ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945−1965 ГГ.)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье охарактеризован послевоенный этап развития агроинженерного образования в СССР, представлена нормативно-правовая база, проанализированы основные показатели. Показан механизм решения проблемы обеспечения советского сельского хозяйства квалифицированными кадрами в новых экономических и политических условиях. Сделан вывод, что развитие агроинженерного образования после Великой Отечественной войны пошло по пути получения быстрого эффекта при наименьших затратах – вместо полноценных вузов для подготовки инженеров для сельского хозяйства стали создавать факультеты механизации и электрификации в действующих сельскохозяйственных институтах, где уже был сформирован профессорско-преподавательский состав и материально-техническая база.

Ключевые слова:
механизация, электрификация, сельское хозяйство, агроинженерное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В послевоенные годы развитие экономики СССР происходило в соответствии с Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946−1950 гг., принятого Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г.

В годы Великой Отечественной войны пострадали все сферы народного хозяйства, но наиболее ощутимые удары были нанесены по аграрному сектору. Война привела к сокращению посевных площадей, ухудшению обработки полей, уменьшению численности трудоспособного населения. Техническое обеспечение сельского хозяйства ухудшилось, колхозы перешли на использование ручного инвентаря и конного тягла. В итоге в 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства составляла 60% от уровня довоенного 1940 г. Тяжелейшая засуха 1946 г. в Центральном Черноземье, на Украине, в Молдавии, а также частично на Среднем и Нижнем Поволжье и вывоз хлебных запасов в государства Восточной Европы привели к голоду населения в этих регионах СССР. Резко возросла смертность среди крестьян. Жертвами голода стало свыше 1 млн чел. [1].

В феврале 1947 г. состоялся Пленум ЦК ВКП(б), принявший по докладу А.А. Андреева (заместитель председателя Совета Министров Союза ССР, курировавший агропромышленный комплекс в 1946−1953 гг.) историческое постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В соответствии с этим документом предполагалось увеличить объёмы производства сельскохозяйственной техники, электрифицировать сельские районы, провести укрупнение колхозов и провести коллективизацию регионов, присоединённых к СССР накануне войны –  Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики. 

Все эти мероприятия требовали восстановления и дальнейшего развития сельскохозяйственной науки и образования.

В 1945 г. начался процесс реэвакуации в освобождённые районы. Эвакуированные вузы возвращались на свои постоянные места, оставляя в большинстве случаев часть учебного оборудования и многих преподавателей в новых местах, где возникали, таким образом, новые вузы или факультеты. Благодаря этому с 1944 по 1950 г. были открыты Благовещенский, Алтайский, Курганский, Костромской, Волгоградский, Ульяновский, Кубанский и Львовский сельскохозяйственные институты.

Еще в ходе войны проводилась работа по восстановлению (там, где они были разрушены) вузов механизации и электрификации и других специальностей сельского хозяйства. Продолжалось создание новых учебных заведений, факультетов и кафедр.  Так, в 1941 г. был организован факультет механизации в Туркменском сельскохозяйственном институте, в 1943 г. в Армянском (г. Ереван) сельскохозяйственном институте, в 1944 г. – в Новосибирском сельскохозяйственном институте. В 1946 г. – в Литовской сельскохозяйственной академии.

После 1945 г. в ряде вузов не хватало преподавателей, недоукомплектованы были студенческие группы и потоки, учебное оборудование было в плачевном состоянии. Например, в Ленинградском институте механизации сельского хозяйства (ЛИМСХ), возвратившемся из эвакуации в Ленинград, поток студентов 5-го курса в 1945 / 1946 учебном году состоял всего из трех человек, демобилизованных из армии. Как было положено в то время, один из них был назначен старостой группы, другой избран комсоргом, а третий − профоргом. Учебный год начался, и в 1946 г. был произведен выпуск 3-х инженеров [2].

Значительная часть студентов старших курсов комплектовалась из демобилизовавшихся солдат и офицеров прежних студентов. Возвращались из армии и многие преподаватели.

Некоторые из представителей, еще будучи в армии на Ленинградском фронте и не демобилизованные к началу учебного года, с разрешения командования Ленинградского военного округа по совместительству вели преподавание в вузе. Учебно-производственные мастерские института восстанавливали учебное оборудование и мебель лабораторий.

