимного товарооборота пришлась на
На смену падению объемов внешнеторговых связей двух стран пришел краткий период роста в 2017–2018 гг. Но значительные осложнения в системе международной торговли в
Помимо обоюдных санкций на снижение российско-французского товарооборота оказало влияние ухудшение макроэкономической ситуации в России, включая значительное ослабление рубля, а также серьезные проблемы во французской экономике, вызванные риском дефляции в Еврозоне, сокращением объемов внешней торговли стран − членов ЕС.
Тем не менее правительство Франции всегда рассматривало торговые ограничения в отношении России как временную меру. Одной из особенностей российско-французских торговых отношений является взаимодополняемость структур внешней торговли двух стран: Франция традиционно экспортирует промышленную продукцию: машины, оборудование, транспортные средства, продукцию химической промышленности, а Россия – минеральное топливо, что говорит о том, что, несмотря на ограничения во взаимной торговле, страны являются важными друг для друга партнерами [1; 10].
Франция остается одним из наиболее приоритетных торгово-экономических партнеров России, входя в топ-20 лидеров по экспорту (1,5%), в топ-10 лидеров в структуре импорта России (3,5%). Удельный вес России в товарообороте Франции меньше – 1,9% (13-е место в структуре ее внешней торговли) [10; 12].
Для расширения присутствия российских компаний на международных рынках и повышения их конкурентоспособности необходимо, во-первых, снизить издержки импорта иностранных товаров, в том числе из Франции, которые не имеют аналогов в России или не производятся в достаточном для бизнеса количестве. Поэтому в России были снижены ставки или полностью отменены ввозные таможенные пошлины на некоторое оборудование, используемое сферах газовой и металлургической промышленности. Также были предприняты меры поддержки отечественных компаний-экспортеров: отменены экспортные пошлины на медь и никель, а также остановлено повышение пошлин на продукты лесной промышленности. Более того, были внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», согласно которому теперь экспортные таможенные пошлины пересчитываются ежемесячно, что обеспечивает максимальное соответствие ставок пошлин действующим мировым ценам на нефть [7].
Для оценки уровня открытости экономики страны необходимо рассмотреть показатель средневзвешенной ставки импортного тарифа страны на все товары за исключением сельскохозяйственной продукции и топлива. Данный анализ позволяет определить уровень таможенной защиты и направление внешнеторговой политики государства [9]. Высокие ставки импортного тарифа характеризуют политику протекционизма, а низкие говорят о применении в той или иной степени политики свободной торговли.
Сельскохозяйственные продукты и минеральное топливо не рассматриваются в анализе, поскольку данные группы товаров отличает высокий уровень не только государственного, но и международного регулирования, а также тарифные ставки по ним выше в силу их большой роли в обеспечении национальной безопасности государств.
Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), средневзвешенная ставка импортного тарифа в России к
Согласно шкале значений оценки внешнеторговой политики, Франция ведет политику фритредерства со средневзвешенной ставкой импортного тарифа ниже 4%, а Россия – политику слабого протекционизма со средневзвешенной ставкой в интервале 4−9% [9]. Для Европейского союза действует единый таможенный тариф, т.е. импортная ставка Франции будет справедлива для всех стран ЕС. Аналогично, ставка импортного тарифа России будет единая со странами, входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Сравнивая Россию и Францию с другими странами по данному показателю, можно сделать вывод, что США и Япония ведут политику свободной торговли. Китай находится на грани фритредерства и политики слабого протекционизма. Индия и Бразилия имеют наивысшие показатели, соответствующие умеренному протекционизму.
При подведении итогов проведенного анализа можно заключить, что Россия и Франция остаются «открытыми» для внешней торговли странами, а товарооборот между странами, несмотря на серьезную напряженность в геополитической сфере, показывает тенденцию к повышению после
1. Анисимова Ю.А. Внешнеэкономические отношения России и Франции: проблемы и решения для их преодоления//Балканское научное обозрение. − 2020. − Т. 4. − № 3 (9). − С. 87-89.
2. Гладков И.С. Международная торговля на фоне замедления мировой экономики// Международная экономика. − 2019. − № 12. − С. 44−50.
3. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского Союза на фоне нарастающей турбулентности//Международная экономика. − 2020. − № 6. − С. 52−66.
4. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Российской Федерации и Европейского Союза: на «полосе препятствий» (2019)//Власть. − 2020. − Т. 28. − № 2. − С. 111-116.
5. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза: новые тренды в условиях глобальной неопределенности//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2020. − № 3 (27). − С. 14−23.
6. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза в зеркале международной статистики//Экономические и социально-гуманитарные исследования. − 2019. − № 3 (23). − С. 22-29.
7. Дорохин А.Г. Торгово-экономические связи России и Франции: современный этап и перспективы: дис. ... канд. экон. наук. - Москва: 2009. 232 с.
8. Остроумова Л.В. Россия и Франция: становление внешнеторговых отношений, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации // Вестник Ивановского Государственного Университета. Издательство: Ивановский государственный университет (Иваново). − 2016. − № 3 (29). − C. 79.
9. Солодухина О.И. Меры защиты внутреннего рынка государства // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сб. ст. - Курск: Издательство Юго-Западного государственного университета. 2015. - С. 92-95.
10. Четверикова А.С. Трансформация российско-французских экономических связей в условиях санкций // Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / Отв. ред.: Кузнецов А.В., Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П. - Москва: ИМЭМО РАН, 2016. - С. 79-87.
11. Ежегодный статистический отчет World Tariff Profiles 2019, WTO, ITC, UNCTAD. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/world_tariff_profiles19_e.htm (дата обращения 09.10.2020)
12. ЮНКТАД: Официальный сайт [Электронный ресурс] / ЮНКТАД - 1995-2019. Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.unctad.org/ (дата обращения 25.09.2020).