студент
Россия
Россия
В статье рассмотрена актуальная проблема использования цифровых технологий в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой Зауралья. Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы применения цифровых технологий в ознакомлении дошкольников с природой Зауралья. Преимущества цифровых технологий перед традиционными дидактическими средствами заключаются в том, что компьютер обеспечивает автоматическое обучение и мгновенные реакции на выполнение заданий ребенком. Все это предоставляет широкие возможности для коммуникаций между субъектами образовательного процесса в условиях дополнительного образования.
дети старшего дошкольного возраста, информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа игры, природа Зауралья, цифровые технологии, игрок, мультимедийный ресурс
На сегодняшний момент одна из самых актуальных тем – взаимоотношение человека и природы. Природные катаклизмы, неблагоприятные факторы природы отрицательно сказываются на жизнедеятельности людей и, в частности, детей [12].
Широкое ознакомление с природой Зауралья детей дошкольного возраста – трудоёмкий и долгий процесс. Игры же создают положительный настрой и способствуют всестороннему развитию. В процессе игры воспитывается бережное отношение к природе.
Одним из наиболее эффективных и доступных методов для формирования представлений у дошкольников об окружающем мире Зауралья являются мультимедийные игры.
На сегодняшний момент ДОУ не обеспечены настольными и электронными играми по краеведению в силу специфичности самого краеведческого материала. В то же время преобладание наглядно-образного мышления побуждает необходимость формировать представления о родном крае с использованием мультимедийных презентаций, фотографий, рисунков, слайд-шоу, со звуковым оформлением и дикторским сопровождением, видеофрагментами и анимациями. Поэтому нами были разработаны авторские мультимедийные игры с применением ИКТ, направленные на освоение краеведческого содержания образования.
Цифровые медиаресурсы способствуют развитию у детей наблюдательности, усидчивости, самостоятельности. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, а самое главное – появляется положительный эмоциональный настрой [10].
Цифровые образовательные ресурсы – это электронный источник, в котором находятся тексты, графики, фото, видеофрагменты и другие сведения, учитывающие содержание, цели и задачи образования [10].
Теоретическую основу исследования составляют:
- теории, концепции и взгляды исследователей: Т.А. Киреева, А.В. Сердюкова [8], Л.Б. Черезова [14], И.В. Максимова, Н.В. Пидченко [9] - на проблему цифровых технологий в ознакомлении дошкольников с природой родного края;
- современные исследования Э.В. Прудских, Н.М. Дурнева, Г.В. Зуйкова, [11], В.Е. Евдокимова [5], А.А. Пронина в области применения цифровых технологий, направленных на ознакомление дошкольников с природой.
Диагностика исходного уровня представлений о природе Зауралья у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 33 «Светлячок» в Курганской области в г. Шадринске. Опытно-поисковая работа проводилась с 27-ю детьми подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
Цель: определить исходные уровни сформированности представлений о природе Зауралья по четырем основным разделам: растительный мир; животный мир; живая и неживая природа; времена года, у детей и на этой основе выявить их индивидуальные особенности.
Критерии и показатели выбраны на основе региональной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье», под редакцией Н.А. Каратаевой, О.В. Крежевских [7] (табл. 1).
Таблица 1
Разделы, показатели и критерии сформированности представлений о природе Зауралья у детей старшего дошкольного возраста
Разделы |
КРИТЕРИИ |
Показатели |
|
Объем знаний |
Глубина знаний |
||
Растительный мир |
Ребенок самостоятельно справляется с заданиями, активно принимает поставленные задачи педагогом. Знает все названия деревьев, которые растут в Зауралье, их листья |
Ребенок полно и правильно отвечает на поставленные вопросы |
|
Животный мир |
Без труда классифицирует на группы и расселяет в терем. Знает, кто и как подает голос. Дошкольник без труда выделил животных, которые не проживают в Зауралье |
Ребенок полно отвечает на вопросы. У ребенка не вызвало затруднений в ответах на вопросы. Полно и правильно отвечает на поставленные вопросы |
|
Живая, неживая природа |
Ребенок правильно разделяет объекты живой и неживой природы. Верно выделил объекты неживой природы в Зауралье. Ребенок выделил положительные и отрицательные свойства неживой природы |
Ребенок полно отвечает на поставленные вопросы, поясняет каждый ответ, дополняет высказываниями. Знает реки и озера Зауралья, видит разницу между водами в озере и море
|
|
Времена года |
Ребенок активно принимает участие в играх, с легкостью разделяет признаки времен года, безошибочно раскладывает явления в круги «Эйлера». Объясняет свои действия полным ответом.
