ТЕНДЕНЦИИ САМОРАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема самообразования, саморазвития, личностного и интеллектуального роста − вопросы, которые сегодня выступают в качестве ведущих тенденций модернизации системы дополнительного образования детей в России. Имеется обращение к опыту образовательной деятельности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» г. Калуги, отражающего реализацию современных образовательных инициатив в области самопроектирования и самореализации личности обучающихся.

Ключевые слова:
саморазвитие, самообразование, дополнительное образование, технопарк, эффективность личностного, интеллектуального роста
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванной обеспечить достижение результатов и эффектов в их личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в «Законе об образовании в РФ», в материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления личности индивидуального развития у него способности к самореализации [1, с. 217].

Впервые о самообразовании стали говорить широко с появлением рекомендаций Н.А. Рубакина в 80-х годах XIX в., они были адресованы широким массам читателей, но большой интерес вызвали у педагогов. Второй всплеск приходится на 20-е годы ХХ в., так как в школу пришли работать люди, не имеющие не только высшего, но и среднего образования. Организовать самообразование помогли исследования Н.И. Кареева, Н.К. Крупской. Следующая волна приходится на 60-е годы ХХ в. – начало научно-технической революции и в 80-е годы – во время перестройки. Наиболее значимые исследования – В.Я. Аскаровой, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского.

В современном мире самообразование приняло особую актуальность и темп развития. Образовательные платформы стали более разнообразными и технологичными, это своего рода симбиоз творческой инициативы и социальной ответственности. Конечно, данные тенденции обусловлены изменениями в жизни общества из-за пандемии. Но возможно, это связано с активным движением общества к экономической свободе, информационной и культурной открытости общества, востребованности личного потенциала каждого человека во всех сферах жизни.

Проблемы, возникшие из-за системного кризиса, поразившего все сферы жизни общества, особенно ярко отразились на модели жизнедеятельности, общественных институтах и конечно системе образования. Вполне понятно, что успешность цивилизованного развития общества зависит от системы ценностей, сформированных у подрастающего поколения, от степени готовности включиться в новые общественно-экономические отношения.

Скорость расширения и обновления информации стала причиной поиска новых путей её обновления, в пространстве массовой коммуникации самообразование становится эффективным ресурсом использования и преобразования информации. В первую очередь, педагог должен быть готов к самообразованию, самореализации, постоянному совершенствованию, о чем говорят исследования В.А. Болотова, В.В. Горшкова, Е.И. Исаева. Актуальным становится поиск инновационных форм самообразования и создание педагогических условий для их реализации, также необходимо учитывать региональный компонент.

Обращаясь к федеральной программе развития образования, мы наблюдаем одну из ключевых позиций – это регионализация систем образования, необходимость обеспечения системной работы с детьми, в условиях конкретных территорий.  Этнорегиональные условия в образовании оказывают влияние на выявление интеллектуального, творческого потенциала детей, как основного средства государства. Самообразование способствует индивидуализации сопровождения развития ребенка, эффективности личностного и интеллектуального роста, содействует самопрогнозированию.

Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны [1, с.218].

Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

– свободный выбор направлений и видов деятельности, содержания образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы освоения образовательной программы;

–  вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

– учет индивидуальных потребностей ребенка и его семьи;

– отсутствие универсальных стандартов содержания образования, что создает благоприятные условия для личностного становления, творчества, успешности в достижении общезначимой цели;

– возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ саморазвития для каждого обучающегося;

– доступность знания и информации для каждого;

– учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг [4, с. 217].

Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI в. [1, с. 218].

В данном ключе особое место занимает дополнительное космическое образование как образование, соединяющее в себе две характеристики развития современного образования − вариативность (выражается в полной мере в системе дополнительного образования) и мировоззренческая основа личностно-ориентированного образовательного процесса, единство которых обеспечивает максимум условий и возможностей для взращивания в ребенке ценностно-смысловых ориентиров, духовно-нравственной основы развития личности [3, с. 65].

Дополнительное космическое образование, как интегративная педагогическая категория, представляет собой сочетание педагогических характеристик дополнительного образования и космической педагогики и, соответственно, возможностей для саморазвития личности, предоставляемых ими. Дополнительное космическое образование, являясь сегодня распространенной образовательной практикой, заключает в себе возможности содействия саморазвитию детей, поскольку, с одной стороны, основано на идеях космической педагогики К.Н. Вентцеля, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, имеющей экзистенциальную направленность; с другой стороны, построено на принципах дополнительного образования детей (свобода выбора, индивидуализация образовательного процесса, творчество, вариативность и интегративность дополнительного образования, принцип детского самоуправления и т.д.), единство которых усиливает возможности друг друга и создает предпосылки для формирования ценностно-смысловой сферы личности, являющейся психологической базой  саморазвития и ее механизмом, определяющим направленность (вектор) саморазвития [2, с.42].

