В статье рассматриваются ведущие направления реализации проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды. Основная структурная единица проекта – личностный потенциал ребенка, педагога, родителя. Особое внимание уделяется анализу школьной среды, который позволил выйти на актуальную тему, над которой работает коллектив школы.
образовательные ценности, гибкие навыки, личностно-развивающая образовательная среда, экология образовательной среды, жизнестойкость, индивидуализация, персонализация, личностный потенциал
На современном этапе развития образования (на разных его уровнях) одной из актуальных задач выступает создание условий для саморазвития, самовыражения и самопроектирования обучающихся разных возрастных групп [2].
В данном ключе происходит переосмысление образовательных ценностей. Акцент делается не только на формировании знаний, умений, навыков, на определенных компетентностях, но и на создании среды, где развиваются «гибкие навыки». Ребенок должен уметь жить в обществе, гармонично вписываться в образовательную среду, конструктивно взаимодействовать с участниками образовательных отношений. Родители хотят, чтобы их дети были успешными в будущем, поэтому в первую очередь необходимо развивать личностный потенциал. Ребенок большую часть своей детской и подростковой жизни проводит в школе. Поэтому именно на школу и педагогов возложена социальная миссия: способствовать успешной социализации, гармоничному развитию личности [3].
Сегодня востребованы современные развивающие программы, которые могут послужить основой для разработки индивидуальных траекторий социализации, в том числе в условиях дополнительного образования детей как системы образования в РФ, обладающей максимальными педагогическими возможностями в организации процессов саморазвития, самовоспитания и самопроектирования обучающихся разных возрастных групп [1].
Решение этих задач возложено на Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Фонд создан в 2015 г. для поддержки российского образования с учетом вызовов XXI в. Программа по развитию личностного потенциала начала действовать в России в 2018 г. Она отвечает за эволюционные вызовы неопределенности, сложности и разнообразия современного мира, за переосмысление миссии системы образования. На смену знаниевому подходу и типовым образовательным программам приходит вариативность деятельности, смыслов, персонализация. Делается акцент на главной ценности образования: самобытная и самоопределяющаяся личность ребенка. Работа со школьником должна строиться в трех направлениях: помощь в определении мотивов, развитие универсальных компетенций, освоение технологий, методик и инструментария под конкретные виды деятельности.
В проект по личностно-развивающей образовательной среде наша школа вступила в январе 2020 г. Мы согласны с тем, что достижения цивилизации открывают ребенку новые возможности с первых месяцев его жизни:
− расширяется диапазон электронных информационных и образовательных ресурсов;
− появляются новые формы и виды информационной продукции для детей;
− улучшается материальное обеспечение детей в большинстве семей и в образовательных учреждениях;
− повышается внимание к образованию детей со стороны родителей и государства;
− совершенствуется система образования.
Обучение проходило на базе ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования». Оно началось с управленческого модуля, только затем к подготовке приступила команда педагогов начальной, основной и старшей школы. Пропуская через себя эффекты программы, учителя понимают, чему и как учить детей.
Основная структурная единица проекта – личностный потенциал ребенка, педагога, родителя. Личностный потенциал рассматривается как интегральная системная характеристика, которая позволяет личности ориентироваться в жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий.
В первой половине года управленческой командой школы создан проект по формированию личностно-развивающей образовательной среды «Школа РОСТА: воспитываем новое поколение» (экология образовательной среды как фактор развития жизнестойкости участников образовательных отношений). Данный проект разработан в логике программы развития школы «Школа РОСТА: воспитываем новое поколение» и развивает его идеи по формированию личностно-развивающей образовательной среды.
На начальном этапе проекта проведен комплексный проблемно-ориентированный анализ имеющейся ситуации по методике SWOT- анализ, выявлены «проблемные моменты» и «точки роста».
Результаты независимого мониторинга «Школьный климат», который проводился в 2016/2017 и 2017/2018 гг., выявили высокую степень школьной тревожности учащихся, психологическую напряженность в возрастных группах 6-7, 8-9 класс. По итогам 1-го этапа мониторинга в школе была организована специальная работа по снижению психологической тревожности учащихся, снижению проявлений детской агрессии. Сопоставление результатов мониторинговых исследований 2017 и 2018 г. показывает положительную тенденцию. Снизился уровень межличностной напряженности в возрастной группе 8-9 класс, однако по-прежнему остается достаточно высоким этот показатель в возрастной группе 6-7 классов, особенно в учебном корпусе №2, где классные коллективы проходят этап становления. Это выражается в наличии конфликтных ситуаций, неумении подростков выстраивать конструктивные отношения с ровесниками и старшими. Поэтому необходимо искать пути минимизации проявлений подростковой агрессии, пропагандировать безопасный образ жизни, развивать социально ответственную личность, обладающую жизнестойкостью.