|
Ребенок активно и доказательно комментирует свой рисунок и правильно называет времена года. Приводит 3-5 правильных аргументов, которые формулирует самостоятельно. Знает характерные признаки каждого времени года, отвечает на поставленные вопросы полным ответом. |
При проведении констатирующего этапа были получены следующие результаты уровня сформированности объема представлений о природе Зауралья у детей старшего дошкольного возраста по 4-м направлениям: «Растительный мир», «Животный мир», «Живая, неживая природа», «Времена года». Итоги представлены на рис. 1.
По данным рис. 1 видно, что у детей преобладал, в основном, низкий уровень объема представлений о природе Зауралья по всем четырем разделам.
При проведении констатирующего этапа были получены исходные результаты сформированности глубины представлений о природе Зауралья у детей по тем же 4-м направлениям: растительный мир, животный мир, живая, неживая природа, времена года. Итоги представлены на рис. 2.
По данным рис. 2 видно, что у детей преобладал низкий уровень объема представлений о природе Зауралья по всем четырем разделам.
Данные, полученные нами в результате диагностики детей, сориентировали нас на разработку педагогической технологии.
В.А. Беспалько говорит о том, что педагогическая технология – это подбор действий и операций, которые нацелены на результат, а также описание проведенного процесса и полученного результата обучения [4].
Цифровой образовательный ресурс делится на группы:
- информационный источник – это самостоятельные тексты, не похожие на стандартную литературу (научные статьи, сборники, энциклопедии, диссертационные исследования и т.д.);
- статические изображения (пейзажи, портреты, натюрморты, соответствующие теме урока);
- динамические изображения (мультфильмы, кино, видео на DVD, CD);
- информационный инструмент – это электронные средства, предоставляющие возможность работать с локальными источниками;
- мультимедиа среда (тесты, анкеты, виртуальное посещение музеев, электронные игры, учебники и т.д.) [11].
Разработанные нами мультимедийные игры о природе Зауралья с применением цифровых технологий относятся к мультимедиа среде. Они направлены на совершенствование, обобщение и систематизацию экологических представлений у дошкольников в игровой форме, а также развитие психических процессов ребенка.
В календарно-тематическом планировании, работа идет 5 мес., каждый месяц идет изучение нового раздела: растительный мир, животный мир, живая, неживая природа, времена года. В последний, пятый месяц, идет закрепление и повторение каждого раздела. Большая часть изучения раздела проходит с использованием ИКТ. Все цифровые технологии разработаны и применены с учетом требований физиологов, гигиенистов и врачей (Е. Глушкова) [13].
В первый месяц идет повторение изученного в разделе «Растительный мир», организуется разнообразная деятельность: отгадывание загадок про растительный мир Зауралья, чтение литературы о природе Зауралья, придумывание сказки о растениях. На основе готовой сказки создается мультфильм, проигрываются мультимедийные игры, ведется беседа о растительном мире. Дети рисуют картину «Деревья», рассматривают её. Трудовая деятельность - пересадка комнатных растений.
Придумывание сказки о растительном мире закрепляет представление о значении растений в нашей жизни, об их видах. Дети всем коллективом обсуждают, дополняя друг друга. А через несколько дней, когда материал полностью готов, мы создаем мультфильм.