В МБОУ ДО «Детско-юношеский центр космического образования "Галактика" города Калуги» как образовательной организации, миссией которой выступает реализация идей дополнительного космического образования детей разного возраста, ряд дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ содержат платформы для реализации самообразования, которые способствуют творческой, исследовательской активности детей на создание уникальных, оригинальных, отличающихся новизной продуктов творческой деятельности и педагогическое сопровождение, мотивирующее к ценностному отношению к искусству, культуре, достоянию народа.

Для детей 14-18 лет мощным стимулом и мотивацией к самообразованию служит появление новых интересных профессий в области IT технологий, робототехники. Погружение в данные направления происходит на занятиях в детском технопарке «Кванториум» − это своего рода новый формат дополнительного образования, с основной концепцией – возрождение инженерных и научных профессий, подготовка будущих высококвалифицированных кадров.

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 10.08.2016 № 425 «О мероприятиях по созданию и функционированию детского технопарка в Калужской области» в Калужской области создан детский технопарк по модели «Стандарт», включающий в себя реализацию 6 образовательных естественно-научных и технических направлений: IT-квантум, Аэроквантум, Геоквантум, Робоквантум, Космоквантум, Автоквантум, а также наличие зоны Хайтек. Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Образование» регионального проекта «Успех каждого ребенка» на одной из площадок Центра созданы новые места дополнительного образования проекта «Образование» регионального проекта «Успех каждого ребенка». Открыты четыре направления: робототехника, хайтек, фото-, видео-, медиазона и графический дизайн.

Детский технопарк реализует дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы (далее – программа) технопарка по направлениям (квантам):

– Космоквантум (программы – «Космическое погружение», «Освоение космического пространства»).

– Геоквантум (программа – «Geokids», «Меридиан 54.4998845, 36.278181»).

– Аэроквантум (программа – «Оператор беспилотных авиационных систем», «Малая беспилотная авиация»).

– Робоквантум (программа – «Робостарт», «Роболенд»).

IT– квантум (программа – «IT – прорыв», «Arduino»).

– Автоквантум (программа – «Автолаб»).

– Хайтек (программа – «Дизайн-мышление и гибкая разработка проектов»).

Все кванты объединяет HI-tech цех, дети могут довести до готовности свои проекты с использованием прецессионных 3D-принтеров, 3D-сканеров, станков лазерной резки и гравировки, вакуум-формовочной машины, портала плазменной резки.

Для первого знакомства с направлениями технопарка организованы массовые мероприятия, мастер-классы, экскурсии, дискуссионные площадки, «хакатоны», образовательные проекты «Инженерные каникулы», при этом задействуются дополнительные площадки − Инновационного культурного центра, Филиала АО «НПО Лавочкина» в г. Калуге, проходят фестивали «Посмотри на Землю из космоса», организатор − инженерная компания ООО «Лоретт», компетенция «Дистанционное зондирование земли», программы «Дежурный по планете». Данные мероприятия не только знакомят, но и ориентируют на выбор направления технопарка с последующим погружением в определенную область знаний, что требует постоянного саморазвития, самоорганизации для более качественного решения поставленных творческих, исследовательских задач. В свою очередь, педагогический состав Центра и педагоги-наставники технопарка прошли курсы повышения квалификации на различных площадках, включая Фонд новых форм развития образования (Сколково), МГУ им. М.В. Ломоносова НИИЯФ (Москва), участвовали в вебинарах и практикумах, так как в процессе профессионально-личностного становления педагога немаловажную роль играет обогащение эмоционального, интеллектуального и профессионального опыта и напрямую связано с организацией самообразования педагога в новых социально-экономических условиях.

В заключение заметим, что профессионально-личностное становление педагога является педагогической проблемой на современном этапе модернизации образования, так как является её субъектом. Основным ресурсом выступает мотивация на непрерывное самосовершенствование педагога, освоение передовых педагогических технологий, самоанализ, рефлексия. Исторически обусловлено, и в дополнительном образовании ежедневно подтверждается, что самообразование становится более востребованным в критические моменты истории, возникает необходимость решать задачи реформирования общественной жизни. Это касается всех субъектов образовательного процесса.

 

Список литературы

1. Иванова, И.В. Актуальность педагогических взглядов К.Э. Циолковского в свете модернизации дополнительного образования в России /И.В. Иванова // Вестник Томского государственного университета. − 2015. − № 395. − C. 217-223

2. Иванова, И.В. Возможности дополнительного космического образования в формировании ценностно-смысловой сферы ребенка / И.В.Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. − 2016. − Т. 4. − № 3. − C. 40−51.

3. Иванова, И.В. Дополнительное космическое образование в контексте модернизации системы образования в РФ / И.В. Иванова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. − 2015. − №2(21). − С. 63-69.

4. Иванова, И.В. Сопровождение саморазвития детей младшего школьного возраста в системе дополнительного космического образования / И.В. Иванова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. − 2015. − Т. 135. − №1. − С. 95−104.

Войти или Создать
* Забыли пароль?