Интересные результаты были получены в ходе диагностики количественных параметров образовательной среды, участие в которой приняли администрация, педагогические работники и учащиеся. Наиболее развитыми и сбалансированными оказались такие показатели, как интенсивность, осознаваемость, обобщенность, мобильность, эмоциональность, когерентность, доминантность.
Это связано, на наш взгляд, с рядом факторов.
Во-первых, в школе создаются условия для индивидуализации обучения, в частности на уровне среднего общего образования учащиеся обучаются по индивидуальным образовательным трекам, осваивая программы на углубленном уровне (физико-математический, биолого-химический, информационно-технологический, социально-гуманитарный профиль). Также в учебном корпусе №2 микрорайона «Веснушки» программа для классов информационно-технологической направленности построена по принципу модульного обучения (старт – пропедевтический модуль, мастер – модуль и профи – модуль), учебные занятия на углубленном уровне дополнены внеурочной деятельностью IT-направленности и реализацией партнерских программ
. На положительные показатели по фактору интенсивность образовательной среды работает и проведение образовательной выездной школы для учащихся 6-х классов по развитию лидерских качеств «Вместе с РДШ», образовательных каникулярных трек – интенсивов «Цифровая трансформация» для учащихся 7-8-х классов, а также уроков цифры.
Во-вторых, достижению показателей по направлению «широта образовательного процесса» способствует реализация партнерских программ с КФ МГТУ им. Баумана, Яндекс – Лицеем, ЗАО «Астрал» и IT– кластером Калужской области. Партнерские программы охватывают преимущественно учащихся, начиная с 8 класса, изучающих углубленно физику, математику и информатику (40% от общего числа учащихся данной возрастной группы), поэтому осознаются как актуальные для личностного развития лишь частью учащихся.
В-третьих, достижение показателя «осознаваемость школьной среды» стало возможным, на наш взгляд, благодаря сознательной включенности в нее всех членов образовательного сообщества. У школы есть свои традиции, ритуалы, атрибуты, которые приняты и новыми членами коллектива – учителями и учащимися учебного корпуса №2. Проводится целенаправленная работа по формированию школьной команды, в которую активно включаются выпускники школы и учителя – ветераны.
В-четвертых, высокая степень обобщенности среды обеспечивается системной реализацией программы развития школы всей школьной командой.
Результаты диагностики административной команды выше, чем у учителей, в тоже время разница показателей незначительная. Количественные показатели учащихся меньше, чем у администрации и учителей. «Эффект матрешки» свидетельствует о наличии различных субъективных образов школы у разных членов образовательного сообщества. «Эффект матрешки» хотя и существует, но выражен не явным образом, что свидетельствует о достаточно объективных суждениях в процессе диагностики.
Итоги диагностики показали, что наименьшие показатели по устойчивости школьной среды и активности. Невысокие показатели «устойчивости» школьной среды связаны, на наш взгляд, прежде всего с тем, что в настоящее время школа переживает «переходный период», третий год работает в режиме «школа – комплекс». Коллектив школы на протяжении последних лет, с 2017 г., столкнулся с серьезным вызовом: подготовка к введению в строй школы – новостройки, ее запуск. При этом необходимо отметить, что работу по запуску школы – новостройки проводила не только администрация, а вся школьная команда. Так, в частности, руководители МО, опытные педагоги участвовали в отборе кадров для новой школы, методическом обучении и методическом сопровождении молодых и вновь принятых педагогов, привитии внутрикорпоративных ценностей. Активное участие в запуске нового здания школы приняло и ученическое самоуправление (Совет старшеклассников): учащиеся наряду с учителями осуществляли обучение классных активов, проводили общешкольные мероприятия, готовили новую школу к открытию.
Результаты экспертизы образовательной среды показали, что она имеет смешанный характер [4]: преобладает «карьерная среда» (41,23%), с элементами творческой и догматической.
Исходя из проведенного анализа, была предложена управленческая модель эколого-личностной образовательной среды «Школа РОСТА: воспитываем новое поколение», поставлены цель, задачи, спланированы ожидаемые результаты.
Основная цель – создание личностно-развиваюшей среды школы, характеризующейся открытостью, направленной на формирование жизнестойкости как ядерного понятия личностного потенциала, способствующего эффективной регуляции деятельности.
