СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается сбалансированная система показателей, используемых в стратегическом планировании. Приведены частные и обобщающие показатели базовых и функциональных стратегий, а также показатели стратегического плана. Дана структура и критерии оценки эффективности центров ответственности предприятия, а также приведен пример матричной информационной модели планового отдела завода.

Ключевые слова:
показатель, система, сбалансированная система, стратегическое планирование.
Текст

В современных условиях фирма может успешно адаптироваться к рыночной конъюнктуре и превосходить конкурентов по качеству продукции, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или доступным ценам продукции, если будет получать информацию о всех аспектах хозяйственной деятельности компании и внешний среде для своевременного и обоснованного принятия управленческих решений. Поэтому на первый план выходит стратегическое планирование, центральной задачей которого выступает разработка целей развития предприятия на перспективу и формирование стратегического плана на 10-15 лет.

Процесс разработки стратегического плана включает пять основных этапов:

I этап — стратегический анализ положения предприятия в отрасли (регионе), его ресурсного потенциала;

II этап — целеполагание, разработка миссии предприятия и иерархического графа типа «дерево целей»;

III этап — стратегический выбор, разработка базовых, функциональных стратегий, определение стратегических альтернатив;

IV этап — контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии;

V этап — формирование структуры и показателей стратегического плана и его уточнение в сводном текущем тактическом плане (бизнес-плане).

Наряду с разработкой стратегического плана развития корпорации очень важна его успешная реализация на основе использования соответствующих инструментов. Назовем важнейшие из них.

Методы стратегического планирования. В последние годы в арсенале стратегического планирования и управления разработаны и используются на практике специальные методы: разработка сценариев, моделирование, прогностические гипотезы, построение матриц, экспертные оценки.

Система сбалансированных показателей (ССП) стратегического плана позволяет количественно оценить как цели развития фирмы, так и характер принимаемых долгосрочных стратегий. ССП была разработана Р. Капланом и Д. Нортоном в 1992 г. с целью повышения результативности работы руководимой ими компании. По мнению авторов, ССП дает возможность руководителям компании связать стратегию, принятую в плане, с набором показателей, определяющих деятельность подразделений всех уровней управления, и довести содержание стратегического плана до каждого сотрудника на основе его мониторинга и организации обратной связи. ССП позволяет учитывать инициативы работников низших звеньев управления по успешной реализации принятой стратегии. По данным журнала «Fortune», уже через десять лет ССП превратилась в инструмент успешной реализации стратегий в 402 компаниях, входящих в рейтинг Fortune-500. Среди них корпорации Coca-Сola, General Electric, Boeing, Samsung Electronic и др. Американская компания Mobil Marketing & Refining после внедрения ССП переместилась с последнего места в отрасли на первое, а компания Cigna Property превратилась из убыточной в высокодоходную с оборотом 3 млрд долл.

Список литературы

1. Каплан Р.С., Нортон Д П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-бизнес, 2010.

2. Марк Б. Сбалансированная система показателей. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Нильс О. Сбалансированная система показателей. - М.: Диалектика, 2006.

4. Федоренко Е. Сбалансированная система показателей эффективности деятельности предприятия // Риск. - 2010. - № 2.

5. URL://http://www.interpace.ru/home asparted

Войти или Создать
* Забыли пароль?