В современных условиях подготовки молодых специалистов актуален переход на преподавание традиционных дисциплин путем освоения систем информационных технологий, систем автоматизированного проектирования. Конкретные шаги, изложенные в статье, могут служить отправным пунктом к созданию оригинальной методики преподавания начертательной геометрии и будут интересны большинству специалистов в области геометро-графических дисциплин и систем автоматизированного проектирования.
Методика преподавания; начертательная геометрия; система автоматизированного проектирования; геометро-графические дисциплины; плоскость проекций.
Необходимость перехода преподавания инженерной графики с выполнения графических работ ручным «карандашным» методом на путь, использующий CAD-технологии, уже не вызывает споров. Эта работа планомерно осуществляется [1]. Иначе дело обстоит с теоретической основой инженерной графики — начертательной геометрией. Между методикой преподавания двух этих ранее неразрывных дисциплин образовался ощутимый разрыв, который в ближайшее время необходимо ликвидировать.
По учебному плану студент выполняет три графических работы по начертательной геометрии. Общее название этих работ — эпюры. Так, например, целью эпюра № 2 является усвоение и решение метрических задач на тему преобразования эпюра способом замены плоскостей проекций и способом вращения.
Задачи решаются на комплексном чертеже пирамиды ABCS с вершиной в точке S. Для примера возьмем следующие значения координат точек пирамиды: А (10, 45, 40), В (80, 15, 60), С (65, 55, 15), S (50, 65, 65).
Можно выделить три части алгоритма создания комплексного чертежа пирамиды ABCS:
- создание плоскостей проекций,
- создание пирамиды и введение буквенных обозначений,
- создание и оформление ассоциативного чертежа.
Ниже приведена пошаговая методика выполнения названного алгоритма с использованием системы КОМПАС-3D:
1. Создание плоскостей проекций
Для адекватного отображения создаваемой 3D-модели на последующем ассоциативном чертеже устанавливаем «Изометрия XYZ» на панели Вид в поле Ориентация.
Создаем изображение плоскостей проекций V и H для 1-й четверти пространства (рис. 1).
Судя по системе координат XYZ в Изометрии, ось X в положительном направлении направлена вправо, а в начертательной геометрии — влево. Поэтому задаем размеры горизонтальной плоскости проекций Н на плоскости ZX эскиза:
1-я точка прямоугольника 0, 0, а 2-я точка -100, -80. Затем выдавливаем эскиз на высоту 0,001 мм.
1. Рукавишников В.А. Геометро-графическая подготовка инженера: роль и место в системе образования // Образование и наука. - 2009. - № 5.
2. Митрофанов Е.Н., Привалов И.И. Использование элементов дистанционной технологии в очном обучении. Научно-методические проблемы геометрического моделирования, компьютерной и инженерной графики в высшем профессиональном образовании: сборник статей Международной научно-методической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. - С. 103-105.