студент
Ош, Киргизия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
BISAC MAT030000 Study & Teaching
Статья исследует последствия формирования ситуации успеха при обучении школьников на их деятельность. Анализируются понятия успех, успешность, ситуация успеха. Определены признаки успешного обучения. Изучаются возможности видов учебной деятельности, связанные с развитием личностно-мотивационной составляющей, для создания ситуации успеха при обучении школьников математике. Изучено влияние переживаемого учеником успеха на его последующую учебную деятельность. Сделаны выводы: понятие «образование» включает в себя понятие «достижение». Организация ситуации успеха в образовательном процессе проходит 3 этапа: мотивационный, операционный и результативный. С помощью различных технологий и методических приёмов учитель может моделировать положительное отношение учащихся к учебе на всех этапах урока и во внеурочной деятельности, подводя их к осознанию собственной успешности в обучении, повышая уровень усвоения и качество знаний по математике, тем самым влияя на конечный результат обучения.
обучение, ситуация, успех, достижение, мотивация, приемы, математика, учитель, ученик
Введение. В исследованиях отмечено, что «целью воспитания и обучения является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества» [1, с. 22]. Известные педагоги акцентируют, что достижение успеха – одна из важных и желаемых целей человека: «Только успех поддерживает интерес ученика к учению» [2], а также «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» [3]. Создание ситуации успеха на уроках влияет на настроение учеников, тем самым влияя и на результаты обучения, поэтому целью исследования мы определили изучение проблемы создания ситуации успеха с помощью разных приемов, положительно влияющих на успеваемость по математике.
Обсуждение. Наука психодидактика соединяет методологию обучения и психологические знания с целью развития психологических качеств учащихся, при этом: «содержание психодидактики уделяет основное внимание организации учебной деятельности учащихся, технологии усвоения, уточнения, закрепления знаний и использования их на практике» [4]. Понятия «успех», «успешность» и «ситуация успеха» различны. Так, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех – результат подобной ситуации, связан с чувством радости, эмоционального подъёма, которые человек испытывает в результате удачного выполнения работы.
Успешность – это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребёнка на протяжении некоторого времени. Ситуация успеха, как педагогическое понятие, − это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива [6].
В [5, 6] рассмотрены возможности создания педагогически оправданных ситуаций успеха в учебной деятельности школьников, способствующих развитию творческой личности. По мнению исследователей, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между следующими компонентами (табл. 1).
Таблица 1
Признаки успешного обучения
Взаимосоответствие между компонентами |
Умения, характерные для успешного ученика |
• намерениями и целевыми установками субъекта; • представлениями субъекта о предполагаемых действиях; • реально совершаемыми действиями; • результатом действий. |
• правильно ориентироваться, оценивать обстановку; • определять цель, планировать действие; • действовать согласно плану; • рефлексивно отследить целостную деятельность. |
Анкетирование учащихся в разных возрастных группах показало, что учителя начальных классов чаще хвалят своих учеников, но к 9-му году обучения похвалы учителя уменьшаются вдвое. К 5-му году обучения и далее некоторых учеников никогда не поощряют. Учителя старшеклассников не замечали достижений учеников в 5 раз чаще, чем учителя второклассников. При этом, похвала учителя остается важной, несмотря на возраст учащихся (рис. 1).
Таблица 2
Влияние и последствия ситуации успеха на деятельность ученика
Влияние ситуации успеха |
Последствия создания ситуации успеха |
• переживание успеха внушает уверенность в своих силах; • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха; • создаёт ощущение внутреннего благополучия; • происходит переоценка своих возможностей. |
• успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей; • за сильным переживанием какой-либо эмоции следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить работу, то она будет выполнена менее успешно; • ребёнка можно травмировать, если результат, значимый для него, не будет адекватно оценен другими; • постоянное обеспечение успешности учения может сформировать индифферентное отношение к учебе; • постоянное ожидание положительного результата может привести к отказу от действий в сложных ситуациях. |
Организация ситуации успеха в образовательном процессе проходит 3 этапа (см. табл. 3).
Таблица 3
Этапы создания ситуации успеха
Содержание этапа |
Условия успеха |
Действия педагога |
Мотивационный: дается установка на предполагаемую деятельность |
цель, выбранная учеником, совпадает с учебной задачей урока |
• актуализирует эмоциональную память детей, испытавших успех; • создаёт условия ожидания положительного результата для детей, не выполнявших подобные задания; • нейтрализует память от эмоции неуспеха |
Операционный: обеспечивает условия успешного выполнения задания |
выбранное действие соответствует ожидаемому результату |
•организационный контроль; • содержательный контроль; • интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся |
Результативный: усиливает позитивное и корректирует негативное отношение |
Осознание и анализ результата учащимся |
организует деятельность, в ходе которой учащийся осознает и анализирует результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. |
Несоответствие цели обучения и действия может быть связано с тем, что ученик или не имеет внутренних средств для осуществления действия, или выбирает не то действие. Например, ребенок не знает правила, формулы, которые необходимо применить для решения. Ученик может понимать задание, но использует неверный способ выполнения.