Трудности были и с набором студентов в новом учебном году – в то время приезд в Ленинград для учебы разрешен был только для лиц, имеющих ленинградскую прописку или удостоверение о зачислении студентом. Приходилось направлять преподавателей института в школы регионов, тяготеющих к ЛИМСХ, для приема экзаменов на месте, зачисления выдержавших экзамены студентами и выдачи им соответствующих удостоверений. Так был осуществлен полный набор студентов на первый курс в 1946 г.

В Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства возвратились на учебу 40 студентов, а на фронт уходило более 300 [3]. Сам вуз вернулся из эвакуации из г. Кустаная только в 1945 г. Набор 1946 г. составил 140 чел., из которых 55 были участниками Великой Отечественной войны [3]. 4 марта 1948 г. был издан приказ министра высшего образования СССР № 275 «Об открытии факультета электрификации в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства». В связи с этим общий набор в институт вырос. В 1948 г. на 1 курс было принято 225 чел., а общий контингент студентов составил 602 чел. [3].

Ненамного лучше обстояли дела с набором в вузах, которые в военные годы находились вдалеке от фронта, а соответственно не переживали процессы эвакуации и реэвакуации. В Челябинском институте механизации сельского хозяйства (с 1946 г.  – ЧИМЭСХ) в 1945 г. на факультет механизации поступили 159 чел., на факультет электрификации − 60. В следующие два года принимали по 300 чел. В течение четырех лет (1948−1951 гг.) зачисляли по 325−400 студентов. В связи с большими наборами в первые 5-7 послевоенных лет численность студентов многократно возросла. Если осенью 1945 г. на дневном и вечернем отделениях насчитывалось менее 400 чел., то осенью 1955 г. общее число обучающихся превышало 2400 чел., не считая курсантов [4].

В Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в послевоенные годы также неуклонно рос контингент студентов, он увеличился с 680 в 1946 г. до 2715 в 1955 г. [5].

После Пленума 1947 г. работа по развитию сети учреждений агроинженерного образования была активизирована. В 1947 и 1948 г. факультеты механизации сельского хозяйства были организованы в Таджикском  и Белорусском сельскохозяйственных институтах.

10 июня 1950 г., когда сельское хозяйство СССР уже было оснащено достаточно большим количеством сельскохозяйственных машин, а также механическим и ремонтным оборудованием,  было принято судьбоносное Постановление Совета Министров СССР № 2526 «О мерах по подготовке инженеров и техников по механизации и электрификации сельского хозяйства».

Согласно этому Постановлению был утвержден план приема студентов в институты и на факультеты механизации и электрификации сельского хозяйства на 1950−1954 гг. в количестве 29 300 чел. [6]. В результате уже в 1950 г. были организованы факультеты механизации сельского хозяйства в 18 вузах: Киргизском, Горьковском, Свердловском, Омском, Благовещенском, Оренбургском, Рязанском, Пермском, Казанском, Башкирском, Крымском, Ульяновском, Алтайском, Ставропольском и Кишиневском сельскохозяйственных институтах, Таллинском политехническом институте, Вологодском молочном институте и Харьковском зоотехническом. В 1951 г.  такой факультет был открыт в Северо-Осетинском сельскохозяйственном институте.  В 1952 г. –  Кировском, Костромском, Пензенском и Кутаисском сельскохозяйственных институтах.  В 1953 г.  в только что основанном Красноярском сельскохозяйственном институте. В 1958 г. – в Целиноградском сельскохозяйственном институте. В 1959 г. – в Грузинском сельскохозяйственном институте. В 1961 г. – в Приморском (г. Уссурийск)  и Курском сельскохозяйственных институтах. В 1963 г. в Западно-Казахстанском (г. Уральск) сельскохозяйственном институте. В 1964 г. – в Андижанском институте хлопководства.

Таким образом, в этот период развитие агроинженерного образования пошло по пути получения быстрого эффекта при наименьших затратах – вместо полноценных вузов для подготовки инженеров для сельского хозяйства стали создавать факультеты механизации и электрификации в действующих сельскохозяйственных институтах, где уже был сформирован профессорско-преподавательский состав и материально-техническая база.