Мультфильм создается в программе «Киностудия Windows Live», совместно с детьми прорисовываются персонажи, декорации, костюмы. У каждого ребенка свое задание: кто-то чувствует себя художником, кто-то режиссером, а кто-то дизайнером. Нами использовался монтаж мультфильма, и через пару часов мы смотрим готовый продукт. Тем самым, смотря собственный мультфильм, дети расширяют кругозор, а также систематизируют представления о природе. У них появляется желание пройти эти этапы заново. Они понимают, что для этого необходимы новые знания, поэтому следующую новую тему слушают и воспринимают с энтузиазмом.
Так же использовалась трудовая деятельность. Для ее организации дети принесли из дома цветы. Совместно с детьми пересадили их в другие горшки. В дальнейшем каждый дошкольник поливал, рыхлил землю и ухаживал сам за своим цветком по графику. Тем самым ребенок приучался бережно относиться к природе и понимал значимость природы не только в теоретической форме, но и опробовал в практической. Когда дети забывали про свои цветы, они чувствовали вину и бежали на помощь с лейками. В конце моей исследовательской деятельности каждый ребенок ухаживал за свои цветком без напоминаний и с чувством ответственности.
В образовательной деятельности по экологии используются мультимедийные игры типа «Природа – наш друг». Мы совместно выбираем разделы: «Грибы», «Деревья и кустарники», «Найди листок».
«Деревья и кустарники». Данная игра направлена на расширение кругозора. Первое дерево – береза. Задание предлагало отыскать березовый листок и перенести его на картину. Для этого выполнена команда «Dragand Drop». Второе дерево – клен. Необходимо найти само дерево среди дубов, клёнов и тополей. Третье дерево (кустарник) - рябина. Задание − отыскать плод данного кустарника и объяснить, чем отличается дерево от кустарника. Если дети ошиблись в каком-либо задании или не смогли ответить на вопрос, то мультимедийный герой все подробно пояснял. Тем самым все игровые упражнения способствовали развитию представлений о природе Зауралья. Дети с удовольствием играли в игру, обсуждали возникающие спорные моменты. В спорных моментах каждый высказывал свое мнение, потом дети ещё раз обсуждали и, наконец, находили правильное решение (рис. 3).
В современных условиях, когда остро стоит проблема формирования экологической культуры у подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы по ее решению является знакомство с природой родного края. Здесь на помощь приходят цифровые технологии.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования раскрыта важность понятия «Значимость ознакомления дошкольников с природой Зауралья». Это постоянный, целенаправленный процесс воспитания и обучения дошкольников, который способствует формированию экологической культуры.
Цифровые технологии – это электронный источник, в котором находятся тексты, графики, фото, видеофрагменты и другие сведения, направленные на осуществление целей и задач образования [18].
2. Нами были определены разделы, показатели и критерии сформированности представлений о природе Зауралья у детей старшего дошкольного возраста по четырем направлениям: «Растительный мир», «Животный мир», «Времена года», «Живая, неживая природа».
Опираясь на нерегиональную образовательную программу дошкольного образования «Мы живем в Зауралье» Каратаевой Н.А., Крежевских О.В., были подобраны соответствующие диагностические инструментарии, благодаря которым определили уровень сформированности представлений о природе Зауралья у детей старшего дошкольного возраста [22].
С помощью 12 диагностических заданий было установлено, что в условиях традиционного обучения уровень сформированности этих представлений у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Средний уровень имеет 48% (13 детей), низкий 40% (11 детей), высокий 12% (3 ребенка).
3. Нами была проведена беседа с воспитателями на тему «Применение цифровых технологий в ДОО», изучено состояние детского сада по исследуемой проблеме. Мы сделали вывод, что педагоги используют при ознакомлении дошкольников с природой Зауралья цифровые технологии, но не в полной мере и достаточно нечасто, что усложняет решение поставленных задач по данной теме.
4. В ходе работы нами была разработана педагогическая технология, она включает в себя использование цифровых технологий, которая может быть использована в условиях дополнительного образования.