Результативный этап ситуации успеха оказывается наиболее болезненным, так как итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик ждет, что оценят не только итог обучения, но и его усилия в процессе деятельности. Поэтому учителю надо отмечать вслух или жестом каждый успех ученика, следуя заповеди: оценивай не личность, а деятельность. Формированию положительного отношения к учебе способствуют технологии, ориентированные на ученика: «Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения (ЛОО) направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности» [7, с. 39], «Построение урока по технологии ЛОО способствует формированию и закреплению исследовательской, познавательных, коммуникативных компетенций, содействует созданию положительного настроя и позитивной я-концепции» [8, с. 87]. Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование эффектов, развивающих интерес к учёбе: новизны, разнообразия; игры и занимательности; увлекательности форм, метода изложения; парадоксальности; поиска. Следует отметить и роль интернет-ресурсов в формировании положительного отношения учащихся к участию в интеллектуальных соревнованиях [9]. Было выявлено, что применение дифференцированного подхода к обучению посредством геймификации заданий, используя возможности Интернет-сервисов Quizlet, Kahoot, Quizalize и других образовательных веб-квестов, также способствует обеспечению позитивного ученического опыта [10].
Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках: «Анонсирование», «Даю шанс», «Исповедь», «Эмоциональное поглаживание», «Холодный душ» создают обстановку сотрудничества и психологическую установку на успех. Применяется занимательный материал; наглядность; использование средств ТСО, работу в парах и группах постоянного и сменного состава; нестандартные формы проведения урока: «К организации работы на уроках, где ученики в небольших группах участвуют совместно для достижения поставленной цели можно отнести применение метода проектов в обучении математике» [11]. Так, «Презентация результатов проекта проходит в форме публичной защиты, представления оригинального решения олимпиадной задачи. При защите учащиеся представляют полученный результат, не только развивая свои ораторские способности, но и получая навыки оценивания проекта» [12, с. 87].
На уроках математики в 5-9-х классах мы используем методические приемы создания ситуации успеха на разных этапах урока. Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, даже детей-молчунов. Учащимся предлагается быстро, хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя в тетради «+» или «-». Вот примеры вопросов в 6-м классе по теме «Делимость чисел»: какое число является делителем любого числа? Делится ли 555 на 3? Назовите наименьшее простое число. Число 31 – простое? Сколько человек в 3-х квартетах? Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
В 5-6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением правил при решении однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»). Например, расположив значения числовых выражений в заданных примерах в порядке возрастания, ученик узнает название металла, обладающего свойствами горения (табл. 4).
Таблица 4
Задание «Игра с числами»
Буква |
М |
А |
Г |
Н |
И |
Й |
Числовое выражение |
3,087-2,84 |
2,174-1,9 |
5-4,573 |
1,5-1,028 |
0,72+0,004 |
0,35+0,392 |
В 7-м классе учащиеся часто допускают ошибки при переносе слагаемых и раскрытии скобок в решении уравнений. И на этапе актуализации знаний, используем прием «Лови ошибку!» (учитель намеренно допускает ошибку, которую должны исправить ученики), предлагая найти ошибки в решении уравнений.
В 8-м классе при объяснении нового материала по теме «Квадратные уравнения» используем прием «Удивляй!», вызывая интерес учащихся тем, что сразу, не решая, называем корни приведенных квадратных уравнений. Удивленные школьники тоже захотят научиться делать это быстро. Так можно подвести учеников к изучению теоремы Виета. Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому дается краткий готовый план, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, предложим план доказательства теоремы о площади треугольника:
1. Выполнить дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.
2. Доказать равенство
3. Найти площадь
Выводы: успех связан с чувством радости, ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, сам успех – результат подобной ситуации.
Определение понятия «образование» включает в себя понятие «достижение». Создавая ситуацию успеха, необходимо последовательно проходить этапы ее создания. В зависимости от типа ситуации успеха, используются различные приемы их создания.
Ситуация успеха активизирует учебную деятельность, если происходит смена позиции учащегося, он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ученик становится субъектом учебной деятельности, способного создать условия для успешной деятельности.
1. Мамбетакунов Э. Проблемы интеграции науки и научных знаний//Вестник Кыргызского национального университета имени ЖусупаБаласагына. − 2018. − № 1 (93). − С. 22-25.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. − Москва: Педагогика, 1994.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. − Минск: Народная асвета, 1981. − 288 с.
4. Мамбетакунов Э. Ученико-ориентированная психодидактика // Эл агартуу. − 2016. − № 1-2. − С. 28−32.
5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. − Москва: Политиздат, 1989. - 333 с.
6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? − Москва: «Просвещение», 1991. − 176 с.
7. Келдибекова А.О., Абдулазиз Р.З. Технология личностно-ориентированного обучения // Вестник Ошского государственного университета. − 2016. − № 3-4. − С. 37-43.
8. Келдибекова А.О., Токоева Д.Т., Абдыллажан У.А., Фазилов Р.Р. Построение личностно-ориентированной урочной и внеурочной деятельности - залог эффективности современного образования // Мир педагогики и психологии. − 2019. − № 1 (30). − С. 76-88.
9. Келдибекова А.О., Закиров И.У., Жакыпова Ж.А. Влияние интернет-ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях//Мир педагогики и психологии. − 2019. − № 1 (30). − С. 65-76.
10. Келдибекова А.О., Закиров И.У., Фазилов Р.Р. Из опыта работы: управление успеваемостью учеников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. −2019. − № 7-1. − С. 47-52.
11. Абдрашитова Д.И., Солощенко М.Ю. Использование метода проектов при изучении уравнений в основной школе // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. − 2015. − №1 (2). − С. 45−47.
12. Келдибекова А.О. Формирование навыков проектной деятельности школьников при подготовке к математическим олимпиадам // Международный научно-исследовательский журнал. − 2018. − № 6-2 (72). − С. 86−90.