В послевоенное время был создан только один специализированный агроинженерный вуз – Белорусский  институт механизации сельского хозяйства (г. Минск). Советское правительство сразу после освобождения Белоруссии в июле 1944 г. приняло чрезвычайные меры по возрождению колхозов, совхозов и МТС. Уже в 1945 г. были организационно восстановлены 9761 колхоз, 90 совхозов, 326 МТС [7]. Однако сельскохозяйственные предприятия и МТС практически не имели специалистов с высшим образованием. На должностях директоров, главных инженеров МТС и заведующих ремонтными мастерскими работали практики, не имеющие специального образования. В 1951 г. в сельском хозяйстве БССР было всего 135 инженеров-механиков с высшим образованием, в том числе в МТС лишь 17 чел. [7].

Возникла острая необходимость подготовки специалистов сельского хозяйства. Особенно ощущался недостаток инженеров-механиков. Поэтому в 1947 г. в Белорусской сельскохозяйственной академии был открыт факультет механизации сельского хозяйства, на который было принято 50 студентов.

Вскоре после окончания войны в Минске было начато строительство автомобильного и тракторного заводов, для которых необходимы были инженеры по автотракторному машиностроению. В 1951 г. в Белорусском политехническом институте был открыт автотракторный факультет, где была введена специализация − «механизация сельского хозяйства», на который ежегодно в 1951−1953 гг. принимали 25−50 чел. Однако для развивающегося сельского хозяйства республики такого количества специалистов было слишком мало.

29 июля 1952 г. ЦК КП (б) Белоруссии и Совет Министров БССР издали Постановление об организации в Минске института механизации сельского хозяйства Министерства высшего образования СССР. Этим же Постановлением проектные и строительные организации обязали обеспечить строительство двух учебных корпусов и двух общежитий по 400 мест в 1953−1954 гг. Решением горисполкома была отведена площадь в 14 гектаров для застройки института на восточной окраине Минска.

Был установлен контингент приема – 200 чел., из них по специальности «механизация процессов сельскохозяйственного производства» – 150 и по «электрификации» – 50. В феврале 1955 г. было закончено строительство 1-го общежития института. Нижние этажи общежития были оборудованы для занятий, а верхние (3-й и 4-й) для проживания студентов. В 1956 г. был сдан в эксплуатацию лабораторный корпус, в 1957 г. –  2-е общежитие, в 1961 г. –  главный корпус. Это позволило увеличить прием на очное отделение до 300 чел. и на заочное − до 400.  В 1958 г. в институте был создан факультет электрификации.

С 3 по 7 сентября 1953 г. проходил сентябрьский Пленум ЦК КПСС, где обсуждался  вопрос «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». С докладом по  этой теме выступил первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В числе причин отставания ряда отраслей сельскохозяйственного производства было названо плохое использование техники. Отмечалось, что Советское правительство оснащает сельское хозяйство всей страны техникой в огромных объемах, но используется эта техника неудовлетворительно.

Максимальное внедрение техники называлось важнейшим средством экономии и повышения производительности труда. Была поставлена задача на базе широкой механизации в сжатые сроки поднять производительность сельскохозяйственного производства и в ближайшие 2-3 года обеспечить население страны продуктами питания в размерах, соответствующих научно-обоснованным нормам потребления, т.е. в 2-3 раза увеличить производство молока и молочных продуктов, яиц, сахара, овощей и фруктов.

По итогам Пленума, промышленные министерства получили поручение дать сельскому хозяйству новые виды машин: землеройных, пропашных, посадочных и т.д.

В целях оказания помощи в повышении квалификации руководящего состава МТС и совхозов, имеющим среднее специальное образование и опыт работы в МТС и совхозах, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 21 сентября 1953 г. приняли постановление об организации специальных факультетов по подготовке инженеров-механиков сельского хозяйства с двухгодичным сроком обучения. Такие факультеты были организованы в 7 вузах: Московском, Харьковском, Челябинском, Саратовском, Мелитопольском институтах механизации сельского хозяйства и Воронежском сельскохозяйственном институте. Прием на эти факультеты был прекращен в 1960 г. Всего по ускоренной программе было выпущено 2500 инженеров-механиков сельского хозяйства [8].

Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятым в декабре 1958 г. на сессии Верховного Совета СССР, была предусмотрена подготовка специалистов высшей квалификации на основе сочетания теоретического обучения с общественно полезным трудом, с производственным обучением. В соответствии с этим законом в сельскохозяйственных вузах были пересмотрены учебные планы. На производственную практику было выделено до 40% времени обучения. Студенты младших курсов факультетов механизации получали производственные квалификации слесаря, токаря, тракториста, шофера и комбайнера, а студенты старших курсов работали в качестве трактористов, комбайнеров, а также на ремонте посевных и уборочных агрегатов.

Прирост выпуска инженеров для сельского хозяйства происходил при одновременном сравнительно малом количестве выпускавшихся специалистов среднего звена (техников). В результате инженеры-механики сельского хозяйства направлялись для работы на машинном дворе, в автогараж и на другие аналогичные работы, которые с успехом могли выполняться специалистами среднего звена.

В годы хрущевской оттепели было принято решение о направлении из городов большой группы инженеров для работы в МТС и других специалистов для работы в различных звеньях сельскохозяйственного производства, не менее 100 тыс. чел. Это было огромной проблемой, так как в среднем от 30 до 89% руководящего состава МТС не имели высшего и среднего образования. Поэтому для обучения механизаторов были созданы 250 ремесленных училищ и школ ФЗО на базе имевшихся и 300 совершенно новых училищ [8].

Значительное развитие в послевоенный период получили заочная и очно-заочная (вечерняя) формы высшего образования. Это позволяло получить высшее  образование «практикам» сельскохозяйственного производства.

Таблица 1

Распределение агроинженерных вузов и факультетов по территории СССР в 1965 г. [8]

 

Республика

Вузов

Факультетов

РСФСР

4

29

Украинская ССР

2

3

Белорусская ССР

1

1

Казахская ССР

-

3

Узбекская ССР

1

1

Грузинская ССР

-

1

Азербайджанская ССР

-

1

Литовская ССР

-

1

Молдавская ССР

-

1

Латвийская ССР

-

1

Киргизская ССР

-

1

Таджикская ССР

-

1

Армянская ССР

-

1

Туркменская ССР

-

1

Эстонская ССР

-

1

Всего

8

47

 

Как видно из табл. 1, как минимум 1 факультет механизации в годы послевоенных пятилеток и хрущевской «оттепели» был создан в каждой республике Союза. Наибольшее количество агроинженерных вузов и факультетов было сосредоточено на территории России. Это объяснялось, помимо большей, чем у других республик, численности населения, наличием развитой промышленности, в том числе заводов сельскохозяйственного машиностроения, и большим количеством природно-климатических зон. И если число специализированных агроинженерных вузов после войны не изменилось по сравнению с довоенным временем, то количество факультетов механизации сельского хозяйства выросло почти в 8 раз. Принятый руководством страны курс на комплексную механизацию сельского хозяйства требовал резкого увеличения количества специалистов, которых и так не хватало. Создание факультетов механизации  стало решением проблемы нехватки кадров, так как позволило в более короткие сроки на базе уже работавших сельскохозяйственных вузов организовать подготовку инженеров для сельскохозяйственного производства. 

Благодаря принимаемым мерам в  1965 г. в целом по СССР выпуск  инженеров-механиков сельского хозяйства составил 7268 чел., а инженеров-электриков – 988 чел. [8].

Список литературы

1. Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 гг.: происхождение и последствия. − Москва: Ин-т росс. истории РАН,1996. − 265 с.

2. Иофинов С.А., Еникеев В.Г., Скробач В.Ф., Шкрабак В.С. Становление агроинженерной науки и образования в России (XIX-XX вв.). - Санкт-Петербург: Химиздат, 1999. − 352 с.

3. Зайдинер В.И., Ковынева С.А. Зерноград и зерноградцы. − Ростов н/Д: ООО «Терра», 2012. − 363 c.

4. ЧИМЭСХ. Челябинский государственный агроинженерный университет. Челябинск: Губерния, 2008. − 145 с.

5. Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. 50 лет. Ташкент: Укитувчи, 1984. − 214 с.

6. Государственный архив Российской Федерации, Фонд Р-5446, Опись 1, Дело 419, Лист 160.

7. Белорусский институт механизации сельского хозяйства. К 30-летию со дня основания. − Минск: Беларусь, 1984. − 86 с.

8. Гатлих Г.А., Корнев А.И., Литвиненко А.Н. Сельскохозяйственные вузы СССР. − Москва: Высшая школа, 1965. − 367 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?