В результате изменений:
− создается творческая образовательная среда за счет снижения долей карьерной и догматического типов;
− обеспечиваются условия для повышения жизнестойкости показателей «устойчивость» и «активность»;
− осуществляется переход от линейно-постановочной образовательной модели к интегративно-матричной с элементами модульной;
− создаются условия для развития корпоративной культуры школы с преобладанием инновационного типа на основе открытого детско-взрослого сообщества.
Новая концептуальная основа поможет минимизировать такие угрозы, так тревога, агрессия, низкий уровень мотивации на личностное развитие.
В ходе проекта реализуются модули:
− «Гармоничный человек – гармоничный мир»;
− «Безопасный школьный уклад»
Ключевой фигурой Проекта является педагог. Он в то же время является лидером изменений. Чтобы он смог развивать жизнестойкость у детей, необходимо способствовать развитию жизнестойкости самого педагога, обеспечить его передовыми методиками и инструментами для работы с детьми. Обучение учителей будет выстроено по аналогии с обучением ребенка: пропуская через себя эффекты проекта, они поймут, чему и как учить ребенка. Так, в частности, в рамках проекта осуществляется внутрикорпоративное обучение учителей по программе «Управляй собой». Программа направлена на формирование навыков саморегуляции, стрессоустойчивого поведения, выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации, разрешения конфликтов, управление временными ресурсами.
Отдельным направлением станет специально организованная подготовка педагогов-мастеров, коуч–тренеров, которые, обладая знаниями в области педагогики и психологии, смогут организовать с учащимися индивидуальные тренинги по развитию жизнестойкости и создание школьной службы медиации. Будет проведена разработка «Портфеля педагогических практик» − эффективных методик по развитию жизнестойкости и самоопределения.
В образовательную программу школы предполагается включение программы внеурочной деятельности «Школа самоопределения». В её основе лежат тренинги и практики по развитию стрессоустойчивости, поведению в кризисных ситуациях, принятию жизненных перемен как новой возможности. На развитие жизнестойкости у учащихся направлено и расширение условий для самостоятельного выбора образовательной траектории (профильность обучения, более широкий круг курсов внеурочной деятельности, спецкурсов, участие в реализации партнерских программ, организация образовательных событий и т.д.), активное участие в школьном самоуправлении.
В ходе реализации проекта в школе будет создан клуб – ассоциация учителей – ветеранов и выпускников школы «Лаборатория успеха». Цель создания такой ассоциации – включение опытных педагогов, работавших ранее в школе, и наиболее активных выпускников в управление школой, обогащение образовательной среды школы благодаря положительному социальному опыту ветеранов и выпускников. Направления взаимодействия: наставничество, тренинги и обучение по самоопределению, профориентации, организация событий, проведение исследований, прохождение стажировок.
Основным механизмом управленческого сопровождения реализации Проекта выступает мониторинг его эффективности.
Мониторинг ведет не только администрация школы, ее отдельные службы и подразделения, но и учащиеся, родители, независимые общественные эксперты, государственные и общественные организации. Особая роль в мониторинге принадлежит психологической службе.
Прогноз инновационных изменений в школе и их последствий − тоже обязательная часть мониторинга. Он ведется управленческой структурой школы, медицинской, психологической службами, общественным самоуправлением, приглашаемыми независимыми экспертами, муниципальными органами управления образования, а также самими учащимися школы через социально ориентированные проекты.
Функцию общей координации реализации Программы развития выполняет администрация школы совместно с управляющим советом.
Оценка результатов проекта может проводиться на основе количественных и качественных критериев.
Количественные критерии выражены в численных значениях. Они направлены на оценку ряда параметров, являющихся результатом заявленных мероприятий. Эти показатели должны обеспечивать возможность оценки эффективности реализации Проекта для принятия своевременных управленческих решений. Система показателей позволяет отслеживать деятельность по реализации заявленных направлений и сопоставлять ее результаты с планируемыми результатами.
1. Иванова, И.В. Формирование готовности подростков к саморазвитию как целевая функция дополнительного образования / И.В. Иванова // Воспитание школьников. - 2018. − №6. - С. 27-34.
2. Рожков, М.И. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников / М.И. Рожков, И.В. Иванова // Педагогика. - 2020. - Т. 84.− №8.− С. 63−72.
3. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы/ Е.А.Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др. - Москва: Дрофа, 2019. - 248 с.
4. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление/В.А. Ясвин. - Москва: Народное образование, 2019. - 448 с.