На основе изученной литературы, психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных ученых, научных работ физиологов и врачей, нормативно-правовых документов, нами были разработаны с применением цифровых технологий авторские мультимедийные игры по ознакомлению дошкольников с природой Зауралья:
- «Найди пару для листка».
- «Рыбы Зауралья».
- «Птицы».
- «Насекомые».
- «Найди живое».
- «Поиск».
- «Правила поведения».
- «Время года».
- «Растения − наши друзья».
- «Природа – наш друг».
- «Путешествие с Незнайкой и его друзьями по Зауралью».
- «Планета Земля в опасности!».
- «Экология сказок».
- «Круги Эйлера».
- «Сезонные изменения».
- «Жизнь и быт живых существ».
- «Растения - наши друзья».
- «Рыбалка».
- «Сезонные изменения».
Все задания были нацелены на максимальное сохранение здоровья детей. Быстрый темп игр плохо сказывается на психическом и эмоциональном состоянии ребенка. Именно поэтому в наших познавательных играх никакого ограничения времени в выполнении заданий не было. Дети могли размышлять любое количество времени, а после слышали похвалу от героев мультфильма, тем самым подкреплялся интерес к игровым действиям.
Результаты повторного изучения уровней сформированности представлений о природе Зауралья у детей старшего дошкольного возраста показали положительную динамику по всем четырем разделам. Это доказывает эффективность разработанной нами педагогической технологии.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
1. McKenneyS.Teacher Design of Technology for Emergent Literacy: An Explorative Feasibility Study // Australasian Journal of Early Childhood.2012. 37.P. 4-12.
2. ParetteH.Instructional Technology in Early Childhood: Teaching in the Digital Age. Baltimore, MD: Brookes, 2013.
3. ShawarebA. The Effects of Computer Use on Creative Thinking among Kindergarten Children in Jordan // Journal of Instructional Psychology. 2011. 38.P. 213-220.
4. Беспалько, В.А. Прецизионные цифровые измерители времени [Текст]/ В. А. Беспалько // Ин-т электрон.и вычислит. техники. Рига : ИЭВТ, 1989. 66 с
5. Евдокимова, В.Е. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ [Текст] / В. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2016. -№ 4. - С. 97-106.
6. Еремина, Т. ИКТ и познавательное развитие [Текст]: для детей 6-8 лет/ Т. Еремина, С. Ещенко // Дошкольное воспитание. - 2018. -№ 11. - С. 74-78.
7. Каратаева Н.А. Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации образовательной программы для дошкольников «Мы живем в Зауралье» [Текст] / Н. А. Каратаева, О. В. Крежевских // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения : журн. для занятий с детьми. - 2016 N 6. С. 62-67.
8. Киреева Т.А. Интерактивные формы работы при изучении краеведения [Электронный ресурс] / Т.А. Киреева, А.В. Сердюкова //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2019. С. 37−40. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_37600364_10910165.pdf
9. Максимова, И.В. Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста с использование мультимедийных ресурсов [Электронный ресурс] / И.В. Максимова, Н.В. Пидченко// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - С. 57-61. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23891032_48178536.pdf
10. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст]: пособие для специалистов по дош. воспит. - Москва, Новая школа, 1996. - С. 51.
11. Прудских, Э.В. Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии [Текст] / Э.В. Прудских, Н.М. Дурнева, Г.В. Зуйкова // актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф.: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 53-56. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9993/
12. Фонда, М.А. ФГОС в системе экологического образования дошкольников [Текст] / М.А. Фонда // Современная наука: теоретический и практический взгляд Материалы I Международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». - 2014. - С. 62-64.
13. Черезова Л.Б. Инновационные технологии в экологическом образовании детей [Электронный ресурс] / Л.Б.Черезова // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования материалы XII-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2018. - С. 470-475. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35023791
14. Черезова Л.Б. Инновационные технологии в экологическом образовании детей [Электронный ресурс] / Л.Б.Черезова // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования материалы XII-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2018. - С. 470-475. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35023791